Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Российская бизнес-газета

Российская бизнес-газета №46 2014 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID291552
АннотацияЕженедельная экономическая и деловая газета. Выходит с марта 1995 года
Российская бизнес-газета .— Москва : Издательство "Российская газета" .— 2014 .— №46 .— 12 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/291552 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПОДДЕРЖКА Процент ниже ГАЛИНА ИЗОТОВА О КРЕДИТАХ МАЛОМУ И СРЕДНЕМУ БИЗНЕСУ 09 «РОССИЙСКАЯ БИЗНЕС-ГАЗЕТА» РЕТЕЙЛ С шубой не шутят СПРОС НА МЕХОВУЮ ОДЕЖДУ ЭТОЙ ЗИМОЙ БУДЕТ РЕКОРДНО НИЗКИМ 08 приложение БИЗНЕС И ВЛАСТЬ вместе с выпуском «Российской бизнесгазеты» № 46 Еженедельная экономическая и деловая газета. <...> Вторник 2 декабря 2014 № 46 (975) Бизнес и власть — Инновации — Государственно-частное партнерство — Карьера и менеджмент —Новое законодательство — Налоговое обозрение НОВОСТИ ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ 1 — 2 3 РЫНОК 4 ТЕРРИТОРИЯ 5 ФИНАНСЫ 6 НАЛОГИ И ПРАВО 7 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК 8 МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЗЕРВЫ РОССИИ С 15 ПО 21 НОЯБРЯ СНИЗИЛИСЬ НА 0,2 МЛРД ДОЛЛАРОВ, ДО 420,4 МЛРД НЕДЕЛЬНАЯ ИНФЛЯЦИЯ В РФ СОХРАНЯЕТСЯ НА УРОВНЕ 0,3%, С НАЧАЛА ГОДА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕНЫ ВЫРОСЛИ НА 8,2% ЦЕНЫ НА БЕНЗИН В РФ ЗА ПРОШЕДШУЮ НЕДЕЛЮ ВЫРОСЛИ НА 0,1%, С НАЧАЛА ГОДА РОСТ СОСТАВИЛ 9,7% ОБЪЕМ ПРЕМИЙ РОССИЙСКИХ СТРАХОВЩИКОВ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ ВЫРОС НА 8%, ДО 741,7 МЛРД РУБЛЕЙ ДОЛЯ УБЫТОЧНЫХ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2014 ГОДА УВЕЛИЧИЛАСЬ НА 0,5 П. <...> «Мы постарались предусмотреть, чтобы этот законопроект не затронул действительно активный бизнес, — говорит Надежда Кузьмина, начальник отдела Департамента налоговой и таВ ЗАКОНЕ СУЩЕСТВУЕТ УСЛОВИЕ, ЧТО ЕСЛИ ДОЛЯ ПАССИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОМПАНИИ СОСТАВЛЯЕТ МЕНЬШЕ 20%, ЕЕ ПРИБЫЛЬ НЕ БУДЕТ ПОДЛЕЖАТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ 61 40 56 47 48 58 64 36 57 42 49 46 44 40 50 41 41 48 59 35 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В КОМПАНИИ Источник: PwC подробности на стр. <...> АНОНСЫ Каникулы под вопросом Тема налоговых сборов опять на слуху 03 Свой софт ближе Российские разработчики потеснят зарубежных 04 Доступ по-нашему Операторы откажутся от импортного оборудования 04 Китай едет в Мадрид Пекин открывает «новый Шелковый путь» 05 Одного крыла мало Соинвестирование позволит бизнес-ангелам снизить риски 06 ЦИФРА НЕДЕЛИ моженно-тарифной политики минфина. <...> 0 Сроком <...>
Российская_бизнес-газета_№48_2014.pdf
ПОДДЕРЖКА Процент ниже ГАЛИНА ИЗОТОВА О КРЕДИТАХ МАЛОМУ И СРЕДНЕМУ БИЗНЕСУ 09 «РОССИЙСКАЯ БИЗНЕС-ГАЗЕТА» РЕТЕЙЛ С шубой не шутят СПРОС НА МЕХОВУЮ ОДЕЖДУ ЭТОЙ ЗИМОЙ БУДЕТ РЕКОРДНО НИЗКИМ 08 приложение БИЗНЕС И ВЛАСТЬ вместе с выпуском «Российской бизнесгазеты» № 46 Еженедельная экономическая и деловая газета. Выходит с марта 1995 года. Вторник 2 декабря 2014 № 46 (975) Бизнес и власть — Инновации — Государственно-частное партнерство — Карьера и менеджмент —Новое законодательство — Налоговое обозрение НОВОСТИ ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ 1 — 2 3 РЫНОК 4 ТЕРРИТОРИЯ 5 ФИНАНСЫ 6 НАЛОГИ И ПРАВО 7 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК 8 МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЗЕРВЫ РОССИИ С 15 ПО 21 НОЯБРЯ СНИЗИЛИСЬ НА 0,2 МЛРД ДОЛЛАРОВ, ДО 420,4 МЛРД НЕДЕЛЬНАЯ ИНФЛЯЦИЯ В РФ СОХРАНЯЕТСЯ НА УРОВНЕ 0,3%, С НАЧАЛА ГОДА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕНЫ ВЫРОСЛИ НА 8,2% ЦЕНЫ НА БЕНЗИН В РФ ЗА ПРОШЕДШУЮ НЕДЕЛЮ ВЫРОСЛИ НА 0,1%, С НАЧАЛА ГОДА РОСТ СОСТАВИЛ 9,7% ОБЪЕМ ПРЕМИЙ РОССИЙСКИХ СТРАХОВЩИКОВ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ ВЫРОС НА 8%, ДО 741,7 МЛРД РУБЛЕЙ ДОЛЯ УБЫТОЧНЫХ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2014 ГОДА УВЕЛИЧИЛАСЬ НА 0,5 П.П., ДО 30,2% ФОРУМ ФОКУС НЕДЕЛИ ОСНОВНЫЕ ВЫЗОВЫ И ЗАДАЧИ ДЛЯ КОМПАНИЙ ЧАСТНОГО И СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА НА БЛИЖАЙШИЕ 5 ЛЕТ, % РОССИЯ АЛЕКСАНДР ИКОННИКОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА АССОЦИАЦИИ НЕЗАВИСИМЫХ ДИРЕКТОРОВ УПРАВЛЯЮТ С УМОМ С егодня стартует IV Всероссийский форум «Корпоративное управление в России: сдерживающие факторы и стимулы развития». Сегодняшние вызовы мотивируют нас более пристально посмотреть на роль, которую должны играть российские управленцы в развитии бизнеса. Текущая ситуация неопределенности является абсолютно новой для целого поколения директоров, проверкой их способности формировать целостное видение того, что будет происходить завтра в политике, экономике и бизнесе. От того, какие решения будут приняты сегодня, зависит стабильность и дальнейшее развитие всей страны. МИР БРИКС 65 63 61 54 56 64 ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СОТРУДНИКОВ 58 64 58 54 50 48 41 44 22 НЕСТАБИЛЬНОСТЬ РЫНКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ УДЕРЖАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ СОТРУДНИКОВ ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОФШОРЫ ЗАКОН О КОНТРОЛИРУЕМЫХ КОМПАНИЯХ ПОДПИСАН Вернуть любой ценой Ирина Голова ДИРЕКТОРА И СОБСТВЕННИКИ ПЕРЕОСМЫСЛИВАЮТ СВОИ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ БИЗНЕСОМ Мы видим, что директора и собственники переосмысливают свои подходы к управлению бизнесом. Основной фокус сегодня смещается на решение краткосрочных задач по его сохранению. При этом многие руководители порой упускают из виду стратегические возможности, реализация которых обеспечит устойчивое развитие компаний на десятилетия вперед. В этих условиях ключевой вопрос, который мы обсудим на форуме, звучит так — смогут ли российские директора не только сохранить текущие позиции бизнеса, но и в непростых условиях сформировать базу для его долгосрочного развития? Отвечая на него, не стоит забывать о тех новых тенденциях, которые создают дополнительные риски для развития национальной экономики. Снижение числа иностранных директоров в советах российских компаний, нехватка отраслевых экспертов и профессионалов по работе с открытыми для России рынками капитала могут сформировать барьеры в будущем. Мы должны обсудить эти новые вызовы и понять, какие последствия они будут иметь для российского бизнеса. На форуме