Улучшение аэродинамических характеристик летательных аппаратов
УДК 533.6
Улучшение аэродинамических характеристик
летательных аппаратов
© А.И. Хлупнов
МГТУ им. <...> Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Проведен обзор открытых отечественных патентов и авторских свидетельств,
позволяющих улучшать аэродинамические характеристики летательных аппаратов. <...> Патенты также можно разделить на две группы: в первой группе улучшение
характеристик достигается за счет изменения внешней геометрии головной части, а во второй – за счет активного воздействия на параметры потока, обтекающего летательный аппарат. <...> Ключевые слова: летательный аппарат, аэродинамические характеристики,
аэродинамическое качество, лобовое сопротивление, коническое тело, головной
обтекатель, несущая поверхность, пограничный слой. <...> Патенты на устройства и способы улучшения аэродинамических
характеристик летательных аппаратов в основном содержатся в рубриках В64С21/00 (Управление пограничным слоем с целью изменения
аэродинамических характеристик летательных аппаратов) и B64C23/00
(Способы и устройства для изменения аэродинамических характеристик
летательных аппаратов, не отнесенные к другим группам). <...> Традиционно улучшение аэродинамических характеристик летательных аппаратов осуществлялось за счет оптимизации формы поверхности. <...> Чаще всего это связано с выбором геометрии головной
части, обеспечивающей уменьшение волнового сопротивления. <...> В [1] на боковой поверхности головного обтекателя, выполненного в виде оболочки в форме конуса или параболоида либо их комбинации с плавным переходом в цилиндрическую форму, размещены
винтовые каналы переменного сечения, образующие винтовое оребрение оболочки (рис. <...> Это позволяет уменьшить плотность теплового потока и аэродинамические потери на поверхности обтекателя. <...> Наличие на поверхности обтекателя винтовых конических или параболических каналов переменного сечения обеспечивает поток у поверхности <...>