Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Развитие навыков самоорганизации у будущих экономистов-бухгалтеров в условиях среднего специального учебного заведения (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКлимко
ИздательствоКНИТУ
Страниц18
ID302425
Климко, Н.В. Развитие навыков самоорганизации у будущих экономистов-бухгалтеров в условиях среднего специального учебного заведения : Автореферат / Н.В. Климко .— Казань : КНИТУ, 2009 .— 18 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302425 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи КЛИМКО НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ-БУХГАЛТЕРОВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2009 Работа выполнена на кафедре педагогической психологии и педагогики в ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)» Научный руководитель Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Ахметова Дания Загриевна доктор педагогических наук, профессор Каташев Валерий Георгиевич доктор педагогических наук, профессор Амирова Савия Султановна Ведущая организация ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» Защита состоится 9 декабря 2009 г. В 14 часов на заседании совета Д 212.080.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Казанском государственном технологическом университете по адресу: 420015, РТ, г. Казань, ул. <...> Образование как значимый социальный институт всецело связано с процессом социально-экономического и культурного развития страны. <...> В связи с этим становится актуальной проблема профессиональной подготовки специалистов, способных поднять экономику, производство, образование и культуру на новый, более высокий уровень. <...> Экономистов-бухгалтеров готовят не только высшие, но и средние специальные учебные заведения, не уделяющие должного внимания психолого-педагогическому обеспечению процесса профессиональной подготовки студентов. <...> От того, насколько он умеет это делать, зависит успешность его карьеры, профессионального становления, качество, эффективность работы. <...> Для того, чтобы овладеть навыками самоанализа, планирования и проектирования своей деятельности, построения профессиональных и жизненных стратегий, молодой специалист должен отличаться высоким уровнем самоорганизации. <...> Так как средние специальные учебные заведения <...>
Развитие_навыков_самоорганизации_у_будущих_экономистов-бухгалтеров_в_условиях_среднего_специального_учебного_заведения.pdf
Общая характеристика работы Актуальность исследования. Образование как значимый социальный институт всецело связано с процессом социально-экономического и культурного развития страны. Оно должно отвечать требованиям времени и обеспечивать опережающее развитие общества. В связи с этим становится актуальной проблема профессиональной подготовки специалистов, способных поднять экономику, производство, образование и культуру на новый, более высокий уровень. Особенно актуальна эта проблема в сфере подготовки менеджеров и экономистов ввиду популярности этих профессий. Экономистов-бухгалтеров готовят не только высшие, но и средние специальные учебные заведения, не уделяющие должного внимания психолого-педагогическому обеспечению процесса профессиональной подготовки студентов. Это приводит к снижению качества образования в учебных заведениях. Нашему государству – государству с развивающейся рыночной экономикой – нужен специалист, сознательно относящийся к своей жизни, профессиональной деятельности, умеющий ее планировать, строить четкую стратегию своего профессионального роста. От того, насколько он умеет это делать, зависит успешность его карьеры, профессионального становления, качество, эффективность работы. Для того, чтобы овладеть навыками самоанализа, планирования и проектирования своей деятельности, построения профессиональных и жизненных стратегий, молодой специалист должен отличаться высоким уровнем самоорганизации. Так как средние специальные учебные заведения готовят специалистов за довольно короткий срок и их контингент – это преимущественно старшие подростки, которые не адаптированы к учебе в профессиональном учебном заведении, то необходимо реализовать в учебно-воспитательном процессе среднего специального учебного заведения личностно-развивающие подходы, разработать эффективные модели, специальные (элективные) курсы, способствующие развитию навыков самоорганизации. Анализ проблемы развития навыков самоорганизации у студентов показывает, что в средних специальных учебных заведениях опыт системного и целенаправленного развития этих навыков невелик. Изучению проблемы самоорганизации личности посвящены исследования Т.И. Артемьевой, С.Б. Даниярова и Б.Н. Дегтярева, Д.Н. Завалишиной, Н.П. Нечаева, П.Н. Осипова, П.Е. Рыженкова; мотивационные основы развития самоорганизации личности студентов рассматриваются в работах Б.Г. Ананьева, Е.П. Ильина, В.И. Ковалева, В.Э. Мильмана; профессиональное самоопределение и самоорганизация личности раскрываются в трудах Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, А.В. Сухарева; роль самообразования, саморазвития в профессиональном становлении личности раскрыта в работах В.И. Андреева, Л.А. Казанцевой, В.Г. Каташёва; роль самоорганизации в процессе профессионализации личности рассматривается в исследованиях Л.И. Анцыферовой, В.А. Бодрова, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, А.К. Марковой, М.Ф. Секача, А.В. Сухарева и др. Сущность, природу и структуру мотивации жизнедеятельности изучали Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.; обучение самоменеджменту представлено в работах Г.С. Альтшуллера, Г.А. Архангельского, П. Букова, Н.А. Лаврентьевой. Несмотря на наличие большого количества работ, посвященных исследованию 3
Стр.3
«самопроцессов», системных исследований развития навыков самоорганизации у обучающихся в учебных заведениях среднего профессионального (специального) образования недостаточно. Мы также не обнаружили трудов, посвященных развитию навыков самоорганизации у будущих экономистов-бухгалтеров, которых готовят средние специальные учебные заведения. Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью развивать навыки самоорганизации у студентов средних специальных учебных заведений экономического профиля и отсутствием целостной системы (содержания, моделей, технологий) развития этих навыков в учебно-воспитательном процессе с учетом профиля подготовки. Данное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия развития навыков самоорганизации у будущих экономистов-бухгалтеров - студентов среднего специального учебного заведения. Цель исследования: определить комплекс педагогических условий развития навыков самоорганизации у будущих экономистов-бухгалтеров в учебновоспитательном процессе среднего специального учебного заведения, обеспечивающих эффективность подготовки специалиста со средним специальным образованием. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в среднем специальном учебном заведении. Предмет исследования: педагогические условия развития навыков самоорганизации у будущих экономистов-бухгалтеров (студентов среднего специального учебного заведения). Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие навыков самоорганизации у будущих экономистов-бухгалтеров (студентов среднего специального учебного заведения) будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: ● организация процесса обучения, направленного на осознание сущности и значимости развития навыков самоорганизации в учебно-воспитательном процессе среднего специального учебного заведения, с использованием потенциала учебных дисциплин и со включением авторского элективного курса; ● разработка и реализация педагогической модели развития навыков самоорганизации у студентов среднего специального учебного заведения, включающей цель, задачи, принципы, условия, контент экономического профиля, технологию, критерии, уровни сформированности навыков самоорганизации и результат обучения; ● использование в учебно-воспитательном процессе среднего специального учебного заведения системы мониторинга уровня и динамики развития навыков самоорганизации; ● овладение технологией развития и саморазвития навыков самоорганизации субъектами учебно-воспитательного процесса среднего специального учебного заведения (студентами, преподавателями). В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие исследовательские задачи. 1. Выявить сущность феномена «самоорганизация» как важной составляющей 4
Стр.4