Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Искусствознание: теория, история, практика

Искусствознание: теория, история, практика №2 2014 (449,00 руб.)

0   0
Авторы
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц119
ID277758
АннотацияНаучно - практический журнал. В журнале публикуются статьи по различным направлениям современного искусствознания и культурологии (теоретико-методологическое, историческое, педагогическое и др.), а также результаты научно-методических исследований ученых России и зарубежных стран. Журнал рассчитан на ученых, аспирантов и соискателей ученых степеней, преподавателей профессиональных учебных заведений сферы культуры и искусства, учреждений дополнительного художественного образования, сотрудников творческих организаций.
Искусствознание: теория, история, практика .— 2014 .— №2 .— 119 с. — URL: https://rucont.ru/efd/277758 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Челябинской области Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского ИскуССтвознание: теория, история, практика Научно-практический журнал № 2 (09) Сентябрь 2014 Челябинск 2014 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ИскуССтвознание: теория, история, практика № 2 (09) Сентябрь 2014 Научно-практический журнал. <...> Я.Т. Жакупова – заведующая отделом организации научной работы и международного сотрудничества ЮУрГИИ им. <...> Ответственный редактор – С.В. Самойлова Переводчик, редактор английского текста – Е.Д. Санникова Ответственный за выпуск – Я.Т. Жакупова УЧРЕДИТЕЛЬ ГБОУ ВПО «Южно-Уральский искусств имени П.И. Чайковского» государственный институт ИЗДАТЕЛЬ ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского». <...> Д.Н. Часовитин – заведующий кафедрой методики фортепианного исполнительства, педагогики и специализированного общего курса фортепиано СанктПетербургской государственной консерватории им. <...> П.И. Костенок ПРОБЛЕМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ВУЗОВ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ (ИЗ ОПЫТА ГБОУ ВПО «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ ИМЕНИ П.И. <...> PADEREWSKI – EDITOR OF THE COMPLETE WORKS OF F. <...> Tchaikovsky, Ph.D., associate professor, Chelyabinsk; e-mail: i.g.dymova_80@mail.ru METHOD OF ASSOCIATING AND ITS ROLE IN THE PROCESS OF SEMANTIC COMPREHENSION OF MUSICAL TEXTS The article investigates the method of associating used in the course of musicological analysis. <...> П.И. Чайковского, кандидат педагогических наук, доцент, г. Челябинск; e-mail: i.g.dymova_80@mail.ru МЕТОД АССОЦИИРОВАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ СМЫСЛОВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА Статья посвящена исследованию метода ассоциирования, применяемого в ходе музыковедческого анализа. <...> Ключевые слова: метод ассоциирования, музыкальное произведение, полифония, историко-культурный, философско-эстетический, лексико-грамматический, символический анализ произведения. ное и конкретное, образное и логическое, эмоциональное и рациональное. <...> Особенно значим метод ассоциирования при постижении сложноорганизованных <...>
Искусствознание_теория,_история,_практика_№2_2014.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Искусствознание_теория,_история,_практика_№2_2014.pdf
Министерство культуры Челябинской области Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского ИСКУССТВОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА Научно-практический журнал № 2 (09) Сентябрь 2014 Челябинск 2014
Стр.1
ИСКУССТВОЗНАНИЕ: ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (09) Сентябрь 2014 Научно-практический журнал. Издается с 2011 года Выходит четыре раза в год. ISSN 2227-2577 Индекс в каталогах Роспечати 73847 Главный редактор И.В. Безгинова – проректор по научной работе и международному сотрудничеству Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат культурологии, доцент (РФ, г. Челябинск). Заместители главного редактора И.В. Маричева – доцент кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения (РФ, г. Челябинск). В.Л. Бабюк – заведующая кафедрой фортепиано Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения, доцент (РФ, г. Челябинск). Я.Т. Жакупова – заведующая отделом организации научной работы и международного сотрудничества ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, кандидат психологических наук, доцент (РФ, г. Челябинск). Г.Ю. Квятковский – заместитель декана по учебной работе факультета музыкального искусства Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат социологических наук (РФ, г. Челябинск). Ответственный редактор – С.В. Самойлова Переводчик, редактор английского текста – Е.Д. Санникова Ответственный за выпуск – Я.Т. Жакупова УЧРЕДИТЕЛЬ ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского» ИЗДАТЕЛЬ ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского». Адрес издателя: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41 Адрес редакции: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41 Тел./факс (351) 263-34-61. E-mail: art-skill@yandex.ru Cайт: www.uyrgii.ru Отпечатано в типографии: «Центр научного сотрудничества», ООО «БизнесКом» 454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 50-Б. Тел. (351) 215-12-23. E-mail: cns74@mail.ru Журнал зарегистрирован в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 74-00808 от 11 сентября 2012 г. Журнал зарегистрирован в International Centre ISSN, Paris – France Верстка М.