Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Вестник ПСТГУ. Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства»

Вестник ПСТГУ. Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства» №2 2015 (200,00 руб.)

0   0
Страниц171
ID301244
АннотацияВестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства – журнал представляет статьи о церковной музыке, архитектуре, иконописи, мозаиках и фресках, отдельных видах прикладного искусства, способствуя преодолению узкоспециальных проблем и раскрывая общую для церковного искусства семантику. С 2010 г. – это периодическое издание двух факультетов: Факультета Церковного пения и Факультета Церковных художеств, выходит 3 раза в год.
Вестник ПСТГУ. Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства» .— Москва : Изд-во ПСТГУ, 2011 .— 2015 .— №2 .— 171 с. — URL: https://rucont.ru/efd/301244 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основан в 1997 г. ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА V : 2 (18) апрель май июнь Москва 2015 ББК 86.372я5 В-38 ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА протоиерей Владимир Воробьёв РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: С. П. Карпов, академик РАН, д-р ист. наук, проф. <...> 2015 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТВЕЕВА Ю. Г. Ранневизантийский алтарный киворий: истоки, прототипы, реальное сооружение и иконографический символ . <...> Из истории московских собраний греческих певческих рукописей. <...> Проблема духовности в исполнительском творчестве современных хоровых коллективов . <...> Early Byzantium altar ciborium: sources, prototypes, real building and iconography symbol . <...> РАННЕВИЗАНТИЙСКИЙ АЛТАРНЫЙ КИВОРИЙ: ИСТОКИ, ПРОТОТИПЫ, РЕАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ И ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ СИМВОЛ Ю. Г. МАТВЕЕВА В статье рассматриваются прототипы христианского алтарного кивория и их влияние на появление его в ранневизантийском храме. <...> Среди таких прототипов выделяются два направления: 1) античные источники (киворий над гробом, над императорским престолом, над источником или колодцем и над античным языческим алтарем); 2) ветхозаветная традиция, под влиянием которой киворий с завесами стал символически связываться с пространством Святого Святых и ковчегом Завета. <...> Алтарный киворий как иконографический символ определял топографию и семантику изображенного в сюжете действия, связывая ее с престолом. <...> В качестве примера рассматривается архитектурный фон, изображенный на дискосе из Рихи, где выявляются части реального кивория из св. <...> Late Antique and Early Christian Book Illumination. <...> 10 кивориев сохранилось и в христианской традиции, с той разницей, что алтарный киворий христианского храма был наиболее существенно переосмыслен и вобрал в свою символику качества всех тех предметов, над которыми он традиционно ставился в античной культуре. <...> Ранневизантийский алтарный киворий: истоки, прототипы, реальное сооружение. ние покрываемого им объекта и объединялся с понятием храма и его идеальным образом18 разнообразие храмовых <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_V._«Вопросы_истории_и_теории_христианского_искусства»_№2_2015_(1).pdf
ББК 86.372я5 В-38 ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА протоиерей Владимир Воробьёв РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: С. П. Карпов, академик РАН, д-р ист. наук, проф. К. Ф. Ханник, д-р филологии, проф. Н. Ю. Сухова, д-р ист. наук, д-р церковной истории, доцент свящ. Александр Мазырин, д-р церковной истории, канд. ист. наук, доцент свящ. Андрей Постернак, канд. ист. наук, доцент А. Д. Шмелев, д-р филол. наук Д. В. Фролов, член-кор. РАН, д-р филол. наук, проф. В. А. Попков, д-р пед. наук, проф. В. Г. Безрогов, д-р пед. наук, проф. Н. Л. Селиванова, д-р пед. наук, проф. А. Л. Баталов, д-р иск., проф. прот. Константин Польсков, канд. филос. наук, доцент РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ: прот. Алексей Емельянов прот. Стефан Ванеян, д-р иск., проф. Е. Устинович, д-р архитектуры, проф. А. Л. Баталов, д-р иск., проф. М. В. Богомолова, д-р иск., проф. З. М. Гусейнова, д-р иск., проф. О. Л. Зосим, канд. иск., доцент А. Н. Мясоедов, канд. иск., проф. В. Д. Сарабьянов, канд. иск. Е. Ю. Шевчук, канд. иск., доцент НАУЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ ВЫПУСКА: А. А. Воронова, канд. иск. Е. Б. Резниченко, канд. иск. О. Н. Соколова, канд. иск. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР О. Н. Соколова, канд. иск. КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА М. С. Ананко Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций с 25.06.2012 г. ISSN 2220-5098 (Print) ISSN 2409-5214 (Online) © Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2015
