Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 524267)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Поэтика малой прозы Всеволода Иванова : психологический аспект

0   0
Первый авторХанинова Римма Михайловна
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц241
ID295930
АннотацияМонография посвящена одному из дискуссионных и малоизученных явле- ний русской литературы XXвека - психологическому аспекту поэтики рассказа на примере прозы Всеволода Вячеславовича Иванова (1895-1963) в сравнительно-сопоставительном плане, на широком литературном фоне первой половины прошлого столетия. - Элиста, 2006. - 330 с.
Кому рекомендованоДля широкого круга филологов: преподавателей, аспирантов, студентов и всех, кто интересуется русской литературой и культурой.
УДК821.161.1.09"1917/1991"
ББК83.3(2Рос=Рус)6
Ханинова, Р.М. Поэтика малой прозы Всеволода Иванова : психологический аспект [Электронный ресурс] / Р.М. Ханинова .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2006 .— 241 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/295930

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 'КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕ РИММА ХАНИНОВА П03Т11КА МАЛОЙ ПРОЗЫ ВСЕВОЛОДА ИВАНОВА: ПСИХВЛОГИЧЕСКНЙ АСПЕКТ Элиста 2006 ББК Ш5(2=Р)7+Ш5(2=Калм) X 191 Ханинова Римма Михайловна. <...> X 191 Поэтика малой прозы Всеволода Иванова: психологический аспект. <...> Иванов большую часть литературного пути в условиях тоталитаризма и деформации литературного процесса провел в борьбе с собой и властью за свою художническую самобытность. <...> Иванова "Партизанские повести" (1921-1922), "Седьмой берег" (1922), "Экзотические рассказы" (1925) сразу объявили о приходе в литературу оригинального талантливого писателя и обратили на себя внимание критики, которая в целом была доброжелательна и обстоятельна в своих суждениях. <...> Иванов обращался прежде всего как к плацдарму св их творческих экпериментов, новаций, исканий, так как малая проза, мобил ная, динамичная, всегда была на переднем фланге, особенно в блистательнь для этого жанра 1920-е гг. <...> Основная часть работ связана с ранним периодом его творчества, с "Партизанскими повестями", с рассказами, повестями и романами 1920-1930-х гг. <...> Всеволод Иванов и проблемы романтизма 1976), фантастический реализм (Черняк 1994; Иванов 2000в). <...> Введение Главными предшественниками в заявленном нами аспекте являются, пре: де всего, Е.А. Краснощекова и Л.А. Гладковская. <...> Иванова ("Жизнь Смокотинина", "Ночь", "Смерть Сапеги" и др.) в том понимании, какое мы находим у А. <...> Материалом для предпринимаемого исследования стали рассказы из кн "Седьмой берег", "Экзотические рассказы", "Тайное тайных", "Дикие люди' др., дневники, статьи, письма писателя, воспоминания современников. <...> Oco6i внимание уделено выявлению и обоснованию связей психологизма рассказо! другими повествовательными жанрами в творчестве Иванова - "Партизанск ми повестями", повестями "Возвращение Будды", "Чудесные похождения по тного Фокина", романами "Кремль <...>
Поэтика_малой_прозы_Всеволода_Иванова__психологический_аспект.pdf
ГЛАВА 1, ПСИХОЛОГИЗМ КАК ОСОБЕННОСТЬ ХАРАКТЕРОЛОГИИ В РАССКАЗАХ ВСЕВОЛОДА ИВАНОВА 1. 1. Психология литературного героя в аспекте философии поступка Исторические катаклизмы - войны, революции, образование новых гос; дарственных формаций - стали векторными направляющими антропологиче кого сознания начала XX века: "конец биографии " человека и кризис катег< рии поступка, сюжеты, обусловленные ими, нашли свое художественное BOI лощение в малой прозе Всеволода Иванова 1920-1930-х гг. "Ныне европейцы, - писал в 1922 г. О. Мандельштам, - выброшены из CBI их биографий, как шары из бильярдных луз, и законами их деятельности, кг столкновением шаров на бильярдном поле, управляет один принцип: угол п; дения равен углу отражения" (Мандельштам 1990: 2, 204). Кризис романнс формы без биографии человека определен "наступившим бессилием ncuxont гических мотивов перед реальными силами, чья расправа с психологическс мотивировкой час от часу становится более жестокой, Само понятие действр для личности подменяется другим, более содержательным социально, понятх ем приспособления" (Мандельштам 1990: 2. 204), О. Мандельштам, по словам М. Берга, обосновывает зависимость дискурс власти от утопий, воплощаемых массовыми обществами, лишившими друг* утопии (в частности, утопическое представление о безусловной ценности ли1 ности) властных притязаний, тем, что психология уже не обосновывает "ник; ких действий", ввиду чего современный роман сразу лишился опоры на фабул (Берг 2000: 63). Мандельштам был не единственным, кто доказывал, что психологизм кг способ отображения реальности заменяется более содержательным и социал! но ориентированным понятием "приспособления" к законам массового общ* ства, считает М. Берг, указывая также на подобные высказывания Ю.Н. Тын) нова, Б.М. Эйхенбаума. В.Б. Шкловского, М.М. Бахтина. Формула Б. Эйхенб< ума об исчезновении людей и появлении актеров на фоне декорации эпохи о: начала, комментирует ученый, исчезновение того психотипа, который фигур! ровал в качестве протагониста психологического романа XIX века, аккуму351 ровал психоисторическую энергию, перераспределяемую читателем, покаДрУ гие социальные и антропологические ориентиры не понизили ценность реал! ной биографии и психологическую мотивацию поступков до уровня, когда оП< рация обмена становится проблематичной (Берг 2000: 63).
Стр.12
Стр.240