А. Сидоров Дизайн обложки Т.Г. Гумарова Подписано в печать 16.09.2014. Формат 60×84/8. Заказ № 0509-507 Тираж 100 экз. Уч.-изд. л. 10,4. Усл. печ. л. 13,9. Цена свободная Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского Ответственность за содержание статей, а также за аутентичность использованных цитат, имен, названий несут авторы публикуемых материалов. © Редакция журнала «Искусствознание: теория, история, практика» А.В. Бетехтин – председатель редакционного совета, Министр культуры Челябинской области (РФ, г. Челябинск). П.И. Костенок – заместитель председателя редакционного совета, ректор Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Челябинск). С.О. Ткаченко – заместитель председателя редакционного совета, директор Челябинского областного музея искусств (РФ, г. Челябинск). О.И. Ардимасов – проректор УМО по образованию в области изобразительного искусства, профессор Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова, народный художник РФ, заслуженный деятель искусств РФ (РФ, г. Москва). Н.С. Бажанов – заведующий кафедрой фортепиано Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения, профессор (РФ, г. Новосибирск). Вилли Брайнин – президент Российской общенациональной секции Международного общества музыкального образования при ЮНЕСКО, руководитель лаборатории новых технологий в музыкальном и музыкально-педагогическом образовании Московского педагогического государственного университета (Федеративная республика Германия, г. Ганновер). Ю.Е. Гальперин – профессор консерватории Ivry sur Seine (Париж), президент ассоциации «Tradition musicale russe» (Французская Республика, г. Париж). Габриэль Гульен – профессор консерватории им. Й. Гайдна, лауреат международных конкурсов (Австрийская республика, г. Айзенштадт). Ч.Г. Гусейнов – писатель, профессор кафедры гуманитарных наук Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, доктор филологических наук, профессор (РФ, г. Москва). Ю.И. Ивлев – директор Костанайского областного театра русской драмы и кукол (Казахстан, г. Костанай). Г.А. Майоров – член попечительского совета балета «Москва», заслуженный деятель искусства России, заслуженный деятель искусства Бурятии, лауреат государственной премии СССР (РФ, г. Москва). А.А. Мордасов – доцент, заведующий кафедрой театрализованных представлений и праздников Челябинской государственной академии культуры и искусств, заведующий секцией массовых праздников Челябинского отделения Союза театральных деятелей, заслуженный работник культуры РФ (РФ, г. Челябинск). Н.П. Наумов – декан факультета театра кукол СанктПетербургской государственной академии театрального искусства, профессор, заслуженный работник культуры России (РФ, г. Санкт-Петербург). А.А. Покровский – ректор Красноярского государственного художественного института, профессор, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств (РФ, г. Красноярск). А.М. Рубцов – заместитель генерального директора по научно-просветительской работе Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, заслуженный артист России (РФ, г. Москва). РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Стр.2
Е.Р. Сизова – профессор кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН (РФ, г. Челябинск). Е.Н. Федорович – заведующая кафедрой теории исполнительства и музыкальной педагогики Уральской государственной консерватории (академии) им. М.П. Мусоргского, доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Екатеринбург). Б.П. Хавторин – ректор, профессор кафедры истории и теории музыки Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов России, И.В. Арановская – заведующая кафедрой теории, истории музыки и музыкальных инструментов Волгоградского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Волгоград). Ю.Г. Бобров – проректор по научной работе СанктПетербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств (РФ, г. Санкт-Петербург). Н.И. Дегтянникова – заместитель директора по научно-методической работе Челябинского художественного училища, кандидат искусствоведения (РФ, г. Челябинск). О.А. Жукова – профессор кафедры культурологии Московского педагогического государственного университета, доктор философских наук (РФ, г. Москва). С.С. Загребин – член секции театральных критиков Челябинской организации Союза театральных деятелей России, доктор исторических наук, профессор (РФ, г. Челябинск). М.И. Имханицкий – профессор кафедры баяна и аккордеона Российской академии музыки им. Гнесиных, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ (РФ, г. Москва). О.А. Кондратенко – доцент кафедры психологии Челябинского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент (РФ, Челябинск). Ю.А. Лукин – заведующий кафедрой гуманитарных наук Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, доктор философских наук, профессор (РФ, г. Москва). Н.И. Мельникова – профессор кафедры специального фортепиано Магнитогорской государственной С.А. Гавриляченко – профессор Московского государственного академического института им. В.И. Сурикова, секретарь Союза художников России, народный художник России, профессор, лауреат премии Ленинского комсомола (РФ, г. Москва). Б.