Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Первая дорога : Литературный альманах. Выпуск 1. (190,00 руб.)

0   0
Первый авторМаксимов
АвторыМаксимов С.А. (ред.), Куралов И.А. (ред.)
ИздательствоКемГМА
Страниц84
ID272709
Аннотация
Максимов, С.А. Первая дорога : Литературный альманах. Выпуск 1. / Максимов С.А. (ред.), Куралов И.А. (ред.); С.А. Максимов .— Кемерово : КемГМА, 2008 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/272709 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В 2005–2006 учебном году в вузе проведен Первый литературный конкурс PRIMA VIA. <...> Конкурс, а особенно постоянно проводимые занятия литературной студии КемГМА, выявили одну замечательную тенденцию: в стенах медицинского вуза живет и реализуется тяга к художественному творчеству, в частности, к литературному, что в целом традиционно для российской медицины. <...> Настоящее издание подготовлено по итогам первого литературного конкурса PRIMA VIA, организованного совместно Кемеровской государственной медицинской академией и Союзом писателей Кузбасса. <...> При оформлении обложки использовано изображение, свободно доступное на http://photobank.com © Кемеровская государственная медицинская академия, 2008 С большим удовольствием познакомился с поэзией и прозой, публикуемой в альманахе «Первая дорога», отражающем итоги первого литературного конкурса в медицинской академии. <...> Президент КемГМА профессор А. Я. Евтушенко 3 4 СВОЕ СЛОВО, или Экологический фильтр для сохранения чистоты души (предисловие к коллективному сборнику стихотворений и прозы студентов, выпускников и сотрудников Кемеровской государственной медицинской академии) Из всех видов творчества многим людям самым простым представляется творчество словесное. <...> Чтобы нарисовать картинку, нужны краски, кисти, холст или карандаши с бумагой да плюс весьма существенная составляющая – умение рисовать. <...> Еженедельно в Доме литераторов Кузбасса работает одноименная литературная студия, занятия которой посещают юные поэты, прозаики, публицисты. <...> А с 2004 года литературная студия начала работать и в Кемеровской государственной медицинской академии. <...> Занятия нашей студии посещают пишущие стихи и прозу студенты и сотрудники вуза. <...> Наиболее интересные открытия Первого литературного конкурса: Елена Елистратова, лаборант кафедры патологической физиологии, и Сергей Максимов – младший научный сотрудник Центральной научноисследовательской лаборатории КемГМА. <...> Они получили первые <...>
Первая_дорога__Литературный_альманах._Выпуск_1..pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.5
Стр.9
Стр.22
Стр.38
Стр.47
Стр.67
Стр.75
Стр.77
Стр.80
Стр.81
Стр.82
Стр.83
Стр.84
Первая_дорога__Литературный_альманах._Выпуск_1..pdf
ПЕРВЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС PRIMA VIA __________________________________________________________________________________________ Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Союз писателей Кузбасса Первая дорога ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ Кемерово – 2008
Стр.1
ББК 84-9 П 261 Первая дорога: Литературный альманах / КемГМА, Союз писателей Кузбасса; ред.-сост. И. А. Куралов, ред. С. А. Максимов. – Кемерово: КемГМА, 2008. – 83 с. В 2005–2006 учебном году в вузе проведен Первый литературный конкурс PRIMA VIA. Рукописи представили более 20 авторов: студенты, выпускники, преподаватели, сотрудники вуза. Цель конкурса – поддержка одаренных, популяризация их творчества. Конкурс, а особенно постоянно проводимые занятия литературной студии КемГМА, выявили одну замечательную тенденцию: в стенах медицинского вуза живет и реализуется тяга к художественному творчеству, в частности, к литературному, что в целом традиционно для российской медицины. Настоящее издание подготовлено по итогам первого литературного конкурса PRIMA VIA, организованного совместно Кемеровской государственной медицинской академией и Союзом писателей Кузбасса. При оформлении обложки использовано изображение, свободно доступное на http://photobank.com © Кемеровская государственная медицинская академия, 2008
