УДК 621.86.078: 531.539.3: 620.170.1 Оценка работоспособности металлоконструкций ГПМ при наличии усталостных трещин © В.А. Подгорбунский, Н.А. Орехов, В.И. Сероштан КФ МГТУ им. <...> Н.Э. Баумана, Калуга, 248000, Россия Изложены теоретические предпосылки оценки напряженно-деформированного состояния элементов металлоконструкций грузоподъемных машин (ГПМ) при наличии повреждений в виде усталостных трещин. <...> Приведены результаты аналитического исследования процесса оценки работоспособности поврежденных крановых металлоконструкций. <...> Обозначены мероприятия по продлению срока службы крановых металлоконструкций с усталостными трещинами, включающие ремонтные работы по усилению поврежденных участков заваркой трещин в вертикальных листах балок, в поясных листах и в листах крепления кронштейнов. <...> Предложен метод проверочного расчета металлоконструкций ГПМ с учетом проведенных ремонтных работ. <...> При исследовании технического состояния мостовых кранов как характерных представителей ГПМ, отработавших более 10 лет на предприятиях Калужской области, было установлено, что в процессе эксплуатации в силу особенностей конструкции и действующих на них циклических нагрузок в металлоконструкциях возникают усталостные трещины. <...> При некоторых условиях возникновение и развитие трещины происходит с большой скоростью, а значит, конструкция разрушается почти мгновенно. <...> В других случаях трещина возникает, медленно увеличивается, а затем останавливается в своем развитии или развивается с определенной скоростью, зависящей от интенсивности эксплуатации крана [1]. <...> Исследования показали, что основным местом появления трещин являются элементы с переменным поперечным сечением, где изменяется напряженное состояние металлоконструкции, особенно при действии динамических нагрузок. <...> Наиболее характерными являются случаи появления трещины, с которой металлоконструкция работает некоторое время до ее обнаружения при очередном профилактическом <...>