МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
имени В.Г. Короленко»
Л.А. Богданова
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Литературное творчество
Литературное произведение
Учебно-методическое пособие
для студентов I курса филологического факультета
Глазов 2010
1
Стр.1
ББК 83
Б73
Богданова Л.А. Литературоведение: Литературное творчество. Литературное произведение: Учебно-методическое пособие
для студентов I курса филологического факультета. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2010. – 60 с.
© Богданова Л.А., 2010
© Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, 2010
2
Стр.2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Литературоведение: Литературное творчество. Литературное произведение» имеет пропедевтический характер. Его
цель – подготовить начинающего филолога к профессиональной деятельности, а именно помочь усвоить сложный категориальный
аппарат теории литературы, истории литературы и литературной критики; ознакомить хотя бы в общих чертах с основными и
вспомогательными литературоведческими дисциплинами; привести соответствующие понятия в стройное системное единство.
Из трех основных литературоведческих дисциплин преимущественное внимание уделяется теории литературы, из трех основных
литературоведческих учений – учениям о литературном творчестве и литературном произведении, из многочисленных и
многообразных уровней, составляющих «бесконечный лабиринт сцеплений» художественного произведения, – стихосложению.
С давних пор существует предубеждение против теоретического разъятия тончайшей субстанции художественного текста,
против проверки алгеброй гармонии. Опасения такого рода неосновательны. Во-первых, эмоциональный и интеллектуальный
способы восприятия текста не заменяют, а дополняют друг друга. Во-вторых, изучение литературного творчества, литературнохудожественного
произведения и литературного процесса протекает тем успешнее, чем более оно погружается в разнообразные
виды первичного научного анализа, когда каждое литературное явление обнаруживает свою специфику, классифицируется, сопоставляется
с другими явлениями и находит свое место в системе. Процесс познания, таким образом, выходит за рамки простого
репродуктирования, в него привносится нечто новое, пусть еще и на самом элементарном уровне. Это новое, самостоятельно добытое
знание ценно и привлекательно само по себе, но, бесспорно, еще важнее его роль как мощного стимулятора осознанного и
целеустремленного изучения программного и сверхпрограммного материала.
По дисциплине «Литературоведение. I курс» студентам предлагаются три пособия:
1. Учебное пособие по литературоведению, содержащее планы практических занятий, методические рекомендации и литературу
к ним, экзаменационные вопросы.
2. Литературоведение: Литературное творчество. Литературное произведение.
3. Литературоведение: Литературный процесс.
В данном пособии (№ 2) используется система идеограмм, дающая наглядное представление о взаимодействии разноуровневых
элементов целого, представляющего литературное творчество и литературное произведение. Пособие поможет студентам
при обработке лекционного материала, материала учебников и учебных пособий, при подготовке к практическим занятиям, к контрольным
работам, к экзамену по курсу. Спорность некоторых позиций в изложении курса не должна мешать в усвоении знаний,
так сама направленность на систематизацию будет лишь способствовать закреплению учебного материала.
Пособие завершается списком рекомендуемой литературы, в который вошли учебники и учебные пособия, справочники и
словари, исследования по наиболее важным проблемам литературоведения.
3
Стр.3
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ – это наука, изучающая специфику, генезис и развитие словесно-художественного творчества,
исследующая идейно-эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а также социально-исторические закономерности
литературного процесса прошлого и настоящего. Предмет литературоведения – совокупность литературных явлений; их
многообразие может осмыслено и упорядочено с помощью понятия системности. Литература в целом – элемент суперсистемы, в
контексте которой литературное явление взаимосвязано с действительностью, писателем и воспринимающим (рецептором). Как
работает эта система? Литература отражает действительность, выражает писателя и через воспринимающего (рецептора) преображает
действительность. Таким образом, любое литературное явление есть элемент системы, связанный со всеми остальными
элементами и утрачивающий свою специфику в изолированном виде.
ТРИ ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЯВЛЕНИЙ
1. Литературное творчество как особый вид духовной деятельности человека
2. Литературное произведение как диалектическое единство формы и содержания, художественная модель реальной действительности
в словесно-образном выражении
3. Литературный процесс как последовательность литературных явлений, подчиняющаяся закономерностям
литературного развития.
Соответственно, в основе литературоведческой науки лежат три взаимосвязанных учения:
1. Учение о литературном творчестве.
2. Учение о литературном произведении.
3. Учение о литературном процессе
4
Стр.4