Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

История и философия науки

0   0
Первый авторВетров Владимир Александрович
АвторыДобренкова Наталия Александровна
ИздательствоИздательство Шуйского филиала ИвГУ
Страниц84
ID295987
АннотацияУчебные материалы представляют собой содержательную реконструкцию лекционного курса, способствующую самостоятельному углубленному изучению отдельных тем. Наука — одна из самых сложных форм общественного сознания, которая включает в себя не только собственно когнитивную деятельность, но и постоянно изменяющуюся практику. В современном обществе всё отчётливее проявляется понимание высокой значимости развития науки для всех сторон жизнедеятельности как отдельного человека, так и социума. Изучение курса истории и философии науки позволяет сформировать понимание логики исторической эволюции познавательной деятельности, содержания и структуры современной эпистемологии и смысла основных философских парадигм. Для аспирантов и магистрантов нефилософских специальностей, а также для всех интересующихся актуальными проблемами истории и философии науки.
УДК001
ББК87
Ветров, В.А. История и философия науки / Н.А. Добренкова; В.А. Ветров .— Шуя : Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2013 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/295987 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ШУЙСКИЙ ФИЛИАЛ ИВГУ ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Учебные материалы Шуя 2013 ББК 87 И 90 Печатается по решению редакционно-издательского совета Шуйского филиала ИвГУ История и философия науки: учебные материалы / сост. <...> Изучение курса истории и философии науки позволяет сформировать понимание логики исторической эволюции познавательной деятельности, содержания и структуры современной эпистемологии и смысла основных философских парадигм. <...> Философия, быть может, единственная сфера, познающая всеобщее, несмотря на лавинообразную критику и обвинения её в догматизме и отсутствии гибкости, заявляет о крайностях и реальности противостояния сциентизма и антисциентизма, о необходимости не «изрекать» истины, а находить их в дискурсе, в выдвижении и обосновании гипотез, фальсификации и нахождении компромисса в конвенциях. <...> Можно сказать, что отечественная философская теория познания, несмотря на исторические идеологические препятствия, занимает достойное место в мировой эпистемологии. <...> К особенностям научного знания можно отнести: обнаружение объективных законов действительности, выделение существенных свойств предмета и выражение их в форме абстракции, в виде идеализированных объектов. <...> Научное познание есть противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, законов и других идеальных форм, закреплённых в языке (естественном или искусственном). <...> Общие мировоззренческие оценки роли науки в обществе выражены в позиции: 1.сциентизм: наука - абсолютное благо для человечества, от её успешного развития зависит будущее общественного прогресса. <...> 2.антисциентизм: последствия развития науки противоречивы, её значение <...>
История_и_философия_науки.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ШУЙСКИЙ ФИЛИАЛ ИВГУ ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Учебные материалы Шуя 2013
Стр.1
ББК 87 И 90 Печатается по решению редакционно-издательского совета Шуйского филиала ИвГУ История и философия науки: учебные материалы / сост. В.А. Ветров, Н.А. Добренкова. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2013. – 83 с. Рецензенты: доктор философских наук Т.Б.Кудряшова (заведующий кафедрой философии Ивановского государственного химико-технологического университета) кандидат философских наук Е.А.Овчинникова (доцент кафедры этики и эстетики Санкт-Петербургского государственного университета) Учебные материалы представляют собой содержательную реконструкцию лекционного курса, способствующую самостоятельному углубленному изучению отдельных тем. Наука — одна из самых сложных форм общественного сознания, которая включает в себя не только собственно когнитивную деятельность, но и постоянно изменяющуюся практику. В современном обществе всё отчётливее проявляется понимание высокой значимости развития науки для всех сторон жизнедеятельности как отдельного человека, так и социума. Изучение курса истории и философии науки позволяет сформировать понимание логики исторической эволюции познавательной деятельности, содержания и структуры современной эпистемологии и смысла основных философских парадигм. Для аспирантов и магистрантов нефилософских специальностей, а также для всех интересующихся актуальными проблемами истории и философии науки. Печатается в авторской редакции © Шуйский филиал ИвГУ, 2013 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие………………………………………………………………………………………………………….4 Предмет истории и философии науки………………………………………………………………...................5 Историко-философское введение в философию науки…….………………………………………………….7 Предпосылки возникновения науки в античной культуре ...................…………………………………………..7 Основные идеи философской гносеологии Средневековья……………………………………………………..10 Формирование опытной науки в эпоху Возрождения………………………..…………………………………12 Формирование основ классической науки и философии науки в XVII – IXX веках ………………………………………………………………………………………………..16 Позитивизм в истории науки………………………………………………………………………………………26 Основные положения неопозитивизма…..……………………………………………………………………….29 Парадигмальная концепция Т.Куна……………..………………………………..................................................31 Методология исследовательских программ И.Лакатоса…………..……………………………………………32 Заключительные выводы………………………………………………………………………………..................33 Философия науки………………………………………………………………………………………………....36 Эмпирический и теоретический уровни научного познания……………………………………………………36 Развитие научного познания……………..……………………………………………………………..................40 Научная картина мира ……………………………………………..........................................................................42 Методы научного познания……………..…………….…………………………...................................................45 Основные концепции истины…………………………………………………………………………..................47 Наука в социальном измерении…………….…………………………………………………………..................49 Литература………………………………………………………….........................................................................53 Краткий словарь……………………………………………………………………………………………………56 3
Стр.3