МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ________ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» Р.М. ХАНИНОВА, Е.А. ВЯТКИНА, Д.А. ИВАНОВА ИНОНАЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ В РУССКОЙ ПРОЗЕ XIX – XX ВЕКОВ: КАЛМЫЦКИЙ КОМПОНЕНТ Учебное пособие Элиста 2013 ББК Ш5(2=Р)5-4я7+Ш5(2=Р)7-4я7+Ш5(2=Калм)-4я7 УДК 821.161.1:821.512.37:82.0(075) Ханинова Р.М. [и др.] <...> . Инонациональный диалог в русской прозе XIX – XX веков: калмыцкий компонент: учебное пособие. <...> Толстого «Карма» в аспекте «Дхаммапады» …………………6 Калмыцкий мотив в исторической миниатюре В. Пикуля <...> 43 Калмыцкий аспект в рассказе Виталия Закруткина «Подсолнух»………. <...> 170 4 ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие «Инонациональный диалог в русской прозе XIX – XX вв.: калмыцкий компонент» посвящено изучению этнопоэтики рассказа, повести и романа на избранных примерах отечественной словесности – Л.Н. Толстого, И. <...> В 3 разделах пособия представлены статьи, в которых рассмотрена этнопоэтика художественных произведений указанных авторов, кандидата филологических наук, доцента, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Риммы Михайловны Ханиновой, старшего преподавателя Елены Александровны Вяткиной, аспиранта Джиргал Александровны Ивановой, а также в соавторстве – с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры германской филологии Эльзой Михайловной Ханиновой. <...> Р.М. Ханинова, Э.М. Ханинова КАЛМЫЦКИЙ МОТИВ В ИСТОРИЧЕСКОЙ МИНИАТЮРЕ В. ПИКУЛЯ <...> «ЖЕЛЕЗНЫЕ ЧЕТКИ» Историческими миниатюрами Валентин Саввич Пикуль называл небольшие рассказы о тех, кто оставил свой след в русской и зарубежной истории с XVI и до 1917 года, в том числе о деятелях науки, литературы, искусства. <...> В исторических миниатюрах Валентина Пикуля «Железные четки» посвящены одному из выдающихся отечественных востоковедов XIX века Никите Яковлевичу Бичурину, в монашестве о. <...> Пикуль настаивал на том, что «убежденный атеист, Иакинф Бичурин <...>
Инонациональный_диалог_в_русской_прозе_XIX-XX_веков__калмыцкий_компонент.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………….5
I.
Сказка Л. Н. Толстого «Карма» в аспекте «Дхаммапады» …………………6
Калмыцкий мотив в исторической миниатюре В. Пикуля «Железные
четки»………………………………………………………………………… 18
Буддийские мотивы диалога Запад – Восток в русской прозе ХХ века (Вс.
Иванов, Г. Газданов, В. Пелевин)……………………………………………24
Калмыцкие легенды об Окон-Тенгри и повесть В. Хлебникова «Есир»:
мифопоэтика огня……………………………………………………………..31
Старая калмычка в сюжете рассказа А. Серафимовича «Степные люди»..43
Калмыцкий аспект в рассказе Виталия Закруткина «Подсолнух»………..54
Поэтика заглавия романа И. Корженевской «Девочка Царцаха»………….65
Тесты…………………………………………………………………………...70
II.
Повесть Елены Ган «Утбалла» в историко-функциональном аспекте: два
предания……………………………………………………………………….78
«Этнографический романтизм» в повести Е. Ган «Утбалла»……………..87
Образ «барской барыни» в романе И. Лажечникова «Ледяной дом»:
исторический факт и художественный вымысел…………………………..98
«Ледяная» свадьба в романах «Ледяной дом» И. Лажечникова и «Слово и
дело» В. Пикуля……………………………………………………………...106
Шуты в романе И.И. Лажечникова «Ледяной дом»
и на картинах В.И. Якоби: текст и экфрасис………………………………112
Тесты………………………………………………………………………….119
III.
Образ калмыцкой женщины-кавалериста в прозе А. Исбаха…………….124
Женщина-кавалерист в одноименных рассказах К. Ерымовского и А.
Исбаха «Нарма Шапшукова»……………………………………………….130
Экфрасис в повести А. Исбаха «Калмычка»………………………………137
Пространство любви в повести А. Исбаха «Калмычка»………………….141
Образ шутихи в повести Ю. Нагибина «Квасник и Буженинова»: калмычка
или камчадалка?.............................................................................................148
3
Стр.3
Тесты………………………………………………………………………….161
Примерная тематика курсовых и дипломных работ………………………166
Рекомендуемая литература………………………………………………….168
Глоссарий …………………………………………………………………....170
4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие «Инонациональный диалог в русской прозе XIX –
XX вв.: калмыцкий компонент» посвящено изучению этнопоэтики
рассказа, повести и романа на избранных примерах отечественной
словесности – Л.Н. Толстого, И. Лажечникова, Е. Ган, Г. Газданова, А.
Серафимовича, Вс. Иванова, В. Закруткина, А. Исбаха, К. Ерымовского, В.
Пикуля, Ю. Нагибина, В. Пелевина.
В 3 разделах пособия представлены статьи, в которых рассмотрена
этнопоэтика художественных произведений указанных авторов, кандидата
филологических наук, доцента, зав. кафедрой русской и зарубежной
литературы Риммы Михайловны Ханиновой, старшего преподавателя
Елены Александровны Вяткиной, аспиранта Джиргал Александровны
Ивановой, а также в соавторстве – с кандидатом педагогических наук,
доцентом кафедры германской филологии Эльзой Михайловной
Ханиновой. Курсив всюду авторов, за исключением оговоренных случаев.
Все материалы прошли апробацию на международных,
всероссийских и региональных конференциях.
Тесты ко всем разделам нацелены как на повторение материала по
изученным дисциплинам («Введение в литературоведение», «Теория
литературы», «История русской литературы»), так и на освоение новых
знаний по истории и теории русской литературы. Тесты предполагают
самостоятельную работу студентов по подготовке к лекциям и
практическим занятиям по направлению и специальности «Филология»,
требуют знания художественных текстов и учебно-методических, научнокритических
материалов ко всем разделам. Тесты направлены на проверку
знаний текстов художественных произведений.
Предлагаемый филологический анализ текста художественных
произведений способствует формированию необходимых навыков
студента-гуманитария для понимания и интерпретации классической и
неклассической прозы.
Самостоятельная работа студентов рассчитана на привлечение
других репрезентативных произведений для сравнительносопоставительного
изучения заявленной проблематики и тематики по
имагологии. Это будет способствовать написанию учащимися рефератов,
докладов, статей, курсовых и дипломных работ.
Избранная рекомендуемая литература дополняет списки литературы
ко всем разделам.
Глоссарий включает ключевые литературоведческие термины и
понятия, необходимые для использования при анализе художественных
произведений в инонациональном аспекте.
5
Стр.5