Министерство культуры Челябинской области
Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского
ИСКУССТВОЗНАНИЕ:
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА
Научно-практический журнал
№ 2 (06)
Сентябрь 2013
Челябинск
2013
Стр.1
ИСКУССТВОЗНАНИЕ:
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ, ПРАКТИКА
№ 2 (06)
Сентябрь 2013
Научно-практический журнал. Издается с 2011 года
Выходит четыре раза в год. ISSN 2227-2577
Индекс в каталогах Роспечати 73847
Главный редактор
И.В. Безгинова – проректор по научной работе и международному
сотрудничеству Южно-Уральского государственного института
искусств им. П.И. Чайковского, кандидат культурологии, доцент
(РФ, г. Челябинск).
Заместители главного редактора
В.Л. Бабюк – заведующая кафедрой фортепиано Южно-Уральского
государственного института искусств им. П.И. Чайковского,
кандидат искусствоведения, доцент (РФ, г. Челябинск).
Г.Ю. Квятковский – заместитель декана по учебной работе факультета
музыкального искусства Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат
социологических наук (РФ, г. Челябинск).
И.В. Маричева – доцент кафедры истории, теории музыки
и композиции Южно-Уральского государственного института
искусств им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения
(РФ, г. Челябинск).
Н.В. Растворова – доцент кафедры истории, теории музыки
и композиции Южно-Уральского государственного института
искусств им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения,
доцент (РФ, г. Челябинск).
Е.Р. Сизова – профессор кафедры истории, теории музыки
и композиции Южно-Уральского государственного института
искусств им. П.И. Чайковского, доктор педагогических наук,
профессор (РФ, г. Челябинск).
Ответственный редактор – С.В. Самойлова
Переводчик, редактор английского текста – Е.Д. Санникова
Ответственный за выпуск – Я.Т. Жакупова
УЧРЕДИТЕЛЬ
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств
имени П.И. Чайковского»
ИЗДАТЕЛЬ
ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств
имени П.И. Чайковского»
Адрес редакции: 454091, г. Челябинск, ул. Плеханова, 41
Тел./факс (351) 263-34-61. E-mail: art-skill@yandex.ru
Cайт: www.uyrgii.ru
Отпечатано в типографии: «Центр научного сотрудничества»,
ООО «БизнесКом» 454000, г. Челябинск, ул. Воровского,
50-Б. Тел. (351) 215-12-23. E-mail: cns74@mail.ru
Журнал зарегистрирован в Управлении Федеральной службы
по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций по Челябинской области. Свидетельство
о регистрации ПИ № ТУ 74-00808 от 11 сентября 2012 г.
Журнал зарегистрирован в International Centre ISSN, Paris – France
Верстка М.А. Сидорова
Дизайн обложки Т.Г. Гумаровой
Подписано в печать 20.09.2013. Формат 60×84/8.
Заказ № 1609-223
Тираж 100 экз. Уч.-изд. л. 11,3. Усл. печ. л. 14,4.
Цена свободная
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском
отделе Южно-Уральского государственного института искусств
имени П.И. Чайковского
Ответственность за содержание статей, а также за
аутентичность использованных цитат, имен, названий несут
авторы публикуемых материалов.
© Редакция журнала «Искусствознание: теория, история, практика»
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
А.В. Бетехтин – председатель редакционного совета,
Министр культуры Челябинской области (РФ, г. Челябинск).
П.И.
Костенок – заместитель председателя редакционного
совета, ректор Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского,
доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Челябинск).
С.О.
Ткаченко – заместитель председателя редакционного
совета, директор Челябинского областного
музея искусств (РФ, г. Челябинск).
О.И. Ардимасов – проректор УМО по образованию
в области изобразительного искусства, профессор
Московского государственного академического художественного
института им. В.И. Сурикова, народный
художник РФ, заслуженный деятель искусств РФ
(РФ, г. Москва).
Н.С. Бажанов – заведующий кафедрой фортепиано
Новосибирской государственной консерватории
(академии) им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Новосибирск).
Вилли Брайнин – президент Российской общенациональной
секции Международного общества музыкального
образования при ЮНЕСКО, руководитель
лаборатории новых технологий в музыкальном и музыкально-педагогическом
образовании Московского
педагогического государственного университета
(Федеративная республика Германия, г. Ганновер).
Ю.Е. Гальперин – профессор консерватории Ivry
sur Seine (Париж), президент ассоциации «Tradition
musicale russe» (Французская Республика, г. Париж).
Габриэль Гульен – профессор консерватории
им. Й. Гайдна, лауреат международных конкурсов
(Австрийская республика, г. Айзенштадт).
Ч.Г. Гусейнов – писатель, профессор кафедры гуманитарных
наук Академии переподготовки работников
искусства, культуры и туризма, доктор филологических
наук, профессор (РФ, г. Москва).