Стр.2
С большим удовольствием познакомился с поэзией и прозой, публикуемой в альманахе «Первая дорога», отражающем итоги первого литературного конкурса в медицинской академии. Читаю, еще раз убеждаюсь и радуюсь: в нашей академии – талантливые люди. Медик – это не только глубокие знания, здравый рассудок, но и горячие чувства, богатые эмоции. Думаю, что не только внутренняя одаренность, но сама избранная профессия способствует ее раскрытию. Передо мною альманах «Первая дорога». Я держу его в руках И грущу немного. Слишком юность коротка, Быстро молодость проходит, И дерзавшая рука С головой сегодня спорит. Чувства, мысли, сладкий стих – Все в душе перемешалось, Только радость за коллег Неизменною осталась. Поэт – средство существования языка, высшая его форма, говорил И.Бродский. Поздравляю участников и победителей конкурса! Дерзайте, творите, машите крыльями! Успехов! Президент КемГМА профессор А. Я. Евтушенко 3
Стр.3
СВОЕ СЛОВО, или Экологический фильтр для сохранения чистоты души (предисловие к коллективному сборнику стихотворений и прозы студентов, выпускников и сотрудников Кемеровской государственной медицинской академии) Из всех видов творчества многим людям самым простым представляется творчество словесное. Это представление скорее ошибочное, чем правильное. Для того чтобы понять, чего в нем больше – правды или заблуждения, давайте поразмыслим о простоте и сложности любительского искусства. Чтобы нарисовать картинку, нужны краски, кисти, холст или карандаши с бумагой да плюс весьма существенная составляющая – умение рисовать. Чтобы сыграть на балалайке, нужна балалайка и опять же умение на ней играть, знание хотя бы нескольких основных аккордов. Чтобы станцевать вальс, нужно уметь его танцевать. Чтобы сыграть роль в любительском спектакле, нужно бог знает сколько репетировать. И только для того, чтобы написать стихотворение, ничего не надо. Не нужны даже бумага с авторучкой. Потому что можно идти по улице или ходить по квартире, или просто сидеть и, сочиняя, запоминать строки. Нет особой необходимости даже в самом умении писать – записывать собственные тексты. Ведь нет никаких доказательств того, что умели писать и сами записывали свои сочинения авторы произведений, на сегодняшний день прошедших немалое испытание временем и известных под общим названием «фольклор». Огромен свод безымянных шедевров народного творчества (фольклора). С этим сводом соприкасается и лучшая по качеству часть неисчислимого количества сочинений самодеятельных авторов, имена которых, как говорится, широко известны в узких кругах (впрочем, сегодня пассаж о «широкой известности» вполне применим и к профессиональным сочинителям, причем, не только к современникам, но и к классикам, которых многие знают только по именам, да и то не всех). Видимо, в этой кажущейся простоте срывания плодов литературного творчества и заключается причина того, что занимается им великое множество людей. Возможно, когда-нибудь часть лучших текстов любителей, утратив имена авторов, войдет в свод фольклора. Но важно не это, а другое: фольклорные и любительские шедевры и просто неплохие тексты – только вершина айсберга самодеятельного словесного творчества. Какой же природный дар надо иметь, чтобы пронзить словом гигантскую ледяную глыбу, пробиться на ее вершину и там сверкнуть на весь мир бриллиантом строки, строфы, а то и целого стихотворения! Впрочем, одного дарования 5
Стр.5
Алексей Беляев Студент педиатрического факультета Портрет женщины Ей за тридцать – она одна. Сидит с собой, с собою говорит – молчит. Сильна, как птица, боится жить, любить, разбиться. Готова рисковать, готова жертвовать и ждет уже давно, но предложений нет. Уж сколько лет. Сколько ей лет. На ней печаль, как пыль на старой вещи, забытой всеми. Глаза, проникнуты во все, сквозь слезы, время, жизнь – в мои глаза. 9
