Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 543007)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах (60,00 руб.)

0   0
Первый авторИсаев Е. И.
АвторыСлободчиков В. И.
ИздательствоМ.: Изд-во ПСТГУ
Страниц432
ID292176
АннотацияДанная книга – третья в учебном комплексе «Основы психологической антропологии» (первая – «Психология человека», вторая – «Психология развития человека»). В книге представлены мировоззренческие, теоретические и методологические основы психолого-педагогической антропологии как целостного учения о становлении собственно человеческого в человеке, о предпосылках, условиях, средствах становления базовых человеческих способностей на разных ступенях образования. Содержание работы задает концептуальную рамку и целевые ориентиры современного отечественного образования, которые определяют общую технологию построения вариативных образовательных программ и учебно-методических комплексов для общеобразовательных школ России. Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.
Кому рекомендованоКнига адресована преподавателям психолого-педагогических дисциплин педагогических вузов и классических университетов, аспирантам и магистрантам кафедр психологии и педагогики. Она может быть полезна практическим психологам образования, педагогам, менеджерам образования и другим специалистам гуманитарной сферы.
ISBN978-5-7429-0715-2
УДК373.167.1:159.9
ББК88я73
Исаев, Е.И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев .— М. : Изд-во ПСТГУ, 2013 .— 432 с. — (Основы психологической антропологии) .— ISBN 978-5-7429-0715-2 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/292176

