УДК 629.124.8.039(07): 519.711.3
Проектирование и комплексное
математическое моделирование судна
на воздушной подушке для регионов
Севера, Сибири и арктического
континентального шельфа
© С.Д. Попов, С.Н. Чувашев
МГТУ им. <...> Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Представлена разработанная в Научно-производственном центре «Специальное
машиностроение» МГТУ им. <...> Н.Э. Баумана комплексная математическая модель
базового уровня для исследования движения транспортного средства на воздушной
подушке, позволяющая на этапе проектирования учесть неочевидные нелинейные
взаимодействия между рабочими и сопутствующими процессами, а также уменьшить вероятность ошибок на системном уровне. <...> Рассмотрен вариант несущего
комплекса, в котором воздушная подушка создается шестью независимыми коническими гибкими ограждениями с малыми углами при вершинах. <...> Ключевые слова: транспортные комплексы, транспортные средства на воздушной
подушке, комплексная математическая модель, многокамерное гибкое ограждение,
арктические регионы, арктический шельф. <...> Транспортные суда на воздушной подушке (ТСВП) являются уникальными транспортными средствами, совокупность технических качеств которых ставит их в исключительное положение при формировании транспортного комплекса российских регионов Севера, Сибири,
арктического континентального шельфа. <...> В нашей стране накоплен огромный опыт создания ТСВП. <...> Примерно с 1960 г. в течение 30 лет проводились интенсивные исследовательские и конструкторские работы, благодаря чему в конце этого периода мы занимали лидирующее положение в мире как по составу
ТСВП, так и по их ходовым, мореходным и амфибийным качествам. <...> Однако с начала 1990-х годов в России практически прекратилось проектирование и строительство крупных ТСВП, а также свернулись разработка и производство малотоннажных и среднетоннажных (8…10 т)
коммерческих ТСВП. <...> Как следствие, подходы к проектированию и исследованиям ТСВП фактически остались <...>