мы также уделим особое внимание деятельности регуляторов, которые в 2014 году внесли весомый вклад в развитие института корпоративного управления. Принятие нового кодекса, введение новых правил листинга Московской биржей, изменения в Гражданском кодексе создают сегодня понятные и «прозрачные» правила игры и позволяют российским компаниям нащупать новые точки роста в условиях международного стресса. К С азавшиеся призрачными в начале года меры по возврату капитала из офшоров к его окончанию приобрели четкие формы. Участники конференции «Деофшоризация российской экономики. Нововведения 2014—2015» имели возможность обсуждать не планы по возврату выведенных средств, а нормы, которые начнут действовать с начала следующего года. Президент РФ Владимир Путин 25 ноября подписал закон, предусматривающий внесение в НК РФ положений, касающихся налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Закон должен вступить в силу с 1 января 2015 года и будет применяться к прибыли компаний, определяемой с налогового периода 2015 года. КИК признается любая организация либо структура, не являющаяся налоговым резидентом РФ и контролируемая организациями или физлицами — налоговыми резидентами РФ. Доходы от деятельности такой организации теперь будут облагаться налогами. Компании станут платить 20%, физлица — 13% с нераспределенной прибыли их иностранных организаций. Однако предусмотрен длинный список видов КИК, которые освобождаются от налогообложения. Наиболее нашумевшая категория этого списка — активные компании. Представители бизнес-сообщества не единожды заявляли о том, что закон о КИК может поставить под удар реально работающие фабрики и заводы за пределами страны, которые контролируются из РФ. «Мы постарались предусмотреть, чтобы этот законопроект не затронул действительно активный бизнес, — говорит Надежда Кузьмина, начальник отдела Департамента налоговой и таВ ЗАКОНЕ СУЩЕСТВУЕТ УСЛОВИЕ, ЧТО ЕСЛИ ДОЛЯ ПАССИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОМПАНИИ СОСТАВЛЯЕТ МЕНЬШЕ 20%, ЕЕ ПРИБЫЛЬ НЕ БУДЕТ ПОДЛЕЖАТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ 61 40 56 47 48 58 64 36 57 42 49 46 44 40 50 41 41 48 59 35 ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В КОМПАНИИ Источник: PwC подробности на стр. 2 16 ЦИТАТА НЕДЕЛИ Роберт Лембке Порядок — это хаос, к которому привыкли. АНОНСЫ Каникулы под вопросом Тема налоговых сборов опять на слуху 03 Свой софт ближе Российские разработчики потеснят зарубежных 04 Доступ по-нашему Операторы откажутся от импортного оборудования 04 Китай едет в Мадрид Пекин открывает «новый Шелковый путь» 05 Одного крыла мало Соинвестирование позволит бизнес-ангелам снизить риски 06 ЦИФРА НЕДЕЛИ моженно-тарифной политики минфина. — В законе существует условие, что, если доля пассивных операций компании составляет меньше 20%, ее прибыль не будет подлежать налогообложению. Причем в НК введено новое понятие активных и пассивных операций. Есть перечень пассивных операций, на который следует ориентироваться, чтобы определить, активной или пассивной деятельностью она занимается». 0 Сроком на 25 лет В 2015 году в Крыму установят свободную экономическую зону Андрей Соколов, заместитель министра РФ по делам Крыма РАЗВИТИЕ овет Федерации одобрил пакет законопроектов «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Пакет включает в себя законопроект о развитии КФО, законопроект о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с применением закона о развитии КФО и поправки в Налоговый кодекс. Смысл пакета законопроектов, подготовленного нашим министерством, в том, что с 1 января 2015 года на территории КФО устанавливается свободная экономическая зона сроком на 25 лет. Участниками ее могут стать в соответствии с российским законодательством юридические лица и индивидуальные предприниматели, проживающие на территории Республики Крым и города Севастополя. Обязательным требованием для участников является объем капитальных вложений в инвестиционный проект, за три года он должен составить не менее 30 млн рублей для юридических лиц и не менее 3 млн рублей для субъектов малого и среднего предпринимательства. Это то, что касается участников свободной экономической зоны. Также предусматривается поМЫ НАЦЕЛЕНЫ НЕ ТОЛЬКО НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ КРЫМА, НО И НА ПОДДЕРЖКУ СУЩЕСТВУЮЩИХ В КРЫМУ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕЗАВИСИМО ОТ ИХ РАЗМЕРА нижение ставок по единому социальному налогу и по единому сельскохозяйственному налогу для тех предприятий, которые его выплачивают. Первые два года — 0%, последующие три года — не более 4%. — Речь идет о «налоговых каникулах» для предпринимательского сообщества? — Да. Первые два года налог не уплачивается. Также предусматривается мера, касающаяся упрощенного порядка въезда иностранных граждан на территорию Крыма. Заодно вносятся поправки в законодательство о торговом мореплавании, дающие возможность регистрации под российским флагом судов, возраст которых не превышает 25 лет, притом что общероссийская норма — 15 лет. Эта мера позволит компенсировать нехватку морского флота, необходимого для создания морских логистических связей с полуостровом. При этом суда, осуществляющие паромное сообщение, могут быть зарегистрированы вне зависимости от своего возраста. Эти меры создадут условия для опережающего развития отрасли морского транспорта на полуострове. Это основные положения законопроектов. Вернее, теперь уже федеральных законов, которые ушли на подпись президенту РФ, а после подписания вступят в силу с 1 января 2015 года. — Как предприниматели будут себя чувствовать в Крыму? Сколько их, кого это коснется? Коснется ли это в основном малого, среднего бизнеса или крупного? — Безусловно, мы нацелены не только на привлечение инвестиций в экономику Крыма, но и на поддержку существующих в Крыму предприятий независимо от их размера, поскольку вхождение в состав РФ, к сожалению, помимо всевозможных плюсов, породило и ряд минусов, связанных с ухудшением отношений с Украиной. 0 5 3 109,7 ВНОСИМ ЯСНОСТЬ Специальные тематические выпуски ДЕКАБРЬ 2014 — РОЖДЕСТВО — КОМПАНИИ ГОДА — ЭНЕРГЕТИКА млрд рублей потратит Россия на внедрение газомоторного топлива на транспорте до 2020 года 05 ВНИМАНИЮ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ! Телефоны рекламной службы: 499 257 40 98 / 499 257 37 52 / 495 786 67 87 e-mail: reklama@rg.ru Подробности на сайте: rg.ru Подписные индексы: 32184, 40913, 40924, 10034 40945, 41591, 38279, 19361 ИНФОГРАФИКА «РГ» / МАРИЯ ПАХМУТОВА / ЮЛИЯ ВОРОНИНА ВИКТОР ПОГОНЦЕВ ИНФОГРАФИКА «РГ» / МАРИЯ ПАХМУТОВА / КОНСТАНТИН ВОЛКОВ
