Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 535526)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Музыкальная форма (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСинельникова
АвторыСинельникова О.В.
ИздательствоКемГУКИ
Страниц220
ID275694
АннотацияФормирование установок для самостоятельного освоения конкретных образцов музыкального искусства
Кем рекомендованоРекомендован к изданию учебно-методическим советом института музыки КемГУКИ
Кому рекомендованоДля студентов музыкальных специализаций
ББК85
Синельникова, О.В. Музыкальная форма [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / О.В. Синельникова, О.В. Синельникова .— Кемерово : КемГУКИ, 2014 .— 220 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/275694

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт музыки Кафедра оркестрово-инструментального исполнительства МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА Учебно-методический комплекс Направление подготовки: 53.03.02 (073100) «Музыкально-инструментальное искусство» Профили: «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано» Квалификация (степень) выпускника: «бакалавр» Форма обучения: очная, заочная Кемерово 2014 1 Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 53.03.02 (073100) «Музыкально-инструментальное искусство», профили: «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано», квалификация (степень) выпускника – «бакалавр». <...> Музыкальная форма [Текст]: учеб.-метод. комплекс для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 53.03.02 (073100) «Музыкально-инструментальное искусство», профили: «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано», квалификация (степень) выпускника – «бакалавр» / авт.-сост. <...> 2 ВВЕДЕНИЕ Цель учебной дисциплины «Музыкальная форма» – формирование у студентов установок для самостоятельного освоения конкретных образцов музыкального искусства не только с исполнительской, но и с музыкально-теоретической стороны, включающей анализ и осмысление законов построения музыкальной формы. <...> Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Способность и готовность: - применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности (ПК-16); - пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских <...>
Музыкальная_форма.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.219
Музыкальная_форма.pdf
Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт музыки Кафедра оркестрово-инструментального исполнительства МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА Учебно-методический комплекс Направление подготовки: 53.03.02 (073100) «Музыкально-инструментальное искусство» Профили: «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано» Квалификация (степень) выпускника: «бакалавр» Форма обучения: очная, заочная Кемерово 2014 1
Стр.1
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 53.03.02 (073100) «Музыкально-инструментальное искусство», профили: «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано», квалификация (степень) выпускника – «бакалавр». Автор-составитель – д-р искусствоведения, доцент О. В. Синельникова. Утвержден на заседании кафедры оркестрового инструментального исполнительства 30.08.2013 г., протокол № 1. Рекомендован к изданию учебно-методическим советом института музыки КемГУКИ 21.11.2013 г., протокол № 3. Музыкальная форма [Текст]: учеб.-метод. комплекс для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 53.03.02 (073100) «Музыкально-инструментальное искусство», профили: «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано», квалификация (степень) выпускника – «бакалавр» / авт.-сост. О. В. Синельникова. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2014. – 220 с. 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Цель учебной дисциплины «Музыкальная форма» – формирование у студентов установок для самостоятельного освоения конкретных образцов музыкального искусства не только с исполнительской, но и с музыкально-теоретической стороны, включающей анализ и осмысление законов построения музыкальной формы. Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки Учебная дисциплина «Музыкальная форма» является составной частью цикла «История и теория музыкального искусства» (базовая часть) образовательной программы по направлению подготовки 53.03.02 (073100) «Музыкально-инструментальное искусство», профили: «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано». Для ее освоения необходимы знания по теории музыки, гармонии, музыкальной форме в объеме курсов музыкального училища (колледжа). Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Способность и готовность: - применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности (ПК-16); - пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-4); - постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5); - овладевать музыкально-текстологической культурой, углубленно прочитывать и расшифровывать авторский (редакторский) нотный текст (ПК-6); - анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-26); - работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4). 3
Стр.3
