Присущий современной цивилизации динамизм изменяет социально-педагогические функции учителя и позицию ученика в учебно-воспитательном процессе. <...> Одним из актуальных направлений развития педагогического образования является формирование методологической культуры учителяисследователя. <...> Методологическая культура формируется и совершенствуется в процессе инновационной профессионально-педагогической деятельности учителя-исследователя. <...> Разрабатываемое направление находится на стыке таких наук, как педагогика, психология, философия, культурология, социология. <...> Методологией педагогики, методами педагогического исследования, проблемами повышения эффективности образования занимались такие ученые, как О.С. Анисимов, Г.В. Воробьев, В.И. ЗагвязинскиЙ, Н.И. Загузов, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, В.И. Журавлёв, В.О. Кутьев, Б.Т. Лихачёв, Н.Д. Никандров и др. <...> Формирование и развитие творческого потенциала учителя разрабатывали Н.Ф. Кравчук, B. <...> Ряд ученых детально проанализировал педагогическую культуру с позиций ее функционирования, развития, совершенствования и трансляции (В.Л.Бенин, И.Б. Котова, В.В.Кузнецов, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов и др.) <...> . С позиций педагогики, психологии, философии и социологии проведены исследования, посвященные отдельным аспектам профессионально-педагогической культуры: гуманитарная культура личности учителя (Г.И. Гайсина, Ю.В. Сенько); методологическая культура (СВ. <...> ), правовая культура (А.С. Соломаткин, Ю.И. Юричка), педагогическая культура офицера (А.В. Барабанщиков, С.С. Муцынов), культура исследовательской Л.С. Подымова, А.А. Попова) и др. <...> Итак, обзор литературы показывает, что в настоящее время отсутствуют специальные работы, посвященные системным исследованиям по формированию методологической культуры студентов и учителейпрактиков инновационной школы. <...> Обоснование актуальности и обзор научной разработанности темы подводит к формулировке дихотомичного противоречия, определяемого <...>
Формирование_методологической_культуры_учителя-исследователя.pdf
На правах
рукописи
ВАЛЕЕВ ГАЛИ ХАНИФОВИЧ
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧИТЕЛЯ-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
доктора педагогических наук
I
i
|
Уфа 2001
Стр.1