МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие для вузов
Составитель
Н. И. Копылова
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2014
Стр.1
От составителя
Целью курса “Введение в литературоведение» является освоение
студентами литературоведческих понятий и закрепленных за ними
терминов, а затем грамотное (а не приблизительное, как это часто бывает)
их использование в суждениях о литературе и анализе художественных
произведений.
Материал предлагаемого учебно-методического пособия носит
занимательный характер, что выражается в шуточном, юмористическом,
сатирическом его содержании или просто содержит так называемые
«подвохи» для определения и оценки его литературоведческой сущности.
Такой характер приводимых текстов и заданий рассчитан на активизацию
внимания студентов и стремления их к точности ответов и
самостоятельности суждений.
Разделы учебно-методического пособия соответствуют основной
программе курса «Введение в литературоведение», однако представлены
разным количеством заданий, что объясняется сбором материала: по одним
проблемам его встретилось больше, по другим меньше; перепечатанных
текстов из других подобных изданий занимательного характера нет.
К пособию отдельной брошюрой прилагаются «Ответы на вопросы по
“Занимательному литературоведению”». Они содержат только фактический
материал. На задания теоретического характера (что такое жанр, что такое
стиль в лингвистике и литературоведении и т.д.) ответы, разумеется,
следует искать в учебниках, словарях, лекциях по дисциплине. Нумерация
ответов соответствует нумерации заданий.
Учебно-методическое пособие рассчитано на студентов первого курса
филологического факультета (очной и очно-заочной форм обучения).
3
Стр.3
башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее
сияло восторгом счастья…
Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с
плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на
Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее
телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой
бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо
надо.
Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от
политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и
желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения,
образовавшегося от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал
Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из
хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий,
подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и
улыбнулась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он
почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и
оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.
А. И. Куприн
* * *
В зале, которая, казалось, вся дрожала от оглушительных звуков
вальса, вертелись две пары. Бобетинский, распустив локти, точно крылья,
быстро семенил ногами вокруг высокой Тальман, танцевавшей с величавым
спокойствием каменного монумента. Рослый, патлатый Арчаковский
кружил вокруг себя маленькую, розовенькую младшую Лыкачеву, слегка
согнувшись над нею и глядя ей в пробор; не выделывая па, он лишь лениво
и небрежно переступал ногами, как танцуют обыкновенно с детьми.
6
Стр.6
Пятнадцать других дам сидели вдоль стен в полном одиночестве и
старались делать вид, что это для них все равно. Как и всегда бывало на
полковых собраниях кавалеров оказалось вчетверо меньше, чем дам, и
начало вечера обещало быть скучным.
Петерсон, только что открывавшая бал, что всегда для дам служило
предметом особой гордости, теперь пошла с тонким, стройным Олизаром.
Он держал ее руку точно пришпиленной к своему левому бедру: она же
томно опиралась подбородком на другую руку, лежавшую у него на плече,
голову повернула назад, к зале, в нервном и неестественном положении.
Окончив тур, она нарочно села неподалеку от Ромашова.
ЖАНР
I
1. Что такое жанр?
2. Что свойственно жанру баллады по содержанию и форме?
3. Согласны ли Вы с автором в определении жанра следующего
произведения? Мотивируйте свой ответ, используя литературоведческие
понятия.
Юнна Мориц
Пиратская баллада
В корыто я влез в коридоре
Без вёсел и без парусов,
И в черную пятницу вышел я в море
Под флагом из черных трусов.
Я был молодым и кудрявым,
Духовных я благ захотел,
7
Стр.7
За ними одними в корыте дырявом
Я с флагом пиратским летел.
На остров духовных сокровищ
Я мчался в корыте своем,
И пел, и подводных ловил я чудовищ,
В борьбе их съедая живьем.
А всюду кишели фрегаты,
Где, кружками рома звеня,
Корсары, а также другие пираты
Палили из пушек в меня,
Сверкая стальными боками,
Подплыли к корыту чуть свет!
Я голыми-голыми брал их руками
И трескал фрегат о корвет.
В зубах у подводных чудовищ
Угас их разбойничий пыл,
Иначе на остров духовных сокровищ
В корыте бы я не приплыл.
Я высек из камня лопату,
Разрыл этот остров к чертям,
И палец порезал, и эту балладу
Из пальца я высосал там.
8
Стр.8