В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа (ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-26); - теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка (ОК-4, ПК-16); - законы формообразования (ПК-16); - жанры и стили оркестровой, инструментальной, вокальной музыки, направления и стили зарубежной и отечественной музыки (ПК-4, ПК-5); уметь: - применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры; различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса; выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять теоретические знания в процессе исполнительского анализа и поиска интерпретаторских решений (ПК-16, ПК-4, ПК-5, ОК-4); - выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения (ПК-6, ПК-26); - анализировать музыкальную форму (ПК-4); владеть: - профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки (ОК-4); - навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий (ОК-4, ПК-4, ПК-26); - развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению (ПК-5, ПК-6). Учебная дисциплина «Музыкальная форма» является составной частью системы профессиональной подготовки бакалавров. Изучение музыкальных форм предусматривает развитие у студентов аналитических навыков в объеме, необходимом для дальнейшей работы выпускников в качестве концертных исполнителей, артистов ансамблей и оркестров, концертмейстеров, преподавателей. Наряду с приобретением практических навыков в задачи курса входит воспитание у студентов художественного вкуса и чувства стиля. 4
Стр.4
Современное состояние музыкальной науки позволяет создать учебную программу курса, учитывающую: а) главные стимулы формообразования – гармонические, метрические, тематические; б) конкретное строение форм на разных исторических этапах – барокко, классикоромантическом, современном. Поэтому ее методологическая основа соединила достижения немецкого учения о музыкальной композиции (А. Рейх, А. Б. Маркс, Й. Х. Лобе, Х. Риман, Э. Праут), советской музыкальнотеоретической школы (Ю. Тюлин, И. Способин), разработавшей метод целостного анализа (Л. Мазель, В. Цуккерман), функциональную теорию музыкальной формы (В. Бобровский) и теорию исторических стилей (С. Скребков), с обобщениями и открытиями современных музыковедов (Ю. Холопов, В. Холопова, Г. Григорьева, Т. Кюрегян, Е. Чигарева, В. Фраенов, Г. Заднепровская и др.), охватывающими широкий исторический период – от Средневековья до начала XXI века. Наряду с музыкальными жанром, стилем, драматургией, систематикой и строением музыкальных форм не обойден и ряд иных аспектов, таких как специфика тексто-музыкальных композиций Средневековья и Возрождения, вокальных форм эпохи барокко, композиционных техник и формообразования XX столетия. 1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы – 144 часа, в том числе для студентов очной формы обучения 72 часа аудиторной работы, 36 час. – СРС. Для студентов заочной формы обучения 16 часов аудиторной работы, 92 часа – СРС. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 53.03.02 (073100) «Музыкально-инструментальное искусство» 40 % аудиторных занятий проводится в интерактивных формах: игровые ситуации, имитация профессиональной деятельности, творческие задания, дискуссионное обсуждение. Промежуточный контроль осуществляется в форме устных опросов на семинарских занятиях, тестовых письменных опросов и контрольных практических занятий по анализу музыкальных произведений. Итоговый контроль – экзамен. 5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………. . . . . . . . . . . . 3 1. Структура и содержание дисциплины……………………………… 5 1.1. Структура дисциплины………………………………………………. 5 1.1.1. Тематический план для студентов очной формы обучения………6 1.1.2. Тематический план для студентов заочной формы обучения…… 11 1.2. Содержание дисциплины……………………………………………. 13 2. Учебно-теоретические материалы………………………………….. 41 2. Конспекты лекций……………………………………………………… 41 3. Учебно-практические материалы……………………………………120 3.1. Описания семинарских занятий ……………………………………. . 120 3.2. Задания для самостоятельной практической работы студентов…... 127 4. Учебно-методические материалы по курсу……………………….. 144 4.1. Методические указания для студентов……………………………… 144 4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения……………………………………………… 144 4.1.2. План анализа музыкальной формы………………………………. . 145 4.1.3. Основные принципы построения тонального плана Произведения………………………………………………………………. 147 4.2. Методические рекомендации для преподавателя…………………. . 149 4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости………………………………………………………………. 149 4.2.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения…………………………….. 152 4.3. Образовательные технологи…………………………………………. 154 4.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………… 155 5. Контрольно-измерительные материалы…………………………… 155 5.1. Вопросы для текущего контроля……………………………………. 155 5.1.1. Контрольные вопросы……………………………………………… 155 5.1.2. Задания в тестовой форме…………………………………………. 158 5.2. Темы рефератов для студентов заочной формы обучения………… 161 5.3. Вопросы к экзамену…………………………………………………. . 163 6. Список рекомендуемой литературы………………………………. . 164 6.1. Основная литература…………………………………………………. 164 6.2. Дополнительная литература…………………………………………. 165 6.3. Интернет-ресурсы……………………………………………………. 170 7. Учебно-справочные материалы…………………………………….. 171 7.1. Словарь музыкальных форм и жанров……………………………… 171 7.2. Список ключевых слов……………………………………………….. 207 Приложение………………………………………………………………. 210 219
Стр.219

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически