Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Институт социально-культурных технологий
Кафедра социальной педагогики
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методический комплекс дисциплины
по направлению подготовки
51.03.04 (072300) «Музеология и охрана объектов культурного
и природного наследия»,
профили подготовки: «Культурный туризм и экскурсионная
деятельность»,
«Выставочная деятельность»
Квалификация (степень) выпускника
«бакалавр»
Формы обучения:
очная, заочная
Кемерово 2014
Стр.1
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями
ФГОС ВПО по направлению подготовки 51.03.04 (072300) «Музеология
и охрана объектов культурного и природного наследия», профили
подготовки: «Культурный туризм и экскурсионная деятельность», «Выставочная
деятельность».
Утвержден на заседании кафедры социальной педагогики
28.03.2014 г., протокол № 6.
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом
института социально-культурных технологий КемГУКИ
02.04.2014 г., протокол № 5.
Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебно-методический комплекс
по направлению подготовки 51.03.04 (072300) «Музеология и охрана
объектов культурного и природного наследия», профили подготовки:
«Культурный туризм и экскурсионная деятельность», «Выставочная
деятельность», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / сост.
Ю. А. Кувшинов. – Кемерово: КемГУКИ, 2014. – 51 с.
Составитель:
канд. фил. наук, доцент
Ю. А. Кувшинов
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Сохранение жизни и здоровья человека является важнейшей государственной
задачей, поэтому изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
обязательным для студентов. В связи со значительным
увеличением факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека
и создающих для него различные угрозы, понятие жизнедеятельности
значительно расширилось.
Целями дисциплины является изучение средств и методов защиты
человека и природной среды от негативных факторов природного и техногенного
происхождения в условиях штатных и чрезвычайных ситуаций, в
том числе производственной деятельности; формирование компетенций,
необходимых в профессиональной деятельности в различных условиях и
ситуациях.
Задачи дисциплины – сформировать способность к:
идентификации негативных воздействий среды естественного,
техногенного и антропогенного происхождения;
разработке и реализации мер защиты человека, среды обитания и
музейных собраний от негативных воздействий;
созданию комфортного состояния среды обитания в зонах
трудовой деятельности и отдыха человека;
принятию решений по защите производственного персонала и
населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных
бедствий и применения современных средств поражения, а также
принятию мер по ликвидации их последствий;
прогнозированию развития негативных воздействий и оценке
последствий их действия.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» принадлежит к базовой
части профессионального цикла направления подготовки 51.03.04
(072300) «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»,
профили подготовки: «Культурный туризм и экскурсионная деятельность»,
«Выставочная деятельность».
Для освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» необходимы
знания, умения, полученные в средней школе при изучении пред3
Стр.3
метов «Биология и здоровье человека» и «Основы безопасности жизнедеятельности».
Знания по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» являются
предшествующими для дисциплин профессионального цикла, таких
как: «Комплектация, учет, хранение музейных фондов», «Консервация,
реставрация и сохранение культурного и природного наследия» и др.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Изучение дисциплины направлено на формирование следующей
компетенции:
быть готовым применять правила техники безопасности, производственной
санитарии, пожарной безопасности, а также параметров,
обеспечивающих физическую сохранность музейных собраний (ПК-12);
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
цели и задачи науки безопасности жизнедеятельности, основные
понятия, классификацию опасных и вредных факторов среды обитания человека,
правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности,
обеспечение экологической безопасности (ПК-12);
чрезвычайные ситуации природного характера – аэрометеорологические,
агрометеорологические, тектонические, гидрологические, производственно-опасные,
биологически опасные, транспортные (ПК-12);
систему гражданской обороны как часть системы общегосударственных
мероприятий (ПК-12);
разновидности биологического оружия нового поколения, ядерное,
химическое, характеристику поражающих веществ и факторов поражения
оружия массового уничтожения, высокоточного оружия нового поколения,
средства информационной борьбы (ПК-12);
опасности психопатологических расстройств, виды и сущность
психических состояний при экстремальных ситуациях (ПК-12);
виды опасностей, которые могут возникнуть при различного рода
путешествиях; социально-культурные проблемы сохранения культурного
наследия человечества (ПК-12);
уметь:
квалифицировать опасные и вредные факторы среды техногенного,
антропогенного и природного происхождения (ПК-12);
4
Стр.4
определять степень опасности угрожающих факторов для культурного
наследия, предотвращать негативные последствия природной и
социальной среды для памятников культуры (ПК-12);
идентифицировать виды и степени психического поражения, учитывать
индивидуальные особенности личности пострадавшего, предотвращать
панику, взаимодействовать с различными службами и специалистами
(ПК-12);
оказывать первую медицинскую помощь в очаге поражения, пользоваться
средствами индивидуальной и коллективной защиты (ПК-12);
владеть:
навыками использования индивидуальных средств защиты от
оружия массового поражения (ПК-12);
навыками оказания помощи при поражении техническими жидкостями,
бытовыми ядохимикатами, лекарственными средствами (ПК-12);
навыками оказания помощи при нервно-психическом поражении
(ПК-12);
навыками наложения повязок и шинирования пораженных конечностей
(ПК-12).
1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы,
72 часа, из них у студентов очной формы обучения 36 часов аудиторных
занятий, 36 часов – СРС. У студентов заочной формы обучения 10 часов
аудиторных занятий, 62 часа – СРС.
Согласно учебному плану дисциплина изучается на 1-м курсе
(1-й семестр). Текущий контроль освоения дисциплины осуществляется в
виде защиты рефератов, докладов, устных ответов на практических занятиях,
рубежный – в форме тестов. Итоговой формой контроля является зачет
в 1-м семестре.
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Структура и содержание дисциплины…………………………………..5
1.1. Структура дисциплины………………………………………………... 5
1.2. Содержание дисциплины……………………………………………… 10
2. Учебно-теоретические материалы……………………………………… 16
2.1. Конспекты лекций…………………………………………………….. 16
3. Учебно-практические материалы………………………………………. 24
3.1. Описание практических занятий…………………………………….. 24
4. Методические материалы………………………………………………. 26
4.1. Методические указания по организации самостоятельной работы
студентов……………………………………………………………………. 26
4.2. Основные требования к подготовке реферата……………………….. 26
4.3. Описание образовательных технологий………………………………27
4.4. Описание необходимого материально-технического обеспечения
дисциплины………………………………………………………………… 31
5. Контрольно-измерительные материалы……………………………….. 31
5.1. Вопросы к зачету………………………………………………………. 31
5.2. Тестовые задания для контроля знаний студентов………………….. 33
5.3. Тематика рефератов…………………………………………………….44
5.4. Описание ситуационного задания……………………………………..45
6. Учебно-библиографическое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………………..
46
6.1. Список литературы……………………………………………………. 46
7. Учебно-справочные материалы………………………………………… 48
7.1. Перечень ключевых слов……………………………………………… 48
50
Стр.50