Ганс Урс фон Бальтазар ТОМ 16, ВЫПУСК 2 БИБЛЕИСТИКА 163 Андрей Заякин Ограда Торы: полемика о Законе в свете дискуссий об Ограде в поздней античности РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: А. Э. Бодров (гл. ред.), священник Михаил Евдокимов, архимандрит Августин (Никитин), И. К. Языкова (зам. гл. ред.) <...> ISSN 1562-1421 © Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2012 www.standrews.ru БОГОСЛОВИЕ 186 Ганс Урс фон Бальтазар Богословие и эстетика 196 Лайэм Уолш Богословие таинств: Герберт Маккейб о языке Бога ФИЛОСОФИЯ 213 Жан-Люк Марион Вера и разум ДИАЛОГ 227 Эдвард Кесслер Антисемитизм и Холокост СЛОВО И ОБРАЗ 243 Рене Жирар Сошествие в ад 254 Ирина Языкова Икона в пространстве постмодерна РАЗМЫШЛЕНИЯ 266 Антон Тихомиров Бог и человек ОБРАЗОВАНИЕ 283 Ольга Запрометова Возрождение иудаики в России ПЕРЕВОДЫ 290 Псалмы. <...> Andrew’s Biblical Theological Institute Jerusalem St, 3, Moscow, 109316 Russia Tel/Fax: +7 495 6702200, 6707644, Email: standrews@standrews.ru www.standrews.ru Andrey Zayakin Polemics about the Law in the Light of the Torah Fence Discussion in the Late Antiquity THEOLOGY CULTURE EDUCATION БИБЛЕИСТИКА СТРАНИЦЫ: БОГОСЛОВИЕ. <...> 163–185 Андрей Заякин Ограда Торы: полемика о Законе в свете дискуссий об Ограде в поздней античности ВВЕДЕНИЕ Важность понимания Нового Завета в современном его возникновению контексте была осознана уже давно1 , но остается не менее серьезной и по сей день. <...> Эта полемика, с другой стороны, впоследствии находила отражение и на страницах Иерусалимского и Вавилонского Талмудов. <...> АПОСТОЛА АНДРЕЯ, 2012 164 БИБЛЕИСТИКА СТРАНИЦЫ тех или иных обрядовых повелений и запретов, об аутентичности и обязательности внебиблейского предания для исполнения верующими; о том, как избежать искушения и остерегаться греха. <...> Для заповеди о назореях, запрещающей вкушать плоды винограда (Чис 6:4) ограда (ВТ Авода Зара 6а) представляет собой запрет подходить к винограднику. <...> Наиболее ранним (Мишна, III в.) примером употребления понятия ограды в раввинистической письменности является трактат Пиркей Авот <...>
Cтраницы_№2_2012.pdf
БИБЛЕИСТИКА
СТРАНИЦЫ: БОГОСЛОВИЕ. КУЛЬТУРА. ОБРАЗОВАНИЕ, 16:2 (2012) С. 163–185
Андрей Заякин
Ограда Торы:
полемика о Законе в свете дискуссий
об Ограде в поздней античности
ВВЕДЕНИЕ
Важность понимания Нового Завета в современном его возникновению
контексте была осознана уже давно1
, но остается не
менее серьезной и по сей день. Чтение Нового Завета дает возможность
убедиться, что Иисус Христос постоянно обращался не
только к актуальной культурной, обрядовой и исторической жизни
еврейского народа, но и не был чужд доктринальной полемики,
в которой его оппонентами становились хорошо знакомые нам
по Евангелию представители раввинистических школ – фарисеи
и саддукеи. Эта полемика, с другой стороны, впоследствии находила
отражение и на страницах Иерусалимского и Вавилонского
Талмудов. Цель данной работы – не столько подобрать очередные
талмудические параллели к Евангелию2
, сколько оценить место
Иисуса и его учеников в современных им спорам: насколько они
были вовлечены в обсуждение понятия «ограда Закона», какие
решения поставленных проблем предлагали; в чем соглашались,
а в чем не соглашались с решениями ведущих раввинистических
школ. Этот вопрос изучался ранее в работах Бенно Пржбыльского,
Джона Юэ-Хан Йиэ, Пола Калбертсона и Пола Хегера. В них
было впервые указано на возможную соотнесенность новозаветных
дискуссий на этические темы с концепцией ограды.
Хотя дискуссия Иисуса с фарисеями и является частью прошлого,
нельзя сказать, что поднимавшиеся ими богословские
вопросы ушли в историю. Как среди разных различных христианских
общин, так и в разных группах иудеев остаются актуальными
вопросы о необходимости особо тщательного исполнения
1 Здесь и далее, упоминая в тексте трактаты Талмуда, мы имеем в виду ВТ, если
не указано противоположное.
2 ВТ, Берахот 4б.
© БИБЛЕЙСКОБОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ, 2012
Стр.4
164
БИБЛЕИСТИКА
СТРАНИЦЫ
тех или иных обрядовых повелений и запретов, об аутентичности
и обязательности внебиблейского предания для исполнения верующими;
о том, как избежать искушения и остерегаться греха.
Поэтому данная работа хотя и построена как серия литературных
экскурсов в позднеантичные тексты иудейской и христианской
традиций, на деле касается вполне «живых» вопросов практического
богословия и этических норм религиозной жизни.
1. ПОНЯТИЕ ОГРАДЫ
В РАВВИНИСТИЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Что такое ограда, можно пояснить на примере: для заповеди о
пасхальной закваске – «ничего квасного не ешьте» (Исх 12:20),
оградой будет заповедь «да не находится закваска у тебя» и «да
не будет видно закваски в твоем доме» (Исх 13:7). Для заповеди
о назореях, запрещающей вкушать плоды винограда (Чис 6:4)
ограда (ВТ Авода Зара 6а) представляет собой запрет подходить
к винограднику. Для заповеди о запрете супружеского общения
в случае ритуальной нечистоты (Лев 15:24) оградой будет запрет
мужу даже приближаться к жене (ВТ Нидда 3б). Ограда, таким
образом, представляет собой правило безопасности – галахической
или нравственной.
Наиболее ранним (Мишна, III в.) примером употребления понятия
ограды в раввинистической письменности является трактат
Пиркей Авот, который призывает читателей:
Будьте сдержанны в суде, поставляйте многих в ученики и делайте
ограду Торе3
.
Повеление «делайте ограду Торе» здесь ставится в числе трех
важнейших видов деятельности раввинов. Очевидно, что фиксация
подобной традиции могла случиться уже тогда, когда само
понятие «построения ограды Торы» было тщательно продумано
и отражало уже существовавшую теорию и практику «возведения
ограды» – предание приписывает первые споры об ограде уже
школам Шаммая и Гиллеля4
) Выражение לתורה סייג לעשות («делать
ограду Торе») стало впоследствии terminus technicus, что под ним
подразумевается – видно, например, из следующих отрывков
из ВТ: Песахим 2б, 11б, Санхедрин 46а, Йевамот 21а, Нидда 3б,
3 Забавно сравнить это с «зеркальной» оградой, введенной христианами относительно
обращения к евреям за медицинской помощью, см. 11 правило
Трулльского собора.
4 ВТ, Санхедрин 46а.
Стр.5