Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Информатика (110,00 руб.)

0   0
Первый авторБеседина Светлана Владимировна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц31
ID278088
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории средних веков и зарубежных славянских народов.
Кому рекомендованоРекомендуется студентам дневного отделения исторического факультета.
Беседина, С.В. Информатика / С.В. Беседина .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009 .— 31 с. — 32 с. — URL: https://rucont.ru/efd/278088 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С.В. Беседина ИНФОРМАТИКА Учебно-методическое пособие Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009 Утверждено научно-методическим советом исторического факультета 25 декабря 2008 г., протокол № 10 Рецензент: доктор исторических наук, проф. <...> Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре истории средних веков и зарубежных славянских народов. <...> Для специальности 030201 — Политология СОДЕРЖАНИЕ Тема 1 Введение в информатику. <...> СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы. <...> Средства обработки информации — это всевозможные устройства и системы, созданные человечеством, и в первую очередь, компьютер — универсальная машина для обработки информации. <...> На практике чаще применяется более крупная единица — байт, равная восьми битам. <...> Это количество битов требуется для того, чтобы закодировать любой из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256 = 28). <...> Система счисления — это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков. <...> В непозиционных системах вес цифры (т. е. тот вклад, который она вносит в значение числа) не зависит от ее позиции в записи числа. <...> Так, в римской системе счисления в числе ХХХII (тридцать два) вес цифры Х в любой позиции равен просто десяти. <...> В позиционных системах счисления вес каждой цифры изменяется в зависимости от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающих число. <...> Любая позиционная система счисления характеризуется своим основанием. <...> Основание позиционной системы счисления — это количество различных знаков или символов, используемых для изображения цифр в данной системе. <...> Следовательно, возможно бесчисленное множество позиционных систем: двоичная, троичная, четверичная и т. д. <...> Запись чисел в каждой из систем <...>
Информатика.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Информатика.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» С.В. Беседина ИНФОРМАТИКА Учебно-методическое пособие Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Тема 1 Введение в информатику. Информатика и информация. Системы счисления..........................................................................................4 Тема 2 Аппаратные средства..........................................................................5 Тема 3 Программные средства.......................................................................10 Тема 4 Принципы организации и хранения информации............................16 Тема 5 Защита информации ...........................................................................20 Тема 6 Сжатие информации...........................................................................24 Тема 7 Основы компьютерных сетей ............................................................25 Тема 8 Основы баз данных.............................................................................27 Литература ........................................................................................................30 3
Стр.3
Команда — это описание операции, которую должен выполнить компьютер. Как правило, у команды есть свой код (условное обозначение), исходные данные (операнды) и результат. Совокупность команд, выполняемых данным компьютером, называется системой команд этого компьютера. Алгоритм — точное указание исполнителю последовательности действий, выполнение которых приводит к решению поставленной задачи. Программа — последовательность команд, описывающих решение определенной задачи. В основу построения подавляющего большинства компьютеров положены следующие общие принципы, сформулированные в 1945 г. американским ученым Джоном фон Нейманом. Принципы Фон-Неймана 1. Принцип программного управления. Из него следует, что программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности. 2. Принцип однородности памяти. Программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Поэтому компьютер не различает, что хранится в данной ячейке памяти — число, текст или команда. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными. 3. Принцип адресности. Структурноосновная память состоит из перенумерованных ячеек; процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка. Архитектурой компьютера называется его описание на некотором общем уровне, включающее описание пользовательских возможностей программирования, системы команд, системы адресации, организации памяти, структуры компьютера и т. д. Архитектура определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера: процессора, оперативного ЗУ, внешних ЗУ и периферийных устройств. Общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость с точки зрения пользователя. Уровни архитектуры 1. Самым нижним уровнем является уровень физических устройств. 2. Цифровой логический уровень — здесь происходит обработка информации в двоичном виде. 3. Микроархитектурный уровень — простейшие арифметические операции (арифметико-логическое устройство). 4. Уровень архитектуры команд. 5. Уровень операционной системы. 6. Уровень языка ассемблера. 7. Уровень языков высокого уровня. 6
Стр.6
Аппаратное обеспечение Центральный процессор (CPU, от англ. Central Processing Unit) — это основной рабочий компонент компьютера, который выполняет арифметические и логические операции, заданные программой, управляет вычислительным процессом и координирует работу всех устройств компьютера. Функции процессора: · обработка данных по заданной программе путем выполнения арифметических и логических операций; · программное управление работой устройств компьютера. Центральный процессор в общем случае содержит: · арифметико-логическое устройство; · шины данных и шины адресов; · регистры; · счетчики команд; · кэш — очень быструю память малого объема (от 8 до 512 Кбайт); · математический сопроцессор чисел с плавающей точкой. Основными параметрами процессоров являются: · тактовая частота; · разрядность; · рабочее напряжение; · коэффициент внутреннего умножения тактовой частоты; · размер кеш памяти. С другими устройствами, и в первую очередь с оперативной памятью, процессор связан группами проводников, которые называются шинами. Основных шин три: · шина данных, · адресная шина, · командная шина. Адресная шина. Данные, которые передаются по этой шине трактуются как адреса ячеек оперативной памяти. Именно из этой шины процессор считывает адреса команд, которые необходимо выполнить, а также данные, с которыми оперируют команды. Шина данных. По этой шине происходит копирование данных из оперативной памяти в регистры процессора и наоборот. Командная шина. По этой шине из оперативной памяти поступают команды, выполняемые процессором. Команды представлены в виде байтов. Память. Функции памяти: · прием информации из других устройств; · запоминание информации; · выдача информации по запросу в другие устройства машины. 7
Стр.7
Оперативная память (ОЗУ, англ. RAM, Random Access Memory — память с произвольным доступом) — это быстрое запоминающее устройство не очень большого объёма, непосредственно связанное с процессором и предназначенное для записи, считывания и хранения выполняемых программ и данных, обрабатываемых этими программами. Оперативная память используется только для временного хранения данных и программ, так как, когда машина выключается, все, что находилось в ОЗУ, пропадает. Основные характеристики модулей оперативной памяти: · объем памяти; · время доступа. Характеристики: · пропускная способность; · время доступа, т. е. временная задержка между запросом на выдачу какой-либо информации из памяти и ее реальной выдачей; · разрядность модуля, т. е. ширина той шины, по которой происходит доступ к конкретному модулю, или количество контактов, по которым передаются биты данных. Постоянная память (ПЗУ, англ. ROM, Read Only Memory — память только для чтения) — энергонезависимая память, используется для хранения данных, которые никогда не потребуют изменения. Содержание памяти специальным образом «зашивается» в устройстве при его изготовлении для постоянного хранения. Из ПЗУ можно только читать. Важнейшая микросхема постоянной или Flash-памяти — модуль BIOS. BIOS (Basic Input/Output System — базовая система ввода-вывода) — совокупность программ, предназначенных для автоматического тестирования устройств после включения питания компьютера и загрузки операционной системы в оперативную память. Внешняя память (ВЗУ) предназначена для длительного хранения программ и данных, и целостность ее содержимого не зависит от того, включен или выключен компьютер. В состав внешней памяти компьютера входят: · накопители на жестких магнитных дисках; · накопители на гибких магнитных дисках; · накопители на компакт-дисках; · накопители на магнито-оптических компакт-дисках; · накопители на магнитной ленте (стримеры) и др.; · флеш-накопители. Характеристики жесткого диска: · время доступа — время за которое получают доступ к нужному участку диска; · скорость чтения / записи. 8
Стр.8