Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Профессиональное музыкальное образование в Бурятии (1923-1991 гг.)

0   0
АвторыГончикова Мэдэгма Цыдендамбаевна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц144
ID291663
АннотацияВ монографии на большом фактическом материале освещено становление и развитие системы профессионального музыкального образования в Бурятии в 1923-1991 гг. Тема исследована в контексте истории культуры республики, развития социально-экономической и общественно-политической жизни. Показано влияние политики государства на процесс подготовки кадров в сфере культуры и образования. Книга рассчитана на историков, культурологов, педагогов, а также всех, кто интересуется историей и культурой региона.
ISBN978-5-9793-0688-9
УДК78(=512.31)
ББК85.31р(2Рос.Бур)
Профессиональное музыкальное образование в Бурятии (1923-1991 гг.) / М.Ц. Гончикова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2014 .— 144 с. — ISBN 978-5-9793-0688-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/291663 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ М. Ц. <...> ИЗДАТЕЛЬСТВО Улан-Удэ 2014 УДК 377(571.54) ББК 74.005.443(2Рос Бур) Г 657 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты Г. С. <...> УДК 377(571.54) ББК 74.005.443(2Рос Бур) ISBN 978-5-9793-0688-9 © Бурятский госуниверситет, 2014 ВВЕДЕНИЕ Настоящее исследование основано на признании неразрывного взаимодействия музыкальной культуры и образования. <...> «Музыкальное образование» как локальная область «музыкальной культуры» и как часть «художественного образования» рассматривается в качестве основного понятия, необходимого для реализации поставленной цели. <...> По определению А.Н. Сохора, музыкальная культура представляет собой «единство музыки и ее социального функционирования. <...> В свою очередь, музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системам более высоких уровней: художественной культуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в целом»1. <...> Система профессионального музыкального образования России предполагает три обязательных уровня подготовки профессиональных кадров: I уровень - детская школа искусств (по видам искусств), являющаяся необходимой базой и фундаментом будущего профессионального образования; II уровень - училище или колледж 1 Сохор А.Н. <...> Актуальность изучения истории профессионального музыкального образования в Республике Бурятия обусловлена потребностью в научном осмыслении различных аспектов развития национальной культуры и образования с учетом новой социокультурной ситуации региона, создания инновационных учреждений в сфере музыкального образования. <...> Этапы развития музыкальной культуры и искусства в советский период освещены в таких трудах, как «История русской советской музыки» (М., 1956), «История музыки народов СССР» (М., 1970), «Музыкальная культура автономных республик РСФСР» (М., 1957), «Музыка Сибири и Дальнего Востока» (М <...>
Профессиональное_музыкальное_образование_в_Бурятии_(1923-1991_гг.).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Стр.17
Стр.18
Стр.19
Стр.140
Стр.141
Стр.142
Стр.143
Стр.144
Профессиональное_музыкальное_образование_в_Бурятии_(1923-1991_гг.).pdf
Стр.1
Стр.2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ М. Ц. Гончикова ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БУРЯТИИ (1923-1991 гг.) ИЗДАТЕЛЬСТВО Улан-Удэ 2014
Стр.3
УДК 377(571.54) ББК 74.005.443(2Рос Бур) Г 657 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты Г. С. Митыпова, д-р ист. наук, профессор И. Б. Батуева, д-р ист. наук, профессор Д. А. Николаева, д-р ист. наук, профессор Гончикова М. Ц. Г 657 Профессиональное музыкальное образование в Бурятии (1923-1991 гг.) / науч. ред. Т. Е. Санжиева. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2014. - 140 с. ISBN 978-5-9793-0688-9 В монографии на большом фактическом материале освещено становление и развитие системы профессионального музыкального образования в Бурятии в 1923-1991 гг. Тема исследована в контексте истории культуры республики, развития социально-экономической и общественно-политической жизни. Показано влияние политики государства на процесс подготовки кадров в сфере культуры и образования. Книга рассчитана на историков, культурологов, педагогов, а также всех, кто интересуется историей и культурой региона. Gonchikova M. Ts. Professional musical education in Buryatia (1923-1991) / sci. ed. T.E. Sanzhieva. - Ulan-Ude: Buryat State University Publishing Department, 2014. - 140 p. ISBN 978-5-9793-0688-9 In the monograph formation and development of the system of professional musical education in Buryatia (1923-1991) was highlighted on the large amount of factual material. The theme was studied within the context of history of the culture of the republic, development of the social economic and public political life. The influence of state policy on the process of personnel training in the sphere of culture and education was revealed. The book is intended to historians, experts in culture studies, education and for everyone who is interested in history and culture of the region. УДК 377(571.54) ББК 74.005.443(2Рос Бур) ISBN 978-5-9793-0688-9 © Бурятский госуниверситет, 2014