Стр.9
Юлия Дугина Студентка стоматологического факультета Маме Мама, я люблю твою улыбку, Мне твой дорог нежный взгляд, Твой голос, словно пенье скрипки, Тебе всегда ребенок рад! Прижмусь к груди, Вскормившей малое дитя, Прижмусь и чувствую, Что любишь ты меня. Ребенок лишь в разлуке понимает, Что все не то, чего-то не хватает, Какой-то компонент отсутствует, увы, И этот компонент, родная, ты! Прижмусь к груди, Вскормившей меня. Прижмусь, заплачу, Прости, когда обидела тебя. Хвалила ты, ругала иногда, Шутили вместе, и, видимо, не зря. Но хочется опять взглянуть в твои глаза И повторить: «Родная, я люблю тебя!» *** Ушел… но знаю, всей душою Нам друг от друга не уйти. Я знаю, я всегда с тобою – Нам в этой жизни по пути. Я – дом твой, я – твоя дорога, Мы дышим воздухом одним, В тебе меня настолько много, Что нету места там другим. И сколько б женских глаз не встретил, Мои глаза увидишь в них. Я для тебя одна на свете, 22
Стр.22
Оксана Малюгина Студентка лечебного факультета *** Все сказано – не прекословь, Все сделано – и как небрежно! На перепутье сто ветров Над нами плачут безутешно. Он знал, он ждал, он шел ко мне, И Марс пылал на мрачном небе, И был ноябрь, и холод стен, И что-то надо было сделать!.. Он говорил, что я – мечта, Что он искал меня по миру, Не видя, может: я – не та, Я сожжена наполовину. А смерть свой беспросветный плащ Развертывала надо мною, И, как глаза свои не прячь, В их глубине осколки боли. Он звал, он ждал, он знал: нельзя Уйти, закрыться, запереться… И прервалась моя стезя На восхожденье в бесконечность, И я бестрепетно сожгла, В их волшебство уже не веря, Потрепанные два крыла Во мне притихнувшего зверя, И боль отринула, и свет, За счастьем увязавшись следом. Отступнице, теперь мне нет Двери в отвергнутое небо. Лето 2004 г. 38
Стр.38
Софья Мешкова Студентка лечебного факультета Я и Ты Я хочу рассказать тебе одну историю о целом мире. Возможно, этот мир покажется фантастическим, а может быть, ты узнаешь свой собственный мир, а в нём – себя. Эта история произошла уже когда-то, а значит, она обязательно должна повториться, иначе быть не может. Мой голос ты ещё услышишь, но о том, кто твой рассказчик, я умолчу. Ведь если мы мыслим одинаково, то представления ни к чему. А если ты не умеешь мечтать, то всё равно не поверишь в меня. Часть I 1 Как больно! Ужасно невыносимый, яркий свет колючими иголками прорезался через пелену голубоватого неба. Солнечный, обжигающий шар испускал немыслимые блески, способные ослепить любое видящее существо. Зедо закрыл глаза. Он был молод и ещё никогда не испытывал такой боли. Его веки стянули, казалось, всю кожу с лица, лишь бы защитить зрачки от яркой вспышки. Теперь он ослеп. Все попытки прояснить взор были тщетны. Опустившись на колени, Зедо прислонился к стене дома. Cам он никогда бы не подошёл к случайному встречному, склонившемуся возле входа в парадную, чтобы помочь встать. Именно поэтому сейчас он, еле переводя дыхание после шока, не пытался звать на помощь. Мутные разводы, переливающиеся оранжевым и жёлтым цветом, вытекали один из другого и вновь смешивались с бездонно чёрным пятном – это картина, которую наблюдал Зедо ещё около минуты, прежде чем к нему начало возвращаться зрение. С ним никогда не случалось ничего подобного, а сейчас он пытался всмотреться во что-то несуществующее. Зрение вернулось, но видеть Зедо стал по-иному, чем прежде: все окружающие краски стали убогими и бледными по сравнению с теми яркооранжевыми бликами в момент слепоты. В таком состоянии было сложно заметить, что за тобою кто-то наблюдает. Этим «кто-то» была Теба. Все окружающие считали её ненормальной. Жизнь её начиналась с загадки и ею же продолжалась, наверное, поэтому к ней относились с убогой насмешливостью. Теба никогда не появлялась на людях с мужчиной, скорее всего, просто избегала противоположный пол, хотя сама по себе 47
