Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ РАБОТЫ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 – 1942 гг.)

0   0
Первый авторЛеонычева Юлия Вадимовна
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц20
ID272512
АннотацияВ статье рассмотрены направления и условия работы Челябинского Областного Союза Советских художнтков в первый период Великой Отечественной войны (1941 – 1942 гг.).
Леонычева, Ю.В. ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ РАБОТЫ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 – 1942 гг.) / Ю.В. Леонычева .— Челябинск : ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского, 2014 .— 20 с. — URL: https://rucont.ru/efd/272512 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Леонычева Ю. В., ведущий библиотекарь, преподаватель факультета изобразительного искусства ЮУрГИИ им. <...> П. И. Чайковского ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ РАБОТЫ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 – 1942 гг.) <...> В июле 1941 г. было направлено директивное письмо Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР республиканским управлениям, краевым и областным отделам по делам искусств о перестройке работы в период войны. <...> Челябинские художники, развивая свою деятельность в одном русле с творческой интеллигенцией всей страны, внесли значительный вклад во всенародную борьбу с нацистскими оккупантами. <...> Развернутой программой действий для южноуральских мастеров кисти стало обращение Правления Челябинского областного Союза советских художников [далее – ЧОССХ] ко всем работникам изоискусства от 5 июля 1941г. <...> : «В грозные славные дни отечественной войны, войны с врагами человечества и культуры… художники должны сосредоточить свои силы на том, чтобы создавать произведения, обладающие предельной мобильностью, максимальной силой воздействия на героические чувства народа… Необходимо срочно договориться с местными партийными организациями о творческо-оборонной работе и под их руководством сосредоточить всю деятельность наших художников… 4». <...> В отделе по делам искусств облисполкома 7 июля 1941 г. состоялось общее профсоюзное собрание, на котором присутствовал А. П. Сабуров, председатель ЧОССХ. <...> 26 июля 1941 г. ЧОССХ получил распорядительное письмо Оргкомитета ССХ СССР. <...> Письмо обобщило первый опыт развертывания творческой деятельности художников Москвы, Ленинграда, Горького и других городов в обстановке военного времени. <...> Исходя из требований военного времени, южноуральские художники в первую очередь включились в агитационно-пропагандистскую работу. <...> В ряду средств идеологического воздействия на массы изобразительная агитация занимала исключительное <...>
ВЕДУЩИЕ_НАПРАВЛЕНИЯ_И_УСЛОВИЯ_РАБОТЫ_ЧЕЛЯБИНСКОГО_ОБЛАСТНОГО_СОЮЗА_СОВЕТСКИХ_ХУДОЖНИКОВ_В_ПЕРВЫЙ_ПЕРИОД_ВЕЛИКОЙ_ОТЕЧЕСТВЕННОЙ_ВОЙНЫ_(1941_–_1942_гг.).pdf
Леонычева Ю. В., ведущий библиотекарь, преподаватель факультета изобразительного искусства ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского ВЕДУЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ РАБОТЫ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 – 1942 гг.) Война не смогла вытеснить искусство из духовной жизни людей. Напротив, в годы тяжких испытаний потребность в художественном осмыслении действительности резко возросла. В экстремальных условиях военного времени для укрепления духа сражающегося народа был использован важный социально-психологический аспект искусства – способность оказывать глубокое воздействие на сознание человека и вызывать оперативную эмоционально-волевую реакцию. В соответствии с задачами первого этапа войны – в кратчайшие сроки мобилизовать все материальные ресурсы страны и духовные силы народа на борьбу с врагом – были приняты меры, направленные на перестройку деятельности учреждений культуры и творческих организаций. Характер преобразований организационных форм различных сфер культуры определялся решениями руководящих партийных, советских органов и общественных организаций. Уже на следующий день после начала войны, 23 июня 1941 г., собрался расширенный пленум ЦК профсоюза работников искусств, который принял обращение ко всем деятелям искусства, призывающее развернуть художественную работу на фронте и в тылу1. В июле 1941 г. было направлено директивное письмо Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР республиканским управлениям, краевым и областным отделам по делам искусств о перестройке работы в период войны. В нем отмечалось, что творческие работники должны помочь делу мобилизации всего народа на борьбу с гитлеровскими захватчиками, способствовать повышению производительности труда, укреплению дисциплины и организованности2. 1