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Настоящее исследование основано на признании неразрывного взаимодействия музыкальной культуры и образования. «Музыкальное образование» как локальная область «музыкальной культуры» и как часть «художественного образования» рассматривается в качестве основного понятия, необходимого для реализации поставленной цели. По определению А.Н. Сохора, музыкальная культура представляет собой «единство музыки и ее социального функционирования. Это сложная система, в которую входят: 1) музыкальные ценности, создаваемые и сохраняемые в данном обществе; 2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей; 3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими её успех; 4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность. В свою очередь, музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системам более высоких уровней: художественной культуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в целом»1. Профессиональное музыкальное образование является составной частью системы художественного образования. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, во всех учреждениях дополнительного образования (включая детские школы искусств), учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования. Система профессионального музыкального образования России предполагает три обязательных уровня подготовки профессиональных кадров: I уровень - детская школа искусств (по видам искусств), являющаяся необходимой базой и фундаментом будущего профессионального образования; II уровень - училище или колледж 1 Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: в 3 т. М.: Сов. композитор, 1980. Т. 1. С. 62. 3
Стр.5
искусств - образовательные учреждения среднего профессионального образования; III - высшее учебное заведение искусств, в котором повышается уровень профессиональных навыков и умений, уже полученных на предшествующих уровнях образования. Подготовка кадров в области музыкального искусства имеет ряд специфических особенностей, прием в средние специальные и высшие учебные заведения осуществляется на основании профессионального отбора (творческие испытания), предполагающего, как правило, предшествующую ступень профессионального обучения: - профессиональное обучение музыкальному искусству начинается в детском возрасте; - учебный процесс ориентирован преимущественно на индивидуальные и мелкогрупповые формы обучения; - тесная взаимосвязь с творческими коллективами и непосредственное участие в учебном процессе деятелей искусства. Важная роль в художественном образовании отводится учреждениям культуры и искусства, которые реализуют важнейшую функцию по сохранению непрерывности развития, воспроизводства, закрепления и передачи последующим поколениям общезначимых культурных норм и правил. Трансляция культуры новым поколениям и приобщение их к достижениям человечества в области искусства осуществляются в значительной степени через систему музыкального образования. Актуальность изучения истории профессионального музыкального образования в Республике Бурятия обусловлена потребностью в научном осмыслении различных аспектов развития национальной культуры и образования с учетом новой социокультурной ситуации региона, создания инновационных учреждений в сфере музыкального образования. Их актуализация вызвана обострением многих духовных и нравственных проблем общества, современным состоянием музыкальной жизни в условиях кардинальных перемен. Система образования является той социокультурной ценностью, которая позволяет сохранить национальные традиции республики, формирует духовность и определяет национальные ценности образования. Уровень развития и содержание различных видов образования дает возможность судить о базовых гуманитарных ценностях государства, о путях совершенствования социокультурной системы страны. В этой связи представляется актуальной проблема изучения и обобщения исторического опыта становления и развития системы 4
Стр.6
