ОБРАЗ КНИГИ
Музей советской
архитектуры
1 августа 2014 года исполнилось 75 лет со дня открытия ВДНХ (в то время ВСХВ ñ
Всесоюзной сельскохозяйственной выставки). <...> Главную выставку строила в буквальном смысле вся страна, и все
ее регионы были представлены в экспозиции. <...> Сегодня ВДНХ снова в центре
внимания: здесь развернулись масштабные восстановительные работы: выставке,
превратившейся в последние годы в торговую площадку, возвращают культурную,
научную и просветительскую функции. <...> К
ниги о ВДНХ выходили и в советское время – в частности,
путеводители по ее территории, с описанием достопримечательностей. <...> Издавались и исследовательские работы об архитектуре выставки. <...> Эта литература, естественно, была сильно нагружена идеологией – ведь ВДНХ
служила витриной советской экономики и орудием пропаганды достижений
социализма. <...> В новейшее время, когда многие из
этих достижений поблекли (на ВДНХ –
в буквальном смысле слова), появились
работы, предлагающие новые взгляды и
ракурсы. <...> В известной книге культуролога Владимира Паперного «Культура
Два», вышедшей в издательстве «НЛО»,
немало страниц посвящено феномену
ВДНХ. <...> Эта выставка, по мнению автора, – яркое воплощение «культуры 2»
(иерархической, ориентированной на
классику), сменившей в СССР в 1930-е
годы «культуру 1» (авангард с его промышленным пафосом и мечтой о всеобщем равенстве). <...> В архитектуре главной
выставки выразилось подсознание сталинского режима. <...> Это и мечта об идеально спланированном городе-саде, и
культ рекордных урожаев, и высокое
искусство на службе простых трудящихся. <...> На ВСХВ, как писал один из
журналов в 1939 году, человека должно
охватывать «чувство исключительной
радости». <...> Паперный рассказывает об
истории проектирования и строительства выставки, о репрессиях против ее
руководителей, о предъявленных им абсурдных обвинениях во вредительстве. <...> Среди прочего, архитекторов и художников выставки обвиняли в том, что они
оранжерею «Субтропики <...>