Ф. Смирнов – профессор кафедры оркестрового дирижирования Челябинской государственной акачлен Союза журналистов России (РФ, г. Оренбург) Д.Н. Часовитин – заведующий кафедрой методики фортепианного исполнительства, педагогики и специализированного общего курса фортепиано СанктПетербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения, доцент, заслуженный артист РФ, заместитель сопредседателя Совета УМО по образованию в области музыкального искусства (РФ, г. Санкт-Петербург). В.И. Щанкин – профессор кафедры балетмейстерского творчества Кемеровского государственного университета культуры и искусств, профессор, заслуженный работник культуры России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (РФ, г. Кемерово). РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ консерватории им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения, профессор (РФ, г. Магнитогорск). Е.А. Минаев – заведующий кафедрой театрального искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, доктор искусствоведения, профессор (РФ, г. Москва). И.Э. Рахимбаева – декан факультета искусств и художественного образования Саратовского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Саратов). Г.Г. Тенюкова – заведующая кафедрой теории и методики музыки Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Чебоксары). А.М. Цукер – заведующий кафедрой истории музыки Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова, доктор искусствоведения, профессор (РФ, г. Ростов-на-Дону). Р.Р. Шайхутдинов – заведующий кафедрой специального фортепиано Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова, кандидат искусствоведения, профессор (РФ, г. Уфа). О.Е. Шелудякова – профессор кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории (академии) им. М.П. Мусоргского, доктор искусствоведения, профессор (РФ, г. Екатеринбург). О.М. Шушкова – проректор по научной и учебной работе Дальневосточной государственной академии искусств, доктор искусствоведения, профессор (РФ, г. Владивосток). Е.Ф. Ященко – действительный член Международной академии психологических наук, доцент, профессор кафедры общей психологии ЮжноУральского государственного университета (РФ, г. Челябинск). ВЕДУЩИЕ ЭКСПЕРТЫ демии культуры и искусств, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ (РФ, г. Челябинск). Н.Г. Тагильцева – заведующая кафедрой музыкального образования Уральского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Екатеринбург).
Стр.3
Содержание СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА И.Г. Дымова МЕТОД АССОЦИИРОВАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ СМЫСЛОВОГО ПОСТИЖЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА.................................................8 Д.Е. Дубяга ТЕМА ЭМИГРАЦИИ В РОМАНЕ «ПНИН» ВЛАДИМИРА НАБОКОВА.............................................................................................................................14 А.В. Бибикова ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ТВОРЧЕСТВО (К постановке проблемы)....................................................................................................................................20 РАЗДЕЛ 2. ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА С.В. Федоров СТАНОВЛЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СИБИРИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.........................................................................................................................28 Т.Е. Неровная ОТКАЗ ОТ ТРАДИЦИЙ И ВОЗВРАЩЕНИЕ К НИМ: ПАРИЖСКИЕ ТРИО А. ЧЕРЕПНИНА И А. ГРЕЧАНИНОВА...................................................33 О.П. Сайгушкина ПОСЛЕ ЮБИЛЕЯ: ВСПОМИНАЯ ФЕЛИКСА БЛУМЕНФЕЛЬДА........................................39 Цюй Ва КИТАЙСКИЙ КОМПОЗИТОР ЧУ ВАНХУА: ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ФОРТЕПИАНО................................................................47 Н.Р. Кривова ХОРОВОЕ ОБЩЕСТВО: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА.................................................................51 РАЗДЕЛ 3. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА С.В. Заборин И.Я. ПАДЕРЕВСКИЙ – РЕДАКТОР ПОЛНОГО СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ Ф. ШОПЕНА..........................................................................................................................55 В.К. Васильева, В.Л. Бабюк К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РОМАНСОВ ОР. 38 С.В. РАХМАНИНОВА.........................................................................................................................60 Ю.Г. Мирлас «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» П.И. ЧАЙКОВСКОГО. ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ (Окончание. Начало в № 3 (07) 2013, №1 (08) 2014)...............................................................................65 4
Стр.4
