МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА В ПОИСКАХ НОВЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ © Никитенко О. Б., Пыстина Л. Б., 2014 ПРИЗМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ И КАТАЛОГ В статье рассмотрены классификация и каталог — характерные модели европейской художественной культуры. <...> Классифицирующее свойство сознания в искусстве проявляется в виде особой организации художественного текста. <...> Такие тексты в истории искусства обладают рядом оригинальных признаков. <...> Обобщение этих признаков позволяет увидеть в художественных классификациях альтернативу текстам, организованным на основе принципов казуальной логики. <...> Ключевые слова: художественное моделирование, классификация, каталог, архетип, композиция, художественный текст Феномен классифицирующего мышления (или категоризации), относящийся к архетипическим мыслительным структурам сознания, и его проявления, отраженные такими понятиями, как каталог и классификация, нередко воспринимаются как инородные по отношению к художественному творчеству. <...> Классификационный характер структурирования художественного содержания свойственен многим произведениям литературы, живописи, музыки и приобретает в них важное формообразующее и выразительной значение. <...> Как правило, таким произведениям соответствует несюжетный тип формообразования, не зависящий от каузальной логики. <...> В совокупности структурно-смыс65 ловых элементов (единиц композиции) воплощается особый тип содержания — модель мира, являющаяся не только и не столько результатом индивидуального авторского видения, сколько отражением культурно-исторически выработанной формы миропонимания. <...> Художественные тексты, содержащие событийность, причинно-следственный характер связи элементов, находятся в центре внимания поэтики со времен Аристотеля. <...> Однако, несюжетные художественные тексты также представляют обширную область творчества, в которой сложились определенные традиции организации: «принцип дороги <...>