Стр.1
В целом перестройка деятельности художественной интеллигенции в условиях войны повсеместно сводилась к следующим направлениям: проведение общих собраний, митингов, активов работников искусств; активизация работы на агитационных и мобилизационных пунктах, в воинских частях, госпиталях и на фронте; изменение форм творчества, создание произведений мобильных жанров, содержание которых отвечало задачам военного времени3. Челябинские художники, развивая свою деятельность в одном русле с творческой интеллигенцией всей страны, внесли значительный вклад во всенародную борьбу с нацистскими оккупантами. Развернутой программой действий для южноуральских мастеров кисти стало обращение Правления Челябинского областного Союза советских художников [далее – ЧОССХ] ко всем работникам изоискусства от 5 июля 1941г.: «В грозные славные дни отечественной войны, войны с врагами человечества и культуры… художники должны сосредоточить свои силы на том, чтобы создавать произведения, обладающие предельной мобильностью, максимальной силой воздействия на героические чувства народа… Необходимо срочно договориться с местными партийными организациями о творческо-оборонной работе и под их руководством сосредоточить всю деятельность наших художников…4». В отделе по делам искусств облисполкома 7 июля 1941 г. состоялось общее профсоюзное собрание, на котором присутствовал А. П. Сабуров, председатель ЧОССХ. Собрание поддержало создание Государственного комитета обороны СССР5. 26 июля 1941 г. ЧОССХ получил распорядительное письмо Оргкомитета ССХ СССР. В нём предлагалось перестроить работу союза в направлении максимального использования труда художников для защиты Отечества. Письмо обобщило первый опыт развертывания творческой деятельности художников Москвы, Ленинграда, Горького и других городов в обстановке военного времени. Было отмечено, что в условиях войны целесообразно использовать на местах бригадный метод организации творческого труда 2
Стр.2
художников, поскольку он давал возможность в сжатые сроки выполнять большие объемы работы6. Исходя из требований военного времени, южноуральские художники в первую очередь включились в агитационно-пропагандистскую работу. В ряду средств идеологического воздействия на массы изобразительная агитация занимала исключительное место. Визуальные образы, наполненные актуальным содержанием, предельно оперативно влияли на сознание людей, формировали настроения, направленные на единение перед лицом опасности, на мобилизацию сил для отпора врагу. Партийные и государственные структуры на местном уровне уделяли пристальное внимание развитию всех видов и жанров наглядной агитации, направляя работу художников в соответствующее русло. Так, 10 сентября 1941 г. на заседании бюро Челябинского обкома ВКП(б) обсуждался вопрос о перестройке наглядной агитации на военный лад и полном подчинении ее задачам обороны. Бюро постановило предложить областному кооперативному товариществу «Художник» обсудить возможность участия членов кооператива в наглядной агитации, а также представить в отдел пропаганды и агитации обкома ВКП(б) план работы7. В период войны обком ВКП(б) регулярно контролировал количественное и качественное состояние наглядной агитации на городских предприятиях и в сельских районах области8. Как показывают архивные документы, в годы Великой Отечественной войны активно использовались разнообразные формы наглядной агитации. Мастера кисти работали над созданием панно, стендов, агитвитрин, агитокон, плакатов, «Окон ТАСС», «Боевых карандашей», лозунгов, стенной печати, досок показателей социалистического соревнования, портретов передовиков производства. Уже к 14 июля 1941 г. в Челябинске профессиональные художники выпустили семь «Окон ТАСС», оформили госпитали в школах № 12, 27, 30, 36, выполнили панно и лозунги для Советского и Тракторозаводского районов. В письме А. П. Сабурову от московского графика Н. П. Смоляка, эвакуированного в начале войны в Златоуст, 26 сентября 1941 г. 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.