Содержание РАЗДЕЛ 4. ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ П.И. Костенок ПРОБЛЕМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ВУЗОВ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ (ИЗ ОПЫТА ГБОУ ВПО «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО»)......................................................73 Н.В. Степанова ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В АНСАМБЛЕВОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................................................................................................83 М.А. Макаркин К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО АРТИСТА БАЛЕТА.....................................................................................87 РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И.Н. Морозова КОНЦЕПТ ЦЕЛОСТНОСТИ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ И БОГОСЛОВИИ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (Окончание. Начало в №1 (08) 2014).............................................................................................................94 А.В. Самойлова «ФРАНКЕНШТЕЙН, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ»: ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ..............................................................................................................................102 С.С. Соковиков ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ВИЗУАЛЬНОСТЬ ПРАЗДНИКА КАК ЕГО ИММАНЕНТНОЕ СВОЙСТВО...........................................................................................110 IN MEMORIAM М.Г. Людько ПАМЯТИ ДМИТРИЯ ЧАСОВИТИНА..................................................................................................117 5
Стр.5
Содержание CONTENTS SECTION 1. QUESTIONS OF METHODOLOGY AND THEORY OF ART I.G. Dymova METHOD OF ASSOCIATING AND ITS ROLE IN THE PROCESS OF SEMANTIC COMPREHENSION OF MUSICAL TEXTS.................................................................8 D.E. Dubiaga THE EMIGRATION MOTIF IN «PNIN» BY VLADIMIR NABOKOV.......................................14 A.V. Bibikova INTERPRETATION AND CREATIVE (Go to the statement of the problem).................................................................................................................20 SECTION 2. HUMANITARIAN KNOWLEDGE OF HISTORY AND ART S.V. Fedorov BECOMING OF THEATRICAL CULTURE OF SIBERIA: HISTORICAL ANALYSIS..................................................................................................................................28 T.E. Neronnaya DISCLAIMER OF TRADITIONS AND RETURN TO THEM: PARIS TRIO OF A. TCHEREPNIN AND A. GRECHANINOV.........................................................33 O.P. Saygushkina AFTER THE ANNIVERSARY: REMEMBERING FELIX BLUMENFELD..................................................................................................39 Qu Wa CHINESE COMPOSER CHU WANHUA: CREATIVE PORTRAIT ON THE BACKGROUND OF PIANO.......................................................47 N.R. Krivova CHORAL SOCIETY: YESTERDAY, TODAY AND TOMORROW.................................................51 SECTION 3. PROBLEMS FOR THE PERFORMING ARTS S.V. Zaborin I.J. PADEREWSKI – EDITOR OF THE COMPLETE WORKS OF F. CHOPIN.......................................................................................................................................................55 V.K. Vasil’eva, V.L. Babyuk TO THE PROBLEM OF INTERPRETATION OF ROMANCES, OP. 38 OF S.V. RACHMANINOFF...............................................................................................................60 Yu.G. Mirlas “CHILDREN’S ALBUM” BY P.I. TCHAIKOVSKY. QUESTIONS OF PERFORMANCE AND INTERPRETATION (Ending. Beginning at number 3 (07) 2013, 1 (08) 2014).............................................................................65 6
Стр.6
Содержание SECTION 4. PEDAGOGY OF ART AND ART EDUCATION P.I. Kostenok PROBLEMS OF REORGANIZATION OF ART AND CULTURE HIGH SCHOOLS IN THE CONTEXT OF REALIZATION OF REGIONAL CULTURAL POLICY (FROM THE EXPERIENCE OF SBCE HPE “SOUTH URAL STATE INSTITUTE OF ARTS NAMED AFTER P.I. TCHAIKOVSKY”)..............................................................................73 N.V. Stepanova PECULIARITIES OF MUSICAL COMMUNICATION OF ENSEMBLE MUSICAL AND PERFORMING ACTIVITY..............................................................................................83 M.А. Makarkin TO THE PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF THE FUTURE BALLET ARTIST.........................................................................................................87 SECTION 5. THEORY, PHILOSOPHY AND HISTORY OF CULTURE I.N. Morozova CONCEPT OF THE CULTURE INTEGRITY IN PHILOSOPHY AND THEOLOGY: CURRENT ASPECTS OF PHILOSOPHICAL AND CULTUROLOGICAL RESEARCHES (Ending. Beginning at number 1 (08) 2014)....................................................................................................94 A.V. Samoilova “FRANKENSTEIN OR MODERN PROMETHEUS”: THEME WITH VARIATIONS.....................................................................................................................102 S.S. Sokovikov VISUAL CULTURE AND VISUALITY OF THE FEAST AS IT IMMANENT PROPERTY.................................................................................................................110 IN MEMORIAM M.G. Lyudko IN MEMORY OF DMITRY CHASOVITIN............................................................................................117 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.