профессионального музыкального образования в Бурятии с 1923 по 1991 г., для того чтобы представить целостную картину ее функционирования в исследуемый период. С изменением социально-экономических отношений в стране, переходом к рынку, демократизацией начались изменения и в системе образования, которые отражены в законе РФ «Об образовании» (1992 г.). В законе названы принципы государственной политики в области образования, в том числе «единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства»2. Данный документ закрепил вариативность, многообразие типов и видов образовательных учреждений, государственных образовательных программ. С целью выработки единой государственной политики в области сохранения и развития системы профессионального образования в сфере культуры и искусств была разработана «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 гг.»3. В концепции поставлена цель - обеспечение условий для эффективного развития отечественной системы образования в соответствии с приоритетами государственной политики в области культуры и искусства. В данном документе отражены стратегические задачи социально-экономического развития России, направленные на сохранение лучших отечественных традиций образования в сфере культуры и искусства в процессе адаптации высшего профессионального образования к международным тенденциям, в том числе в рамках Болонского процесса. Социально-экономическая и общественно-политическая обстановка, коренной переход к демократическим основам в жизни страны и ее субъектов актуализируют проблему подготовки квалифицированных кадров в сфере культуры и образования. В этих условиях проблема, связанная с качеством подготовки специалистов для учреждений культуры и образования, представляет социальную значимость. 2 Закон РФ «Об образовании». М.: Новая школа, 1992. С. 4. 3 Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 гг.: одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 окт. 2008 г. № 1244-р // Балет. 2009. №1. С. 4-10. 5
Стр.7
Научное исследование феномена исторического развития профессионального музыкального образования в Бурятии (19231991 гг.) в контексте музыкально-художественной жизни существенно дополнит и расширит общую картину истории развития культуры и системы образования республики. Всё это обусловливает актуальность обращения к заявленной теме. Историография исследуемой проблемы включает работы по теории и истории музыкальной культуры и искусства, методологические и историко-педагогические исследования проблем музыкального образования. Вопросы культуры и искусства наиболее полно освещены в трудах выдающихся деятелей, таких как Д.С. Лихачев, М.С. Каган4. Характеристика явлений, относящихся к функционированию учреждений образования и культуры, высказана в музыковедческих трудах социологической ориентации А.Н. Сохора5. Ученый подчеркивал важность обращения исследователей к анализу процессов реального функционирования художественной культуры в определенных социально-исторических условиях каждого конкретного периода. Этапы развития музыкальной культуры и искусства в советский период освещены в таких трудах, как «История русской советской музыки» (М., 1956), «История музыки народов СССР» (М., 1970), «Музыкальная культура автономных республик РСФСР» (М., 1957), «Музыка Сибири и Дальнего Востока» (М., 1982), «Музыкальная культура РСФСР» М. Тараканова (М., 1987) и др. Особый интерес представляет фундаментальное исследование «Музыкальная культура Сибири» (Новосибирск, 1997). Коллективом авторов рассмотрено многообразие процессов, протекавших в области музыкальной культуры в Сибирском регионе, исследована традиционная музыка коренных народов, становление и развитие профессиональных композиторских школ в автономных образованиях, проанализировано творчество известных национальных композиторов, подготовлено 4 Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. 440 с.; Его же. Избранные мысли о жизни, истории, культуре. М.: Рос. фонд культуры, 2006. 336 с.; Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. - 450 с. 5 Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: в 3 т. М.: Советский композитор, 1980-1983. Т. I - III. 6
Стр.8
аудиоприложение. Данное исследование кратко знакомит и с историей музыкального образования в областях и республиках Сибири. Локальные особенности развития музыкальной культуры представлены в исследованиях И.Я. Харкеевича «Музыкальная культура Иркутска» (Иркутск, 1987), Н.И. Головневой «Становление и развитие якутской профессиональной музыкальной культуры (19201985 гг.)» (Новосибирск, 1994), В.Ю. Сузукей «Музыкальная культура Тувы в XX столетии» (М., 2007). В данных трудах освещены истоки становления и этапы развития музыкальной культуры и образования в исследуемых регионах. В диссертационных исследованиях И.В. Белоносовой, М.С. Кряжева, М.И. Литвина, Е.В. Прыгуна рассмотрена история становления и развития музыкальной культуры и образования городов Сибири6. Анализ вышеперечисленных исследований показал, что в исследуемый период музыкальное образование во многих регионах развивалось в соответствии с задачами государственной политики, одним из основных направлений которой было формирование социалистической культуры, национальной по содержанию. Исследователи единодушны во мнении о значимости вклада педагоговмузыкантов, направленных из центральных городов страны, в становлении и развитии профессионального музыкального образования автономных республик, краев и областей Сибири. Проблемы становления бурятского профессионального музыкального искусства и образования изложены в трудах П.М. Берлинского7. Среди них особый интерес представляет его работа «Пер6 Белоносова И.