Смирнова, Е.Н. Медведева СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ Учебно-методическое пособие Великие Луки, 2013 Смирнова Е.Ю., Медведева Е.Н. <...> Моторные нарушения у детей дошкольного возраста с нарушением речи . <...> С точки зрения физиологии многие нарушения речи представляют собой и нарушение моторики. <...> Предмет и задачи логопедии Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. <...> Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. <...> Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — и в переводе означает «воспитание правильной речи». <...> Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике. <...> Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств. <...> Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения. <...> 8 В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. <...> Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны. <...> Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. <...> Их оценка в структуре речевых расстройств, анализ механизмов их возникновения, разграничение первичных, связанных с поражением <...>
__Содержание_и_особенности_проведения_занятий_коррекционно-развивающей_направленности_с_использованием_средств_гимнастики_для_дошкольников_с_нарушением_речи.pdf
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Е.Ю. Смирнова, Е.Н. Медведева
СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Учебно-методическое пособие
Великие Луки, 2013
Стр.1
Смирнова Е.Ю., Медведева Е.Н. Содержание и особенности
проведения занятий коррекционно-развивающей направленности с
использованием средств гимнастики для дошкольников с нарушением речи.
– Великие Луки: Редакционно-издательский отдел ФГБОУ ВПО «ВЛГАФК»,
2013. - 160 с.
Рецензенты:
профессор кафедры теории и методики физической культуры и
педагогики Великолукской государственной академии физической культуры
и спорта, доктор пед. наук, кандидат биологических наук Спирин В.К.,
заместитель начальника Управления образования Администрации г.
Великие Луки Репях И.Ю.,
доцент кафедры теории и методики гимнастики Великолукской
государственной академии физической культуры и спорта, канд. пед. наук,
доцент Стрелецкая Ю.В.
Редакторы:
Учебно-методическое пособие утверждено на заседании редакционноиздательского
совета ВЛГАФК (протокол заседания №11 от 28.05. 2013г.)
Учебно-методическое пособие разработано и предназначено для
студентов вузов физической культуры обучающихся по направлениям
034300 (Физическая культура) и 034400 (Физическая культура для лиц с
отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
заочной и индивидуальной формы обучения, а также для специалистов
данного профиля. Пособие содержит материал по организации и проведению
занятий коррекционно-развивающей направленности с дошкольниками,
имеющими речевое нарушение. В пособии представлена конкретная и
аргументированная информация о воздействии средств и методов
гимнастики на формирование речедвигательной сферы дошкольников с
патологией речи.
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................. 5
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЕМ
РЕЧИ ........................................................................................................................ 7
1.1.Предмет и задачи логопедии……………………………………………..7
1.2. Этиология нарушений речи .................................................................... 15
1.3. Характеристика детей с нарушением речи ......................................... 28
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ...... 41
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
речи ..................................................................................................................... 41
2.2. Моторные нарушения у детей дошкольного возраста с нарушением
речи ..................................................................................................................... 46
III. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
ГЛАВА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С
ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ........................................ 55
3.1. Программа коррекционно-развивающей физической культуры .. 55
3.2. Структура и содержание занятий коррекционно-развивающей
направленности с дошкольниками с нарушением речи ......................... 59
3.3. Методика применения средств коррекционно-развивающей
направленности ................................................................................................ 63
3.3.1. Строевые упражнения ....................................................................... 64
3.3.2. Передвижения: ходьба, бег, прыжки .............................................. 68
3.3.3.Общеразвивающие упражнения ...................................................... 72
3.3.4. Дыхательная гимнастика ................................................................. 75
3.3.5. Упражнения на расслабление ........................................................ 89
3.3.6. Упражнения для развития мелкой моторики руки .................... 90
3.3.7. Элементы художественной гимнастики и хореографии ............ 95
3.3.8. Нетрадиционные виды гимнастики (элементы хатха-йоги) ..... 98
3.3.9. Музыкально-ритмические игры и композиции .......................... 99
3
Стр.3
3.3.10.Звукоречевая гимнастика ............................................................. 103
3.4. Основные методы и методические приемы обучения, коррекции и
развития. .......................................................................................................... 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................... 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 .............................................................................................. 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 .............................................................................................. 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 .............................................................................................. 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 .............................................................................................. 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 .............................................................................................. 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 .............................................................................................. 126
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 .............................................................................................. 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 .............................................................................................. 147
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 .............................................................................................. 150
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 ............................................................................................ 161
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 ............................................................................................ 167
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 ............................................................................................ 174
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 ............................................................................................ 184
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 ............................................................................................ 188
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 ............................................................................................ 191
ГЛОССАРИЙ ..................................................................................................... 195
4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с
отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Заметно возросло
количество коррекционных групп и классов, всевозможных
реабилитационных центров и консультаций.
Вопрос коррекции речевых нарушений у дошкольников встает с
каждым годом все острее. Это связано и с ухудшением экологического
состояния природы, качества продуктов питания и другими причинами (И.Б.
Карелина, 2000).
С точки зрения физиологии многие нарушения речи представляют
собой и нарушение моторики. Оно может быть вызвано подражанием
неправильному двигательному образцу, поражением моторных центров или
путей, функциональной недостаточностью нервной системы или
психическим торможением (Г.А.. Волкова, 2002).
Неспособность к нормальной речевой деятельности является
функциональным нарушением тонкой моторики. Кроме того, наблюдаются и
нарушения грубой моторики. Задержка общего развития и нарушения грубой
моторики проявляются как в речевом, так и в моторном развитии.
Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во
многих случаях перестали приносить желаемые результаты и в процессе
обучения и в процессе направленной коррекции. Результаты не достигаются
в полном объеме, так как в современной популяции детей преобладают
системные нарушения психофизических функций с обилием мозаичных,
внешне разнонаправленных дефектов.
Проблемы поиска эффективных здоровьесберегающих и
коррекционных технологий остаются актуальными и для дошкольного
учреждения, и для муниципального и регионального управления
образованием.
5
Стр.5