Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Технология субъективации повествования в прозе Л. Андреева (80,00 руб.)

0   0
АвторыБобылев Борис Геннадьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID299428
АннотацияВ процессе анализа рассказа Л. Андреева "На реке" расскрывается технология и принципы децентрации повествования в поэтике можернизма
Технология субъективации повествования в прозе Л. Андреева / Б.Г. Бобылев .— : [Б.и.], 2014 .— 4 с. — Гуманитарные технологии в современном мире: всероссийская научно-практическая конференция с международным участием 22 - 24 мая, 2014, Калининград .— URL: https://rucont.ru/efd/299428 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«На реке» раскрывается технология и принципы децентрации повествования в поэтике модернизма. <...> В основе данной технологии повествования лежит отказ от иерархической системы ценностей (образ всезнающего автора соотносителен в этой системе с образом вездесущего Бога). <...> Во многом подобное отношение к действительности и ее отражению в нарративе начинает формироваться у писателей модернистского направления на рубеже XIX и XX столетий. <...> Значительный интерес под этим углом зрения представляет проза Леонида Андреева, модернистская природа которой долгое время не осознавалась современниками писателя. <...> За внешней жанрово-тематической традиционностью произведений Андреева скрывается принципиально иное художественное мировидение, иная эстетика, иной подход к языку. <...> Продемонстрируем это на примере рассказа «На реке» (1900) - одного из шести пасхальных рассказов писателя. <...> Главного героя рассказа, машиниста стоящей на берегу реки пригородной мельницы Алексея Степановича в начале Великого поста избивают в Стрелецкой слободе из-за девушки. <...> В результате обильного дождя, выпавшего в ночь на Страстную субботу, река выходит из берегов, вода заливает по крыши дома Стрелецкой слободы, находящейся на другом берегу реки напротив мельницы, и разрушает отдельные ветхие домики. <...> Алексей Степанович вместе с мельниками в течение всей субботы принимает участие в спасении семей своих недавних обидчиков. <...> Он испытывает чувство радости и любви ко всем и, когда в наступившую пасхальную ночь слышит крик о помощи, плывет уже один на лодке, с трудом преодолевая сильное течение и рискуя сам утонуть, по направлению к одинокой крыше, возвышающейся над водой,и находит на чердаке умирающего старика, содержателя публичного дома,титулярного советника Данкова и ухаживающую за ним женщину, Олю. <...> Алексей Степанович становится свидетелем смерти Данкова и вместе с Олей слушает на балкончике погруженного в воду домика радостный пасхальный <...>
Технология__субъективации_повествования_в_прозе_Л._Андреева_.pdf
ТЕХНОЛОГИЯ СУБЪЕКТИВАЦИИ ПОВЕСТВОВАНИЯ В ПРОЗЕ Л. АНДРЕЕВА Бобылев Б.Г. (г. Орел, Россия) В процессе анализа рассказа Л. Андреева «На реке» раскрывается технология и принципы децентрации повествования в поэтике модернизма. Ключевые слова:: точка зрения повествователя, фабула, сюжет, история, нарратив, ценностная доминанта, дейксис. Художественная проза XX века отличается тенденцией к нивелированию доминантной роли «авторской» точки зрения в организации повествования, в ряде случаев сливающейся с точкой зрения персонажа. В основе данной технологии повествования лежит отказ от иерархической системы ценностей (образ всезнающего автора соотносителен в этой системе с образом вездесущего Бога). Во многом подобное отношение к действительности и ее отражению в нарративе начинает формироваться у писателей модернистского направления на рубеже XIX и XX столетий. Значительный интерес под этим углом зрения представляет проза Леонида Андреева, модернистская природа которой долгое время не осознавалась современниками писателя. За внешней жанрово-тематической традиционностью произведений Андреева скрывается принципиально иное художественное мировидение, иная эстетика, иной подход к языку. Продемонстрируем это на примере рассказа «На реке» (1900) - одного из шести пасхальных рассказов писателя. Фабула рассказа сводится к следующему. Главного героя рассказа, машиниста стоящей на берегу реки пригородной мельницы Алексея Степановича в начале Великого поста избивают в Стрелецкой слободе из-за девушки. Он попадает по этой причине на две недели в больницу,ссорится с начальником, находится в разладе со всеми окружающими. Мельники за глаза смеются над ним и называют «баринком», «настоящие господа» сторонятся и руки не подают. Переживание одиночества особенно обостряется в канун Пасхи, но тут происходит неожиданное. В результате обильного дождя, выпавшего в ночь на Страстную субботу, река выходит из берегов, вода заливает по крыши дома Стрелецкой слободы, находящейся на другом берегу реки напротив мельницы, и разрушает отдельные ветхие домики. Алексей Степанович вместе с мельниками в течение всей субботы принимает участие в спасении семей своих недавних обидчиков. Он испытывает чувство радости и любви ко всем и, когда в наступившую пасхальную ночь слышит крик о помощи, плывет уже один на лодке, с трудом преодолевая сильное течение и рискуя сам утонуть, по направлению к одинокой крыше, возвышающейся над водой,и находит на чердаке умирающего старика, содержателя публичного дома,титулярного советника Данкова и ухаживающую за ним женщину, Олю. Алексей Степанович становится свидетелем
Стр.1