В. Музыкальная культура Читы: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Новосибирск, 2005. 22 с.; Кряжев М.С. Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях Аги (18011941 гг.) (на материале Агинского Бурятского автономного округа): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2007. 23 с.; Литвин М.И. Развитие профессиональной культуры города Иркутска в 1946-1985 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2002. 30 с.; Прыгун Е.В. Становление и развитие музыкального образования в Красноярска от истоков до начала XX века: автореф. дис. . канд. искусствоведения. Новосибирск, 2008. 29 с. 7 Берлинский П. М. Важное звено в художественно-массовой работе // Культура Бурятии. 1932. №1. С. 41-42; Его же. Против ламайщины в музыкальном строительстве // Культура Бурятии. 1932. № 2. С. 22-23; Его 7
Стр.9
спективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурятии» (Верхнеудинск, 1931), где рассматриваются проблема становления и перспективы развития профессионального музыкального образования в Бурятии, в частности детской музыкальной школы и техникума искусств. Большой интерес вызвал опубликованный в 1940-м году сборник статей «Искусство Бурятской АССР», изданный в связи с проведением первой декады бурят-монгольского искусства в Москве8. Он включает ценный фактический материал по содержанию музыкальной культуры республики в 1920-1930-е гг.: статьи об искусстве и литературе Бурятии, в том числе о состоянии БурятМонгольского театрально-музыкального училища им. П.И. Чайковского. Проблеме развитию жанров профессиональной бурятской музыки, их особенностям, а также творческим портретам мастеров искусств Бурятии посвящены работы искусствоведа О.И. Куницына9, которые носят музыковедческий характер и освещают историю музыкального образования фрагментарно. Работы Т.М. Матхановой, И.Ф. Козулиной, Н.Ю. Мадуева, Э.В. Буруевой и С.Б. Самбуевой и других10 посвящены творческой же. Монгольский певец и музыкант Ульдзуй-Лубсан-Хурчи. М.: Музгиз, 1933. 128 с., ил. 8 Искусство Бурят-Монгольской АССР. М.: Искусство, 1940. 102 с. 9 Куницын О.И. Бау Ямпилов. М.: Советский композитор, 1986. С. 134; Его же. Музыкальный театр Бурятии. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1988. 256 с., ил.; Его же. Бадма Балдаков: очерк жизни и творчества. Улан-Удэ: Соел, 1994. 40 с.; Его же. Ж. Батуев: очерк жизни и творчества. Улан-Удэ, 1995. 114 с.; Его же. Музыка Советской Бурятии. М.: Советский композитор, 1990. 126 с.; Его же. Лхасаран Линховоин: очерк жизни и творчества. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1991. 128 с. ил.; Его же. Выразительные средства бурятской профессиональной музыки. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1999. 142 с.; Его же. Бурятская музыкальная литература. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 2007. Вып. 3. 164 с. 10 Матханова Т.М. Композитор С. Манжигеев: очерк жизни и творчества. - Улан-Удэ: Нова-Принт, 2005. 32 с., ил.; Козулина И.Ф. Иван Батурин: очерк жизни и творчества. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2000. 15 с.; Мадуев Н.Ю. Народные таланты Бурятии. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1976. 174 с.; Буруева Э.В., Самбуева С.Б. В. Буруев: Годы и роли. Улан-Удэ: Респ. типография, 2006. 116 с., ил.; Союз композиторов Республики Бурятия. Улан-Удэ: Респ. типография, 2000. 136 с. 8
Стр.10
деятельности композиторов и певцов Бурятии; в них вопросы истории системы профессионального музыкального образования не рассматривались. В работах «Русские в Бурятии: история и современность» (УланУдэ, 2002), Н.Ц. Цибудеевой «Тропинка первая моя, лети от школьного порога» (Улан-Удэ, 2003) раскрыта творческая деятельность русских музыкантов-педагогов Б.П. Сальмонта, П.М. Берлинского, В.И. Морошкина, В. Обыденной и др., сыгравших большую роль в становлении и развитии музыкального образования в Бурятии. Следует отметить, что имеющиеся труды о театре, искусстве, музыкальной жизни Улан-Удэ и республики11 освещали историю профессионального музыкального образования лишь фрагментарно. В контексте изученности проблемы следует назвать ряд исследований, в которых рассмотрены различные аспекты истории становления и развития системы профессионального музыкального образования в стране. В период создания первых российских музыкальных учебных заведений в дореволюционной России вопросы истории музыкального образования были рассмотрены в трудах Г.А. Лароша, Н.А. Римского-Корсакова, А.Г. Рубинштейна, А.Н. Серова, В. В. Стасова12. Проблемы музыкального образования нашли отражение в историко-теоретических работах послеоктябрьского периода, главной задачей которого было музыкальное про11 Гуревич П.С. Оперный театр Бурятии: очерки. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1964. 192 с.; Ливащук-Полякова О.Н. Бурятская хоровая музыка. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2006. 247 с., ноты; Найдакова В.