Стр.47
Татьяна Нагорская Выпускница фармацевтического факультета *** Одинокая синь Вселенной, Отворись для бездомной души! И позволь ей стать откровенней! И минуты слезами верши!.. Мерзнут руки… иль стынут крылья? Вновь, любя ледяную мглу, Задыхаюсь… Наверное, пылью… Просыпаюсь… В своем углу. Памяти З. Н. Гиппиус Почему? Почему? Почему Я опять расплескала воду? Почему я в ночи кричу И так сильно люблю свободу?.. Все найти и все потерять – Столько раз, сколько богу угодно. Почему? Почему? Почему? Я … сама от себя … не свободна. Памяти А. А. Ахматовой Там было все… Рисунки, акварели, Написанные не моей рукой, И письма, что, как голуби, летели И звали так упрямо за собой… Витрины магазинов в лунном свете, И мокрый снег, не тающий в душе… Так было… в прошлом, умершем столетье… Так было лишь в моем карандаше… 67
Стр.67
Елена Пеганова Студентка лечебного факультета Она предала ангела Мягкий свет раннего весеннего солнышка просачивался сквозь закрытые портьеры. Легкий полумрак, мягкий воск свечи, касание его пальчиком нежной руки. Обнаженный ангел сидел на потолке. Босая ножка толкала люстру, а грустные глаза, полные слез, смотрели на нее. Она лежала на расправленном диване в позе звезды, уткнувшись хлюпающим носом в подушку. Вокруг были разбросаны обертки шоколадок, скомканные носовые платки. Ей было темно. Раньше они с ангелом были друзьями. Он хранил ее в объятиях, когда она была готова ошибиться. Она видела его закрывая глаза. Он улыбался ей, нежно целовал в щечки, гладил ее мягкий волос. Она чувствовала его холодком на коже, даже когда они были не одни. Он отводил беду, закрывал ее глаза поцелуем, уберегая от боли. Так было. Было раньше. Ангел вспомнил ее улыбку, смешные мечты, наивные вопросы о жизни, доверие людям, искренние обещания и ярое их выполнение. Ангел заплакал. Больше не мог успокаивать себя, сорвался вниз. Лег в ее ногах. Начал целовать кончики пальцев. Теплые крупные слезы потоком омывали ее тело. Но его малышка ничего не чувствовала. Больше не чувствовала... его тело задрожало. Он не верил... Она тяжело дышала всей грудью. Даже ее сны теперь были закрыты от него на тяжелый замок. Он так боялся этого раньше. Но хотел верить, что этого никогда не произойдет! Как она могла? Ангел разозлился, отскочил от нее! Ты? Ты? Его малышка, любимая девочка, как? Как ты смогла? Ветер засвистел по комнате, Ангел бросал книги, пинал обертки, ногтями впивался в обои, плакал, плакал, плакал. Но ее тронуть не смел. Его тело становилось серебристым, крылья прозрачными. Он чувствовал, как слабеет. Рухнул посреди комнаты. Она свернулась клубком, прижала руки к груди, ее лоб искривила горькая морщинка. Только он теперь не мог читать ее мыслей. Раньше она больше улыбалась во снах. Ему стало еще больней, он поднял голову, пополз к ней... но силы покинули его. Она забыла о нем. Иногда ей казалось, что что-то не так. Она пыталась вспомнить, подумать о чем-то... не знала о чем. Может, во снах она будет видеть что-то близкое, такое знакомое, родное. Будет тянуться туда... но оно будет расплывчатым, непостижимым. Это будет. Но будет гораздо позже. А может быть, и хорошо, что она никогда не узнает, что это было с ней, что она потеряла. Смогла бы она это простить себе? Не знаю. Ангел лег на спину, закрыл глаза. Так он никогда еще не уставал. Ему хотелось поспать. Он и забыл, что ангелы никогда не спят. Тихонько напевая нежную мелодию, которую придумал малышке в ее детстве, он уснул. Умерла ли она? Не знаю. 75
Стр.75
Жюри: организатор конкурса член Союза писателей России И. А. Куралов и заведующий кафедрой философии и социологии В. Д. Жуков Помощник ректора по социальной и воспитательной работе А. В. Литвиненко и организатор конкурса, библиотекарь художественного абонемента О. П. Тарасова вручают диплом 77
Стр.77