Ю.И. Ивлев – директор Костанайского областного
театра русской драмы и кукол (Казахстан, г. Костанай).
Г.А.
Майоров – член попечительского совета балета
«Москва», заслуженный деятель искусства России,
заслуженный деятель искусства Бурятии, лауреат государственной
премии СССР (РФ, г. Москва).
А.А. Мордасов – доцент, заведующий кафедрой театрализованных
представлений и праздников Челябинской
государственной академии культуры и искусств,
заведующий секцией массовых праздников Челябинского
отделения Союза театральных деятелей, заслуженный
работник культуры РФ (РФ, г. Челябинск).
Н.П. Наумов – декан факультета театра кукол СанктПетербургской
государственной академии театрального
искусства, профессор, заслуженный работник
культуры России (РФ, г. Санкт-Петербург).
А.А. Покровский – ректор Красноярского государственного
художественного института, профессор,
заслуженный художник России, член-корреспондент
Российской Академии художеств (РФ, г. Красноярск).
А.М. Рубцов – заместитель генерального директора
по научно-просветительской работе Государственного
центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина,
заслуженный артист России (РФ, г. Москва).
Стр.2
Е.Р. Сизова – профессор кафедры истории, теории музыки
и композиции Южно-Уральского государственного
института искусств им. П.И. Чайковского, доктор педагогических
наук, профессор (РФ, г. Челябинск).
Е.Н. Федорович – заведующая кафедрой теории
исполнительства и музыкальной педагогики Уральской
государственной консерватории (академии)
им. М.П. Мусоргского, доктор педагогических наук,
профессор (РФ, г. Екатеринбург).
Б.П. Хавторин – ректор, профессор кафедры истории
и теории музыки Оренбургского государственного
института искусств им. Л. и М. Ростроповичей,
доктор искусствоведения, заслуженный деятель
искусств РФ, член Союза композиторов России,
член Союза журналистов России (РФ, г. Оренбург)
Д.Н. Часовитин – заведующий кафедрой методики
фортепианного исполнительства, педагогики и специализированного
общего курса фортепиано СанктПетербургской
государственной консерватории им.
Н.А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения,
доцент, заслуженный артист РФ, заместитель сопредседателя
Совета УМО по образованию в области
музыкального искусства (РФ, г. Санкт-Петербург).
В.И. Щанкин – профессор кафедры балетмейстерского
творчества Кемеровского государственного университета
культуры и искусств, профессор, заслуженный
работник культуры России, член-корреспондент Петровской
академии наук и искусств (РФ, г. Кемерово).
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
И.В. Арановская – заведующая кафедрой теории,
истории музыки и музыкальных инструментов Волгоградского
государственного педагогического университета,
доктор педагогических наук, профессор (РФ,
г. Волгоград).
Ю.Г. Бобров – проректор по научной работе СанктПетербургского
государственного академического
института живописи, скульптуры и архитектуры им.
И.Е. Репина, доктор искусствоведения, профессор,
член-корреспондент Российской академии художеств
(РФ, г. Санкт-Петербург).
Н.И. Дегтянникова – заместитель директора по научно-методической
работе Челябинского художественного
училища, кандидат искусствоведения (РФ,
г. Челябинск).
О.А. Жукова – профессор кафедры культурологии
Московского педагогического государственного университета,
доктор философских наук (РФ, г. Москва).
С.С. Загребин – член секции театральных критиков
Челябинской организации Союза театральных деятелей
России, доктор исторических наук, профессор
(РФ, г. Челябинск).
М.И. Имханицкий – профессор кафедры баяна
и аккордеона Российской академии музыки им. Гнесиных,
доктор искусствоведения, профессор, заслуженный
деятель искусств РФ (РФ, г. Москва).
О.А. Кондратенко – доцент кафедры психологии
Челябинского государственного педагогического
университета, кандидат педагогических наук, доцент
(РФ, Челябинск).
Ю.А. Лукин – заведующий кафедрой гуманитарных
наук Академии переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, доктор философских наук,
профессор (РФ, г. Москва).
Н.И. Мельникова – профессор кафедры специального
фортепиано Магнитогорской государственной
консерватории им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Магнитогорск).
Е.А. Минаев – заведующий кафедрой театрального
искусства Академии переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Москва).
И.Э. Рахимбаева – декан факультета искусств и художественного
образования Саратовского государственного
университета, доктор педагогических наук,
профессор (РФ, г. Саратов).
Г.Г. Тенюкова – заведующая кафедрой теории
и методики музыки Чувашского государственного
педагогического университета им. И.Я. Яковлева,
доктор педагогических наук, профессор (РФ, г. Чебоксары).
А.М.
Цукер – заведующий кафедрой истории музыки
Ростовской государственной консерватории (академии)
им. С.В. Рахманинова, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Ростов-на-Дону).