Ц. Театральные портреты. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1984. 192 с., ил.; Ее же. Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева: последняя четверть XX в. (1975-2002 гг.). Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002. 310 с.; Поляновский Г.А. 70 лет в мире музыки. М.: Музыка, 1981. 367 с.; Ходорковская Л.С. БурятМонгольский театр (очерк истории) / ред. Г. Гоян. М.: Искусство, 1954. 234 с. 12 Ларош Г. А. Избранные статьи: в 5 вып. / редкол.: А. А. Гозенпуд [и др.]. Л.: Музыка (Ленингр. отд-ние), 1974-1978; Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Музыка, 1982. 440 с., нот. ил.; Рубинштейн А.Г. Литературное наследие: в 3 т. / вступ. ст., текстология и коммент. Л.А. Баренбойма. М.: Музыка, 1983. 118 с.; Серов А.Н. Статьи о музыке: в 7 вып. / сост., ред. и коммент. В. Протопопова. М.: Музыка, 1984. Вып. 1. 414 с.; Стасов В.В. Статьи о музыке: в 5 вып. / сост. Н. Симакова. М.: Музыка, 1974-1980. 9
Стр.11
свещение народных масс, подъем их художественного уровня (Н.Я. Брюсова, А.В. Луначарского, Б.Л. Яворского)13. Особую ценность среди исследований этого периода представляют работы Б.В. Асафьева14. Его музыкально-теоретическая концепция и методические рекомендации явились фундаментом научной разработки, практической постановки музыкального образования и воспитания: интонационное учение, динамическое исследование музыкальной формы, трактовка взаимосвязи процессов восприятия и логической организации музыкального произведения. Среди российских исследований советского периода необходимо отметить фундаментальные труды по вопросам изучения проблем теории и истории музыкального образования в стране таких ученых, как Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, В.Г. Каратыгин, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая и др.15 Основные этапы становления музыкального образования в СССР получили освещение в работе Е.Ф. Бронфин «Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия» (М., 1984), а также в сборнике «Методические записки по вопросам музыкального образования» (М., 1966). Труды, посвященные ведущим учебным заведениям страны: «Московская консерватория (1866-1966)» (М., 1966), «История му13 Брюсова Н.Я. Музыка в школе // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1987. С. 15-18; Луначарский А.В. О музыке и музыкальном театре: в 3 т. / сост., текстолог. ред. М. Хлебникова; вступ. ст. и науч. ред. В. Кисунько. М.: Музыка, 1981. Т. 1. 431 с.; Яворский Б.В. Воспоминания. Статьи. Переписка: в 2 т. / ред.-сост. И.С. Рабинович. М.: Советский композитор, 1972. Т.1. 711 с. 14 Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и об образовании / ред. и вступ. слово Е.М. Орловой; 2-е изд. Л.: Музыка, 1973. 144 с.; Его же. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. Кн. 1, 2. 15 Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. 336 с., ил.; Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца / сост. В.И. Викторов; - 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1984. 206 с., ил.; Каратыгин В.Г. Избранные статьи / сост. и автор примеч. О.Л. Данскер. М.-Л.: Музыка (Ленингр. отд-ние), 1965. 352 с.; Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. М.: Музыка, 1985; Шацкая В.Н. Музыка в школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. 168 с., ил.; Ее же. Музыкальноэстетическое воспитание детей и юношества / вступ. ст. Н.А. Ветлугина. М.: Педагогика, 1975. 200 с., ил. 10
Стр.12
зыкальных учебных заведений им. Гнесиных» (М., 1981), «Ленинградская консерватория в воспоминаниях» (Л., 1987), содержат фактологический материал по истории музыкального образования, в них представлены биографические сведения о преподавателях и выпускниках этих учебных заведений. Перечисленные работы освещают события в столичных городах, дают представление о формировании политики советского государства в области профессионального музыкального образования. В последнее 10-летие отмечается значительно возросший интерес к изучению музыкального образования в республике. Среди них необходимо отметить работу С.Б. Самбуевой, Т.Б. Дугаровой «Из истории музыкального образования Республики Бурятия». (УланУдэ, 2006). Авторами кратко изложена история возникновения и развития музыкальных учебных заведений республики - детские музыкальные школы, средние специальные учебные заведения, вузы. В работе отсутствует комплексный анализ истории становления и развития системы профессионального музыкального образования в Бурятии в рассматриваемый нами период. В сборнике статей «Музыкальное образование в Бурятии: проблемы и перспективы» (Улан-Удэ, 2005) рассмотрены вопросы теории и методики музыкального образования, а также история становления отдельных образовательных учреждений музыкального образования, в частности, детских музыкальных школ г. Улан-Удэ и музыкального училища им. П.И. Чайковского. Между тем в сборнике нет работы, характеризирующей в целом систему профессионального музыкального образования в Бурятии. История становления и развития Восточно-Сибирского государственного института культуры, крупнейшего вуза региона, являющегося научным и учебно-методическим центром Восточной Сибири в области подготовки кадров в сфере культуры и искусства исследуется в работах С.И. Никифорова. Так, в работе «Виват, академия! История вуза 1960-2000 гг.» (Улан-Удэ, 2002) описано становление вуза и превращение его в образовательный научный центр многоуровневой системы подготовки кадров. В другой работе - «Гордость академии» (Улан-Удэ, 2005) - С.И. Никифоровым представлены справочно-библиографические данные о выпускниках вуза, достигших высоких творческих успехов в профессиональной деятельности. 11