Стр.1
2 НОВОСТИ Нарушители закупок Контрактная система сэкономить не помогла Ангелина ЖуковаКОНТРОЛЬ З аконодательство о закупках было серьезно нарушено. Об этом сообщают аудиторы Счетной палаты (СП). «При проверке обнаружено около 400 нарушений законодательства о закупках на сумму почти 112 млрд рублей», — говорит аудитор Максим Рохмистров. В ведомстве отмечают, что цели, поставленные перед новым законодательством в сфере закупок, не достигнуты, а задача по повышению эффективности закупок не выполнена. Результаты мониторинга показали, что относительная экономия бюджетных средств по итогам закукупочных процедур в электронную форму, что в разы повысит эффективность и экономию закупок». Аудиторы СП обратили вниПРИ ПРОВЕРКЕ ОБНАРУЖЕНО ОКОЛО 400 НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ НА СУММУ ПОЧТИ 112 МЛРД РУБЛЕЙ пок составила всего 4%, это в два раза ниже аналогичного периода прошлого года. «Снижение экономии в закупках связано с тем, что по 44-ФЗ значительная доля крупных закупок осуществлялась в форме «бумажных конкурсов», — отмечает генеральный директор ЕЭТП Антон Емельянов. — В этом виде первоначальная закупочная цена снижается гораздо меньше, чем в электронной форме. Сейчас идет обсуждение законопроекта, активно поддерживаемого ФАС и минэкономразвития, который направлен на переведение всех заТРЕНДЫ ПОЗИТИВ Российский рынок публичных Wi-Fi-сетей составит 1,75 млрд рублей в 2018 году, говорится в исследовании J’son & Partners Consulting. По итогам 2013 года этот рынок составлял 1,17 млрд рублей. Темпы роста рынка публичных сетей Wi-Fi составят 5% в год, и к 2018 году он составит 290 тыс. точек доступа. По итогам 2014 года количество Wi-Fi-спотов составит 220 тыс. точек, к 2016 году — 259 тыс. НЕГАТИВ Рейтинговое агентство Fitch понизило прогноз по российскому сектору электроэнергетики в 2015 году до «негативного» из-за слабых фундаментальных показателей сектора и растущего риска со стороны регуляторов. По мнению экспертов агентства, экономический рост остается слабым, а растущие политические риски и риски со стороны регуляторов продолжат влиять на российские рынок электроэнергетики в 2015 году. СТАБИЛЬНО Мировой рынок нефти сбалансируется в первом квартале или в середине 2015 года. Такое мнение высказал президент РФ Владимир Путин. А принятое ОПЕК решение о сохранении уровня добычи нефти стабилизирует мировой нефтяной рынок, заявила президент организации Дезиани Алисон-Мадуэке, комментируя решение ОПЕК сохранить квоты на добычу нефти на уровне 30 млн баррелей в сутки. Инновации из малого Наноиндустрии не хватает господдержки Юлия Воронина Т ПРОБЛЕМА ретий Конгресс предприятий наноиндустрии откроется в Москве 5 декабря. Его главной целью станет обсуждение ключевых проблем российского нанотехнологического бизнеса. Отдельное внимание будет уделено программам и инструментам господдержки инновационного бизнеса. «Этот год был трудным для российского бизнеса, в том числе и для компаний наноиндустрии. На наших глазах начала формироваться новая геополитическая реальность. Мы пока не до конца понимаем, как она повлияет на инновационную экономику, — отметил председатель правления «РОСНАНО» и Фонда инфраструктурных и образовательных программ Анатолий Чубайс. — С одной стороны, очевидны новые вызовы: от прямого запрета на экспорт в Россию передовых продуктов до неписаных, но действующих на практике ограничений на трансфер технологий. Оборотная сторона медали — это новые возможности развития. Во-первых, по импортозамещению продукции в сфере высоких технологий. Во-вторых, и стратегически это более важно, по увеличению высокотехнологического экспорта. Безусловно, в новой ситуации главным союзником инноваторов должно оставаться государство». Формирование национальной наноиндустрии является важнейшим направлением государственной политики, определяющим новые подходы к модернизации отечественной экономики и инновационному развитию РФ. Отечественная наноиндустрия занимает сейчас лидирующее положение в инновационной сфере России. По данным Межотраслевого объединения наноиндустрии, сегодня отрасль производит инновационной нанотехнологической продукции на сумму более 522 млрд руб., при этом 18% поставляется на экспорт. Таким образом, при повышении эффективности мер господдержки российский сектор наноиндустрии способен конкурировать с экономически развитыми странами мира. Одновременно прорывной характер компаний наноиндустрии подчеркивается объемами расходов компаний на НИОКР. Расходы на НИОКР превышают 24,5 млрд руб. ежегодно, что составляет 4,5% от валовой выручки и близко к показателям лучших иностранных компаний. Юлия Воронина З ИССЛЕДОВАНИЕ а последний год 72% российских семейных компаний увеличили свои обороты. По данным исследования PWC «Частный и семейный бизнес России: вызовы и факторы роста сегодня и завтра», частный и семейный бизнес в России показал один из наиболее высоких темпов роста за последний год наравне со странами БРИКС. С большей вероятностью российский частный бизнес будет стремиться к росту и в течение следующих 5 лет. Из всех российских семейных компаний 23% нацелены на интенсивный и динамичный рост. И только 15% компаний, представляющих международный рынок, заявили о намерении увеличить обороты. По мнению опрошенных, основными препятствиями на пути роста являются государственная политика и регулирование, общая экономическая ситуация, а также трудности в привлечении и удержании ведущих специалистов. Представители частного бизнеса в России считают, что их компании находятся в более выгодном положении по сравнению с компаниями другого типа, поскольку в них сильнее развит дух предпринимательства и они способны принять на себя больше рисков. Аналитики PWC отметили, что для частного и семейного бизнеса как в России, так и в Центральной и Восточной Европе наиболее актуальными проблемами являются мание, что прозрачность процедуры закупок пока тоже остается на критическом уровне. Срок запуска единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) не определен. Планировалось, что она заработает в этом году. «Для формирования программно-аппаратного комплекса ЕИС и ее опытной