Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 486242)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Литературоведение: Литературное творчество. Литературное произведение (90,00 руб.)

0   0
АвторыБогданова Людмила Анатольевна
ИздательствоГГПИ
Страниц60
ID291936
АннотацияВ учебно- методическом пособии представлены основные литературоведческие положения, соотношение различных композиционных приемов, родовая и жанровая специфика художественных произведений, основы стихосложения.
УДК82/821.0
ББК83
Литературоведение: Литературное творчество. Литературное произведение / Л.А. Богданова .— Глазов : ГГПИ, 2010 .— 60 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В.Г. Короленко» Л.А. Богданова ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Литературное творчество Литературное произведение Учебно-методическое пособие для студентов I курса филологического факультета Глазов 2010 1 ББК 83 Б73 Богданова Л.А. <...> Пособие завершается списком рекомендуемой литературы, в который вошли учебники и учебные пособия, справочники и словари, исследования по наиболее важным проблемам литературоведения. <...> Предмет литературоведения – совокупность литературных явлений; их многообразие может осмыслено и упорядочено с помощью понятия системности. <...> Литература в целом – элемент суперсистемы, в контексте которой литературное явление взаимосвязано с действительностью, писателем и воспринимающим (рецептором). <...> Учение о литературном процессе 4 СТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ Основные литературоведческие дисциплины ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ изучает общие особенности художественной литературы, а также устанавливает принципы рассмотрения и оценки литературного материала; ее предметом являются наиболее общие категории литературного творчества, структурные элементы литературного произведения и закономерности литературного процесса. <...> ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ изучает литературные явления в процессе их исторического развития, т.е. анализирует их в динамике ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА осуществляет анализ и оценку конкретных литературных явлений, обращаясь преимущественно к их качественной стороне. <...> ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА рассматривает литературные явления как факт современного литературного процесса, т.е. анализирует их в статике ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ БИБЛИОГРАФИЯ Основными задачами библиографии являются информация о художественной литературе и трудах по литературоведению, пропаганда и рекомендация <...>
Литературоведение_Литературное_творчество._Литературное_произведение_(1).pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В.Г. Короленко» Л.А. Богданова ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Литературное творчество Литературное произведение Учебно-методическое пособие для студентов I курса филологического факультета Глазов 2010 1
Стр.1
ББК 83 Б73 Богданова Л.А. Литературоведение: Литературное творчество. Литературное произведение: Учебно-методическое пособие для студентов I курса филологического факультета. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2010. – 60 с. © Богданова Л.А., 2010 © Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, 2010 2
Стр.2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Литературоведение: Литературное творчество. Литературное произведение» имеет пропедевтический характер. Его цель – подготовить начинающего филолога к профессиональной деятельности, а именно помочь усвоить сложный категориальный аппарат теории литературы, истории литературы и литературной критики; ознакомить хотя бы в общих чертах с основными и вспомогательными литературоведческими дисциплинами; привести соответствующие понятия в стройное системное единство. Из трех основных литературоведческих дисциплин преимущественное внимание уделяется теории литературы, из трех основных литературоведческих учений – учениям о литературном творчестве и литературном произведении, из многочисленных и многообразных уровней, составляющих «бесконечный лабиринт сцеплений» художественного произведения, – стихосложению. С давних пор существует предубеждение против теоретического разъятия тончайшей субстанции художественного текста, против проверки алгеброй гармонии. Опасения такого рода неосновательны. Во-первых, эмоциональный и интеллектуальный способы восприятия текста не заменяют, а дополняют друг друга. Во-вторых, изучение литературного творчества, литературнохудожественного произведения и литературного процесса протекает тем успешнее, чем более оно погружается в разнообразные виды первичного научного анализа, когда каждое литературное явление обнаруживает свою специфику, классифицируется, сопоставляется с другими явлениями и находит свое место в системе. Процесс познания, таким образом, выходит за рамки простого репродуктирования, в него привносится нечто новое, пусть еще и на самом элементарном уровне. Это новое, самостоятельно добытое знание ценно и привлекательно само по себе, но, бесспорно, еще важнее его роль как мощного стимулятора осознанного и целеустремленного изучения программного и сверхпрограммного материала. По дисциплине «Литературоведение. I курс» студентам предлагаются три пособия: 1. Учебное пособие по литературоведению, содержащее планы практических занятий, методические рекомендации и литературу к ним, экзаменационные вопросы. 2. Литературоведение: Литературное творчество. Литературное произведение. 3. Литературоведение: Литературный процесс. В данном пособии (№ 2) используется система идеограмм, дающая наглядное представление о взаимодействии разноуровневых элементов целого, представляющего литературное творчество и литературное произведение. Пособие поможет студентам при обработке лекционного материала, материала учебников и учебных пособий, при подготовке к практическим занятиям, к контрольным работам, к экзамену по курсу. Спорность некоторых позиций в изложении курса не должна мешать в усвоении знаний, так сама направленность на систематизацию будет лишь способствовать закреплению учебного материала. Пособие завершается списком рекомендуемой литературы, в который вошли учебники и учебные пособия, справочники и словари, исследования по наиболее важным проблемам литературоведения. 3
Стр.3
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ – это наука, изучающая специфику, генезис и развитие словесно-художественного творчества, исследующая идейно-эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а также социально-исторические закономерности литературного процесса прошлого и настоящего. Предмет литературоведения – совокупность литературных явлений; их многообразие может осмыслено и упорядочено с помощью понятия системности. Литература в целом – элемент суперсистемы, в контексте которой литературное явление взаимосвязано с действительностью, писателем и воспринимающим (рецептором). Как работает эта система? Литература отражает действительность, выражает писателя и через воспринимающего (рецептора) преображает действительность. Таким образом, любое литературное явление есть элемент системы, связанный со всеми остальными элементами и утрачивающий свою специфику в изолированном виде. ТРИ ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЯВЛЕНИЙ 1. Литературное творчество как особый вид духовной деятельности человека 2. Литературное произведение как диалектическое единство формы и содержания, художественная модель реальной действительности в словесно-образном выражении 3. Литературный процесс как последовательность литературных явлений, подчиняющаяся закономерностям литературного развития. Соответственно, в основе литературоведческой науки лежат три взаимосвязанных учения: 1. Учение о литературном творчестве. 2. Учение о литературном произведении. 3. Учение о литературном процессе 4
Стр.4