Стр.13
Следует отметить, что работы, касающиеся средних специальных музыкальных учебных заведений Бурятии, появились в связи с юбилейными датами со дня их образования. Так, в сборнике статей, посвященном 75-летию среднего специального образования Республики Бурятия16, кратко освещена история создания средних специальных учебных заведений республики, включая музыкальное училище им. П. И. Чайковского, училище культуры и искусств, музыкальное отделение Бурятского республиканского педагогического училища. Этапы жизнедеятельности одного из старейших специальных учебных заведений республики - музыкального училища им. П.И. Чайковского - рассмотрены в работе Т.Б. Дугаровой, С.Б. Самбуевой, М.Д. Рантаровой «70 лет Улан-Удэнскому музыкальному колледжу» (Улан-Удэ, 2002). К 75-летию данного заведения была выпущена серия сборников, посвященных отделениям учебного заведения и творческим портретам педагогов17. В связи с юбилейными датами Бурятского республиканского училища культуры и искусств были изданы книги «Культпросвет, мы все твои бойцы...», «Мы факел культуры несем в народ»18, в которых отражена история культурно-просветительного училища, в них включены воспоминания преподавателей. Процесс становления и развития первого в республике среднего специального учебного заведения по подготовке музыкально16 Средние специальные заведения Республики Бурятия: история и проблемы развития / Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН ; под общ. ред. С. Д. Намсараева, Б.В. Базарова. Улан-Удэ, 2000. 248 с. 17 Из истории теоретико-композиторского отделения: сб. материалов. Улан-Удэ, 2007. 48 с.; Из истории вокального отделения: сб. материалов. Улан-Удэ, 2007. 48 с.; Из истории дирижерско-хорового отделения: сб. материалов. Улан-Удэ, 2007. 48 с.; Из истории отделения бурятских народных инструментов: сб. материалов. Улан-Удэ, 2007. 48 с.; Из истории отделения русских народных инструментов: сб. материалов. Улан-Удэ, 2007. 32 с., фото; Из истории фортепианного отделения: сб. материалов. Улан-Удэ, 2007. 52 с., фото. 18 Культпросвет, мы все твои бойцы. (К юбилею училища 19361996 гг.). Улан-Удэ, 1996. 48 с.; Мы факел культуры несем в народ: к 70летию Бурятского республиканского училища культуры и искусств / сост. Л.В. Лоскутникова, Т.А. Соболева. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 2006. 148 с., ил. 12
Стр.14
педагогических кадров среднего звена - учителей музыки и музыкальных руководителей - прослеживается в работах Н.Ц. Бальжинимаева, Г.Б. Баировой «Бурятский республиканский педагогический колледж: прошлое и настоящее» (Улан-Удэ, 1999), А. А. Хальбаевой, З.С. Содбоева, М.С. Содбоевой «Искусство жить и работать ради будущего» (Улан-Удэ, 2004). История развития культуры Бурятии исследована в фундаментальных трудах, таких как «История Бурят-Монгольской АССР», «Очерки истории культуры Бурятии» и др.19 В них отражены общие положения национальной культурной политики государства, преобразования культурных учреждений в советский период. Обобщающий характер носят труды Б.С. Санжиева, Е.Г. Санжиевой, Б.В. Базарова, З.Е. Цыреновой, В.В. Номогоевой, где анализируются проблемы национально-культурной политики XX века20. Но в данных исследованиях профессиональное музыкальное образование не являлось объектом исследования. Особый интерес вызывают диссертационные работы региональных исследователей: М.С. Антоновой, А.О. Дагдановой, Я.О. Жабаевой и др. Так, М.С. Антоновой исследованы особенности становления и развития художественной самодеятельности в Бурятии (1923 - конец 1950-х гг.), истоки которой тесно связаны с формиро19 История Бурят-Монгольской АССР: в 2 т. Улан-Удэ: Бурят. кн. издво, 1959; Очерки истории культуры Бурятии: в 2 т. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972-1974. 20 Санжиев Б. С. Общественно-политическая жизнь и национальнокультурное строительство Советской Бурятии в канун и годы Великой Отечественной войны (Странички воспоминаний: люди и события) / науч. ред Б.В. Базаров. Иркутск: ОНЦ «Сибирь», 1995. 176 с.; Санжиева Е.Г. Формирование и развитие культуры Бурятии в советский период / науч. ред. Б.В. Базаров. Улан-Удэ: ИПК, 2008. 214 с.; Базаров Б.В. Общественнополитическая жизнь 1920-1950-х годов и развитие литературы и искусства Бурятии / отв. ред. Н.Н. Щербаков. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. 193 с.; Цыренова З.Е. Сохранение и развитие традиционной культуры коренных народов Восточной Сибири (1920 - конец 1980-х гг.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2004. 155 с.; Номогоева В.В. Социально-культурное строительство в Бурятии в 1920-1930-е годы / отв. ред. Б.В. Базаров. УланУдэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999. 148 с. 13
