В начале века путешественник, посетивший Рыбинск и забредший на Пушкинскую улицу,
словно бы попадал в уголок, где по воле творца разом разрешились проблемы
межнациональных, межрелигиозных отношений. <...> Эта книга посвящена вкладу Рыбинской еврейской общины в экономику, культуру, науку
края, страны и мира, той роли, которую сыграли евреи, родившиеся здесь
в мировой истории, как и роли евреев, тесно связанных с нашим краем в отечественной
истории. <...> ]
Так была проведена на российской политической карте т.н. «черта оседлости». <...> [В 1949 году Рыбинск носил
имя А.С. Щербакова, гос. деятеля, уроженца г. Рыбинска. <...> // Оригинал - у рыбинца Р.П.
Твильховского.] написал буквально следующее:
«Старое еврейское кладбище находится к западу от старого староверческого. <...> Современник отмечает:
«Рыбинцы живут довольно хорошо и трезво, но без роскоши, пищу употребляют
здоровую, но не лакомую. <...> Рыбинцы в рассуждении
материи, одеваются не без щегольства, у редкого, не говоря о богатых, из среднего
состояния нет лисьей или волчьей шубы, покрытой английским сукном, и таковой же
сибирки или кафтана; летом все почти насчет вседневного платья, кроме фраков и
сюртуков, употребляют английские и русские нанки кто на сибирку, кто на халат; бедные
же люди, занимающиеся работою, носят платье во всех частях русское… <...> Согласно ''Спискам евреев, проживающих в 1-й и 2-й частях г. Рыбинска" от 1892 и
1903 гг., одним из первых евреев, получивших в конце концов Рыбинскую прописку, был
золотых дел мастер Перец Мейерович Гринбарг, живший с женой Беллой в 1844 на
Казанской улице в доме Смоленской. <...> 4 РФ ГАЯО]
Подобные переходы из одной веры в другую, как мы знаем из истории, отнюдь не были
следствием выбора свободных людей, а были еще одним доказательством угнетенного,
униженного положения еврейского населения Российской империи. <...> И самый изощренный в своей жестокости Указ, внесший раскол в еврейское
население страны, - Указ от 1853 года, разрешивший обществам и евреям представлять <...>