Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Теоретико-методические основы физкультурного образования детей дошкольного возраста : учебное пособие (290,00 руб.)

0   0
Первый авторРетюнских Марина Евгеньевна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр "Научная книга"
Страниц386
ID279661
АннотацияВ пособии раскрываются теоретико-методические и практические основы физкультурного образования детей дошкольного возраста. как в условиях дошкольного образовательного учреждения, так и в семье, требования к подготовке педагогов по физическому воспитанию дошкольников.
Кем рекомендованоРешениеме Ученого Совета ФГБОУ ВПО "ВГИФК" от 26.05.2014
ISBN978-5-4446-0476-2
Ретюнских, М.Е. Теоретико-методические основы физкультурного образования детей дошкольного возраста : учебное пособие / М.Е. Ретюнских .— учебное пособие для студентов .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2014 .— 386 с. : ил. — ISBN 978-5-4446-0476-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/279661 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ретюнских, Т. С. Никанорова ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учебное пособие Для студентов институтов физической культуры, обучающихся по направлению подготовки 034300 «Физическая культура» профиль подготовки «Физкультурное образование» Воронеж Издательско-полиграфический центр «Научная книга» 2014 УДК 373.2:37.037 ББК 74.100.55 Р44 Решением Ученого Совета ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный институт физической культуры» от 26 мая 2014г., протокол № 13, издание рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов вуза. <...> Бармин; заведующая МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 135» Воронежа А. А. <...> ISBN 978-5-4446-0476-2 Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению подготовки 034300 Физическая культура профиль подготовки «Физкультурное образование» квалификации бакалавр. <...> Основы обучения дошкольника в процессе физического воспитания 4.1 Двигательное умение и двигательный навык. <...> Методические указания к их про ведению 5.3 Типы занятий с дошкольниками. <...> Основы обучения детей дошкольного возраста основным движениям и физиче ским уп ражнениям 6.1 Методика обучения детей дошкольного возраста общеразвивающим и строевым упражнениям 6.2 Особенности методики обучения дошкольников основным движениям (ходьба, бег, прыжки) 7.1 Значение спортивных упражнений для развития детей от 3 до 7 лет 7.2 Обучение дошкольников ходьбе на лыжах, катанию на санках, коньках 7.3 Обучение дошкольников катанию на велосипеде, самокате, роликовых коньках 7.4 Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста в условиях дошкольных учреждений 8. <...> Гимнастика в детском саду 8.1 Задачи и содержание гимнастики в детском саду 8.2 Традиционные виды гимнастики и их характеристика 8.3 Методика проведения и обучения гимнастическим упражнениям детей 3-7 лет (метание, ползание, лазание, упражнения <...>
Теоретико-методические_основы_физкультурного_образования_детей_дошкольного_возраста__учебное_пособие.pdf
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ М. Е. Ретюнских, Т. С. Никанорова ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Учебное пособие Для студентов институтов физической культуры, обучающихся по направлению подготовки 034300 «Физическая культура» профиль подготовки «Физкультурное образование» Воронеж Издательско-полиграфический центр «Научная книга» 2014
Стр.1
УДК 373.2:37.037 ББК 74.100.55 Р44 Решением Ученого Совета ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный институт физической культуры» от 26 мая 2014г., протокол № 13, издание рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов вуза. Рецензенты: заведующий кафедрой теории и методики гимнастики, стрельбы и АФК Воронежского государственного института физической культуры, к. п. н., доцент, Мастер спорта СССР, заслуженный тренер России Г. В. Бармин; заведующая МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 135» Воронежа А. А. Пустовалова Ретюнских, М. Е. Р44 Теоретико-методические основы физкультурного образования детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие / М. Е. Ретюнских, Т. С. Никанорова. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. – 386 с. ISBN 978-5-4446-0476-2 Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению подготовки 034300 Физическая культура профиль подготовки «Физкультурное образование» квалификации бакалавр. Материалы учебного пособия предназначены для осуществления образовательного процесса по дисциплине специализации «Теория и методика избранного вида спорта». В пособии ракрываются теоретико-методические и практического основы физкультурного образования детей дошкольного возраста, как в условиях дошкольного образовательного учреждения, так и в семье, требования к подготовке педагогов по физическому воспитанию дошкольников. Особого внимания заслуживает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, введенный с 1 января 2014 г. В целом учебный материал необходим для подготовки студентов к теоретическому экзамену на первом курсе обучения по первому разделу дисциплины специализации. Так же может быть полезен инструкторам физического воспитания, методистам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений. УДК 373.2:37.037 ББК 74.100.55 © М. Е. Ретюнских, Т. С. Никанорова, 2014 ISBN 978-5-4446-0476-2 © Оформление. Издательско-полиграфический центр «Научная книга, 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 1. Общие вопросы теории и методики физиче ского воспи та ния де тей дошко льного воз раста 1.1 Предмет теории и методики физического воспитания дошкольника. Основные понятия 1.2 Связь теории и методики физического воспитания с другими науками и видами воспитания 1.3 Цель и задачи теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста 1.4 Средства, используемые в физическом воспитании детей от 0 до 7 лет 2. Основы профессиональной подготовки специалиста по