Министерство культуры Челябинской области
Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского
ИСКУССТВОЗНАНИЕ:
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА
Научно-практический журнал
№ 1 (08)
Июнь 2014
Челябинск
2014
Стр.1
ИСКУССТВОЗНАНИЕ:
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА
№ 1 (08)
Июнь 2014
Научно-практический журнал. Издается с 2011 года
Выходит четыре раза в год. ISSN 2227-2577
Индекс в каталогах Роспечати 73847
Главный редактор
И.В. Безгинова – проректор по научной работе и международному сотрудничеству
Южно-Уральского государственного института искусств
им. П.И. Чайковского, кандидат культурологии, доцент (РФ, г. Челябинск).
Заместители главного редактора
В.Л. Бабюк – заведующая кафедрой фортепиано Южно-Уральского
государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат
искусствоведения, доцент (РФ, г. Челябинск).
Г.Ю. Квятковский – заместитель декана по учебной работе факультета
музыкального искусства Южно-Уральского государственного института
искусств им. П.И. Чайковского, кандидат социологических наук (РФ,
г. Челябинск).
И.В. Маричева – доцент кафедры истории, теории музыки
и композиции Южно-Уральского государственного института искусств
им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения (РФ, г. Челябинск).
Н.В. Растворова – доцент кафедры истории, теории музыки и композиции
Южно-Уральского государственного института искусств
им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения, доцент (РФ, г. Челябинск).
Я.Т.
Жакупова – заведующая отделом организации научной работы и
международного сотрудничества ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, кандидат
психологических наук, доцент (РФ, г. Челябинск).
Ответственный редактор – С.В. Самойлова
Переводчик, редактор английского текста – Е.Д. Санникова
Ответственный за выпуск – Я.Т. Жакупова
УЧРЕДИТЕЛЬ
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств
имени П.И. Чайковского»
ИЗДАТЕЛЬ
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств
имени П.И. Чайковского».
Адрес издателя: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41
Адрес редакции: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41
Тел./факс (351) 263-34-61. E-mail: art-skill@yandex.ru
Cайт: www.uyrgii.ru
Отпечатано в типографии: «Центр научного сотрудничества»,
ООО «БизнесКом» 454000, г. Челябинск, ул. Воровского, 50-Б.
Тел. (351) 215-12-23. E-mail: cns74@mail.ru
Журнал зарегистрирован в Управлении Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
по Челябинской области. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ
74-00808 от 11 сентября 2012 г.
Журнал зарегистрирован в International Centre ISSN, Paris – France
Верстка М.А. Сидоров
Дизайн обложки Т.Г. Гумарова
Подписано в печать 11.06.2014. Формат 60×84/8.
Дата выхода в свет 20.06.2014
Заказ № 0606-439
Тираж 100 экз. Уч.-изд. л. 7,6. Усл. печ. л. 9,9.
Цена свободная
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе
Южно-Уральского государственного института искусств имени
П.И. Чайковского
Ответственность за содержание статей, а также за аутентичность
использованных цитат, имен, названий несут авторы публикуемых
материалов.
© Редакция журнала «Искусствознание: теория, история, практика»
А.В. Бетехтин – председатель редакционного совета,
Министр культуры Челябинской области (РФ, г. Челябинск).
П.И.
Костенок – заместитель председателя редакционного
совета, ректор Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского,
доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Челябинск).
С.О.
Ткаченко – заместитель председателя редакционного
совета, директор Челябинского областного
музея искусств (РФ, г. Челябинск).
О.И. Ардимасов – проректор УМО по образованию
в области изобразительного искусства, профессор
Московского государственного академического художественного
института им. В.И. Сурикова, народный
художник РФ, заслуженный деятель искусств РФ
(РФ, г. Москва).
Н.С. Бажанов – заведующий кафедрой фортепиано
Новосибирской государственной консерватории
(академии) им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Новосибирск).
Вилли Брайнин – президент Российской общенациональной
секции Международного общества музыкального
образования при ЮНЕСКО, руководитель
лаборатории новых технологий в музыкальном и музыкально-педагогическом
образовании Московского
педагогического государственного университета
(Федеративная республика Германия, г. Ганновер).