эксплуатации необходим определенный срок, а конкурс на разработку системы до сих пор не объявлен», — говорит Максим Рохмистров. Он добавил, что ни в этом, ни в следующем году задача по повышению прозрачности закупок за счет внедрения ЕИС выполнена не будет. Контрольное ведомство также проанализировало закупки стоимостью свыше 1 млрд рублей и установило, что четыре госконтракта на общую сумму более 10 млрд рублей заключались федеральными заказчиками с организациями, которые контролируются юрлицами, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях. Впрочем, в нынешнем законодательстве отсутствуют нормы, ограничивающие участие офшорных компаний в госзакупках. СП направит письмо в минэкономразвития с предложением о введении такой нормы и изменениями в закон о закупках. «Меру по ограничению участия офшорных компаний в госзакупках мы, безусловно, поддерживаем, — комментирует Антон Емельянов. — Особенно актуален этот вопрос в условиях курса на импортозамещение, который взяла наша страна после введения секторальных санкций, ведь чем больше прибыли распределяется в экономической зоне России, тем эффективнее госзаказ стимулирует рост экономики страны». Модная столица Ретейлеры выбирают Москву российская бизнес-газета http://business.rg.ru 2 декабря 2014 вторник №46 (975) также на эту тему www.rg.ru/economy Сеть сорит деньгами Онлайн-микрокредиты растут на 1000% в год Евгения Носкова М Елена Березина РЕЙТИНГ М осква вошла в тройку самых популярных европейских городов среди международных ретейлеров, показало исследование компании JLL. Первую строчку рейтинга по присутствию мировых ретейлеров занимает Лондон. За ним следуют Париж, Москва, Милан и Мадрид. В топ-20 наиболее привлекательных городов для ретейлеров также попал Санкт-Петербург. Он делит 12-ю позицию с Гамбургом. Столичный рынок ретейла растет быстрыми темпами и в среднесрочной перспективе может догнать Париж с точки зрения присутствия международных брендов, прогнозирует Джеймс Долфин, международный директор, департамент торговой недвижимости компании JLL в регионе EMEA. Растущие рынки Москвы (3-е место в рейтинге наиболее привлекательных городов для ретейлеров) и Стамбула (7-е место) показали самую высокую динамику роста ретейла в Европе — никакие два других города не привлекли столько новых игроков за последние два года. «Высокий уровень концентрации капитала, как частного, так и корпоративного, делает Москву крайне РАСТУЩИЕ РЫНКИ МОСКВЫ (3-Е МЕСТО В РЕЙТИНГЕ) И СТАМБУЛА (7-Е МЕСТО) ПОКАЗАЛИ САМУЮ ВЫСОКУЮ ДИНАМИКУ РОСТА РЕТЕЙЛА В ЕВРОПЕ привлекательным регионом для международных операторов торговли. Можно сказать, что к сегодняшнему дню в российской столице размещен широкий спектр торговых предприятий, представляющих различные ценовые сегменты и товарные категории. Если говорить про новые бренды, то потенциал развития здесь довольно ограниченный, так как компании, которым был интересен российский рынок, уже на нем присутствуют», — полагает Анатолий Вакуленко, аналитик ИХ «ФИНАМ». «Московский рынок благодаря его большой емкости, высокому среднему доходу населения и активному приросту предложения торговых центров остается привлекательным местом для международных торговых операторов, — считает Марат Ибрагимов, старший аналитик ФГ БКС. — Однако эта привлекательность в последнее время значительно снизилась вследствие ухудшения макроэкономической ситуации в стране, что ведет к замедлению и даже падению реальных доходов населения; снижения курса рубля, что ведет к росту рублевых розничных цен и, как следствие, снижению объема продаж; усиления налоговой нагрузки на отрасль (имеются в виду планы российского правительства по введению дополнительных налогов на торговлю)». Несмотря на увеличившиеся геополитические риски, рынок Москвы продолжает бурно расти благодаря его большой емкости, относительно высокому доходу населения и приросту предложения торговых центров. Узы крепнут Семейные компании настроены на рост прибыльность, развитие бизнеса и его финансирование, а также правильное распределение денежных потоков. Эти вопросы менее актуальны для частных компаний в странах БРИКС и в целом по миру. Российские частные компании чаще видят проблему в необходимости повышения профессионализма бизнеса по сравнению с компаниями в остальном мире, но при этом реже считают проблемой ценовую конкуренцию, необходимость внедрения инноваций и планирование преемственности в компании (см. диаграмму на стр. 1). Эксперты отметили, что в России пока нет идеи о том, чтобы разделять малый бизнес на «семейный» и просто малый бизнес. Поэтому большая часть проблем, с которыми сталкиваются компании малого и среднего бизнеса, относятся и к небольшим «семейным предприятиям». «В России малый и средний бизнес обязан платить больше налогов и сборов, и это является основным тормозом его развития. Еще одна проблема — отсутствие недорогих заемных средств. Чтобы их получить, нужно предоставить большое количество документов, которыми «семейный» бизнес зачастую не располагает, — отметил гендиректор компании «Город Денег» Юлиан Лазовский. — В микрофинансовых организациях ставки для семейных компаний высокие. Как один из возможных инструментов стоит развивать так называемое «одноранговое» или социальное кредитование, когда физлица и малый бизнес кредитуют друг друга, пользуясь специально разработанной площадкой кредитования. Именно по такому пути шло развитие МСБ в Европе. И нам, скорее всего, предстоит его повторить». ТЕНДЕНЦИЯ икрокредитование в соцсетях (P2P) растет стремительными темпами: с начала года россияне выдали друг другу займов на 230 млн долл., посчитали в Webtransfer. Модель P2P позволяет зарегистрированным пользователям сети брать и выдавать займы от 50 до 1000 долларов на сроки от 3 до 30 дней. Ее главными преимуществами эксперты называют отказ от посредников, в других видах кредитования забирающих себе большую часть дохода от инвестиций. По мнению экспертов, развитию P2P-рынка в России способствует то, что с начала 2014 года банки резко ужесточили условия выдачи кредитов. Тем, у кого на ежемесячный платеж приходится более 40% дохода, получить кредит невозможно. Сократили банки и выдачи высокорисковых экспресс- и POS-кредитов. По словам директора Webtransfer Europe Ltd Дмитрия Ваганова, в 2015 году рост рынка P2P ожидается в среднем до 200% по Доллар давит на носок Растет влияние внешних факторов на легпром