МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ШУЙСКИЙ ФИЛИАЛ ИВГУ ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Учебные материалы Шуя 2013 ББК 87 И 90 Печатается по решению редакционно-издательского совета Шуйского филиала ИвГУ История и философия науки: учебные материалы / сост. <...> Изучение курса истории и философии науки позволяет сформировать понимание логики исторической эволюции познавательной деятельности, содержания и структуры современной эпистемологии и смысла основных философских парадигм. <...> Философия, быть может, единственная сфера, познающая всеобщее, несмотря на лавинообразную критику и обвинения её в догматизме и отсутствии гибкости, заявляет о крайностях и реальности противостояния сциентизма и антисциентизма, о необходимости не «изрекать» истины, а находить их в дискурсе, в выдвижении и обосновании гипотез, фальсификации и нахождении компромисса в конвенциях. <...> Можно сказать, что отечественная философская теория познания, несмотря на исторические идеологические препятствия, занимает достойное место в мировой эпистемологии. <...> К особенностям научного знания можно отнести: обнаружение объективных законов действительности, выделение существенных свойств предмета и выражение их в форме абстракции, в виде идеализированных объектов. <...> Научное познание есть противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, законов и других идеальных форм, закреплённых в языке (естественном или искусственном). <...> Общие мировоззренческие оценки роли науки в обществе выражены в позиции: 1.сциентизм: наука - абсолютное благо для человечества, от её успешного развития зависит будущее общественного прогресса. <...> 2.антисциентизм: последствия развития науки противоречивы, её значение <...>
История_и_философия_науки.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ШУЙСКИЙ ФИЛИАЛ ИВГУ
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Учебные материалы
Шуя 2013
Стр.1
ББК 87
И 90
Печатается по решению редакционно-издательского совета Шуйского филиала ИвГУ
История и философия науки: учебные материалы / сост. В.А. Ветров, Н.А. Добренкова. – Шуя: Изд-во
Шуйского филиала ИвГУ, 2013. – 83 с.
Рецензенты:
доктор философских наук Т.Б.Кудряшова
(заведующий кафедрой философии Ивановского государственного
химико-технологического университета)
кандидат философских наук Е.А.Овчинникова
(доцент кафедры этики и эстетики Санкт-Петербургского государственного университета)
Учебные материалы представляют собой содержательную реконструкцию лекционного курса,
способствующую самостоятельному углубленному изучению отдельных тем.
Наука — одна из самых сложных форм общественного сознания, которая включает в себя не
только собственно когнитивную деятельность, но и постоянно изменяющуюся практику. В современном
обществе всё отчётливее проявляется понимание высокой значимости развития науки для всех сторон
жизнедеятельности как отдельного человека, так и социума. Изучение курса истории и философии науки
позволяет сформировать понимание логики исторической эволюции познавательной деятельности,
содержания и структуры современной эпистемологии и смысла основных философских парадигм.
Для аспирантов и магистрантов нефилософских специальностей, а также для всех
интересующихся актуальными проблемами истории и философии науки.
Печатается в авторской редакции
© Шуйский филиал ИвГУ, 2013
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………………………………………………………………….4
Предмет истории и философии науки………………………………………………………………...................5
Историко-философское введение в философию науки…….………………………………………………….7
Предпосылки возникновения науки в античной культуре ...................…………………………………………..7
Основные идеи философской гносеологии Средневековья……………………………………………………..10
Формирование опытной науки в эпоху Возрождения………………………..…………………………………12
Формирование основ классической науки и философии науки
в XVII – IXX веках ………………………………………………………………………………………………..16
Позитивизм в истории науки………………………………………………………………………………………26
Основные положения неопозитивизма…..……………………………………………………………………….29
Парадигмальная концепция Т.Куна……………..………………………………..................................................31
Методология исследовательских программ И.Лакатоса…………..……………………………………………32
Заключительные выводы………………………………………………………………………………..................33
Философия науки………………………………………………………………………………………………....36
Эмпирический и теоретический уровни научного познания……………………………………………………36
Развитие научного познания……………..……………………………………………………………..................40
Научная картина мира ……………………………………………..........................................................................42
Методы научного познания……………..…………….…………………………...................................................45
Основные концепции истины…………………………………………………………………………..................47
Наука в социальном измерении…………….…………………………………………………………..................49
Литература………………………………………………………….........................................................................53
Краткий словарь……………………………………………………………………………………………………56
3
Стр.3