Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт музыки Кафедра музыкознания и музыкально-прикладного искусства ИСТОРИЯ МУЗЫКИ (ЗАРУБЕЖНОЙ) Учебно-методический комплекс дисциплины по направлениям подготовки: 53.03.01 (071600.62) «Музыкальное искусство эстрады», 53.03.03 (073400.62) «Вокальное искусство», 53.03.05 (073500.62) «Дирижирование», 53.03.04 (0737000.62) «Искусство народного пения», 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство» Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Форма обучения: очная, заочная Кемерово 2014 1 Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям подготовки: 53.03.01 (071600.62) «Музыкальное искусство эстрады», 53.03.03 (073400. <...> Изучение дисциплины направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: • владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); • ориентация в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, так и в смежных областях (видах искусства) (ОК-2); • осмысление развития музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с другими видами искусства и литературы, развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3); • способность постигать музыкальное произведение в культурноисторическом контексте (ПК-5). <...> 3 В итоге освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты обучения: знать: - основные понятия искусствоведения, современные теории и концепции искусствоведческого знания (ОК-1); - общие законы развития музыкального искусства: виды, формы направления, стили, специфику музыкального искусства и основы его языка, хронологию периодов развития истории музыкального искусства (ОК-3); - историю зарубежной музыки <...>
_История_музыки_(зарубежной)_учебно-методический_комплекс.pdf
Формы
Виды учебной работы,
включая СРС,
Разделы и темы
дисциплины
Семестр
и
трудоемкость
(в часах)
лекц. сем. СРС
1.5. Французская и
английская опера
XVII века
1.6. Формирование
и развитие жанров
профессиональной
инструментальной
музыки в XVII –
первой половине
XVIII века
1.7. Опера-seria и
опера-buff – ведущие
оперные жанры
конца XVII – начала
XVIII века
1.8. Творчество
И. С. Баха в контексте
художественной
культуры Германии
конца XVII – начала
XVIII века. Кантаты
и оратории Баха.
Тема семинара:
Кантатно-ораториальное
творчество
И. С. Баха
1.9. Инструментальное
наследие
И. С. Баха
1.10. Творчество
Г. Ф. Генделя
1
1
2
2
6
Викторина.
Устный
опрос
1
1
2
2
-
-
-
-
интерактив.
формы
текущего
контроля
успеваемости
и
промежуточной
аттестации
(по семестрам)
1
2
-
-
Викторина
1
2*
-
Проблемная
лекция.
Устный
опрос
2*
Семинардискуссия,
метод
«круглого
стола»
Стр.6
Формы
Виды учебной работы,
включая СРС,
Разделы и темы
дисциплины
Семестр
и
трудоемкость
(в часах)
лекц. сем. СРС
2.1. Идеи Просвещения
в западноевропейской
музыке
второй половины
XVIII века. Венская
классическая школа
2*
-
2
интерактив.
формы
Раздел
2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА
1
Проблемная
лекция
2.2.
Становление
сонатно-симфонического
цикла.
Оркестровое и инстру-ментальное
творчество
Й. Гайдна
2.3. Оркестровое и
инструментальное
творчество
В. А. Моцарта
2.4. Эволюция жанра
оперы в творчестве
композиторовклассицистов.
Оперная
реформа
К. В. Глюка
2.5. Оперная драматургия
В. А. Моцарта.
Тема
семинара:
Оперные принципы
Моцарта, их претворение
в опере
«Свадьба Фигаро»
2.6. Эволюция творчества
Л. ван Бетховена
1
2
7
1
2
-
-
текущего
контроля
успеваемости
и
промежуточной
аттестации
(по семестрам)
1
1
2
2*
-
-
-
-
Проблемная
лекция
1
2
2*
-
Семинардискуссия,
метод
«аквариума»
Коллоквиум
Терминологический
диктант
Стр.7
Формы
Виды учебной работы,
включая СРС,
Разделы и темы
дисциплины
Семестр
и
трудоемкость
(в часах)
лекц. сем. СРС
2.7. Обобщение
метода симфонизма
в оркестровом и инструментальном
творчестве
Л. ван
Бетховена.
Тема семинара:
Претворение
симфонического
метода
Л. ван Бетховена
в симфонии № 5
(№ 3, 9)
2.8. Фортепианное
творчество Л. ван
Бетховена
3.1. Романтизм в
музыке – направление
и творческий
метод
3.2. Австронемецкий
романтизм
первой половины
XIX века
3.3. Вокальные
жанры
в творчестве австронемецких
романтиков
3.4.
Фортепианное
творчество романтиков
1
-
1
2
-
интерактив.
формы
текущего
контроля
успеваемости
и
промежуточной
аттестации
(по семестрам)
2*
Семинардискуссия,
метод
«круглого
стола»
-
2
Викторина
Раздел
3. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ РОМАНТИЗМА
2
2*
-
1
Проблемная
лекция
2
2
-
-
Устный
опрос
2
2
-
-
2
2
8
-
-
Задание
в тестовой
форме
Стр.8
Формы
Виды учебной работы,
включая СРС,
Разделы и темы
дисциплины
Семестр
и
трудоемкость
(в часах)
лекц. сем. СРС
3.5. Новые национальные
композиторские
школы в
зарубежной музыке
первой половины
XIX века
2
2
2*
интерактив.
формы
-
Семинар –
корпоративная
форма
обучения,
работа
малыми
группами
Раздел
4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР
XIX ВЕКА И РОМАНТИЗМ
4.1. Оперный театр
Германии XIX века.
Творчество
К. М. Вебера
4.2. Принципы
оперной реформы
Р. Вагнера.
Тема семинара:
Воплощение реформаторских
принципов
Р.
Вагнера в опере
«Лоэнгрин»
4.3. Французская
опера XIX века.
Тема семинара:
Драматургические
особенности французской
(Ш. Гуно,
Ж. Бизе) и итальянской
(Д. Верди)
оперы XIX века
2
2
2*
2
2
-
3
Устный
опрос
2
2*
2*
2
Проблемная
лекция.
Семинардискуссия,
метод
«круглого
стола»
-
Семинардискуссия,
метод
«круглого
стола»
Устный
опрос
Коллоквиум
текущего
контроля
успеваемости
и
промежуточной
аттестации
(по семестрам)
9
Стр.9
Формы
Виды учебной работы,
включая СРС,
Разделы и темы
дисциплины
Семестр
и
трудоемкость
(в часах)
лекц. сем. СРС
4.4. Творчество
Ж. Бизе – вершина
французского оперного
реализма
4.5. Итальянская
опера первой половины
XIX века
4.6. Оперная драматургия
Д. Верди
2
2
-
-
интерактив.
формы
текущего
контроля
успеваемости
и
промежуточной
аттестации
(по семестрам)
2
2
2
2
2*
-
-
-
-
Проблемная
лекция
Зачет
в
комбинированной
форме
(викторина,
тестовое
задание)
Раздел 5. СИМФОНИЧЕСКАЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
5.1. Симфонические
жанры в творчестве
композиторовромантиков
первой
половины XIX века.
Программно-сюжетный
симфонизм
Г. Берлиоза
5.2. Симфоническая
поэма в творчестве
Ф. Листа
5.3. Оркестровая
музыка чешских
композиторов
3
2
-
3
Собеседование
по теме
3
3
2
2
10
-
-
-
-
Устный
опрос
Стр.10