Министерство образования и науки Российской Федерации _________ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» Р. М. Ханинова АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА РУССКОЙ ПОВЕСТИ И РАССКАЗА 1900-1930-х гг. <...> Философема сна в прозе Сигизмунда Кржижановского . <...> Сновидение как «черная закладка сна» в прозе С. Кржижановского <...> Экфрасис и сон-экфраза в малой прозе Сигизмунда Кржижановского . <...> Сон и «оживший» экфрасис в прозе Алексея Толстого . <...> Сон-экфраза и «оживший» экфрасис в повести А.Н. Толстого «Граф Калиостро» . <...> Диалогический экфрасис в утопическом ракурсе: «Голубые города» А.Н. Толстого . <...> Экфрасис в монологической парадигме «ожившего» портрета: рассказ А.Н. Толстого «Гобелен Марии Антуанетты» . <...> Диалогический экфрасис и сновидения героя как отражение эпохи в повести С. <...> Диалогический экфрасис и сновидения героя как отражение эпохи в повести В. <...> Бытие здесь подчинено сознанию и служит тому только средством, если дойти до терминологического абсурда – только базисом. …из “Записных тетрадей”: “Бытие пусть себе определяет сознание, но сознание не согласно”. <...> <…> Еда, вкус как источник мышления; зрение как источник сознания; зрачок как метонимия зрения и квант мироздания… В этом Кржижановский 6 близок к символистам, умевшим в одном мгновеньи видеть вечность; они же, естественно, близки в том же самом к Канту и вообще – к философии “сумрачного германского гения”, проницающего поэзию Блока» [Калмыкова 2009]. <...> Философема сна в рассказах и повестях С.Д. Кржижановского, А.Н. Толстого, А.С. Грина, С.И. Малашкина, В.В. Зазубрина 1910 – 1930-х гг. демонстрирует разнообразные формы и средства авторов в отражении действительности, граничащей в ХХ веке с нереальностью в ее абсурдистских проявлениях, тоталитарных тисках государственной машины, с одной стороны, а также манифестирует аксиологические векторы художественного мира писателей <...>
Антропологическая_поэтика_русской_повести_и_рассказа_1900-1930-х_гг..pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
_________
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Калмыцкий государственный университет»
Р. М. Ханинова
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА
РУССКОЙ ПОВЕСТИ И РАССКАЗА 1900-1930-х гг.
Элиста 2013
1
Стр.1
ББК Ш5(2=Р)7+Ш401
УДК 82.0-3+572.08
Х 191
Ханинова, Р.М.
Антропологическая поэтика русской повести и рассказа 1900- 1930-х
гг. [Текст] / Р.М. Ханинова. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2013. – 210 с. –
Библиогр.: с. 195-209. – ISBN 978-5-91458-123-4
ISBN 978-5-91458-123-4
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет»
В монографии исследуется антропологическая поэтика русской прозы
1900-1930-х гг. в жанрах повести и рассказа писателей разных художественных
направлений, течений, методов, стилей – С. Кржижановского, А.Н.
Толстого, А. Грина, В. Зазубрина, С. Малашкина. Широкий контекст философского,
психологического, литературного, исторического, фольклорного,
мифопоэтического прочтения репрезентативных произведений в ракурсах
онейрического дискурса и экфрасиса позволяет определить параметры и
структуру антропологической поэтики в прозе ХХ века, отразившей катастрофические
разломы эпохи и общества.
Научный редактор:
доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной и мировой
литературы ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
А.А. Фокин
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор кафедры литературы ФГБОУ ВПО
«Астраханский государственный университет»
М.Ю. Звягина;
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института
лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург)
А.А. Бурыкин
ISBN 978-5-91458-123-4
© ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2013 г.
© Р.М. Ханинова, 2013 г.
