Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Поэтика русской и зарубежной прозы I половины ХХ века

0   0
Первый авторХанинова Римма Михайловна
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц212
ID295948
АннотацияВ данной работе жизнь людей и вещей, представленная в русской и зарубежной прозе ХХ века, показана в аспекте разных художественных методов и направлений: реализм, модернизм, социалистический реализм, в литературе метрополии и русского зарубежья. - Элиста, 2013. - 212 с.
Кому рекомендованоДля специалистов-филологов, культурологов, преподавателей, студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся.
УДК82.0
ББК83.00
Ханинова, Р.М. Поэтика русской и зарубежной прозы I половины ХХ века / Р.М. Ханинова .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2013 .— 212 с. — URL: https://rucont.ru/efd/295948 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации _____ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» Р.М. Ханинова ПОЭТИКА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРОЗЫ I ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА Учебное пособие Элиста 2013 ББК Ш5(2=Р)5-3я73+Ш5(2=Р)7-3я73+Ш5(3)5-3я73+Ш5(3)7-3я73 УДК 82.0(075.8) Х 191 Х 191 Ханинова Р.М. <...> Поэтика русской и зарубежной прозы I половины ХХ века [Текст]: учебное пособие / Р.М. Ханинова. <...> ISBN 978-5-91458-122-7 В данной работе жизнь людей и вещей, представленная в русской и зарубежной прозе ХХ века, показана в аспекте разных художественных методов и направлений: реализм, модернизм, социалистический реализм, в литературе метрополии и русского зарубежья. <...> Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» Научный редактор: д-р филол. наук, проф. кафедры отечественной и мировой литературы ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» А.А. Фокин Рецензенты: д-р филол. наук, проф. кафедры отечественной и мировой литературы ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» Л.И. Бронская; д-р филол. наук, проф. кафедры отечественной и мировой литературы ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» И.Н. Иванова © Ханинова Р.М., 2013 г. © ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2013 г. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие. <...> Мотивы тела и щепы в структуре рассказов Е. Замятина <...> Мотив каменной бабы в художественном мире писателей русского Подстепья (А.П. Чехов, И.А. Бунин, Е.И. Замятин) . <...> «Скрипичная тема» в поэтике русского рассказа XIX-XX вв. <...> Вещь в контексте продажи души дьяволу: рассказ А.И. Куприна «Скрипка Паганини» . <...> Мать-жертва и ее дитя на войне в рассказах Б. Пильняка <...> В 10 разделах пособия представлены статьи, в которых рассмотрена поэтика «петербургского текста», поэтика заглавия, поэтика сюжета, поэтика мотива, поэтика телесности, поэтика экфрасиса, поэтика вещи, поэтика <...>
Поэтика_русской_и_зарубежной_прозы_I_половины_ХХ_века.pdf
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие...................................................................................................5 1. ПОЭТИКА «ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕКСТА» 1.1. Петербургская топография тайны в рассказе С. Ауслендера «Туфелька Нелидовой» .......................................................................................6 1.2. Код «петербургского текста» в рассказе В. Лидина «Роза Шираза» ....17 2. ПОЭТИКА ЗАГЛАВИЯ 2.1. Поэтика заглавия повести А.Н. Толстого «Гадюка» .........................25 2.2. Русская семантика числа в заглавии повести Б. Лавренева «Сорок первый» ................................................................................................33 3. ПОЭТИКА СЮЖЕТА 3.1. Сновидение в сюжете рассказов С. Кржижановского ......................38 3.2. Мир вещей в сюжете рассказов Ю.Олеши .........................................46 4. ПОЭТИКА МОТИВА 4.1. Мотивы тела и щепы в структуре рассказов Е. Замятина «Наводнение» и Вс. Иванова «Жизнь Смокотинина» .................50 4.2. Мотив каменной бабы в художественном мире писателей русского Подстепья (А.П. Чехов, И.А. Бунин, Е.И. Замятин) ......................55 4.3. Мотив исчезнувшей статьи в рассказе Вс. Иванова «Каменная баба» ...............................................................................................63 5. ПОЭТИКА ТЕЛЕСНОСТИ 5.1. Поэтика телесности в «Проданных слезах» С. Кржижановского ......68 5.2. Офтальмологическая топофилия в новелле С. Кржижановского («Грайи», «Четки», «В зрачке») ...................................72 6. ПОЭТИКА ЭКФРАСИСА 6.1. Статуя в рассказах А. Грина 1910-1920-х гг.: семантика, символ, функция ................................................................................................80 6.2. Человек-статуя в рассказе А. Труайя «Фальшивый мрамор» ..........91 7. ПОЭТИКА ВЕЩИ 7.1. «Музыкальный» сон в новелле С. Кржижановского «Сон эльфа» ....98 7.2. «Скрипичная тема» в поэтике русского рассказа XIX-XX вв. (А.П. Чехов, А.С. Грин, А.П. Платонов) .......................................................102 7.3. Вещь в контексте продажи души дьяволу: рассказ А.И. Куприна «Скрипка Паганини» ................................................106 3
Стр.3