миру и до 1000% по странам, где этот сегмент набирает обороты, в том числе в России. «Продвижение P2P в соцсетях имеет высокий потенциал, так как кредиты выдаются в своем кругу или друзьям своих друзей, — отметила гендиректор Fingooroo Ольга Святченко. — Это позволяет снизить риск и, соответственно, получить меньший процент для заемщика и больший доход для кредитора за счет увеличения вероятности возврата». Другим направлением взаимного кредитования, по ее словам, является сервис кредитования внутри компании, аналог «кассы взаимопомощи». Здесь работодатель может выступить гарантом возврата, что позволяет P2P-сделкам «сходиться» на уровне 15—17% годовых. Нестабильные цены на сырье — одна из главных проблем отрасли сегодня. За январь—октябрь 2014 г. Алексей Балиев У Е СОБЫТИЕ же скоро, 8 декабря, состоится всероссийская конференция «Легкая промышленность: курс на конкурентоспособность». Форум станет главной отраслевой площадкой для обсуждения проблем развития отрасли в современных условиях. Это позволит выявить узкие места в реализации «Стратегии развития легкой промышленности на период до 2020 года». Падение платежеспособного спроса на текстильные изделия (особенно среднего и высокого ценового сегментов), вызванное курсовыми «перепадами», а также значительный объем незаконного реэкспорта в РФ через другие страны Таможенного союза, нестабильные цены на сырье и изношенность текстильного оборудования на многих предприятиях — главные проблемы отрасли сегодня. объем производства тканей снизился на 6,1%; трикотажных изделий — на 3,2%, а чулочноносочных товаров — почти на 14% (к тому же периоду-2013). Сократилось также производство хлопчатобумажных швейных ниток (на 3%), ковров и ковровых изделий —более чем на 13%, обувной продукции — почти на 4%. При этом совокупная доля незаконного реэкспорта в РФ и контрафакта на общем рынке сырья, полуфабрикатов и готовой текстильной продукции достигает по ряду оценок 30—35%. «Основной объем импорта этой отрасли приходится на сырье, — уточнил «РГБ» президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин. — Это прежде всего хлопковые и синтетические волокна, натуральные и синтетические пряжа и ткани. Повышение их стоимости, как следствие, влечет за собой повышение стоимости конечной продукции, что негативно сказывается и на платежеспособном спросе». Европа берет пример ЕС создает Инвестфонд на основе российской модели Ольга Воскресенская ОПЫТ вросоюз планирует сформировать инвестиционный фонд объемом 21 млрд евро сроком на 3 года, чтобы разделить риски по новым проектам с частными инвесторами. Так, французский инвестфонд Caisse des Depots International объявил о новой стратегии по привлечению средств суверенных фондов других стран, а также средств иных крупных институциональных инвесторов за счет создания совместных инвестиционных фондов. Эксперты признают, что по сути эта идея уже используется в работе Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Предлагаемые Жан-Клодом Юнкером меры — это копирование модели работы РФПИ, уверены эксперты. За счет инвестирования государственных средств в Брюсселе надеются мультипликативно привлечь частные инвестиции. Фактически, при наличии нескольких десятков миллиардов евро в виде средств Европейского инвестиционного банка и госгарантий из бюджета ЕС власти рассчитывают увеличить размер фонда до 300—315 млрд долл. То есть на каждый вложенный евро Брюссель хочет привлечь 13—14 евро частных инвестиций. Примечательно, что новый фонд, равно как и РФПИ, будет уделять большое внимание реализации крупных инфраструктурных проектов, к примеру, созданию единой сети передачи электроэнергии между странами ЕС. — Уверены, что опыт привлечения инвестиций по модели РФПИ — соинвестирования государственных и частных средств — окажется востребован многими ведущими экономиками, в том числе Евросоюзом, — заявил генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев. ИНФОГРАФИКА «РГ» / МАРИЯ ПАХМУТОВА / ЕЛЕНА БЕРЕЗИНА REUTERS ИНФОГРАФИКА «РГ» / МАРИЯ ПАХМУТОВА / ЕВГЕНИЯ НОСКОВА
Стр.2
также на эту тему www.rg.ru/economy российская бизнес-газета http://business.rg.ru 2 декабря 2014 вторник №46 (975) БИЗНЕС ХОЧЕТ БОЛЬШЕ КРЕДИТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ЖАЛУЮТСЯ НЕ НЕХВАТКУ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ Елена Шмелева У ПРАВИЛА ИГРЫ лучшить деловой климат в стране может повышение доступности кредитных и финансовых ресурсов. Так считают 30,6% участников конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату», организованной Агентством стратегических инициатив. «Политика санкций наложила существенные ограничения на возможность получения «длинных» дешевых денег из западных банков. На новые и модернизируемые предприятия пришелся двойной удар: с одной стороны, для них возросла стоимость заемных средств, с другой — девальвация рубля повысила стоимость покупаемого за рубежом оборудования», — отметил президент «Деловой России» Алексей Репик. Власти пытаются найти способ решения этой проблемы. «Вводится целый ряд новых финансовых институтов, которые должны частично компенсироКаникулы под вопросом Тема налоговых сборов опять на слуху номочия забирают с муниципалитетов и переводят в региональные бюджеты. Речь идет об очень важных для региональных бюджетов одном—трех миллиардах рублей, которые собираются отдать муниципалам. Получается двойной вычет из региональных бюджетов. Не проводить дискуссию на эту тему, не слушать внимательно региональные власти тоже нельзя. Должен быть грамотный и взвешенный подход. Надо посмотреть, где же основная нагрузка на бюджеты. Все понимают, если отдать налоги малого бизнеса муниципалитетам, то мы никак не заставим мэров городов любить малый и средний бизнес. Еще один злободневный вопрос по поводу Наталья Ларионова, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации ПЕРСПЕКТИВЫ СТАБИЛЬНУЮ НАЛОГОВУЮ НАГРУЗКУ СЧИТАЮТ ВАЖНОЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА 19,2% ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ вать недостаток финансовых ресурсов. Самый главный из них — это инструмент проектного финансирования, когда ЦБ рефинансирует соответствующие портфели банков по ставке «ключевая ставка минус 1,5%», а банки, которые входят в эту систему, обязаны будут выдавать кредиты по ставке «ключевая ставка плюс 1%». Сейчас обсуждается «плюс 0,5%», потому что ключевая ставка