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .......................................................................................................... 5
Глава I. Философема сна в прозе Сигизмунда Кржижановского ....... 8
1.1. С. Кржижановский о природе сна и сновидения .................................. 8
1.2. Сновидение как «черная закладка сна» в прозе
С. Кржижановского ............................................................................................ 16
1.3. Вещь в антропоцентрической перспективе сновидения: новеллы
С. Кржижановского «Боковая ветка» и «Серый фетр» ................................... 54
Глава II. Экфрасис и сон-экфраза в малой прозе
Сигизмунда Кржижановского ........................................................................ 67
2.1. Пространство «ожившей» статуи в новелле С. Кржижановского
«Кунц и Шиллер» и повести С. Лагерлеф «Путешествие Нильса
с дикими гусями» ................................................................................................ 67
2.2. Сон-экфраза в новелле С. Кржижановского «Рисунок пером» ......... 79
Глава III. Сон и «оживший» экфрасис в прозе Алексея Толстого .... 88
3.1. Сон-экфраза в диалогической парадигме произведений
А.Н. Толстого и Н.В. Гоголя («Портрет») ........................................................ 88
3.2. Сон-экфраза и «оживший» экфрасис в повести А.Н. Толстого
«Граф Калиостро» ............................................................................................... 99
3.3. Сон-экфраза в детском восприятии: повесть А.Н. Толстого
«Детство Никиты» ............................................................................................ 111
3.4. Диалогический экфрасис в утопическом ракурсе:
«Голубые города» А.Н. Толстого .................................................................... 117
3.5. Экфрасис в монологической парадигме «ожившего» портрета:
рассказ А.Н. Толстого «Гобелен Марии Антуанетты» ................................. 124
Глава IV. Сновидческая философема и экфрасис в малой прозе
Александра Грина .......................................................................................... 135
4.1. Сон и сновидение в поэтике рассказов А. Грина 1900–1920-х гг ... 135
4.2. Статуя в сюжете рассказов А. Грина 1910–1920-х гг.: семантика,
символ, функция ............................................................................................... 142
Глава V. «Оживший» экфрасис в диалогическом аспекте:
сновидение и герой в прозе Сергея Малашкина и Владимира
Зазубрина .......................................................................................................... 154
5.1. Диалогический экфрасис и сновидения героя как отражение
эпохи в повести С. Малашкина «Больной человек» ..................................... 154
3
Стр.3
5.2. Диалогический экфрасис и сновидения героя как отражение
эпохи в повести В. Зазубрина «Щепка» .......................................................... 167
Заключение ................................................................................................. 191
Список литературы ................................................................................... 195
4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
В современном литературоведении разграничивают художественную
антропологию как особый объект изучения в литературе и дисциплину, его
исследующую.
«Литературно-художественной антропологией можно назвать представленность
человека в словесных произведениях искусства, а антропологически
ориентированным или просто антропологическим литературоведением
– ее изучение, – считает В.В. Курилов. – Ясно, что эти понятия взаимосвязаны
и рассматривать их нужно во взаимной соотнесенности, т.е. речь
должна идти и о том, что составляет литературно-художественную антропологию
и о том, каким должно быть антропологически направленное литературоведение»
[Курилов 2010: 87].
Первым к теоретическому обоснованию понятия антропологической поэтики
обратился А.А. Фокин, подчеркнув, что возможности и границы ее
весьма широки. «Литературно-художественное творчество, являясь системой
отсчета социальных, научных и культурных контекстов, выступает и
законодателем норм этого контекста. Предметом научного исследования
антропологической поэтики должны стать факты перекодировки этих норм
во всяком новом литературном произведении или в литературной эпохе»
[Фокин 2003: 53].
Отсюда «поэтика антропологического типа должна быть вариативной, а
потому допускать применение всех имеющихся в арсенале филолога научных
и художественных методов и подходов, при этом рациональной представляется
как выработка индивидуальной антропологической поэтики того
или иного автора, так и группы авторов, течений, направлений, эпох» [Фокин
2003: 54].
Ведущим типом сознания в антропологической поэтике может быть
только «интерпретационный тип сознания» (курсив автора. – Р.Х.) [Фокин
2003: 59]. Таким образом, «антропологическая поэтика есть поэтика понимания
и диалога» [Фокин 2004: 454].
Е.А. Самоделова также подчеркивает, что антропологическая поэтика,
предметом которой стал человек во всей совокупности проявлений его характерных
свойств, вошедших в художественный кругозор автора, философски
осмысленных и поэтически изображенных, должна выдвинуться как
самостоятельный раздел авторской поэтики [Самоделова 2008: 2].
В частности, одними из подразделов антропологической поэтики она называет
«поэтизацию телесности», рассматривающую авторские методы и
механизмы описаний человеческого тела и его элементов наравне со структурой
всего организма, и символику «телесной души» [Самоделова 2008: 9].
В ХХ веке новая антропологическая парадигма видения человека предполагает
необходимость обсуждения телесности человека наряду с понятиями
психики, сознания, воображения и памяти, поскольку «антропологи5
Стр.5