Сотрудники кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии: заведующий кафедрой В. Г. Богданов и доцент кафедры Л. А. Бедринский Выступают «профессионалы»: заведующая кафедрой биологии Л. В. Начева и заведующий кафедрой фармацевтической и токсикологической химии, член Союза российских писателей П. В. Кузнецов 80
Стр.80
СОДЕРЖАНИЕ И. Куралов Свое слово или Экологический фильтр для сохранения чистоты души ……………………………...………… Беляев А. Портрет женщины ………………………………………………… Время ………………………………………………………………. Купальщица ……………………………………………………….. Наши вечера ……………………………………………………….. Без слов ……………………………………………………………. Слова на ветер …………………………………………………….. Идиот ………………………………………………………………. «Не расплатиться в век…» ……………………………………….. Поэту ………………………………………………………………. «Моя любимая в гробу …» ………………………………………. Бердюгин А. Капли ………………………………………………………………. Августовская зарисовка …………………………………………... «Лишь ржавые крики ворон…» …………………………………. Тот вечер …………………………………………………………... Облака ……………………………………………………………... «Не знают, не ищут ни смысл, ни причину…» …………………. Слепой дождь ……………………………………………………... Скорая помощь ……………………………………………………. Встреча ……………………………………………………………. Дугина Ю. Маме ………………………………………………………………. «Ушел… Но знаю, всей душою…» ……………………………… Елистратова Е. На всякий случай …………………………………………………. Родной душе ………………………………………………………. Параллельное измерение …………………………………………. «На душе злодейка-кошка…» ……………………………………. «Мольберт, подрамник, холст, грунтовка…» …………………… Сибирское лето: Одуванчики …………………………………….. Сибирское лето: Сон ……………………………………………… Сибирское лето: Чехарда дождя …………………………………. Проходит май ……………………………………………………… 81 5 8 9 9 10 10 11 12 13 15 15 17 17 17 18 18 18 19 19 20 21 21 23 23 24 24 24 25 25 26 27
Стр.81
Философское ………………………………………………………. «Я всегда предпочитала журавлей…» …………………………... Карпенко Я. «В бесконечных листах мирозданья…» …………………………. «Снизойдет на меня вдохновенье…» ……………………………. «Пробежаться б по свободе…» …………………………………... Картузов И. Звезда ………………………………………………………………. «Сегодня грустен я: наступит скоро осень…» ………………….. Максимов С. Игры переходного возраста (отрывок из повести) ……………... Малюгина О. «Все сказано – не прекословь…» ………………………………... Зависть …………………………………………………………….. Маниковская Н. Зачем же жизнь, как скорый поезд, мчится ……………………… Любовь прошла? ………………………………………………….. Мельниченко Е. Кто-то (рассказ) …………………………………………………… Мешкова С. Я и Ты (повесть) …………………………………………………... Нагорская Т. «Одинокая синь Вселенной…» …………………………………... Памяти З.Н. Гиппиус ……………………………………………... Памяти А.А. Ахматовой ………………………………………….. Памяти М.И. Цветаевой …………………………………………... «Я солнца луч зажму в своей ладони…» ………………………... Новицкая Н. Извечный спор ……………………………………………………. «Легче жить на полуправде…» ………………………………….. Мозаика мгновений (эссе) ……………………………………….. Осипов П. TALK (рассказ) ……………………………………………………. 82 28 28 29 29 29 30 30 32 37 38 39 40 41 46 66 66 66 67 67 68 68 69 70
Стр.82
Панина М. «Моя душа в тебе осталась …» …………………………………... «Низко небо над дорогой…» ……………………………………... «И первый поцелуй и нежная мечта…» …………………………. Рассказ ……………………………………………………………... Пеганова Е. Она предала ангела (рассказ) …………………………………….. Ягунова О. «Ты сегодня не одна, не одна…» ………………………………… 72 72 72 73 74 75 83
Стр.83
Первая дорога Литературный альманах Редактор-составитель Куралов И. А. Ответственный редактор Максимов С. А. Корректоры Сапова Т. А., Аносова К. М. Художественный редактор Сапова Т. А. Технический редактор Аносова К. М. Обложка Тарасовой О. П. Отпечатано редакционно-издательским отделом Кемеровской государственной медицинской академии 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. Тел./факс. +7 (3842)734856; epd@kemsma.ru Подписано в печать 04.02.2008. Гарнитура таймс. Тираж 100 экз. Формат 21×30½ У.п.л. 4,8. Печать трафаретная. Требования к авторам см. на http://www.kemsma.ru/rio/forauth.shtml Лицензия ЛР № 21244 от 22.09.97 84
Стр.84