8. ПОЭТИКА АРХЕТИПА 8.1. Архетипы «мать» и «дитя» в прозе Вс. Иванова, М. Шолохова, А. Платонова («Дитё», «Шибалково семя», «Котлован») ...........................114 8.2. Мать-жертва и ее дитя на войне в рассказах Б. Пильняка, Вс. Иванова, С. Моэма ....................................................................................124 8.3. Пространство матери и дитя в рассказе В. Гроссмана «В городе Бердичеве» .....................................................................................129 9. ПОЭТИКА СТИЛЯ 9.1. Рецепция речевого поведения юродивого в поэтике рассказов И.А. Бунина 1910-1920-х гг ...........................................................................137 9.2. Парадокс русского юродства в рассказах Вс. Иванова «Блаженный Ананий» и И. Тургенева «Живые мощи» ...............................141 10. ПОЭТИКА МЕТАФОРЫ 10.1. Метафора «легкое дыхание» в рассказах И.А. Бунина .................149 10.2. Метафора ветра в рассказах Б. Пильняка «Человеческий ветер» и И. Шмелева «Веселый ветер» .....................................................................156 Вопросы и задания ....................................................................................168 Мини-тесты ................................................................................................173 Рекомендуемая литература .......................................................................177 Глоссарий ...................................................................................................180 4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие «Поэтика русской и зарубежной прозы I половины ХХ века» посвящено изучению поэтики рассказа и повести на избранных примерах отечественной (И. Тургенев, И. Бунин, А. Куприн, С. Ауслендер, Е. Замятин, А.Н. Толстой, Б. Лавренев, С. Кржижановский, Ю. Олеша, А. Грин, Б. Пильняк, И. Шмелев, И. Наживин, Вс. Иванов, М. Шолохов, А. Платонов, В. Лидин, В. Гроссман) и зарубежной словесности (П. Мериме, С. Моэм, А. Труайя) XIX-ХХ века. В 10 разделах пособия представлены статьи, в которых рассмотрена поэтика «петербургского текста», поэтика заглавия, поэтика сюжета, поэтика мотива, поэтика телесности, поэтика экфрасиса, поэтика вещи, поэтика архетипа, поэтика стиля, поэтика метафоры. Все материалы прошли апробацию на международных, всероссийских и региональных конференциях. Данный труд продолжает тему предшествующего учебного пособия автора «Поэтика вещи в русской прозе ХХ века» (Элиста, 2012). Вопросы и задания ко всем разделам даны в конце пособия. Вопросы нацелены в одном случае как на повторение материала по изученным дисциплинам («Введение в литературоведение», «Теория литературы», «История русской литературы», «История зарубежной литературы»), так и на освоение новых знаний по истории и теории русской и зарубежной литературы в другом случае. Задания предполагают самостоятельную работу студентов по подготовке к лекциям и практическим занятиям по направлению и специальности «Филология», требуют знания художественных текстов и учебно-методических, научно-критических материалов ко всем разделам. Предлагаемый филологический анализ текста художественных произведений способствует формированию необходимых навыков студента-гуманитария для понимания и интерпретации классической и неклассической прозы. Самостоятельная работа студентов рассчитана на привлечение других репрезентативных произведений для сравнительно-сопоставительного изучения заявленной проблематики и тематики. Это будет способствовать написанию учащимися рефератов, докладов, статей, курсовых и дипломных работ. Мини-тесты направлены на проверку знаний текстов художественных произведений. Избранная рекомендуемая литература дополняет списки литературы ко всем разделам. Глоссарий включает ключевые литературоведческие термины и понятия, необходимые для успешного использования студентами при анализе художественных произведений. 5
Стр.5
I. ПОЭТИКА «ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕКСТА» 1.1. ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТОПОГРАФИЯ ТАЙНЫ В РАССКАЗЕ С. АУСЛЕНДЕРА «ТУФЕЛЬКА НЕЛИДОВОЙ» Среди возвращенных имен русской литературы первой трети ХХ века имя Сергея Абрамовича Ауслендера, «цельного, оригинального и серьезного писателя» (М. Кузмин, двоюродный брат писателя), привлекает не в последнюю очередь обращением к комплексу тем, идей, мотивов, которые объединяются в «петербургский текст». «Туфелька Нелидовой» входит в цикл рассказов С.А. Ауслендера «Петербургские апокрифы» (1911). Подзаголовок «Таинственная история» не случаен для автора-петербуржца (курсив всюду наш, за исключение оговоренного. – Р.Х.). По определению современного исследователя, «таинственность, туманные намеки – неотъемлемые черты его повествовательной манеры» [1, с. 103]. По замечанию Е. Дмитриевой, «общее стремление к перевоплощению, к конструированию своего мира и своего мифа овладело художниками» Серебряного века и как реакция на жизнеподобие русской классики и как внутренняя связь с достойными предшественниками в стилизационных ретроспекциях, прежде всего с А.С. Пушкиным [2, с. 7-8]. Так, «отдельные сюжетные и повествовательные мотивы “Капитанской дочки”, а также “Медного всадника” воспроизводит новелла Ауслендера “Туфелька Нелидовой”. <…> Вполне безобидную, казалось бы, стилизацию <…>, воссоздающую эпоху Павла I, пронизывает тема все того же противостояния государственной власти свободе и счастью обыкновенного человека. Пушкинская тема “маленького человека” в борьбе с имперской властью за свою свободу – какой все-таки сущностной она оказалась для русской литературы!» [2, с. 8-9]. «Петербургский текст» С.А. Ауслендера корреспондирует и с «петербургским текстом» малой прозы Ю.Н. Тынянова, прежде всего с рассказом «Подпоручик Киже» (1928). В обоих произведениях показана павловская эпоха. Тынянов «не только назвал и показал государство, но изобразил его с психологической глубиной» [3, с. 473], Ауслендер с подобной целью обратился к сфере подсознательного, используя мотив предсказания-предвидения, введенный посредством образа иностранца Кюхнера. Именно в «ключе государства» возникают перед нами фигуры Аракчеева, Нелединского-Мелецкого [3, с. 473] у Тынянова и Павла I у Ауслендера. Связующим звеном в произведениях этих авторов стала и камер-фрейлина Нелидова. Мотив брошенной ею вслед императору собственной туфельки как знак любовной немилости объединяет одну из сюжетных коллизий в 6
Стр.6