Ю.Е. Гальперин – профессор консерватории Ivry
sur Seine (Париж), президент ассоциации «Tradition
musicale russe» (Французская Республика, г. Париж).
Габриэль Гульен – профессор консерватории
им. Й. Гайдна, лауреат международных конкурсов
(Австрийская республика, г. Айзенштадт).
Ч.Г. Гусейнов – писатель, профессор кафедры гуманитарных
наук Академии переподготовки работников
искусства, культуры и туризма, доктор филологических
наук, профессор (РФ, г. Москва).
Ю.И. Ивлев – директор Костанайского областного
театра русской драмы и кукол (Казахстан, г. Костанай).
Г.А.
Майоров – член попечительского совета балета
«Москва», заслуженный деятель искусства России,
заслуженный деятель искусства Бурятии, лауреат государственной
премии СССР (РФ, г. Москва).
А.А. Мордасов – доцент, заведующий кафедрой театрализованных
представлений и праздников Челябинской
государственной академии культуры и искусств,
заведующий секцией массовых праздников Челябинского
отделения Союза театральных деятелей, заслуженный
работник культуры РФ (РФ, г. Челябинск).
Н.П. Наумов – декан факультета театра кукол СанктПетербургской
государственной академии театрального
искусства, профессор, заслуженный работник
культуры России (РФ, г. Санкт-Петербург).
А.А. Покровский – ректор Красноярского государственного
художественного института, профессор,
заслуженный художник России, член-корреспондент
Российской Академии художеств (РФ, г. Красноярск).
А.М. Рубцов – заместитель генерального директора
по научно-просветительской работе Государственного
центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина,
заслуженный артист России (РФ, г. Москва).
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Стр.2
Е.Р. Сизова – профессор кафедры истории, теории музыки
и композиции Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского, доктор
педагогических наук, профессор, член-корреспондент
РАЕН (РФ, г. Челябинск).
Е.Н. Федорович – заведующая кафедрой теории
исполнительства и музыкальной педагогики Уральской
государственной консерватории (академии)
им. М.П. Мусоргского, доктор педагогических наук,
профессор (РФ, г. Екатеринбург).
Б.П. Хавторин – ректор, профессор кафедры истории
и теории музыки Оренбургского государственного
института искусств им. Л. и М. Ростроповичей,
доктор искусствоведения, заслуженный деятель
искусств РФ, член Союза композиторов России,
И.В. Арановская – заведующая кафедрой теории,
истории музыки и музыкальных инструментов Волгоградского
государственного педагогического университета,
доктор педагогических наук, профессор (РФ,
г. Волгоград).
Ю.Г. Бобров – проректор по научной работе СанктПетербургского
государственного академического
института живописи, скульптуры и архитектуры им.
И.Е. Репина, доктор искусствоведения, профессор,
член-корреспондент Российской академии художеств
(РФ, г. Санкт-Петербург).
Н.И. Дегтянникова – заместитель директора по научно-методической
работе Челябинского художественного
училища, кандидат искусствоведения (РФ,
г. Челябинск).
О.А. Жукова – профессор кафедры культурологии
Московского педагогического государственного университета,
доктор философских наук (РФ, г. Москва).
С.С. Загребин – член секции театральных критиков
Челябинской организации Союза театральных деятелей
России, доктор исторических наук, профессор
(РФ, г. Челябинск).
М.И. Имханицкий – профессор кафедры баяна
и аккордеона Российской академии музыки им. Гнесиных,
доктор искусствоведения, профессор, заслуженный
деятель искусств РФ (РФ, г. Москва).
О.А. Кондратенко – доцент кафедры психологии
Челябинского государственного педагогического
университета, кандидат педагогических наук, доцент
(РФ, Челябинск).
Ю.А. Лукин – заведующий кафедрой гуманитарных
наук Академии переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, доктор философских наук,
профессор (РФ, г. Москва).
Н.И. Мельникова – профессор кафедры специального
фортепиано Магнитогорской государственной
С.А. Гавриляченко – профессор Московского государственного
академического института им. В.И. Сурикова,
секретарь Союза художников России, народный
художник России, профессор, лауреат премии
Ленинского комсомола (РФ, г. Москва).
