Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Практические работы по курсу "Возрастная анатомия, физиология и гигиена" (110,00 руб.)

0   0
Первый авторГончарова Юлия Адольфовна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц42
ID277977
АннотацияПособие включает в себя 8 тем, в рамках каждой из которых студентам необходимо выполнить ряд практических работ.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 1 курса дневной формы обучения отделения социальной педагогики факультета философии и психологии.
Гончарова, Ю.А. Практические работы по курсу "Возрастная анатомия, физиология и гигиена" / Ю.А. Гончарова .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009 .— 42 с. — 42 с. — URL: https://rucont.ru/efd/277977 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ю.А. Гончарова ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА» Учебно-методическое пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 19 февраля 2009 г., протокол № 1400-02 Рецензент канд. психол. наук, доц. кафедры общей и социальной психологии Н.М. Пинегина Пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> 04 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» входит в структуру общепрофессиональных дисциплин и является обязательным для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». <...> В рамках первой темы «Опорно-двигательный аппарат» студентам предлагается: определить гармоничность физического развития по антропометрическим данным; оценить показатели физического развития с помощью расчетных формул; определить пропорции телосложения, правильность осанки. <...> В рамках второй темы «Сердечно-сосудистая система» студенты должны научиться: подсчитывать пульс; измерять артериальное давление; определять частоту сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки; проводить функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы; изучать работу сердца; выполнять ортостатическую пробу. <...> 3 Тема «Дыхательная система» включает работы, изучающие: дыхательные движения; определение жизненной емкости легких; задержку дыхания в покое и после дозированной нагрузки; специфику голоса. <...> В теме «Работоспособность человека» студенты могут: определить физическую работоспособность по отдышке (в частности, если работа лимитируется временем); провести пробу Руфье – Диксона; выполнить Гарвардский степ-тест; определить физиологическое состояние методом регрессии; выявить влияние позы <...>
Практические_работы_по_курсу_Возрастная_анатомия,_физиология_и_гигиена.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Ю.А. Гончарова ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА» Учебно-методическое пособие для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» входит в структуру общепрофессиональных дисциплин и является обязательным для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». Данная дисциплина читается на 1 курсе дневного отделения. В соответствии с Государственным образовательным стандартом, она включает в себя широкий круг проблем, касающихся анатомо-физиологических особенностей и гигиенических аспектов воспитания детей различного возраста. Курс включает теоретическую и практическую части. Предлагаемые практические работы выполняются за счет часов, предназначенных для самостоятельной работы студентов (46 часов). В качестве базовой цели выступает общетеоретическая подготовка специалиста в области анатомии, физиологии и гигиены человека вообще и специфики детского организма на разных возрастных этапах, в частности. Задачами пособия являются: – формирование у студентов системы знаний об особенностях строения и функционирования организма на различных возрастных этапах; – изучение требования Государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки специалистов – социальных педагогов в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены; – формирование у будущих специалистов устойчивых гигиенических навыков, умения организовать окружающую среду и быт в соответствии с гигиеническими требованиями; – выявление особенностей и специфики развития детского организма на разных этапах; – овладение студентами основами простейшей диагностики здоровья, навыками оказания первой помощи; – подготовка студентов к освоению последующих учебных дисциплин и прохождению практики. Пособие включает в себя восемь тем, в рамках каждой из которых студентам необходимо выполнить ряд практических работ. В рамках первой темы «Опорно-двигательный аппарат» студентам предлагается: определить гармоничность физического развития по антропометрическим данным; оценить показатели физического развития с помощью расчетных формул; определить пропорции телосложения, правильность осанки. В рамках второй темы «Сердечно-сосудистая система» студенты должны научиться: подсчитывать пульс; измерять артериальное давление; определять частоту сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки; проводить функциональные пробы на реактивность сердечно-сосудистой системы; изучать работу сердца; выполнять ортостатическую пробу. 3