Стр.15
ванием профессионального музыкального образования в республике в 1920-1930-е гг.21 А. О. Дагдановой рассмотрена история становления и развития средних специальных учебных заведений Республики Бурятия в 1923-1991 гг., в том числе Улан-Удэнского музыкального училища им. П.И. Чайковского, Бурятского республиканского культурнотельного училища . В своем исследовании Я. О. Жабаева раскрывает вопросы истопросветительного училища, Кяхтинского культурно-просвети22 рии становления и развития профессиональной музыкальной культуры Бурятии с 1923 по 1945 г.; один из разделов посвящен становлению музыкального образования23. Анализ показывает, что в научных исследованиях по теории и истории музыки, фольклора, музыкальной педагогики, проблемам развития бурятского национального музыкального искусства и отдельным вопросам истории профессионального музыкального образования нет цельной и объективной работы, раскрывающей в полном объеме все этапы и аспекты истории становления и развития системы профессионального музыкального образования в Бурятии. Целью исследования является проведение комплексного анализа истории становления и развития системы профессионального музыкального образования в Бурятии в 1923-1991 гг. Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи: • рассмотреть особенности традиций народной музыки бурят как основу формирования профессионального музыкального искусства и образования; 21 Антонова М.С. История становления и развития художественной самодеятельности в Бурятии (1923 - конец 1950-х гг.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Бурят. гос. ун-т. Улан-Удэ, 2000. 160 с. 22 Дагданова А.О. История становления и развития средних специальных учебных заведений в Республике Бурятия (1923-1991 гг.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Бурят. гос. ун-т. Улан-Удэ, 2003. 229 с. 23 Жабаева Я.О. Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии (1923-1945 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук: 24.00.01 / Вост.-Сиб. гос. технолог. ун-т. Улан-Удэ, 2006. 24 с. 14
Стр.16
• выявить и проанализировать факторы, повлиявшие на процесс формирования и функционирования учреждений профессионального музыкального образования в республике; • определить основные периоды истории становления и развития системы профессионального музыкального образования в Республике Бурятии; • показать значение исследуемого исторического процесса в развитии системы профессионального музыкального образования в Республике Бурятия на современном этапе. Объектом исследования является система профессионального музыкального образования в Бурятии в период с 1923 по 1991 г. Предметом исследования является история становления и развития системы профессионального музыкального образования в Бурятии. Хронологические рамки охватывают период с 1923 по 1991 г. Исходная дата исследования связана с образованием БурятМонгольской АССР; конечная дата - с началом кардинальных изменений в социально-экономической и политической жизни российского общества. Территориальные рамки исследования определяются современными границами Республики Бурятия, являющейся крупным национальным образованием России, с учетом изменений ее административного устройства и переименований: с 1923 г. - Бурят-Монгольская АССР, с 1958 г. - Бурятская АССР. Источниковедческую базу исследования составили как опубликованные, так и неопубликованные ранее документы и материалы, которые разделены на несколько групп. I группу представляют неопубликованные источники - архивные материалы фондов Национального архива Республики Бурятия. Это материалы, касающиеся деятельности музыкальных учебных заведений: планы, годовые отчеты, справки, различные постановления и докладные записки. К этой группе источников относятся приказы и постановления Совета Министров СССР, РСФСР, правительства Бурят-Монгольской АССР (с 1958 г. - Бурятской АССР), составившие нормативную, законодательную и организационную основу профессионального музыкального образования в исследуемый период. II группу составляют опубликованные документы и материалы, изданные в разные годы. К изучению процессов становления и развития музыкального образования были привлечены публикации документов и материалов: «Из истории советского музыкального об15
Стр.17