Б.Ф. Смирнов – профессор кафедры оркестрового
дирижирования Челябинской государственной акачлен
Союза журналистов России (РФ, г. Оренбург)
Д.Н. Часовитин – заведующий кафедрой методики
фортепианного исполнительства, педагогики и специализированного
общего курса фортепиано СанктПетербургской
государственной консерватории
им. Н.А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения,
доцент, заслуженный артист РФ, заместитель
сопредседателя Совета УМО по образованию в
области музыкального искусства (РФ, г. Санкт-Петербург).
В.И.
Щанкин – профессор кафедры балетмейстерского
творчества Кемеровского государственного университета
культуры и искусств, профессор, заслуженный
работник культуры России, член-корреспондент Петровской
академии наук и искусств (РФ, г. Кемерово).
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
консерватории им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Магнитогорск).
Е.А. Минаев – заведующий кафедрой театрального
искусства Академии переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Москва).
И.Э. Рахимбаева – декан факультета искусств и художественного
образования Саратовского государственного
университета, доктор педагогических наук,
профессор (РФ, г. Саратов).
Г.Г. Тенюкова – заведующая кафедрой теории
и методики музыки Чувашского государственного
педагогического университета им. И.Я. Яковлева,
доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Чебоксары).
А.М.
Цукер – заведующий кафедрой истории музыки
Ростовской государственной консерватории (академии)
им. С.В. Рахманинова, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Ростов-на-Дону).
Р.Р. Шайхутдинов – заведующий кафедрой специального
фортепиано Уфимской государственной академии
искусств им. З. Исмагилова, кандидат искусствоведения,
профессор (РФ, г. Уфа).
О.Е. Шелудякова – профессор кафедры теории музыки
Уральской государственной консерватории
(академии) им. М.П. Мусоргского, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Екатеринбург).
О.М. Шушкова – проректор по научной и учебной
работе Дальневосточной государственной академии
искусств, доктор искусствоведения, профессор (РФ,
г. Владивосток).
Е.Ф. Ященко – действительный член Международной
академии психологических наук, доцент,
профессор кафедры общей психологии ЮжноУральского
государственного университета (РФ,
г. Челябинск).
ВЕДУЩИЕ ЭКСПЕРТЫ
демии культуры и искусств, доктор искусствоведения,
профессор, заслуженный работник высшей школы
РФ (РФ, г. Челябинск).
Н.Г. Тагильцева – заведующая кафедрой музыкального
образования Уральского государственного педагогического
университета, доктор педагогических
наук, профессор (РФ, г. Екатеринбург).
Стр.3
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА
И.В. Безгинова
ИСКУССТВО В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ:
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
КАК ФОРМА ДИАЛОГА ОБ ИСКУССТВЕ...............................................................................................8
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСКУССТВ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
(Материалы круглого стола)..............................................................................................................................14
Е.А. Шадрина
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ЦИТИРОВАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ,
ЖИВОПИСИ И МУЗЫКЕ
(Продолжение. Начало в № 3 (07) 2013).......................................................................................................23
РАЗДЕЛ 2. ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
М.А. Харитонова
ЖАНР ПЕЙЗАЖА В ТВОРЧЕСТВЕ Г. РИХТЕРА:
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ..............................................................................................................................29
Г.Т. Жумасеитова
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИИ
СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА..............................................................................................................35
А.О. Мукан
ФОЛЬКЛОР КОРЕЙСКОГО И КАЗАХСКОГО НАРОДОВ
КАК ИСТОЧНИК СОВРЕМЕННЫХ ДРАМАТУРГИЧЕСКИХ
ПОИСКОВ И РЕШЕНИЙ................................................................................................................................39
РАЗДЕЛ 3. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА
А.А. Генкин
ЖАНРОВО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
«ШКОЛЫ ВИРТУОЗА», op. 365 К. ЧЕРНИ.............................................................................................44
Т.Н. Руднева
ВОКАЛЬНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ: Н.Д. ЮМАШЕВА И Н.А. ШАРИПОВА........................................49
Е.Н. Ярушева
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ
НАВЫКА ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА В КЛАССЕ СКРИПКИ..........................................................55
Ю.Г. Мирлас
«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» П.И. ЧАЙКОВСКОГО.
ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ
(Продолжение. Начало в № 3 (07) 2013).......................................................................................................58
4
Стр.4
Содержание
РАЗДЕЛ 4. ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.Г. Сафронова, И.Р. Садыкова
ЗНАЧЕНИЕ АКТЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА..............................................................................66
Н.В. Шавеко
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ФОРТЕПИАННОГО ДУЭТА
В МУЗЫКАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ И ВУЗЕ.............................................................................................71
РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Е.Г. Прилукова
В ПОИСКАХ ОСНОВАНИЙ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА:
СИМУЛЯКР И РЕАЛЬНОСТЬ......................................................................................................................75
И.Н. Морозова
КОНЦЕПТ ЦЕЛОСТНОСТИ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ
И БОГОСЛОВИИ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..........................................78
5
Стр.5
Содержание
CONTENTS
SECTION 1. QUESTIONS OF METHODOLOGY AND THEORY OF ART
I.V. Bezginova
ART IN SPACE OF MODERN CULTURE:
SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROJECT AS A FORM
OF DIALOGUE ABOUT ART.............................................................................................................................8
INTERACTION OF ARTS IN MODERN CULTURE
(Proceedings of the round table)...........................................................................................................................14
E.A. Shadrina
THE USE OF THE METHOD OF CITATION IN LITERATURE,
PAINTING AND MUSIC
(Continued. Beginning at number 3 (07) 2013)..............................................................................................23
SECTION 2. HUMANITARIAN KNOWLEDGE OF HISTORY AND ART
M.A. Kharitonova
GENRE OF LANDSCAPE IN THE WORKS OF G. RICHTER:
TRADITIONS AND INNOVATIONS..............................................................................................................29
G.T. Zhumaseitova
PROBLEMS OF CHOREOGRAPHY DEVELOPMENT
OF MODERN KAZAKHSTAN..........................................................................................................................35
A.O. Mukan
FOLKLORE OF KOREAN AND KAZAKH PEOPLE
AS A SOURCE OF MODERN DRAMATURGICAL
SEARCHES AND SOLUTIONS........................................................................................................................39
SECTION 3. PROBLEMS FOR THE PERFORMING ARTS
A.A. Genkin
GENRE-SEMANTIC SPACE OF
“SCHOOL VIRTUOSO”, op. 365 C. CZERNY..............................................................................................44
T.N. Rudneva
VOCAL PARALLELS: N.D. YUMASHEVA AND N.A. SHARIPOVA.................................................49
E.N. Yarusheva
TO THE QUESTION OF FORMATION AND DEVELOPMENT
OF SIGHT-READING SKILL OF MUSIC NOTES
IN THE VIOLIN CLASS......................................................................................................................................55
Yu.G. Mirlas
“CHILDREN’S ALBUM” BY P.I. TCHAIKOVSKY.
QUESTIONS OF PERFORMANCE AND INTERPRETATION
(Continued. Beginning at number 3 (07) 2013)..............................................................................................58
6
Стр.6
Содержание
SECTION 4. PEDAGOGY OF ART AND ART EDUCATION
O.G. Safronova, I.R. Sadykova
THE VALUE OF ACTING SKILLS IN THE PROFESSIONAL
ACTIVITIES OF THE CONDUCTOR-CHOIRMASTER.......................................................................66
N.V. Shaveko
TO THE QUESTION OF PIANO DUET CREATION
IN MUSICAL COLLEGE AND UNIVERSITY............................................................................................71
SECTION 5. THEORY, PHILOSOPHY AND HISTORY OF CULTURE
E.G. Prilukova
SEARCHING FOR REASONS OF MODERN MAN:
SIMULACRUM AND REALITY......................................................................................................................75
I.N. Morozova
CONCEPT OF THE CULTURE INTEGRITY
IN PHILOSOPHY AND THEOLOGY: CURRENT ASPECTS
OF PHILOSOPHICAL AND CULTUROLOGICAL RESEARCHES.................................................78
7
Стр.7