Н.В.Растворова Мир и человек – тема творчества композитора Владимира Кобекина В панораме современного искусства, накопившего огромные пласты культурных традиций и потому остро ощущающего ограниченность собственных возможностей самобытного выражения, встреча с художником, наделенным яркой индивидуальностью, не столь частое, но все же возможное явление. <...> В их число входит Владимир Александрович Кобекин – автора двадцати одной оперы и множества симфонических, а также камерных сочинений. <...> 1 Уроженец города Березники Пермской области, он в 1971 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу Сергея Слонимского и с тех пор долгое время жил и работал в Екатеринбурге, а сейчас делит свое творческое и жизненное время между Москвой и уральской столицей. <...> Яркая и мощная театральная природа дарования Кобекина сообщает сильное эмоционально-художественное воздействие его сценическим произведениям, для достижения которого он не прибегает к радикальным решениям и 1 В.А.Кобекин – заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР (за оперу «Пророк» – 1987), премии имени Шостаковича, Союза композиторов СССР и др. экстраординарным приемам. <...> Как образцы современного литературного постмодерна в сфере прикладных жанров можно рассматривать либретто опер «Гамлет Датский или Российская комедия» (2002) и «Маргарита» (2005). <...> Следует отметить, что эта линия игрового переосмысления первоисточников берет свое начало в либретто, созданных ранее самим композитором – либреттистом большинства своих опер (12 из 18)3. <...> В ее литературной основе фабульно-сюжетные коллизии русских народных сказок 2 Две первые камерные оперы Кобекина «Лебединая песня» по одноименному драматическому эскизу А.П.Чехова и «Дневник сумасшедшего» по одноименной повести китайского писателя Лу Синя были созданы в 1978 году. <...> , либреттистом еще четырех опер Кобекина является Алексей Парин – один из организаторов международного <...>
Мир_и_человек_–_тема_творчества_композитора_Владимира_Кобекина.pdf
Н.В.Растворова
Мир и человек – тема творчества композитора Владимира Кобекина
В панораме современного искусства, накопившего огромные пласты
культурных традиций и потому остро ощущающего ограниченность собственных
возможностей самобытного выражения, встреча с художником, наделенным
яркой индивидуальностью, не столь частое, но все же возможное явление.
Академическая музыка, не являющаяся в этом смысле исключением, выдвигает в
разряд подобных самобытных мастеров своих представителей. В их число входит
Владимир Александрович Кобекин – автора двадцати одной оперы и множества
симфонических, а также камерных сочинений..1
Уроженец города Березники Пермской области, он в 1971 году окончил
Ленинградскую консерваторию по классу Сергея Слонимского и с тех пор долгое
время жил и работал в Екатеринбурге, а сейчас делит свое творческое и
жизненное время между Москвой и уральской столицей. Творческий путь
композитора протяженностью в почти четыре десятилетия отличается
плодотворностью и масштабностью свершений, в которых сразу же обращает на
себя внимание оперное творчество. И по количеству, и по качеству, и по
востребованности (19 опер поставлены в разных театрах страны и за рубежом), и
по реакции музыкальной общественности, сопровождающей премьеры
театральных произведений композитора, музыкальный театр Владимира
Кобекина воспринимается как значительное явление музыкальной культуры
последней трети ХХ – начала ХХI века. Это позволяет представить его создателя
в ранге крупнейшего оперного композитора современной России.
Яркая и мощная театральная природа дарования Кобекина сообщает сильное
эмоционально-художественное воздействие его сценическим произведениям, для
достижения которого он не прибегает к радикальным решениям и
1 В.А.Кобекин – заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР (за
оперу «Пророк» – 1987), премии имени Шостаковича, Союза композиторов СССР и др.
Стр.1
экстраординарным приемам. Новые выразительные резервы оперы композитор
умеет открывать с позиций «обновления жанра изнутри» и оно оказывается
удивительно созвучным настоящему времени, о чем свидетельствует
неослабевающий интерес постановщиков к творчеству Кобекина. Его
преданность опере очень важна и в историческом контексте, который от конца 70х
годов прошлого века2 охватывает самые тяжелые 90-е (для современного
музыкального театра в особенности) и обнаруживающие их разрушительные
последствия дни сегодняшние. Так в условиях острой угрозы существованию
уникального по своим художественным возможностям жанра, когда
единственным путем его выживания становится бескорыстное служение ему,
осуществляется преемственность бесценных традиций русской оперы. И в первую
очередь, в смысле заложенного в эстетике шестидесятников ХIХ века отношения
к ней как к центральной области творчества, определявшегося тогда задачами
укрепления позиций национального оперного искусства. А в настоящее время,
когда речь идет уже об его выживании и сохранении, задачи эти становятся еще
более актуальными.
В самобытном и органичном воплощении Кобекиным посредством жанра
“dramma per musica” сюжетов разных эпох и традиций поднимаются вечные
вопросы о смысле бытия, подлинных человеческих ценностях и осуществляется
связь времён. Панорама отечественной литературы в музыкальном театре
композитора вмещает классическое наследие, представленное именами А.С.
Пушкина, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, С.А.Есенина, а также
яркие страницы творчества писателей ХХ века – С.И. Кирсанова, В.М.Шукшина и
основоположника якутской профессиональной традиции П.А. Ойунского. Как
образцы современного литературного постмодерна в сфере прикладных жанров
можно рассматривать либретто опер «Гамлет Датский или Российская комедия»
(2002) и «Маргарита» (2005). Автор первого явился екатеринбургский писатель
Аркадий Застырец, второго – московский литератор Евгений Фридман. Их
парафразы на темы бессмертных трагедий Шекспира и Гете отсылают к поэтике
интеллектуально-игровых интерпретаций «культовых сюжетов» мировой
художественной литературы. Следует отметить, что эта линия игрового
переосмысления первоисточников берет свое начало в либретто, созданных ранее
самим композитором – либреттистом большинства своих опер (12 из 18)3. Такова,
например, «Волшебная скрипка» (другое название «Колдовская сказка» – 1992). В
ее литературной основе фабульно-сюжетные коллизии русских народных сказок
2 Две первые камерные оперы Кобекина «Лебединая песня» по одноименному драматическому эскизу
А.П.Чехова и «Дневник сумасшедшего» по одноименной повести китайского писателя Лу Синя были
созданы в 1978 году. В 1980 году состоялись их премьеры в Московском Камерном театре. Режиссером
первой из них стал Б.Покровский. Постановку второй осуществил Ю.Борисов.
3
Помимо упомянутых выше А. Застырца и Е. Фридмана, либреттистом еще четырех опер Кобекина
является Алексей Парин – один из организаторов международного фестиваля «Сакро-арт» в г. Локкуме
(Германия), по заказу которого в период с 1995 по 1999 г. были созданы оперы Кобекина: «Н.Ф.Б.»,
«Молодой Давид» и «Моисей». В качестве средней части «Моисей» входит в состав сценического
триптиха «Голоса незримого». Принадлежащая перу А.Парина сюжетная основа соединяется здесь с
музыкой ещё двух композиторов – И.Барданашвили («Ева» – I) и А.Щетинского («Благовещение» – III).
Самый первый опыт творческого содружества Кобекина и Парина – опера «Счастливый принц» (1991).
2
Стр.2