существенно поднялась. Это значительно ниже рыночных ставок, — заявил помощник президента России Андрей Белоусов. — Сейчас мы находимся на переломном моменте. Три года мы занимались НПИ на федеральном уровне, была проведена очень большая работа, сейчас она завершается и, начиная с этого года, мы начали эту работу перемещать в регионы». Стабильную налоговую нагрузку считают важной для улучшения делового климата 19,2% присутствующих на пленарном заседании. Любая дискуссия о возможном введении новых налогов и сборов создает угрозу для развития бизнеса и незамедлительно воспринимается как красный свет на пути возможных инвестиций в экономику РФ. «Чтобы стабилизировать ситуацию и вернуть доверие инвесторов, необходимо на государственном уровне объявить как минимум трехлетний мораторий на внесение поправок и новых инициатив, которые ухудшают условия ведения предпринимательской деятельности», — предложил Репик. БАРОМЕТР ЯСНО Банк России опубликовал положение о кураторах страховых организаций. Кураторы должны будут оценивать финансовое положение закрепленной за ними страховой компании — выявлять недостатки в ее деятельности на возможно более ранних стадиях их появления, защищать права и законные интересы страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также предупреждать возникновение ситуаций, угрожающих стабильности функционирования страхового рынка России. ПАСМУРНО Российские рыбодобывающие компании в I квартале 2014 года экспортировали 41,8% своего вылова в натуральном выражении по контрактам с лицами, зарегистрированными в офшорах, сообщает Счетная палата. Причем уровень цен на товары был занижен по сравнению с внешнеторговыми контрактами, заключенными напрямую. В 0 1 последнее время на совещаниях в регионах звучит тема налоговых сборов. Многие губернаторы не относят себя к сторонникам их введения, хотя эти сборы нацелены на пополнение региональных или муниципальных бюджетов. Тот хлипкий мостик доверия между бизнесом и властью, который вроде удалось установить после истории со страховыми взносами, явно пошатнулся. Минэкономразвития не раз подчеркивало, что поддерживает инициативу пятилетнего моратория не только в отношении налогов, но и любого ухудшающего регулирования. Также министерство подтверждает, что поддерживает идею введения ОРВ на стадии второго чтения, и вся эта работа стоит в плане ведомства. Что же касается налоговых каникул, то действительно, надо посмотреть, как этот законопроект будет реализовываться в регионах. Эту тему мы ведем около полутора лет, и к счастью руководителей региональных правительств, заместителей губернаторов мнения субъектов Федерации разделились пополам. Часть из них действительно опасается перерегистрации, все-таки доходы с малого бизнеса разнятся. В Вологодской области это около миллиарда рублей, в Саратовской области — 3,5 миллиарда рублей. Для региональных и муниципальных бюджетов это достаточно существенные деньги. Поэтому, по моему мнению, к введению налоговых каникул регионы будут подходить осторожно. Будут пробовать вводить небольшие показатели. У регионов есть право установить численность занятых в малых предприятиях, которые позволяют применять налоговые каникулы для трудовых коллективов от одного до пятнадцати человек, и соответствующий оборот предприятия они вправе понизить с 60 млн руб. в год в десять раз. Я особо не питаю себя иллюзиями и думаю, что идея налоговых каникул будет возЕСЛИ В 2011 ГОДУ ЗАКРЫВАЮЩИЕСЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕ ДОПЛАЧИВАЛИ 25% НАЛОГОВ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ДОЛЖНЫ ЗАПЛАТИТЬ, ТО В 2014 ГОДУ НЕДОПЛАТА СОСТАВЛЯЛА УЖЕ 58% Предприниматели не знают, в какой бюджет пойдут уплаченные ими налоги. рождаться в очень осторожном формате. Действительно, спрогнозировать, что налоговые каникулы повлекут массовую перерегистрацию или это будет рестарт для малого бизнеса, особенно находящегося в тени, никто не может. Кроме того, постоянно поднимается вопрос конфликта между опытными предпринимателями и теми, кто пришел «на новенького». Честно говоря, ни разу о такой проблеме не слышала в Европе, когда там на конференциях идет обсуждение налоговых каникул. Действующие предприниматели не протестуют против налоговых каникул, не вспоминают, с какими трудностями они сталкивались сами. У нас же это довольно специфическая, российская дискуссия. Причем ранее я слышала подобное только от инноваторов. Всегда на различных форумах оказывался инноватор, за плечами которого лет двадцать инноваторского стажа, и он как раз и обличал молодых, сетовал, что подобной существенной помощи никогда не было у «стариков». Надеюсь, что в рамках региональной политики похожие диалоги не станут определяющими. Государство заинтересовано в формировании нового бизнеса, новых стартапов. Действующим предпринимателям остается лишь быть более конкурентоспособными: молодые, как говорится, дышат в затылок. Еще один дискуссионный вопрос — налоговое обложение субсидий. Уточняю: субсидии по поддержке малого бизнеса исключены из налогообложения. Мы сами вносили поправки в Налоговый кодекс, когда с этой проблемой столкнулись во время кризиса. В те годы программа грантовой поддержки стала массовой, все вдруг увидели, что в соответствии с Налоговым кодексом такие деньги облагаются налогом. Может, надо обратить внимание на промышленные субсидии, которые идут по линии минпромторга. Вероятно, там не учтены какието моменты. Не прекращаются дискуссии, куда должны Наталья Ларионова: Думаю, что идея налоговых каникул будет возрождаться в очень осторожном формате. идти налоги с малого бизнеса: в муниципальный или региональный бюджет? Здесь также нет однозначного ответа. Часть региональных лидеров утверждает, что в этом году содержание детских садиков с муниципального уровня перенесли на региональный. Еще многие полВернуть любой ценой С начала действия документа под его нормы в первую очередь попадут те, кто уходит от налогообложения и в России, и в той стране, в которой расположена контролируемая иностранная организация. Термин двойного налогообложения получил последнее время широкую известность. С помощью предоставленных соглашениями об избежании двойного налогообложения льгот контролирующие бизнес лица создают такие структуры, доходы которых не подлежат налогообложению и в России, и в офшоре. Доходы именно этих компаний интересуют налоговые органы. «Таким