«На реке» раскрывается технология и принципы децентрации повествования в поэтике модернизма. <...> В основе данной технологии повествования лежит отказ от иерархической системы ценностей (образ всезнающего автора соотносителен в этой системе с образом вездесущего Бога). <...> Во многом подобное отношение к действительности и ее отражению в нарративе начинает формироваться у писателей модернистского направления на рубеже XIX и XX столетий. <...> Значительный интерес под этим углом зрения представляет проза Леонида Андреева, модернистская природа которой долгое время не осознавалась современниками писателя. <...> За внешней жанрово-тематической традиционностью произведений Андреева скрывается принципиально иное художественное мировидение, иная эстетика, иной подход к языку. <...> Продемонстрируем это на примере рассказа «На реке» (1900) - одного из шести пасхальных рассказов писателя. <...> Главного героя рассказа, машиниста стоящей на берегу реки пригородной мельницы Алексея Степановича в начале Великого поста избивают в Стрелецкой слободе из-за девушки. <...> В результате обильного дождя, выпавшего в ночь на Страстную субботу, река выходит из берегов, вода заливает по крыши дома Стрелецкой слободы, находящейся на другом берегу реки напротив мельницы, и разрушает отдельные ветхие домики. <...> Алексей Степанович вместе с мельниками в течение всей субботы принимает участие в спасении семей своих недавних обидчиков. <...> Он испытывает чувство радости и любви ко всем и, когда в наступившую пасхальную ночь слышит крик о помощи, плывет уже один на лодке, с трудом преодолевая сильное течение и рискуя сам утонуть, по направлению к одинокой крыше, возвышающейся над водой,и находит на чердаке умирающего старика, содержателя публичного дома,титулярного советника Данкова и ухаживающую за ним женщину, Олю. <...> Алексей Степанович становится свидетелем смерти Данкова и вместе с Олей слушает на балкончике погруженного в воду домика радостный пасхальный <...>
Технология__субъективации_повествования_в_прозе_Л._Андреева_.pdf
ТЕХНОЛОГИЯ СУБЪЕКТИВАЦИИ ПОВЕСТВОВАНИЯ
В ПРОЗЕ Л. АНДРЕЕВА
Бобылев Б.Г.
(г. Орел, Россия)
В процессе анализа рассказа Л. Андреева «На реке» раскрывается технология и принципы
децентрации повествования в поэтике модернизма.
Ключевые слова:: точка зрения повествователя, фабула, сюжет, история, нарратив, ценностная
доминанта, дейксис.
Художественная проза XX века отличается
тенденцией к нивелированию доминантной
роли «авторской» точки зрения в организации
повествования, в ряде случаев сливающейся
с точкой зрения персонажа. В основе
данной технологии повествования лежит
отказ от иерархической системы ценностей
(образ всезнающего автора соотносителен в
этой системе с образом вездесущего Бога).
Во многом подобное отношение к действительности
и ее отражению в нарративе начинает
формироваться у писателей модернистского
направления на рубеже XIX и XX
столетий. Значительный интерес под этим
углом зрения представляет проза Леонида
Андреева, модернистская природа которой
долгое время не осознавалась современниками
писателя. За внешней жанрово-тематической
традиционностью произведений
Андреева скрывается принципиально иное
художественное мировидение, иная эстетика,
иной подход к языку. Продемонстрируем это
на примере рассказа «На реке» (1900) - одного
из шести пасхальных рассказов писателя.
Фабула рассказа сводится к следующему.
Главного героя рассказа, машиниста стоящей
на берегу реки пригородной мельницы
Алексея Степановича в начале Великого поста
избивают в Стрелецкой слободе из-за девушки.
Он попадает по этой причине на две
недели в больницу,ссорится с начальником,
находится в разладе со всеми окружающими.
Мельники за глаза смеются над ним и
называют «баринком», «настоящие господа»
сторонятся и руки не подают. Переживание
одиночества особенно обостряется в канун
Пасхи, но тут происходит неожиданное. В результате
обильного дождя, выпавшего в ночь
на Страстную субботу, река выходит из берегов,
вода заливает по крыши дома Стрелецкой
слободы, находящейся на другом берегу
реки напротив мельницы, и разрушает отдельные
ветхие домики. Алексей Степанович
вместе с мельниками в течение всей субботы
принимает участие в спасении семей
своих недавних обидчиков. Он испытывает
чувство радости и любви ко всем и, когда
в наступившую пасхальную ночь слышит крик
о помощи, плывет уже один на лодке, с трудом
преодолевая сильное течение и рискуя
сам утонуть, по направлению к одинокой крыше,
возвышающейся над водой,и находит на
чердаке умирающего старика, содержателя
публичного дома,титулярного советника Данкова
и ухаживающую за ним женщину, Олю.
Алексей Степанович становится свидетелем
Стр.1