Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Оценка и пути уменьшения экологической опасности объектов автотранспортной инфраструктуры урбанизированной территории (90,00 руб.)

0   0
Первый авторАхтямов
ИздательствоКНИТУ
Страниц20
ID302389
Ахтямов, Р.Г. Оценка и пути уменьшения экологической опасности объектов автотранспортной инфраструктуры урбанизированной территории / Р.Г. Ахтямов .— Казань : КНИТУ, 2009 .— 20 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302389 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи АХТЯМОВ РАСУЛ ГУМЕРОВИЧ ОЦЕНКА И ПУТИ УМЕНЬШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ УРБАНИЗИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ 03.00.16 – Экология АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Казань – 2009 Работа выполнена в ГОУ ВПО Уфимском государственном авиационном техническом университете Научный руководитель доктор технических наук, профессор Красногорская Наталия Николаевна Официальные оппоненты доктор технических наук, профессор Зиятдинов Надир Низамович кандидат технических наук, доцент Иванов Николай Владимирович Ведущая организация ГОУ ВПО Московский автомобильнодорожный институт (ГТУ), г. Москва Защита диссертации состоится 23 декабря 2009 г. в 15.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.080.02 при Казанском государственном технологическом университете по адресу: 420015, г. Казань, ул. <...> Прогнозируемый рост автомобильного парка РФ с 41,5 млн ед. в 2009 году до 68 млн ед. в 2030 году (Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, 2008) обусловливает интенсивное развитие автотранспортной инфраструктуры, к которой относятся: дорожная сеть, мосты и тоннели, автозаправочные станции (АЗС), стоянки автотранспортных средств, а также иные объекты, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса. <...> Это ведет к увеличению экологической опасности автотранспортного комплекса, связанной с загрязнением окружающей природной среды, особенно в пределах урбанизированных территорий. <...> Экологическую опасность объектов автотранспортной инфраструктуры для окружающей среды представляют как выбросы паров нефтепродуктов при функционировании автозаправочных станций, являющиеся также источником повышенной пожаровзрывоопасности, так и сбросы ливневого стока, смывающего загрязняющие вещества с территории города. <...> Загрязнение атмосферного воздуха и качественное истощение водных ресурсов при функционировании <...>
Оценка_и_пути_уменьшения_экологической_опасности_объектов_автотранспортной_инфраструктуры_урбанизированной_территории.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы. Прогнозируемый рост автомобильного парка РФ с 41,5 млн ед. в 2009 году до 68 млн ед. в 2030 году (Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, 2008) обусловливает интенсивное развитие автотранспортной инфраструктуры, к которой относятся: дорожная сеть, мосты и тоннели, автозаправочные станции (АЗС), стоянки автотранспортных средств, а также иные объекты, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса. Это ведет к увеличению экологической опасности автотранспортного комплекса, связанной с загрязнением окружающей природной среды, особенно в пределах урбанизированных территорий. Экологическую опасность объектов автотранспортной инфраструктуры для окружающей среды представляют как выбросы паров нефтепродуктов при функционировании автозаправочных станций, являющиеся также источником повышенной пожаровзрывоопасности, так и сбросы ливневого стока, смывающего загрязняющие вещества с территории города. Загрязнение атмосферного воздуха и качественное истощение водных ресурсов при функционировании объектов автотранспортной инфраструктуры приводит к значительному экологическому и экономическому ущербу, а также нарушает устойчивость экосистемы урбанизированной территории. Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена необходимостью выполнения Постановления Правительства РФ № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» от 10.09.2009 г. и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года от 22.11.2008 г. Работа выполнена по тематике, входящей в Перечень приоритетных направлений развития науки, технологии и техники в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 21 мая 2006г. №Пр–843, Перечень критических технологий Российской Федерации, а также в рамках аналитической целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009–2010 годы)» по теме «Фрактальный анализ структур, возникающих в водной среде при воздействии внешних факторов» по проекту 2.1.1/3179. Цель работы. Снижение негативного воздействия автотранспортной инфраструктуры урбанизированной территории на атмосферу и гидросферу (на примере города Уфа). 3
Стр.3
Основные задачи исследования: − анализ объектов автотранспортной инфраструктуры крупного промышленного центра и выявление основных видов негативного воздействия на атмосферу и гидросферу; − количественная и качественная оценка загрязнения атмосферы выбросами паров нефтепродуктов при функционировании автозаправочных станций г.Уфы с учетом метеорологических факторов окружающей среды и технологических параметров АЗС; − разработка рекомендаций по минимизации негативного воздействия автозаправочных станций на атмосферу урбанизированной территории; − выявление особенностей загрязнения ливневого стока нефтепродуктами на территории г.Уфы с учетом технологических характеристик ливневой канализационной сети; − разработка и совершенствование технологий очистки ливневого стока с учетом количества и размещения объектов автотранспортной инфраструктуры города для снижения их экологической опасности. Научная новизна. Установлены закономерности изменения величины выбросов паров нефтепродуктов при колебаниях метеорологических параметров с учетом условий функционирования АЗС (объем резервуара АЗС, марка бензина, производительность АЗС). Разработаны научно обоснованные методики комплексной оценки загрязнения атмосферного воздуха и расчета экологически допустимого выброса (квот) паров нефтепродуктов при функционировании АЗС. Развиты научные основы выбора эффективной системы очистки ливневого стока: – впервые разработана методика оперативной оценки концентрации загрязняющих веществ в ливневом стоке на оголовке ливневой канализационной сети; – на основе определения функции желательности сформирована экологоинформационная система, отражающая степень загрязненности ливневого стока урбанизированной территории. Практическая ценность работы. Полученные закономерности и методики позволяют: − определить оптимальные условия функционирования и размещения АЗС в пределах урбанизированной территории (Свидетельство о гос. рег. прог. для ЭВМ № 2009611617 от 26.03.09г.); − оценить экономическую 4 эффективность внедрения
Стр.4