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основу образовательного пространства совместной детско-взрослой общности составляет созидательный, духовно-нравственный труд. <...> Его наследие — литературные произведения, повествующие в высокохудожественной форме о буднях кропотливого и напряженного труда созидания образовательноразвивающей детско-взрослой общности в трудовой колонии имени М. Горького <...> Современное образование представляет собой одновременно: 1) сферу общественной практики, 2) механизм культурно-исторического наследования, 3) всеобщую форму развития человека. <...> Вместе с тем мы предприняли попытку дать психологическую интерпретацию и двум другим обликам образования — как сферы общественной практики и как механизма культурно-исторического наследования. <...> Образовательное знание — это синтезированная совокупность религиознофилософских принципов, гуманитарных знаний, педагогического опыта, призванных преодолеть рассогласование и разнородность Психология образования человека 7 двух типов «производств»: «производства» культурного человека в образовании и «производства» знания о строении и базовых процессах самого образования. <...> Антропология образования представляет собой единство мировоззренческих (ценностно-смысловых) и теоретико-методологических (инструментальных) оснований построения практики развивающего образования как практики становления полного, всего человека; человека — как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного Смысла бытия — перед Богом. <...> Необходимо отметить, что учебное пособие «Психология образования человека» замысливалось как особая область антропологии образования — как психолого-педагогическая антропология. <...> Часть I («Концептуальные основы психологии образования человека») рассматривает философские и теоретико-методологические основы антропологического подхода в образовании. <...> Главы 2–4 данной части представляют <...>
Психология_образования_человека_становление_субъектности_в_образовательных_процессах_учебное_пособие.pdf
УДК 373.167.1:159.9 ББК 88я73 И85 И85 Исаев Е. И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: Учебное пособие / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — 432 с. — (Серия «Основы психологической антропологии», кн. третья) ISBN 978-5-7429-0715-2 Данная книга – третья в учебном комплексе «Основы психологической антропологии» (первая – «Психология человека», вторая – «Психология развития человека»). В книге представлены мировоззренческие, теоретические и методологические основы психолого-педагогической антропологии как целостного учения о становлении собственно человеческого в человеке, о предпосылках, условиях, средствах становления базовых человеческих способностей на разных ступенях образования. Содержание работы задает концептуальную рамку и целевые ориентиры современного отечественного образования, которые определяют общую технологию построения вариативных образовательных программ и учебно-методических комплексов для общеобразовательных школ России. Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Книга адресована преподавателям психолого-педагогических дисциплин педагогических вузов и классических университетов, аспирантам и магистрантам кафедр психологии и педагогики. Она может быть полезна практическим психологам образования, педагогам, менеджерам образования и другим специалистам гуманитарной сферы. УДК 373.167.1:159.9 ББК 88я73 ISBN 978-5-7429-0715-2 © Исаев Е. И., Слободчиков В. И., 2013 © Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета, 2013
Стр.4
Оглавление От авторов ......................................................................................5 Часть I. Концептуальные основы психологии образования человека Методологические установки к части I ....................................... 10 Глава 1. Психология образования человека как составляющая антропологии образования ...................................................... 14 1.1. Антропология образования: ее возможность и действительность ............................................................... 14 1.2. Образовательное знание — новый тип научности .............. 32 1.3. Психология образования человека – учение о становлении субъективной реальности в образовании ...44 Методологическая рефлексия ....................................................... 55 Глава 2. Образование — сфера общественной практики ................. 58 2.1. Образование — всеобщий механизм общественного развития ................................................................................ 58 2.2. Модернизация — коренная проблема современной России ................................................................................... 66 2.3. Структура и состав сферы образования .............................. 78 Методологическая рефлексия ......................................................102 Глава 3. Образование как механизм культурно-исторического наследования ...................................................................... 104 3.1. Культурно-историческое наследие — «задание» для образования ................................................................. 104 3.2. Типология научно-технологических подходов в образовании ......................................................................114 3.3. Антропологический подход в определении содержания образования .........................................................................125 Методологическая рефлексия ......................................................139 Глава 4. Образование — всеобщая форма развития человека ........142 4.1. Онтология развития человека в пространстве образования .........................................................................142 4.2. Сопряженность ступеней развития и ступеней образования .........................................................................151 4.3. Проблема преемственности в образовании и развитии ....160 4.4. Возрастно-нормативные модели развития ........................169 Методологическая рефлексия ......................................................179
Стр.429
430 Оглавление Глава 5. Антропология педагогической профессии .........................181 5.1. Психология профессионализма современного педагога ...181 5.2. Педагогическая позиция: истоки, типы, характеристика ................................................................... 194 5.3. Педагогическая деятельность в пространстве образования .........................................................................211 Методологическая рефлексия ..................................................... 229 Часть II. Ступени образования как модели возрастно-нормативного развития человека Методологические установки к части II.................................... 232 Глава 1. Психология дошкольного образования ............................ 235 1.1. Антропологический смысл дошкольного детства и целевые ориентиры дошкольного образования ............. 235 1.2. Возрастно-нормативная модель развития в дошкольном детстве .........................................................247 1.3. Модель образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени дошкольного образования ....... 258 Методологическая рефлексия ..................................................... 266 Глава 2. Психология начального общего образования ....................271 2.1. Антропологический смысл отрочества и целевые ориентиры начального образования ..................................271 2.2. Возрастно-нормативная модель развития в отрочестве ... 283 2.3. Модель образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени начального общего образования .........................................................................291 Методологическая рефлексия ..................................................... 297 Глава 3. Психология основного общего образования .................... 300 3.1. Антропологический смысл подростничества и целевые ориентиры основного общего образования .... 300 3.2. Возрастно-нормативная модель развития в подростковом периоде ......................................................311 3.3. Модель образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени основного общего образования ........................................................................ 323 Методологическая рефлексия ..................................................... 332 Глава 4. Психология среднего общего образования ...................... 335 4.1. Антропологический смысл юности и целевые ориентиры среднего общего образования ........................ 335
Стр.430
Психология образования человека 431 4.2. Возрастно-нормативная модель развития в юности ........ 350 4.3. Модель образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени среднего (полного) общего образования ........................................................................ 359 Методологическая рефлексия ..................................................... 362 Глава 5. Психология профессионального образования ................. 367 5.1. Антропологический и социокультурный смысл профессионального образования ...................................... 367 5.2. Возрастно-нормативная модель развития в студенческом возрасте ......................................................377 5.3. Модель образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени профессионального образования ........................................................................ 388 5.4. Психология профессионального педагогического образования ........................................................................ 397 Методологическая рефлексия ..................................................... 408 Словарь основных понятий .......................................................412
Стр.431

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически