Московского университета Cерия 20 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ №3• 2015 •ИЮЛЬ—СЕНТЯБРЬ Издательство Московского университета Выходит один раз в три месяца СОДЕРЖАНИЕ Актуальный вопрос Богомолова Е.П. <...> Использование моделирования в обучении в кон тексте понимания и усвоения категории сложности. <...> Диагностика общеучебных умений у студентов гума нитарного профиля . <...> Построение системы учебных задач с использованием таксономии Толлингеровой. <...> Анализируются причины низкого уровня математической культуры большинства учащихся. <...> Ключевые слова: математическая культура, математическое об разование, программа по математике, инженерный бакалавриат, ЕГЭ, информатизация образования. <...> Приведем некоторые изних [2]: воспитание достаточно высо кой математической культуры; привитие навыков современных видов (?!) математического мышления и навыков использования как математических методов, так и основ математического мо делирования в практической деятельности. <...> Там же перечислены математические компетенции бакалав ра: способность использовать в познавательной профессиональ ной деятельности базовые знания в области математики; спо собность приобретать новые математические знания (используя современные образовательные и информационные технологии); владение математической логикой (?!), необходимой для фор мирования суждений по соответствующим профессиональным проблемам; владение методами анализа и синтеза изучаемых явлений и процессов; умение составлять математические моде ли типовых профессиональных задач и находить способы их ре шений, а также интерпретировать профессиональный (физиче ский) смысл полученного математического результата; умение применять аналитические и численные методы решения постав ленных задач (с использованием готовых программных средств); владение способами доказательств утверждений и теорем как основной составляющей когнитивной и коммуникативной <...>
_Вестник_Московского_университета._Серия_20._Педагогическое_образование.__№3_2015.pdf
Московского
университета
Cерия 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ №3• 2015 •ИЮЛЬ—СЕНТЯБРЬ
Издательство Московского университета
Выходит один раз в три месяца
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Богомолова Е.П. От математической малограмотности к математиче
ским компетенциям. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Педагогические размышления
Кожевников Д.Н. Использование моделирования в обучении в кон
тексте понимания и усвоения категории сложности. . . . . . . . . 21
Кудряшова Т.Г., Шуруп А.С. Способ построения эталона метапредмет
ных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Науменко Ю.В. Здоровьеформирующее образование: идеи и основ
ные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Пономарев Р.Е. Формирование у аспирантов целостного представле
ния о научнопедагогическом исследовании . . . . . . . . . . . . . 67
Реалии педагогического образования
Коротаева И.В. Диагностика общеучебных умений у студентов гума
нитарного профиля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Якушева С.Д. Развитие творческого потенциала студента в процес
се изучения дисциплины “Введение в педагогическую деятель
ность” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Опыт практической педагогики
Фалина И.Н., Луговской К.И. Построение системы учебных задач с
использованием таксономии Толлингеровой. . . . . . . . . . . . . 97
Ковалева Н.И., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределе
ние старшеклассников из семей мигрантов как педагогическая
проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Михайлов В.М., Путилина Н.В. Восприятие учебного материала как
основа информационного обеспечения образовательного про
цесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Вестник
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
Стр.1
CONTENTS
Question of Present Interest
Bogomolova E.P. From the mathematical illiteracy to mathematical
competencies . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Pedagogical Ideas
Kozhevnikov D.N. Use of modeling in training in the context of under
standing and assimilation of category of complexity . . . . . . . . 21
Kudriashova T.G., Shurup A.S. Model of oversubject aptitudes . . . . 35
Naumenko Yu.V. Education shaping health: ideas and concepts . . . . 52
Ponomarev R.E. Formation of integral concept about pedagogical re
search. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Reality of Pedagogical Education
Korotaeva I.V. Diagnosing general study skills in students of huma
nities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Yakusheva S.D. Development of students creative potential in the pro
cess of learning the subject “Introduction to teaching activity”. . . 88
Experience of Practical Pedagogics
Falina I.N., Lugovskoy K.I. Developing of the system of educational
tasks using Tollingerova’s taxonomy. . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Kovaleva N.I., Pryazhnikova E.Yu. Professional selfdetermination se
nior pupils from migrant families . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Mikhaylov V.M., Putilina N.V. Teaching material perception as the
basis of the information support in the educational process . . . . 114
©Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2015
Стр.2
ВЕСТН.МОСК.УНТА. СЕР. 20.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ. 2015.№3
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
ОТ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МАЛОГРАМОТНОСТИ
К МАТЕМАТИЧЕСКИМ КОМПЕТЕНЦИЯМ
Е.П.Богомолова
(кафедра высшей математики Национального исследовательского
университета “МЭИ”; email: epbogomolova@yandex.ru)
Сопоставляются базовые математические знания и навыки выпуск
никовшкол и требования стандартов высшего инженерного образова
ния. Анализируются причины низкого уровня математической культуры
большинства учащихся.
Ключевые слова: математическая культура, математическое об
разование, программа по математике, инженерный бакалавриат, ЕГЭ,
информатизация образования.
В действительности все совсем иначе,
чем на самом деле.
Антуан де СентЭкзюпери
Введение
Парадокс невозможных ситуаций, так же как и парадокс
невозможных фигур, основан на том, что наш мозг всегда пыта
ется представить реальность, логически исходящую изданных
предпосылок.
Студентка на “отлично” сдала зачет по аналитической гео
метрии. Быстро и правильно умеет вычислять площади много
угольников и объемы многогранников, записывать уравнения
прямых и плоскостей. После зачета: “Можно задать Вам один
глупый вопрос?”—“Задавайте”.—“А что такое грань и что та
кое ребро? Я все время путаю. В школе такого не было”.
Студент в нужном объеме знает теорию систем линейных
алгебраических уравнений, правило Крамера и алгоритм Гаусса,
но ни одну систему не может решить правильно. Решаем вместе,
он объясняет свои действия. Выясняется: студент не умеет скла
дывать отрицательные и положительные числа.
3
Стр.3
М.К.Эшер. Водопад (Waterfall). Литография, 1961
На экзамене по математическому анализу ставлю студентке
заслуженную оценку “хорошо”, на запястье замечаю запись руч
кой. “А это еще что такое?!”—“Это—значения тригонометри
ческих функций, я их в школе так и не научилась запоминать”.
Объясняю на тригонометрическом круге.—“Так просто?!”
На подготовительных курсахшкольник решает задачу из ЕГЭ.
Пишет полный ответ (как учат в школе): “Скорость пешехода
276 км/ч”. Ни тени сомнения.
Студент на экзамене ошибся в вычислении определенного
интеграла, при этом правильно нашел первообразную. “Сколько
будет 7 умножить на 8?” Студент достает какоето мобильное
4
Стр.4