Стр.3
показателя). «Коридор» процентных величин характеризует встречаемость показателя данного признака в различных половых и возрастных группах. Чем больше значение «коридора», тем ближе ваши показатели к среднестатистическим данным. Пример 1. Ваш возраст – 15 лет, длина тела – 160 см. «Коридор» № 4. (Для мальчиков.) 2. Ваш возраст – 14 лет, масса тела – 40 кг. «Коридор» № 3. Таблица 2 Возраст, лет 13 14 15 16 17 м. д. м. д. м. д. м. д. м. д. Процентные величины длины тела, см «Коридор» и соответствующие ему показатели Пол 1 2 3 4 5 140,2 143,6 147,4 160,4 139,5 143,1 148,0 160,3 144,9 148,3 152,4 166,4 144,0 147,4 152,4 164,2 149,3 153,2 158,0 172,0 148,1 151,6 156,3 167,0 154,0 158,0 162,2 177,4 151,7 155,0 158,3 169,0 159,3 163,0 168,1 181,2 154,1 157,3 161,2 170,0 6 165,8 169,6 164,3 168,0 172,2 176,0 168,0 170,5 178,0 181,0 170,3 172,6 182,0 185,0 172,0 174,1 185,1 187,9 173,1 175,5 Таблица 3 Возраст, лет 13 14 15 16 17 м. д. м. д. м. д. м. д. м. д. Процентные величины массы тела, кг «Коридор» и соответствующие ему показатели Пол 1 2 3 4 5 6 31,0 33,4 39,8 49,0 56,2 63,6 32,0 35,3 40,0 51,8 56,8 64,2 34,0 35,2 42,2 54,6 62,6 70,6 36,1 39,9 44,0 55,0 60,9 70,0 37,8 40,8 46,9 60,2 65,1 76,5 39,4 43,7 47,6 58,0 63,9 73,6 41,2 45,4 51,8 65,9 73,0 82,5 42,4 46,8 51,0 61,0 66,2 76,1 46,4 50,5 56,8 70,6 78,0 86,2 45,2 48,4 52,4 62,0 68,0 79,0 6 7 7
Стр.6
Таблица 4 Возраст, лет 13 14 15 16 17 м. д. м. д. м. д. м. д. м. д. Процентные величины окружности груди, см «Коридор» и соответствующие ему показатели Пол 1 2 3 4 5 6 64,7 66,9 70,1 78,2 87,2 87,0 64,3 66,8 70,0 80,9 85,0 88,0 67,0 68,6 73,1 81,8 86,2 91,0 67,0 69,6 73,0 83,5 87,6 91,0 70,0 72,6 76,3 85,7 90,1 94,2 70,0 72,9 76,2 85,5 89,3 92,6 73,3 76,1 80,0 89,9 93,6 97,0 73,0 75,9 78,8 87,1 90,6 93,9 77,0 80,1 82,9 92,2 95,5 98,4 75,4 78,0 80,7 88,0 91,1 94,6 РАБОТА 2. Оценка показателей физического развития с помощью расчетных формул Цель работы: научиться с помощью формул рассчитывать свое физическое развитие. Ход работы: рассчитайте собственный рост, окружность грудной клетки и вес, используя для этого предложенные формулы. 1. Теоретический расчет среднего роста для людей в возрасте от 3 до 14–16 лет по формуле: для девочек среднего типа телосложения Рост = 6 · возраст + 76; для мальчиков среднего типа телосложения Рост = 6 · возраст + 77. Оценка результатов: отклонение от средних физических величин не должно превышать ±2,5 см для мальчиков и ±3,5 см для девочек. Если полученный при расчете рост на 20 % больше или меньше среднего, то это может указывать на эндокринные нарушения. 2. Теоретический расчет окружности грудной клетки (ОГ) для лиц, не занимающихся спортом, по формуле: ОГ мальчиков 1–12 лет = 1,6 · возраст + 48; ОГ мальчиков 13–17 лет = 4,1 · возраст + 20; ОГ девочек 1–12 лет =1,7 · возраст + 47; ОГ девочек 13–18 лет = 2,2 · возраст + 45. 3. Теоретический расчет массы тела у детей и подростков (до 12–13 лет) по формуле А = 10 + 2п, где А – масса в кг, п – возраст ребенка или подростка. 7 7
Стр.7
Теоретический расчет массы тела подростков с 13–14 лет и взрослых рассчитывается по формуле А = [ Рост (см) Ч Окружность грудной клетки (см)] / 240. Форма отчетности: сравните расчетные данные с результатами антропометрических измерений. Сделайте вывод о развитии собственного организма. РАБОТА 3. Пропорции телосложения Цель работы: научиться определять пропорции тела. Оборудование: сантиметровая лента. ВАРИАНТ I Ход работы: работа проводится в группах или парах. У испытуемого определяют рост стоя и сидя. Форма отчетности: для оценки пропорциональности телосложения определите процентное отношение длины ног к длине туловища (А) по формуле А = [Рост стоя – Рост сидя] / Рост сидя Ч 100 %, где А – показатель пропорциональности телосложения. Сравните полученные вами результаты со среднестатистическими. Оценка полученных результатов: при величине этого показателя в пределах 87–92 % физическое развитие оценивается как пропорциональное; если показатель пропорциональности меньше 87 %, то это указывает на относительно малую длину ног; величина показателя 92 % и более – на большую длину ног. ВАРИАНТ II и рост. Ход работы: у испытуемого определяют окружность грудной клетки Форма отчетности: для оценки гармоничности телосложения может быть использовано следующее соотношение: окружность грудной клетки в паузе / рост Ч 100 %. Оценка полученных результатов: при нормальном телосложении это соотношение составляет 50–55 % . Если это соотношение меньше 50 %, то развитие слабое, а если более 55 % – высокое. РАБОТА 4. Определение правильности осанки Для вычисления показателя состояния осанки измеряют расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевыми суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади – величину дуги спины. Цель работы: определить правильность осанки. Оборудование: сантиметровая линейка. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.