разования: сб. материалов и документов. 1917-1927» (Л., 1969), «Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября (19171920): Хроника. Документы. Материалы. Октябрь. 1917-1920» (М., 1972), которые освещают события в столичных городах в послереволюционное десятилетие, дают представление о формировании политики молодого советского государства в области музыкального образования. В сборнике «Культурное строительство в Бурятской АССР (1917-1981 гг.)» (Улан-Удэ, 1983) представлены документы и материалы, касающиеся создания системы музыкального образования в Бурятии. III группу источников составили статьи, письма, дневники, мемуары выдающихся мастеров культуры Бурятии изучаемого периода, в которых представлен интересный материал, касающийся истории профессионального музыкального образования и позволяющий более полно и объективно представить духовный колорит эпохи. IV группу составляют материалы периодической печати, содержащие информацию о различных сторонах музыкальной жизни Бурятии и в целом России. В диссертации использованы статьи российских изданий «Советская музыка», «Искусство и образование», «Балет», рассматривающие вопросы истории, теории и методики художественного образования, в том числе музыкального. В исследовании музыкальной культуры и образования Бурятии были использованы материалы республиканских журналов «Культура Бурятии», «Вершины», «Свет над Байкалом» (с 1961 г. выходит под названием «Байкал» на двух языках) и газет «БурятМонгольская правда», «Бурят-Монгольский комсомолец», «Правда Бурятии», «Буряад унэн», «Бурятия», «Молодежь Бурятии», «ТВ - Прайм», посвященные тем или иным вопросам культурных преобразований, музыкального образования, деятельности образовательных учреждений. Сопоставление разных публикаций способствовало установлению объективной точки зрения на противоречивые сведения и правильной оценке событий. Таким образом, источниковая база представлена значительным по объему и разнообразным по содержанию материалом, достаточным для объективного освещения основных вопросов исследования. Комплексный анализ документов и материалов позволил подробно рассмотреть историю становления и развития системы про16
Стр.18
фессионального музыкального образования в Бурятии, тем самым разрешить поставленные цели и задачи. Научная новизна исследования состоит в том, что выделены основные этапы исторических процессов становления и развития системы профессионального музыкального образования в Бурятии и выявлены особенности каждого этапа; дана целостная картина становления и развития системы профессионального музыкального образования в республике в 1923-1991 гг. в контексте конкретноисторических условий советского общества; показано влияние политики государства на формирование и развитие профессионального музыкального образования в республике; введены в научный оборот архивные материалы, содержащие информацию о деятельности учреждений профессионального музыкального образования в Бурятии. 17
Стр.19
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение........................................................................................................ 3 Глава 1. Становление системы профессионального музыкального образования в Бурят-Монгольской АССР (19231945 гг.) 1.1. Формирование профессиональной музыкальной культуры в Бурят-Монгольской АССР................................................................ 18 1.2. Становление системы профессионального музыкального образования в Бурят-Монгольской АССР........................................... 34 Глава 2. Развитие системы профессионального музыкального образования в Бурятской АССР (1946-1991 гг.) 2.1. Организация сети учреждений начального профессионального музыкального образования в Бурятской АССР .......................... 57 2.2. Развитие среднего профессионального музыкального образования в Бурятской АССР................................................................... 67 2.3. Формирование высшего профессионального музыкального образования в Бурятской АССР........................................................ 88 Заключение....................................................................................... 105 Литература......................................................................................... 110 Приложения....................................................................................... 123
Стр.140
Научное издание Мэдэгма Цыдендамбаевна Гончикова ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В БУРЯТИИ (1923-1991 гг.)
Стр.141
Редактор Е.П. Евдокимова Компьютерная верстка Т.А. Олоевой Свидетельство о государственной аккредитации № 1289 от 23 декабря 2011 г. Подписано в печать 15.10.2014. Формат 60х84 1/16. Уч.-изд. л. 7,29. Усл. печ. л. 8,14. Тираж 65. Заказ 114. Цена договорная Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а riobsu@gmail.com Отпечатано в типографии Издательства Бурятского государственного университета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Сухэ-Батора, 3а
Стр.142
Стр.143
ISBN 978-5-9793-0688-9 9 785979 306889
Стр.144

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.