В обзоре литературы и электронных ресурсов расскажем о дизайне школь#
ных библиотек и предложим методические подсказки «как фотографиро#
вать свою библиотеку», результаты исследований, развернутые аннота#
ции зарубежных книг о дизайне, которые становятся самостоятельным
материалом для осмысления. <...> Но чтобы наши читатели не упрекали редакцию в том, что эта тема не толь#
ко сложная, но и мало применимая к нашей реальности, мы расскажем вам об од#
ном «чудесном изменении», которое произошло в одной школьной библиотеке, о
том, как там удалось создать нечто интересное и удивительное, как библиотека
вышла в пространство школы и стала МЕСТОМ, привлекательным для широкой
общественности. <...> Также вы найдете материалы к Году литературы – кроссворды, литератур#
ные развлечения к юбилеям, продолжение разговора о проекте «Книжный шкаф
поколения NEXT», который уже стал заметным событием в библиотечной жизни
и дал множество отзывов, размышлений, проблемных и дискуссионных выска#
зываний. <...> О.А. Дубинина
Дизайн школьных
библиотек в обзоре
литературы и
электронных ресурсов 7
Тебе – книга
Вдохновляющие
пространства для
увлекательного
обучения 13
Как фотографировать
вашу библиотеку 19
Исследование. <...> Л.П. Прокулевич
Время задуматься о
дизайне классов
32
ПАРТНЕРСТВО
ДЛЯ РАЗВИТИЯ <...> Т.В. Пантюхова
Среда обитания читателя
в библиотеке 40
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Школьная библиотека: сегодня
и завтра
№ 5 (23) 2015
Периодичность – ежемесячно
Учредитель: ООО «Библиомир»
Издатель: ООО «Библиомир»
Рег. свид. <...> М.В. Ивашина
Межрегиональный сетевой проект «Книжный шкаф
поколения NEXT»: от ученичества к мастерству 56 <...> Литературные
развлечения для младших
школьников 53
Цветная вкладка
Иллюстрации к статье С.А. Карасевой «Все для читателя» <...> Воспроизведение материалов или их
фрагментов возможно только с
письменного разрешения ООО
«Библиомир». <...> !
Рубрика <...>
Школьная_библиотека_сегодня_и_завтра_№5_2015.pdf
ШКОЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА
сегодня
и
завтра
5
2015
Майский номер этого года мы решили посвятить теме ПРОСТРАНСТВА БИБ
ЛИОТЕКИ в самом широком смысле этого слова.
Тема становится все более востребованной: ей посвящены отдельные мероп
риятия или она входит как отдельное тематическое направление в работу конфе
ренций.
Мы поговорим о физическом пространстве и влиянии среды, о библиотеке
как пространстве сотрудничества, библиотеке как точке притяжения в простран
стве школы.
В обзоре литературы и электронных ресурсов расскажем о дизайне школь
ных библиотек и предложим методические подсказки «как фотографиро
вать свою библиотеку», результаты исследований, развернутые аннота
ции зарубежных книг о дизайне, которые становятся самостоятельным
материалом для осмысления.
Но чтобы наши читатели не упрекали редакцию в том, что эта тема не толь
ко сложная, но и мало применимая к нашей реальности, мы расскажем вам об од
ном «чудесном изменении», которое произошло в одной школьной библиотеке, о
том, как там удалось создать нечто интересное и удивительное, как библиотека
вышла в пространство школы и стала МЕСТОМ, привлекательным для широкой
общественности.
Также вы найдете материалы к Году литературы – кроссворды, литератур
ные развлечения к юбилеям, продолжение разговора о проекте «Книжный шкаф
поколения NEXT», который уже стал заметным событием в библиотечной жизни
и дал множество отзывов, размышлений, проблемных и дискуссионных выска
зываний.
Стр.2
5
БИБЛИОТЕЧНОЕ
ПРОСТРАНСТВО:
В ПОИСКАХ
ГАРМОНИИ
2015
4
О.А. Дубинина
Дизайн школьных
библиотек в обзоре
литературы и
электронных ресурсов 7
Тебе – книга
Вдохновляющие
пространства для
увлекательного
обучения 13
Как фотографировать
вашу библиотеку 19
Исследование.
Библиотека как «третье
место» 22
Библиомир. Мы тоже
можем 26
ПАРТНЕРСТВО
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
А КАК У НИХ.
ЗАРУБЕЖНЫЙ
ОПЫТ
27
Л.П. Прокулевич
Время задуматься о
дизайне классов
32
С.А. Карасева
Всё для читателя 32
МНЕНИЕ
Т.В. Пантюхова
Среда обитания читателя
в библиотеке 40
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Школьная библиотека: сегодня
и завтра
№ 5 (23) 2015
Периодичность – ежемесячно
Учредитель: ООО «Библиомир»
Издатель: ООО «Библиомир»
Рег. свид. ПИ № ФС 7752116
от 11.12. 2012 г.
2
Главный редактор Т.Ю. Дрыжова
Редакционная коллегия
В.Б. Антипова
В.Я. Аскарова
О.А. Дубинина
С.А. Езова
О.А. Жеравина
М.В. Ивашина
Н.Ф. Илларионова
Е.Н. Ястребцева
Почтовый адрес:
141865 Московская область,
Дмитровский район,
п. Некрасовский,
ул. Ушакова, д. 26, к. 26.