Стр.2
Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». Выпуск 2 (18). 2015 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТВЕЕВА Ю. Г. Ранневизантийский алтарный киворий: истоки, прототипы, реальное сооружение и иконографический символ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 ШЕХОВЦОВА И. П. Из истории московских собраний греческих певческих рукописей. Коллекция Д. В. Разумовского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 ПЕТРОВ Д. А. О святых на кресте-мощевике из Благовещенского собора Московского Кремля. Историко-генеалогический комментарий . . . . . . . . . . . . . . 48 ЗАПАДАЛОВА П. В. Изображения «Благовещения» на Царских вратах XVI–XVII столетий . . . . . . . . . 56 ЖЕРДЕВ В. В. Возвращение из небытия: церковь св. апостолов Петра и Павла в Людвигслюсте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 ОЛЯНИНА С. В. Растительные орнаментальные мотивы в декоре украинских иконостасов XVII–XVIII вв.: риторика форм, символико-аллегорический смысл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 ХАЧАЯНЦ А. Г. Певческие рукописи XVI–XIX вв. Кодикологический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . .117 РАХМАНОВА М. П. Владимир Иванов-Корсунский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 БАЙКОВА Е. Н. Проблема духовности в исполнительском творчестве современных хоровых коллективов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 КРИТСКИЙ Б. Д. А. В. Свешников — исполнитель и педагог. К 125-летию со дня рождения мастера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 3
Стр.3
Содержание РЕЦЕНЗИИ Научные поиски и краеведческие заметки о смоленских святынях Рец.: Аникеев В. М. Святыни и подвижники Смоленские. 2-е изд. Смоленск, 2009. 3-е изд. 2012 (Л. А. Щенникова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 ХРОНИКА Памяти Владимира Дмитриевича Сарабьянова (А. А. Воронова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Стр.4
CONTENTS RESEARCH STUDIES MATVEYEVA Y. Early Byzantium altar ciborium: sources, prototypes, real building and iconography symbol . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 SHEHOVTSOVA I. From the history of the Moscow collections of the Greek singing manuscripts. Collection of D. V. Razumovsky . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 PETROV D. Images of saints on the cross-reliquary from the Moscow Kremlin’s Annunciation Cathedral. Historical and genealogical review . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 ZAPADALOVA P. Image of the Annunciation on the Royal doors in the XVIth – XVIIth centuries . . . . . . 56 ZHERDYEV V. Return from non-existence: the church of St. Apostels Peter and Paul in Ludwigslust . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 OLYANINA S. Floral ornamental motives in the decoration of the Ukrainian iconostasis of the XVIIth-XVIIIth centuries: Rhetoric forms, symbolic and allegorical meaning . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 KHACHAYANTS A. Church singing manuscripts of the XVIth -XIXth centuries. Codicological aspect . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117 RAKHMANOVA M. Vladimir Ivanov-Korsunsky . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 BAYKOVA E. Spirituality problem in performing art of contemporary choirs . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 KRITSKY B. A.V. Sveshnikov – performer and teacher . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 5
Стр.5
Contents REVIEWS Scientifi c searches and local history notes on Smolensk shrines Review of the book by Anikeev V. M. «Svjatyni i podvizhniki smolenskie» (Smolensk shrines and devotees). Smolensk, 2009 – 2nd edition; 2012 – 3rd edition (L. Schennikova) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 CRONICLE In memory of Vladimir Sarabjanov (A. Voronova) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
Стр.6