МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 1 2 КОМПОЗИТОР ГРИГОРИЙ ХИРБЮ И ЕГО ВРЕМЯ ИССЛЕДОВАНИЯ • ВОСПОМИНАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ Чебоксары — 2002 3 УДК ББК Печатается по решению Ученого совета Чувашского государственного института культуры и искусств от 30 октября 2002 г. Научный редактор и автор вступительной статьи проф. <...> © Чувашский государственный институт культуры и искусств, 2002 г. © Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2002 г. 4 НАСЛЕДИЕ ГРИГОРИЯ ХИРБЮ И XXI ВЕК М.Г.Кондратьев ригория Яковлевича Хирбю (1911—1983), в отличие от старших современников — В.П.Воробьева (1887—1954), С.М.Максимова (1892—1951), Ф.П.Павлова (1892—1931), к числу «основоположников» национального музыкального искусства уже не относят. <...> Но и на таком фоне, творчески достаточно богатом, Хирбю с самого начала своей композиторской деятельности выделялся индивидуальностью. <...> Григорию Хирбю, еще студенту консерватории, он посвятил в 1939 году сонет «Композитор пат\нче» («Композитору»): ¨ак п\ч\к пъл\ме асл=латать ман шух=ш. <...> Призвало время нас к невиданной борьбе: Орлиных крыльев взмах дай в звуках ты народу. <...> В тот год из-под пера Хузангая вышли два стихотворения-сонета, посвященных творческим личностям: 28-летнему музыканту Григорию Хирбю и 26-летнему поэту Александру Алге. <...> Строки о «невиданной борьбе» («хаяр к\решъ»), думается, как для поэта, так и для композитора, это — не плоские призывы к абстрактной или классовой «борьбе», обычные для советско-большевистской фразеологии. <...> Однако композитор Григорий Хирбю уже сейчас — по мере талантливости, масштабности художественных обобщений, уровню воздействия на аудиторию, диапазону жанров, количественной величине и сохраняющейся востребованности наследия, иначе говоря, по общекультурной значимости — мыслится в этом ряду одной из первостепенных фигур <...>
Композитор_Григорий_Хирбю_и_его_время.pdf
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Ì.Ã.Êîíäðàòüåâ. Наследие Григория Хирбю и XXI век . . . . .
I. ИССЛЕДОВАНИЯ
È.Â.Äàíèëîâà. Эпоха Григория Хирбю . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ю.А.Дмитриева. О песенно-хоровом творчестве Г.Хирбю . . . .
Л.И.Бушуева. Жанр фольклорной обработки в творчестве
Ã.ß.Õèðáþ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Т.А.Ефимова. Некоторые особенности песенной мелодики
Ã.Õèðáþ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
À.Â.Ñåðãååâà-Çèíêèíà. Композитор и поэт . . . . . . . . . . . . . . .
II. ВОСПОМИНАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ
Þ.Ñ.Ñåìåíäåð. Àñë= þëòàø=ì . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
«Îí весь был в ìóçûêå» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В.В.Никифорова. Фонд Г.Я.Хирбю в Научном архиве Чувашского
государственного института гуманитарных наук . . . . . . . . . . . . . . .
А.Н.Николаева. Материалы Г.Я.Хирбю в Центральном государственном
архиве Чувашской Республики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Г.П.Соловьева. Творчество Г.Я.Хирбю в зеркале периодической
печати . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
88
91
94
104
108
5
24
46
61
75
82
113
Стр.113
Композитор Григорий Хирбю и его время: Исследования.
Воспоминания и материалы. — Чебоксары, 2002. — 116 ñ.
Сборник статей и материалов, посвященных творчеству Г.Я. Хирбю
(1911—1983). Книга составлена на основе докладов Республиканской
научной конференции «Григорий Хирбю: наследие в контексте
современной культуры Чувашии», посвященной 90-летию композитора.
Адресована широкому кругу читателей — студентов, профессионалов,
любителей, интересующихся воп-росами истории и теории музыкального
искусства.
ISBN 5—87677—059—0
114
Стр.114