образом сформирован блок компаний, которые в первую очередь будут подлежать налогообложению. Если иностранная компания облагается за рубежом по ставке выше чем 15%, то вопросов о налогообложении ее прибыли не возникает», — поясняет Надежда Кузьмина. Причем о своем участии в управлении КИК российский резидент должен уведомить самостоятельно. «Предусмотрена уведомительная норма. Это означает, что если лицо не «раскрылось» самостоятельно, но есть признаки контроля им иностранной организации, налоговый орган сначала выставляет налогоплательщику требование, а если лицо не соглашается с вменяемыми ему обязанностями, оно будет признано контролирующим на основании уведомления. У такого лица будет возможность оспорить признание его контролирующим в суде», — поясняет Надежда Кузьмина. Эксперт напомнила, что ничего существенного закон не вносит: «На самом деле у нас и сейчас есть 23 статья НК, в которой говорится, что налогоплательщики обязаны раскрывать информацию об участии в деятельности как российских, так и иностранных организаций». Первые уведомления должны быть поданы до 1 апреля 2015 года. «Тут есть некий временной лаг, чтобы могли сориентироваться не столько компании, сколько физические лица. Потому что физическим лицам тоже придется подавать эту информацию», — отмечает Надежда Кузьмина. Довольно бурные споры шли о том, с какой доли участия следует признавать лицо контролирующим. Бизнес настаивал на том, чтобы этот показатель был равен 50%. «В итоге мы остановились на двух параметрах. Первый — это участие на уровне 25%, второй — если несколько российских резидентов с долей больше 10% в совокупности владеют более 50%. Таким образом, при доле в 11% лицо может быть признано контролирующим», — говорит Надежда Кузьмина. Причем в случае с физическими лицами учитывается их участие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми. Прибыль КИК подлежит налогообложению, если она превысила 10 млн рублей. «Предусмотрен переходный период по прибыли 2015 года — это 50 млн рублей, по прибыли 2016 года — 30 млн рублей, с 2017 года — уже 10 млн рублей, — говорит Надежда Кузьмина. — Таким образом, доходы не каждой компании, которая будет признана контролируемой, попадут под налогообложение». По закону компания может быть признана налоговым резидентом России. В этом случае ее доходы будут подлежать налогообложению по нормам РФ. Руководитель экспертной группы по разработке законодательства о деофшоризации Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Шугаев говорит, что эта норма крайне не выгодна другим государствам. И в этом эксперт видит препятствие в налаживании обмена налоговой информацией между странами. Всем странам-участницам, которые оказались вовлечены в налоговую схему, выгодно признать спорные доходы своиПРИБЫЛЬ КИК ПОДЛЕЖИТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ, ЕСЛИ ОНА ПРЕВЫСИЛА 10 МЛН РУБЛЕЙ. ПРЕДУСМОТРЕН ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ПО ПРИБЫЛИ 2015 ГОДА — ЭТО 50 МЛН РУБЛЕЙ, ПО ПРИБЫЛИ 2016 ГОДА — 30 МЛН РУБЛЕЙ, С 2017 ГОДА — УЖЕ 10 МЛН РУБЛЕЙ ми. На это направлены и поправки закона о КИК, которые помогают РФ признать доходы офшорных компаний российскими. Законом предусмотрено три базовых критерия, на основании которых будет определяться место управления. Во-первых, большинство заседаний совета директоров проводятся в РФ. Во-вторых, исполнительный орган регулярно осуществляет свою деятельность в отношении организации из РФ. В-третьих, руководящие должностные лица организации преимущественно осуществляют свою деятельность в РФ. «Если мы обратимся к международной практике, в мире есть две концепции: резидентство определяется по месту стратегического управления и по месту текущего. И в первых редакциях проекта было непонятно, какой концепции придерживается законодатель. Теперь ясно, что речь идет о текущем управлении. И эта практика поддержана многими европейскими странами», — говорит Анна Воронкова, партнер департамента налогово-юридического консультирования КПМГ в России и СНГ. Помимо базовых критериев в законе есть еще три дополнительных. Они используются в тех случаях, когда первых критериев не хватит, чтобы признать компанию налоговым резидентом России. Если иностранная организация в установленном порядке самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ, то такая организация не признается КИК, а платит налоги, как любая другая российская компания. Несмотря на то что закон предусматривает множество ужесточений, по мнению экспертов, он содержит и существенные послабления. Так, закон предусматривает исключение стоимости полученного при ликвидации КИК имущества из налогооблагаемых доходов акционера. «При ликвидации иностранной компании в офшорной юрисдикции контролирующее лицо полностью освобождается от налогов на имущество и денежные средства, которые поступают в Россию в результате ликвидации иностранной компании. Вот вам реальный механизм амнистии», — говорит Сергей Шугаев. Такое освобождение будет действовать до 1 января 2017 года. Те, кто захотят выйти из офшоров, успеют им воспользоваться. собственно налоговых сборов: много или мало платят? Мы посмотрели данные налоговых органов, оказался интересным замер за последние четыре года. Стартующий предприниматель в первый год своей деятельности платил в среднем от трех с половиной до четырех с половиной тысяч налогов. Во второй год деятельности выходило от пятнадцати до двадцати тысяч налогов. В третий год налоги вырастали уже до двадцати пяти тысяч рублей. Сразу видно, что предлагаемая цифра в шестьсот тысяч рублей налога в год несопоставима с той статистикой, которой мы владеем. В 2013 году, когда у нас шла борьба за страховые взносы, средний налог упал до шестнадцати тысяч рублей, причем рос, рос и резко снизился с двадцати пяти тысяч рублей. Практически упал в 1,7 раза. Надо учесть и тот фактор, что предприятия закрываются, но это не значит, что они уплачивают налоги, которые им насчитали. Если в 2011 году в среднем закрывающиеся предприятия не доплачивали 25% налогов, которые были должны заплатить, то в 2014 году недоплата составляла уже 58%. Это к вопросу об иллюзии, что мы соберем какие-то увеличенные налоги с бизнеса. Сегодня надо внимательно посмотреть, как сработает закон о налоговых каникулах, патент для самозанятых. То есть выяснить, породим ли мы правильное движение или возврат бизнеса в тень. Нам, как