Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644910)
Контекстум

Музыка после Вагнера

0   0
Первый авторБраудо Евгений Максимович
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID3020
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Браудо, Е.М. Музыка после Вагнера : Статья / Е.М. Браудо .— : [Б.и.], 1909 .— 8 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/3020 (дата обращения: 11.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Евгеній Браудо Музыка послѣ Вагнера "Аполлонъ", No 1, 1909 OCR Бычков М. Н. <...> СТАТЬЯ ПЕРВАЯ Если бросить бѣглый взглядъ на темы, которыя вдохновляютъ творчество современныхъ композиторовъ, на тѣ формы въ которыя вылилась ихъ музыка, то получится впечатлѣніе совершеннаго хаоса. <...> Тутъ и глубокомысленныя поэмы изъ области современныхъ философскихъ исканій, рядомъ съ ними примитивная романтика и соціальная драма, тонкіе импрессіонистскіе наброски и строгая, чистая, въ смыслѣ стиля, камерная музыка, музыка на соціалистическія темы и догматическія религіозныя композиціи. <...> Но стоитъ только глубже намъ всмотрѣться въ это пестрое многообразіе явленій современной музыкальной жизни, и мы безъ труда замѣтимъ одну общую черту, свойственную всѣмъ жизнеспособнымъ музыкальнымъ произведеніямъ нашихъ дней. <...> Современная музыка окончательно утратила свой былой характеръ праздной забавы. <...> Музыкальное творчество нашихъ дней одухотворено раньше всего сознаніемъ, что музыка есть выраженіе душевной жизни человѣка. <...> Мы живемъ въ эпоху глубокаго перелома въ жизни человѣчества. <...> Она раскрываетъ передъ нами реальную картину чувствованій новаго будущаго человѣка и какъ-бы пріобщаетъ насъ, среди прозаическихъ условій современной жизни, къ духовной жизни будущаго. <...> Такова та религіознокультурная задача, которую ставитъ себѣ -- вольно или невольно -- современная музыка Вовлеченное въ потокъ новой идеалистической мысли, музыкальное творчество нашихъ дней совершенно выходитъ изъ прежней эгоистической замкнутости, изъ собственнаго міра самозаконченной игры чистыхъ музыкальныхъ формъ <...>
Музыка_после_Вагнера.pdf
Евгеній Браудо Музыка послѣ Вагнера "Аполлонъ", No 1, 1909 OCR Бычков М. Н. СТАТЬЯ ПЕРВАЯ Если бросить бѣглый взглядъ на темы, которыя вдохновляютъ творчество современныхъ композиторовъ, на тѣ формы въ которыя вылилась ихъ музыка, то получится впечатлѣніе совершеннаго хаоса. Тутъ и глубокомысленныя поэмы изъ области современныхъ философскихъ исканій, рядомъ съ ними примитивная романтика и соціальная драма, тонкіе импрессіонистскіе наброски и строгая, чистая, въ смыслѣ стиля, камерная музыка, музыка на соціалистическія темы и догматическія религіозныя композиціи. Но стоитъ только глубже намъ всмотрѣться въ это пестрое многообразіе явленій современной музыкальной жизни, и мы безъ труда замѣтимъ одну общую черту, свойственную всѣмъ жизнеспособнымъ музыкальнымъ произведеніямъ нашихъ дней. Современная музыка окончательно утратила свой былой характеръ праздной забавы. Музыкальное творчество нашихъ дней одухотворено раньше всего сознаніемъ, что музыка есть выраженіе душевной жизни человѣка. Поэтому современный музыкантъ старается чутко прислушаться къ вѣяніямъ новыхъ идей, къ нарастанію новыхъ психологическихъ интересовъ. Мы живемъ въ эпоху глубокаго перелома въ жизни человѣчества. Вся философская мысль, вся общественная жизнь современной Европы проникнуты мыслью о новомъ человѣкѣ, ощутившемъ и познавшемъ свою внутреннюю идеальную сущность. Критическій идеализмъ вошелъ въ плоть и кровь каждаго интеллигентнаго человѣка, и въ свѣтѣ новаго мышленія выросъ новый идеалъ человѣка, цѣльнаго, вѣрнаго своимъ кореннымъ инстинктамъ, своей настоящей природѣ. И новой музыкѣ дано сыграть большую роль въ этомъ новомъ движеніи. Она раскрываетъ передъ нами реальную картину чувствованій новаго будущаго человѣка и какъ-бы пріобщаетъ насъ, среди прозаическихъ условій современной жизни, къ духовной жизни будущаго. Такова та религіознокультурная задача, которую ставитъ себѣ -- вольно или невольно -- современная музыка Вовлеченное въ потокъ новой идеалистической мысли, музыкальное творчество нашихъ дней совершенно выходитъ изъ прежней эгоистической замкнутости, изъ собственнаго міра самозаконченной игры чистыхъ музыкальныхъ формъ. Законченныя музыкальныя формы, сами по себѣ взятыя, безжизненны. Эти традиціонныя классическія формы сдѣлались такимъ же тяжелымъ препятствіемъ для развитія свободнаго творчества музыки, какимъ, напримѣръ, старая церковная догматика является на пути къ новой религіи человѣческаго духа. Итакъ то, что главнымъ образомъ характеризуетъ современную музыку въ отличіе отъ музыки прежней эпохи, это, во-первыхъ, культурная роль, которую она играетъ въ развитіи современной духовной жизни человѣчества, и, во вторыхъ, та свобода отъ мертваго балласта формализма, то стремленіе къ новымъ, интеллектуальнымъ формамъ творчества, которое и съ внѣшней стороны отдѣляетъ ее отъ старомодной и классической музыки. 1 Двѣ основныя тенденціи современной музыки являются лейтмотивами эстетики и художественнаго творчества главы и вдохновителя современной музыкальной жизни, Рихарда Вагнера. Вагнеръ глубоко вѣрилъ въ грядущую великую европейскую революцію духа, которая должна была смести съ лица земли ветхихъ людей и создать вмѣсто нихъ новый міръ людей гармоничныхъ. Новому историческому человѣку посвящены драмы Вагнера, ему онъ посвящаетъ свою философію искусства. Только то искусство прекрасно и жизнеспособно -- такъ учитъ Вагнеръ -- которое является откровеніемъ развивающагося духа времени и, въ единеніи съ дѣйственными силами исторіи, проникнуто нравственной волей къ осуществленію величайшей задачи жизни, духовнаго возрожденія человѣчества, Въ гармоничномъ произведеніи искусства будущаго, музыка выразительница міра чувствъ человѣка, должна подчиниться слову, носителю его интеллектуальныхъ процессовъ "Das Wort steht über dem Ton".
Стр.1