Телефон 8(495)5925365
email: bibliomir@bk.ru
Сайт: www.bibliomir.com
Блог: http://bibliomir7.blogspot.ru/
Стр.3
41
ПОВЕСТКА ДНЯ
Л.И. Дёгтева
Библиотека как место
притяжения. Миссия
выполнима?
55
ЖИВАЯ
БИБЛИОТЕКА
М.В. Ивашина
Межрегиональный сетевой проект «Книжный шкаф
поколения NEXT»: от ученичества к мастерству 56
Е.Г. Смутнева
«С нетерпением ждем следующего вебинара…» 60
М.Н. Сонина
Давайте дружить семьями! Ну, то есть, проектами!
Впечатления спикера вебинара 62
Цветная вкладка
Иллюстрации к статье С.А. Карасевой «Все для читателя»
О.А. Дубинина. Лучшие школьные библиотеки мира
Авторские материалы не рецензируются
и не возвращаются.
Воспроизведение материалов или их
фрагментов возможно только с
письменного разрешения ООО
«Библиомир».
Издание не маркируется в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2010
№ 436ФЗ
ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ:
Каталог «Роспечать» – 25184
Каталог «УралПресс» – 25184
Электронная версия журнала –
www.rucont.ru
Тираж: 1500 экз.
Подписано в печать: 15.04.15 г.
Отпечатано в ОАО «Областная
типография «Печатный двор»
432049 г. Ульяновск,
ул. Пушкарева, 27
Содержание
47
ГОД
ЛИТЕРАТУРЫ
Л.В. Цыпурина,
Э.Н. Якубов
2015 – Год литературы в
Российской Федерации.
Кроссворд 47
ЮБИЛЕЙ
Э.Н. Якубов
Иосиф Александрович
Бродский (1940–1996).
Материал для первого
знакомства юных
читателей с жизнью и
творчеством поэта 49
А. Шапиева
Иосиф Бродский.
Литературные
развлечения для младших
школьников 53
3
Стр.4
библиотечное пространство: в поисках гармонии
ОТ РЕДАКЦИИ
Дорогие друзья!
Открывает сегодня нашу рубрику статья Ольги Дубининой, нашего пос−
тоянного автора.
Сегодня она представляет вашему вниманию обзор литературы и ресурсов
по дизайну библиотек. Хотите найти лучшие идеи и практики, найти впе−
чатляющие иллюстрации для ваших презентаций, получить полезные
практические советы – тогда этот материал для вас! «Прогулка» по пред−
ложенным ресурсам с просмотром фотографий, вдохновляющих приме−
ров, по сервису, который «находит гармоничные цвета, подходящие под
любое выбранное вами изображение», может стать увлекательной игрой не
только для вас, но и ваших читателей! Эти знания могут стать новым им−
пульсом к проведению конкурса рисунков/проектов/фотографий «Нарисуй
библиотеку будущего», «Моя библиотека», «Лучшее фото библиотеки», или
разработки новой навигации, или оформления стеллажей, а может, входа в
библиотеку, информационного стенда, объявления! А может быть, вы, до−
рогие читатели, захотите воплотить свой проект и представить его на наш
всероссийский конкурс «100 идей для школьной библиотеки»!
Небольшой раздел рубрики «Тебе – книга» более подробно расскажет
вам о книгах и авторах, которых упоминает в своей статье Ольга
Дубинина.
Развернутые аннотации книг, перевод которых выполнен по заказу ре−
дакции журнала, являются отдельным самостоятельным материалом
для прочтения и осмысления. Как библиотекарь может стать членом ди−
зайн−команды, какие задачи должно решать пространство для детей и
подростков, как оно влияет на жизненный опыт сегодня и в перспективе –
обо всем этом читайте далее.
Приведем только две цитаты:
«Возможность участвовать в создании облика своей библиотеки должна
быть одной из самых захватывающих и интересных особенностей про−
фессии библиотекаря».
«Подростки сегодня стремятся быть нужными, уважаемыми, и быть
частью чего−то, и библиотеки – это идеальные места для этого. Созда−
вая пространство, разработанное специально для подростков, библиоте−
кари дарят себе прекрасную возможность в полной мере охватить и эту
возрастную группу».
Продолжат рубрику «забавное» методическое руководство «Как сфо−
тографировать вашу библиотеку» и результаты исследования Самарской
областной юношеской библиотеки «Библиотека как “третье место”».
4
Стр.5
Они показывают, что все имеет значение: даже удачная фотография может стать важным инструментом
«маркетинга» библиотеки, влиять на имидж. Исследование поможет сверить нам свое видение библиотеки с
ожиданием ее читателей, еще раз показывает, что для эффективного развития разработанная стратегия
должна быть ориентирована на «логику пользователя».
В рубрике вы также познакомитесь с мнениями и комментариями экспертов, которые любезно согласились
высказаться по нашей теме.
Приятного и полезного чтения!
Рубрика
«Библиотечное пространство:
в поисках гармонии»
в журнале
5
Стр.6