министерству, не хотелось бы, чтобы в будущем году перечень видов деятельности начал неожиданно расширяться. Пристальное внимание общественных организаций к ситуации также очень важно. АНДРЕЙ ЧЕРНОГОРОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДКИ ГАЗПРОМБАНКА ЛОТ МАЛЫШАМ НЕ ПО ЗУБАМ П редоставление расширенного доступа для малого и среднего бизнеса к закупкам монополий и госкомпаний затягивается, констатировали недавно в Агентстве стратегических инициатив (АСИ). Формальная причина в том, что правительство уже как год не может принять постановление, которое регламентировало бы особенности участия таких предпринимателей в закупочных процедурах. На практике принятие этого документа кардинально ситуацию в закупках изменить не сможет, да и особой надобности в этом нет. Средний бизнес и так активно вовлечен в государственный и корпоративный заказ, а малых предприятий, способных участвовать в тендерах, в России попросту не существует. «Дорожная карДЕЛОВОЙ КЛИМАТ ЗАКУПКИ 3 скомпаний и инфраструктурных монополий. Первая причина достаточно та» «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», принятая в 2013 году, поставила перед государством весьма амбициозные цели. Так, документ устанавливает целый ряд показателей, относящихся к распределению закупок в предприятиях, подпадающих под действие 223-ФЗ. По замыслам разработчиков, доля общих закупок у малого и среднего бизнеса с 10% должна увеличиться до 18% в следующем году, а к 2018 году и вовсе достигнуть 25%. При этом предлагается учитывать не только прямые контракты, но и так называемые субподряды первого уровня. Прямых закупок должно стать в 2018 году не менее 10%, тогда как в 2013 году их доля составляла не более 2%. За год с небольшим, прошедший с момента принятия «дорожной карты», планировалось выполнить ее положения на 65%. По факту смогли сделать лишь 36%, подсчитали в АСИ и направили официальное обращение в правительство с просьбой разобраться в ситуации. Основная проблема — отсутствие специального постановления правительства, которое должно регулировать особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, годовой объем закупок и порядок расчетов указанного объема, а также требования к отчету по указанным выше показателям. Госкомпании и вовсе предлагают не спешить и сдвинуть сроки принятия такого документа на 2016 год. На самом деле ситуация гораздо сложнее, и основная проблема лежит не в наличии или отсутствии регулирующего постановления правительства. Практика показывает, что сегодня нет ни предпосылок к достижению прописанных показателей доли малого и среднего бизнеса в закупках, ни самого малого бизнеса, способного участвовать в тендерах. Причин для такого громкого утверждения несколько и все они, так или иначе, связаны с рынком заказа гоНЕ СМОГУТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕНЫ К ПОСТАВКЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ СРЕДНИЕ КОМПАНИИ, ПОСКОЛЬКУ РАЗМЕРЫ ЛОТОВ ПОРОЙ ПРЕВЫШАЮТ ИХ ГОДОВЫЕ ОБОРОТЫ тривиальна и заключается в самой структуре закупок, от 70 до 90% которых приходятся на стратегические заказы, поставляемые одним или несколькими поставщиками. Последние являются фундаментальным звеном в цепочке поставок и производства продукции, а замены зачастую им попросту нет. Уж тем более не смогут быть привлечены к поставке стратегической продукции, например, сырья или сложных технических товаров, средние компании, поскольку размеры лотов порой превышают их годовые обороты. В конечном итоге получается, что доля в 30% от закупок, которая должна быть отдана на откуп малому и среднему бизнесу, представляется, мягко говоря, несоответствующей реалиям практики ведения бизнеса российскими копаниями. Не совсем понятна ситуация с правовыми границами малых и средних предприятий. Установленные в законодательстве показатели по количеству сотрудников и годовой выручки не позволяют заказчику четко верифицировать масштабы поставщика. Например, в тендере может участвовать компания, формально соответствующая критериям, которая на самом деле аффилирована с крупной организаций. Может быть и такая ситуация, когда формальный малый или средний бизнес уже получил заказы у других закупщиков и в конце года их оборот превысит 1 млрд руб. Иными словами, исполнение на практике положений «дорожной карты» при наличии ответственности за их нарушения потребует огромного количества дополнительных разъяснений от государства. Другая причина сомнительности показателей «дорожной карты» тесно связана с особенностями малого бизнеса, а точнее с его фактическим отсутствием в качестве конкурентоспособного поставщика. Практика проведения закупок, подпадающих под 223-ФЗ, показывает, что уровень конкуренции растет пропорционально сумме тендера. Статистика по рынку электронного заказа говорит о том, что среднее количество заявок при сумме лота до 500 тыс. составляет 1,66 заявки, тогда как при сумме лота свыше 10 млн руб. этот показатель в среднем превышает 4,2 заявки. Наряду с этим доля торгов, окончившихся из-за отсутствия заявок, пропорционально снижается с увеличением стоимости лота от 50 до 29% при сопоставимости размера лота. Получается, что дело вовсе не в факторе доступности малого бизнеса к тендерам, а в его способности выполнить заказ. На этом фоне весьма странным выглядит предложение «дробить» крупные лоты на несколько мелких. По факту такая ситуация может привести к тому, что заказчик окажется без поставщика, если будет обязан искать его только среди малого бизнеса. Такое развитие событий чревато неустойчивостью производственных процессов и не сулит особых перспектив для появления конкурентоспособных малых компаний. Между тем потенциал роста доли среднего бизнеса в нестратегических закупках госкомпаний и инфраструктурных монополий достаточно неплохой, но все-таки не исчисляется десятками процентов. Здесь как раз вполне уместна поддержка в формировании государством условий для снижения порога доступа к закупкам, прежде всего с помощью полномасштабного внедрения электронных процедур, успешно показавших себя в госзаказе. В самой «дорожной карте» установлены показатели для доли электронной формы размещения заказов, которая должна вырасти с 30% в 2013 до 70% в 2018 году. ИНФОГРАФИКА «РГ» / МАРИЯ ПАХМУТОВА / ИРИНА ГОЛОВА ИНФОГРАФИКА «РГ» / МАРИЯ ПАХМУТОВА / ЕЛЕНА ШМЕЛЕВА СЕРГЕЙ КУКСИН ИНФОГРАФИКА «РГ» / МАРИЯ ПАХМУТОВА / НАТАЛЬЯ БАРАНОВСКАЯ
Стр.3