Р.Р. Шайхутдинов – заведующий кафедрой специального
фортепиано Уфимской государственной академии
искусств им. З. Исмагилова, кандидат искусствоведения,
профессор (РФ, г. Уфа).
О.Е. Шелудякова – профессор кафедры теории музыки
Уральской государственной консерватории
(академии) им. М.П. Мусоргского, доктор искусствоведения,
профессор (РФ, г. Екатеринбург).
О.М. Шушкова – проректор по научной и учебной
работе Дальневосточной государственной академии
искусств, доктор искусствоведения, профессор (РФ,
г. Владивосток).
Е.Ф. Ященко – действительный член Международной
академии психологических наук, заведующая
кафедрой прикладной психологии Южно-Уральского
государственного университета, доктор психологических
наук, доцент (РФ, г. Челябинск).
ВЕДУЩИЕ ЭКСПЕРТЫ
С.А. Гавриляченко – профессор Московского государственного
академического института им. В.И. Сурикова,
секретарь Союза художников России, народный
художник России, профессор, лауреат премии
Ленинского комсомола (РФ, г. Москва).
Б.Ф. Смирнов – профессор кафедры оркестрового
дирижирования Челябинской государственной академии
культуры и искусств, доктор искусствоведения,
профессор, заслуженный работник высшей школы
РФ (РФ, г. Челябинск).
Н.Г. Тагильцева – заведующая кафедрой музыкального
образования Уральского государственного педагогического
университета, доктор педагогических
наук, профессор (РФ, г. Екатеринбург).
Стр.3
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА
И.Г. Дымова
МЕХАНИЗМ ОБРАЗНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО АССОЦИИРОВАНИЯ
В СТРУКТУРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ..............................................................................8
Н.А. Широкова
ДЖАЗОВОЕ ИСКУССТВО КАК ОБЪЕКТ ПОСТМОДЕРНИЗМА.............................................13
Е.А. Мордасова
РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В РАБОТЕ ПЕВЦА-АКТЕРА
ПО СИСТЕМЕ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО...............................................................................................18
РАЗДЕЛ 2. ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
А.В. Новосёлова
КИТАЙСКАЯ БАМБУКОВАЯ ФЛЕЙТА
КАК СИМВОЛ ПУСТОТЫ И ПОРЯДКА..................................................................................................25
Н.В. Растворова
ТВОРЧЕСТВО П.И. ЧАЙКОВСКОГО В ДИАЛОГЕ
С ИДЕЯМИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ..........................................................................................................31
И.В. Маричева
ОПЕРА МОЦАРТА «COSÌ FAN TUTTE»
В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ Й. ХЕЙЗИНГИ....................................................................................38
Е.А. Петренко
«ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ» И. СТРАВИНСКОГО – В. НИЖИНСКОГО:
К СТОЛЕТИЮ СПЕКТАКЛЯ ........................................................................................................................42
В. Сабирова
В.А. ГАВРИЛИН: СТИЛЕВЫЕ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА
(НА ПРИМЕРЕ ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА «РУССКАЯ ТЕТРАДЬ»)..............................................47
И.Н. Михайлова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РУБЕЖА XIX–XX ВЕКОВ:
ОБРАЗ СОЛНЦА В КОНТЕКСТЕ СИМВОЛИЗМА............................................................................52
Д.Б. Дядык
«СТАРУХА» Д. ХАРМСА: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.........................................................61
М.А. Харитонова
ЖАНР ФОТОКАРТИНЫ В ЖИВОПИСИ ХХ ВЕКА.
