УДК 621.455(075.8)
Напряженно-деформированное состояние заряда РДТТ,
скрепленного с ортотропным корпусом
© В.П. Печников
МГТУ им. <...> Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Исследовано совместное деформирование корпуса и скрепленного с ним заряда твердотопливного ракетного двигателя при воздействии внутреннего давления и изменении температуры. <...> Цилиндрический корпус двигателя рассмотрен как ортотропная
безмоментная оболочка. <...> Твердотопливный заряд выполнен из линейно-упругого изотропного материала и представляет собой толстостенную трубу. <...> Определено
напряженно-деформированное состояние системы оболочка корпуса — заряд в условиях их совместного деформирования в окружном и осевом направлениях. <...> Представлено аналитическое решение, целью которого является нахождение контактного давления в месте скрепления корпуса и заряда с последующим определением напряжений
и деформаций в подобной конструкции. <...> Показано, что
изменение жесткостных характеристик оболочки в продольном направлении может
привести к заметному изменению характера деформирования этой системы. <...> По
этой причине точный учет жесткостных характеристик является необходимым
условием получения надежных результатов оценки прочности конструкции как при
силовом, так и при температурном воздействии. <...> Ключевые слова: твердотопливный заряд, ортотропная безмоментная оболочка,
внутреннее давление, температура, напряженно-деформированное состояние,
коэффициент линейного расширения, контактное давление. <...> Расчет на прочность и жесткость корпуса и заряда является обязательным при проектировании современных ракетных двигателей
твердого топлива (РДТТ) [1–3]. <...> Среди рассматриваемых расчетных
задач особое место занимают случай нагружения двигателя внутренним давлением в момент запуска, а также изменение температурного
режима при его изготовлении и эксплуатации. <...> Заряд рассматривают как толстостенную трубу, заключенную в абсолютно жесткую [4] или упругую <...>