Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник ПСТГУ. Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства»

Вестник ПСТГУ. Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства» №3 2013 (200,00 руб.)

0   0
Страниц146
ID301316
АннотацияВестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства – журнал представляет статьи о церковной музыке, архитектуре, иконописи, мозаиках и фресках, отдельных видах прикладного искусства, способствуя преодолению узкоспециальных проблем и раскрывая общую для церковного искусства семантику. С 2010 г. – это периодическое издание двух факультетов: Факультета Церковного пения и Факультета Церковных художеств, выходит 3 раза в год.
Вестник ПСТГУ. Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства» .— Москва : Изд-во ПСТГУ, 2011 .— 2013 .— №3 .— 146 с. — URL: https://rucont.ru/efd/301316 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Виды заключительных формул в песнопениях большого роспева . <...> Система степеней торжественности праздников в богослужебном уставе Выго-Лексинского общежительства . <...> К проблеме организации певческого ряда литургии (на материале партесных рукописей XVIII века) . <...> 7–24 ВИДЫ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ФОРМУЛ В ПЕСНОПЕНИЯХ БОЛЬШОГО РОСПЕВА О. В. <...> ТЮРИНА Статья посвящена анализу мелодической формульности певческого стиля «большой роспев». <...> Будучи мелизматическим стилем, мелос которого строится главным образом из пространных оборотов фитного и лицевого типа, большой роспев обладает богатейшим комплексом мелодических формул. <...> Это универсальное «негласовое» лицо царь-конец, а также два распева, имеющие в песнопениях четкое гласовое прикрепление: заключительный оборот 3-го гласа и общая конечная формула 2-го и 6-го гласов. <...> Многочисленные примеры иллюстрируют различные модификации и особенности употребления трех заключительных формул большого роспева и, кроме того, их тайнозамкненную запись в списках ранних редакций песнопений. <...> Как хорошо известно любому исследователю или исполнителю-практику, имеющему дело со столповой традицией, в попевочном словаре любого гласа есть попевки, имеющие ярко выраженную заключительную функцию и употребляющиеся в концах разделов или всего песнопения (например, долинка, кулизма средняя, вознос последний), тогда как другие попевки (рафатка, дербица, подъем, возносец и др.) больше подходят для начала и середины разделов и в завершающей функции никогда не выступают. <...> Большой роспев, о формулах которого пойдет речь в данной статье, наряду со столповым роспевом является одной из ветвей знаменной певческой культуры. <...> Поэтому все, что было только что сказано о функциональных различиях между попевками столповой традиции, в полной мере применимо и к мелосу песнопений большого роспева. <...> В рамках представленной статьи мы остановимся на нескольких формулах этого стиля, традиционно избираемых <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_V._«Вопросы_истории_и_теории_христианского_искусства»_№3_2013.pdf
ББК 86.372я5 В-38 ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА протоиерей Владимир Воробьев РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: прот. Александр Салтыков канд. филос. наук свящ. Константин Польсков канд. ист. наук, доцент свящ. Андрей Постернак канд. физ.-мат. наук свящ. Александр Щелкачев чл.-корр. РАН В. К. Жиров чл.-корр. РАН С. П. Карпов д-р филос. наук Ю. А. Шичалин д-р филол. наук А. Д. Шмелев РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ: прот. Алексей Емельянов д-р иск. прот. Стефан Ванеян д-р иск. А. Л. Баталов д-р иск. М. В. Богомолова д-р иск. З. М. Гусейнова канд. иск. О. Л. Зосим канд. иск. А. Н. Мясоедов канд. иск. В. Д. Сарабьянов канд. иск. Е. Ю. Шевчук НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА: А. А. Воронова, Е. Б. Резниченко, канд. иск. О. Н. Соколова ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР канд. иск. О. Н. Соколова КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА М. С. Ананко Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций с 25.06.2012 г. ISBN 978-5-7429-0879-1 © Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета, 2013
Стр.2
Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». Выпуск 3 (12). 2013 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЮРИНА О. В. Виды заключительных формул в песнопениях большого роспева . . . . . . . . . . . . . . . 7 ДЕМЕНТЬЕВ А. В. Система степеней торжественности праздников в богослужебном уставе Выго-Лексинского общежительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 ЗИНЧЕНКО В. А. К вопросу об общей характеристике фит украинской певческой традиции кон. XVI–XVIII вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 КОВРОВА И. В. К проблеме организации певческого ряда литургии (на материале партесных рукописей XVIII века) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 КОЧНЕВА Е. В. К истории создания живописного портрета митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова) из собрания Российской академии . . . . . . 91 АРТЕМОВА Е. Г. Духовно-музыкальное творчество свящ. Г. Я. Извекова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116 ПРОТОИЕРЕЙ СТЕФАН ВАНЕЯН Гомбрих и Винд: ритуалы и мистерии в науке об искусстве. Иконология как дидактика и как поэтика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 3
Стр.3
CONTENTS RESEARCH STUDIES TIURINA O.V. The closing formulas in the “Bolshoi Raspev” (“Great chant”) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 DEMENT’EV A. V. The system of Holidays solemnity degrees in the Typikon of Vygo-Leksinsky coenoby . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 ZINCHENKO V. A. On the Issue of a General Characteristic of the Thetas in the late XVIth–XVIIIth Centuries Ukrainian Chant Tradition . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 KOVROVA I. V. On the problem of the organisation of a Liturgy’s singing range (on a material of partesny manuscripts of the XVIII century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 KOCHNEVA E. V. On the History of the portrait of Eugeny (Bolkhovitinov, 1767-n 1837), Metropolitan of Kiev and Galich from the collection of the Russian Academy . . . . . . . . 91 ARTEMOVA E. G. Sacred music works by G. Ya. Izvekov . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .116 HIGH PRIEST S. VANEYAN Gombrich and Wind: Rituals and misteries in art criticism iconology as didactics and poetics . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Стр.4