физической куль туре детей дошкольного возраста 2.1 Содержание профессиональной подготовки специалиста по физической культуре детей дошкольного возраста 2.2 Принципы, регламентирующие деятельность воспитателя по физической куль туре дошкольников 3. Возрастные особенности развития ребенка от рождения до 7 лет 7 10 10 15 17 23 27 27 30 2.3 Функции воспитателя по физической культуре дошкольников 38 41 3.1 Закономерности роста и развития детей дошкольного возраста. Классификации возраста от 0 до 7 лет 3.2 Анатомо-физиологические особенности развития ребенка младенческого (до 1 года), раннего (1-3 года) и дошкольного (3-7 лет) возраста 3.3 Особенности развития моторики детей 1-7 лет 3.4 Общая характеристика психического развития ребенка - дошкольника 4. Основы обучения дошкольника в процессе физического воспитания 4.1 Двигательное умение и двигательный навык. Направленность и структура обуче ния движениям 4.2 Закономерности формирования двигательных навыков ребенка в процессе обуче ния 4.3 Методы и приемы обучения детей движениям 3 41 47 55 61 67 67 73 76
Стр.3
4.4 Особенности возрастного развития физических качеств и методика воспитания физических способностей в дошкольном возрасте 5. Формы организации занятий по физическому воспитанию в ДОУ 5.1 Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях. Их единство. 5.2 Теоретические основы физкультурных занятий. Методические указания к их про ведению 5.3 Типы занятий с дошкольниками. Критерии оценки и приемы эффективности заня тий 6. Основы обучения детей дошкольного возраста основным движениям и физиче ским уп ражнениям 6.1 Методика обучения детей дошкольного возраста общеразвивающим и строевым упражнениям 6.2 Особенности методики обучения дошкольников основным движениям (ходьба, бег, прыжки) 7.1 Значение спортивных упражнений для развития детей от 3 до 7 лет 7.2 Обучение дошкольников ходьбе на лыжах, катанию на санках, коньках 7.3 Обучение дошкольников катанию на велосипеде, самокате, роликовых коньках 7.4 Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста в условиях дошкольных учреждений 8. Гимнастика в детском саду 8.1 Задачи и содержание гимнастики в детском саду 8.2 Традиционные виды гимнастики и их характеристика 8.3 Методика проведения и обучения гимнастическим упражнениям детей 3-7 лет (метание, ползание, лазание, упражнения в равновесии) 8.4 Музыкальное сопровождение на занятиях по гимнастике с детьми дошкольного возраста в детском саду 9. Подвижные игры, игры-эстафеты – одно из основных средств физического воспитания дошкольников 9.1 Значение подвижных игр в физическом воспитании дошкольника. Виды игр 4 81 91 91 94 100 107 107 125 7. Основы обучения дошкольников спортивным упражнениям 151 151 152 173 177 187 187 190 193 209 220 220 9.2 Характеристика подвижных игр для разных возрастных групп 223
Стр.4
9.3 Подготовка к проведению подвижной игры детей 2-7 лет 9.4 Методика непосредственного проведения игр 9.5 Игры-эстафеты 10. Содержание и методика проведения занятий с детьми-дошкольниками в разновозрастных (смешанных по возрасту) группах 10.1 Особенности содержания занятий. Подбор упражнений для занятий физической культурой в разновозрастных группах 10.2 Организация детей на занятиях. Методика проведения упражнений. 10.3. Определение нагрузки в разновозрастных группах 11. Спортивная направленность занятий физической культурой с дошкольниками 11.1 Конверсия избранных элементов технологий спортивной тренировки в физическое воспитание дошкольников 11.2 Понятие о тренировке как о процессе направленной адаптации организма к физическим нагрузкам 11.3 Характеристика круговой тренировки как организационно-методической формы физической подготовки 11.4 Методические особенности применения круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста 11.5 Учебно-тренировочные занятия в детском саду как один из видов спортивно-вариативных занятий 12. Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия в режиме дня дошкольника 12.1 Физкультурно-оздоровительные формы. Особенности проведения с детьми–дошкольниками 12.2 Организация самостоятельной двигательной активности детей в дошкольных учреждениях 12.3 Активный отдых как одна из форм организации работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста 13. Обеспечение безопасности занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста 13.1 Техника безопасности при проведении занятий физической культурой в дошкольных учреждениях 13.2 Правила, обеспечивающие безопасное использование физкультурного инвентаря и оборудования на занятиях 5 225 230 234 236 236 240 244 249 249 252 256 261 266 270 270 280 287 293 293 308
Стр.5
13.3 Одежда для занятий физической культурой как одно из условий предупреждения травматизма среди детей-дошкольников Приложения Приложение 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приложение 2. Физкультурное оборудование и инвентарь Приложение 3. Практические занятия по физической культуре, ориентированные на формирование у детей представлений о возможностях своего организма Приложение 4. Примеры физкультурных занятий по системе круговой тренировки с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ Приложение 5. Глоссарий Используемая литература Рекомендуемая литература 311 314 314 337 342 354 363 380 382 6
Стр.6
Учебное издание Ретюнских Марина Евгеньевна Никанорова Татьяна Сергеевна Теоретико-методические основы физкультурного образования детей дошкольного возраста Учебное пособие Подписано в печать 18.08.2014. Формат 60 Ч 84/16. Усл. печ. л. 22,44. Тираж 1000 экз. Заказ 329. ООО Издательско-полиграфический центр «Научная книга» 394030, г. Воронеж, ул. Среднемосковская, 32б, оф. 3 Тел. +7 (473) 200-81-02, 200-81-04 http://www.n-kniga.ru. E-mail: zakaz@n-kniga.ru Отпечатано в типографии ООО ИПЦ «Научная книга». 394026, г. Воронеж, Московский пр-т, 11б Тел. +7 (473) 220-57-15, 238-02-38 http://www.n-kniga.ru. E-mail: typ@n-kniga.ru
Стр.386

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.