Страницы
ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У
УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХОВОЙ
СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ
Белова О.А., Сазонов В.Ф.
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПОДХОДА НА ЭРГОНОМИЧНОСТЬ
СТУДЕНЧЕСКОГО ТРУДА
Томашева А.О., Бутман А.В., Тузкова Ю.В., Звартау Э.Э.
ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОСУДОРОЖНОЙ ТЕРАПИИ НА
КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КРЫС ЛИНИИ SPRAGUEDAWLEY
ПРИ ДЕПРЕССИВНО-ПОДОБНОМ
СОСТОЯНИИ
Ушакова В.М., Зубков Е.А., Морозова А.Ю.
СТР.
1-8
9-13
14-17
Стр.1
2015, том 17 [10]
УДК 612.66:612.85
ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХОВОЙ
СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ
О.А. Белова, В.Ф. Сазонов
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»,
естественно-географический факультет,
кафедра биологии и методики ее преподавания,
Рязань, Россия, 390000
Аннотация. В статье рассматривается развитие и особенности зрительного восприятия у учащихся
младшего школьного возраста (7—9 лет), имеющих нарушения слуховой сенсорной системы. Обследовано
90 учащихся с тугоухостью определенной степени и глухотой, контрольной группой являлись
учащиеся без данной патологии из общеобразовательных школ. В работе использовался классический
набор изображений предметов, предложенный А.Р. Лурия для оценки зрительного восприятия.
Общение с учащимися велось с применением адекватного для них языка — дактильной и жестовой речи.
Дается оценка особенностей развития кратковременной зрительной памяти учащихся 7—9-летнего возраста
с депривацией слуховой сенсорной системы. Разбираются особенности развития таких детей,
а также различия в развитии мальчиков и девочек.
Ключевые слова: младший школьный возраст, сенсорные системы, зрительное восприятие, тугоухость,
глухота, депривация, стресс, кинезиология.
Вводная часть. Младший школьный
возраст, при рассмотрении его с онтогенетических
позиций, является важным этапом
закладки функциональных систем организма,
усложнения деятельности различных структур
в процессе развития. Процессы роста
и развития протекают непрерывно, поступательно,
гетерохронно, взаимосвязанно и носят
индивидуальный характер. Развитие высших
психических функций на данном возрастном
этапе также происходит асинхронно
и индивидуально. За два-три года происходят
значительные изменения в психике. У девочек
по сравнению с мальчиками происходит
~ 1 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта
по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
опережающая активизация и созревание центральной
нервной системы за счет усиления
процессов гуморальной регуляции [1]. Значительно
увеличивающееся количество выделяемых
в кровь гормонов приводит к развитию
половых желез. Проявляется закономерность:
на фоне усиления деятельности основных
эндокринных центров — гипоталамуса и гипофиза
— половые железы развиты еще недостаточно.
Перестройка их деятельности
наступает не сразу, из-за этого отделы нижележащих
структур центральной нервной системы
(ЦНС) не могут в полной мере отвечать
на стимулы, исходящие из вышележащих
Стр.2
2015, том 17 [10]
отделов. В психофизиологической литературе
в настоящее время придается большое значение
изучению деятельности зрительной сенсорной
системы, и специальный интерес вызывают
особенности зрительного восприятия
у сенсорно-депривированных людей, поскольку
нарушения восприятия могут сделать закономерности
его формирования более наглядными.
Нас заинтересовало исследование особенностей
зрительного восприятия у школьников
7—9-летнего возраста с депривацией слуховой
сенсорной системы, поскольку принято
считать, что в процессе их развития зрение
должно компенсировать недостатки слуха.
Если следовать этому положению, то можно
ожидать превышения обычных возрастных
норм по зрительному восприятию у слабослышащих
детей по сравнению с обычными
детьми.
Следует принять во внимание, что депривированный
по слуху ребенок, пришедший
в первый класс школы, отличается своеобразием
общения [2; 3]. Среди таких детей
различают две особые группы — рано оглохшие
и поздно оглохшие. Возникает противоречие,
которое состоит в том, что овладение
языком как знаковыми операциями отсутствует.
Речь ребенка без депривации относится
совершенно к иной модальности, чем жестовая
и дактильная речь глухого и слабослышащего.
Общение с помощью жестовой
речи — это знаковая система, вынужденно
заменяющая естественный язык обычных
окружающих людей. Первичная жестовая
речь — это элементарные дейктические (указывающие,
выделяющие, дифференцирующие)
жесты. Поэтому у учащихся отстает
развитие высших психических функций, так
~ 2 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта
по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
как такой язык лишен естественной знаковой
поддержки, знакового опосредования. В среде
глухих «неговорящие» дети, у которых речь
вообще не сформирована по определенным
причинам, в отличии от наличия просто тугоухости
или глухоты, являются социально
и психологически одинокими. Поэтому для
проведения обследования с такими детьми
удобно использовать известную и понятную
для них систему, такую, как, например, пиктограммы,
они являются стандартизированными
изображениями, которые рассчитаны
на передачу определенных сообщений людям,
говорящим друг с другом на разных
языках [4—6].
При частичном дефекте большое значение
имеет функция, которая зависит от пострадавшего
анализатора, особенно если она
не просто недоразвита, но искажается в своем
развитии. В странах Европы большую роль
у таких детей играет так называемый «ренессанс
слуха», то есть у детей развивают
с самого раннего детства остаточный слух.
Особенно большое значение имеет учет критических
(сенситивных) периодов развития
школьников. Школьники в этих периодах
развития особенно чувствительны, так как
у них идут гормональные и функциональные
изменения.
В 1971 году А.В. Запорожец отмечал
необходимость взаимосвязанных качеств, им
было введено понятие аналитико-синтетической
деятельности, подчеркнуто значение
формирования механизмов волевой регуляции.
Поэтому, если адаптационные процессы
школьника затруднены, то обычно отмечается
изменение личностного развития, может усиливаться
тревожность и агрессивность. У та
Стр.3