ГЕРХАРД РИХТЕР..............................................................................................................................................65
4
Стр.4
Содержание
РАЗДЕЛ 3. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА
Н.В. Степанова
ДИАЛЕКТИКА ОБЪЕКТИВНОГО И СУБЪЕКТИВНОГО
В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ....................................................................................73
С.А. Вахина
К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЕДИНЕНИЯ МАЛЫХ ФОРМ
В ФОРТЕПИАННОМ ЦИКЛЕ РОБЕРТА ШУМАНА «ЛЕСНЫЕ СЦЕНЫ»...........................77
Я.Т. Жакупова
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АНАЛИЗА
ЧЕТВЕРТОЙ СОНАТЫ ДЛЯ БАЯНА А. КУСЯКОВА........................................................................83
Т.И. Яницкий
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
(НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ИГРЕ НА БАНДУРЕ» Я. ПУХАЛЬСКОГО)..............................................................................................91
РАЗДЕЛ 4. ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.Г. Сафронова
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
СТУДЕНТОВ-ХОРМЕЙСТЕРОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА............................98
Т.Н. Томилова
МУЗЕЙНАЯ ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА БУДУЩИХ
ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ....................................................................................................................103
РАЗДЕЛ 5. ТЕОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
И.В. Безгинова
ДРЕВНЕРУССКАЯ ТЕОРИЯ ТВОРЧЕСТВА И ФИЛОСОФСКИЕ
РЕМИНИСЦЕНЦИИ ЭПОХИ «РЕЛИГИОЗНОГО РЕНЕССАНСА».......................................107
С.С. Загребин
КИНЕМАТОГРАФ КАК НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО.............................................................................................................................112
Е.А. Беляева
ДЖАЗОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В СИСТЕМЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ
КОММУНИКАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ............................................................................117
5
Стр.5
Содержание
CONTENTS
SECTION 1. QUESTIONS OF METHODOLOGY AND THEORY OF ART
I.G. Dymova
MECHANISM OF IMAGINATION AND EMOTIONAL ASSOCIATING
IN THE STRUCTURE OF MUSICAL THINKING.....................................................................................8
N.A. Shirokova
JAZZ ART AS AN OBJECT OF POSTMODERNISM...............................................................................13
E.A. Mordasova
THE ROLE OF THE IMAGINATION IN THE WORK OF SINGER-ACTOR
ON K.S. STANISLAVSKI’S SYSTEM..............................................................................................................18
SECTION 2. HUMANITARIAN KNOWLEDGE OF HISTORY AND ART
A.V. Novoselova
CHINESE BAMBOO FLUTE
AS A SYMBOL OF EMPTINESS AND ORDER..........................................................................................25
N.V. Rastvorova
P.I. TCHAIKOVSKY CREATIVITY IN A DIALOGUE WITH THE IDEAS
OF RUSSIAN CULTURE....................................................................................................................................31
I.V. Maricheva
MOZART’S OPERA «COSÌ FAN TUTTE»
IN VIEW OF THE CONCEPT OF THE PLAY OF J. HUIZINGA.........................................................38
E.A. Petrenko
“THE RITE OF SPRING” BY IGOR STRAVINSKY - V. NIJINSKY:
ON THE CENTENARY OF THE PLAY.........................................................................................................42
V. Sabirova
V.A. GAVRILIN: STYLE AND GENRE PECULIARITIES OF CREATIVITY
(ON THE EXAMPLE OF VOCAL CYCLE “RUSSIAN BOOK”).........................................................47
I.N. Mikhailova
DOMESTIC CULTURE OF THE XIX-XX CENTURIES:
IMAGE OF THE SUN IN THE CONTEXT OF SYMBOLISM...............................................................52
D.B. Dyadyk
“THE OLD WOMAN” D. KHARMS: FUNCTIONAL ANALYSIS........................................................61
M.A. Kharitonova
GENRE OF PHOTO PICTURE IN PAINTING OF THE XXTH CENTURY.
GERHARD RICHTER.........................................................................................................................................65
6
Стр.6
Содержание
SECTION 3. PROBLEMS FOR THE PERFORMING ARTS
N.V. Stepanova
DIALECTICS OF OBJECTIVE AND SUBJECTIVE IN PERFORMING
INTERPRETATION..............................................................................................................................................73
S.A. Vahina
TO THE PROBLEM OF PERFORMING COMPREHENSION
OF THE ART UNITY OF SMALL FORMS IN THE ROBERT SCHUMANN
PIANO CYCLE “FOREST SCENES”..............................................................................................................77
Ya.T. Zhakupova
PROBLEMS OF PERFORMING ANALYSIS OF
THE FOURTH SONATA FOR THE BAYAN OF A. KUSYAKOV.......................................................83
T.I. Yanitsky
MAIN PRINCIPLES OF THE THEORY OF TEACHING AND PERFORMING
(ON THE EXAMPLE OF THE TEXTBOOK “METHOD OF TEACHING
OF BANDURA PLAYING”OF YA. PUKHALSKY)...................................................................................91
SECTION 4. PEDAGOGY OF ART AND ART EDUCATION
O.G. Safronova
DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CULTURE
OF STUDENTS-CHOIRMASTERS AS PEDAGOGICAL PROBLEM..............................................98
T.N. Tomilova
MUSEUM PRACTICE AS A MEANS OF PROFESSIONAL ART DEVELOPMENT
OF FUTURE TEACHING ARTISTS............................................................................................................103
SECTION 5. THEORY, PHILOSOPHY AND HISTORY OF CULTURE
I.V. Bezginova
OLD RUSSIAN THEORY OF ART AND PHILOSOPHICAL REMINISCENCES
OF THE “RELIGIOUS RENAISSANCE” ERA.........................................................................................107
S.S. Zagrebin
CINEMA AS ANDREY TARKOVSKY’S MORAL PHILOSOPHY...................................................112
E.A. Belyaeva
JAZZ FESTIVAL IN THE SYSTEM OF INTERCULTURAL COMMUNICATION:
MODERN ASPECT............................................................................................................................................117
7
Стр.7