Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Пособие к практическим занятиям по детским инфекционным болезням (190,00 руб.)

0   0
Первый авторКраснов
АвторыКраснов А.В. (ред.)
ИздательствоКемГМА
Страниц92
ID271796
АннотацияРекомендовано к изданию Центральным методическим советом ГОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия Минздрава России» 18 марта 2004 г.
Краснов, А.В. Пособие к практическим занятиям по детским инфекционным болезням / Краснов А.В. (ред.); А.В. Краснов .— Кемерово : КемГМА, 2004 .— 92 с. — URL: https://rucont.ru/efd/271796 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Рецензенты: Заведующий кафедрой детских инфекций Омской государственной медицинской академии, заслуженный работник высшей школы, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор медицинских наук, профессор В.Н. Дроздов Заведующая кафедрой детских инфекционных болезней Новосибирской государственной медицинской академии доктор медицинских наук, профессор Е.И. Краснова Рекомендовано к изданию Центральным методическим советом ГОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия Минздрава России» 18 марта 2004 г. © Кемеровская государственная медицинская академия, 2004 2 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ: «ГРИПП У ДЕТЕЙ» <...> МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ: Острые респираторно-вирусные инфекции (ОРВИ) - группа инфекционных заболеваний, вызываемые вирусами, передающиеся воздушно-капельным путем, характеризующихся повышением температуры тела, интоксикацией и катаральным синдромом. <...> Научить принципам диагностики, дифференциальной диагностики, выбору и обоснованию методов лечения, правилам выписки больных. <...> Из курса микробиологии: возбудитель, его морфологические и антигенные свойства. <...> Из курса эпидемиологии: источник заражения, пути передачи и восприимчивость организма человека. <...> Клиническую классификацию гриппа: ƒ По этиологии (А, В, С) ƒ По тяжести (лёгкая, среднетяжёлая, тяжёлая и гипертоксическая); ƒ По течению (гладкое и с осложнениями). <...> Клинику типичных форм болезни с характеристикой основных периодов. <...> Сроки забора материала на вирусологические и серологические исследования. <...> Собрать эпидемиологический анамнез (контакт с больным гриппом, а также с длительно лихорадящим больным, обратить внимание на холодное время года). <...> Оценивать лабораторные исследования больных гриппом, владеть техникой забора мазков из носоглотки, крови для вирусологического и серологического исследования. <...> Организовать противоэпидемические мероприятия в очаге (выявить источник инфекции, заполнить экстренное <...>
Пособие_к_практическим_занятиям_по_детским_инфекционным_болезням.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.10
Стр.25
Стр.45
Стр.61
Стр.76
Стр.92
Пособие_к_практическим_занятиям_по_детским_инфекционным_болезням.pdf
ГОУ ВПО КЕМЕРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСОБИЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДЕТСКИМ ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ для самостоятельной подготовки студентов лечебного и педиатрического факультетов Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов Москва - Кемерово - 2004
Стр.3
Пособие к практическим занятиям по детским инфекционным болезням. Под ред. Краснова А.В. Кемерово, 2004.-88 с. Авторы: доцент Афанасьев Н.Н. доцент Воеводин И.В. к.м.н. Берсенева Л.М. к.м.н. Кожевина Г.И. Под редакцией заведующего кафедрой инфекционных болезней ГОУ ВПО КемГМА Миннздрава России доцента Краснова А.В. Рецензенты: Заведующий кафедрой детских инфекций Омской государственной медицинской академии, заслуженный работник высшей школы, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор медицинских наук, профессор В.Н. Дроздов Заведующая кафедрой детских инфекционных болезней Новосибирской государственной медицинской академии доктор медицинских наук, профессор Е.И. Краснова Рекомендовано к изданию Центральным методическим советом ГОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия Минздрава России» 18 марта 2004 г. © Кемеровская государственная медицинская академия, 2004 2
Стр.4
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ: «ГРИПП У ДЕТЕЙ» I. МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ: Острые респираторно-вирусные инфекции (ОРВИ) - группа инфекционных заболеваний, вызываемые вирусами, передающиеся воздушно-капельным путем, характеризующихся повышением температуры тела, интоксикацией и катаральным синдромом. Различают нозологические формы ОРВИ (грипп, парагрипп, аденовирусная, респираторно-синцитиальная, риновирусная, реовирусная инфекции). Удельный вес отдельных нозологических форм у детей в структуре ОРВИ не постоянный, частота их зависит от эпидемической обстановки и возраста ребенка. ОРВИ - самое распространенное заболевание на земном шаре. Практически каждый человек болеет несколько раз в году ОРВИ. Особенно часто болеют дети раннего возраста, посещающие дошкольные учреждения. Иммунитет после перенесенных острых респираторно-вирусных инфекций типоспецифический, что обусловливает повторное заболевание. До настоящего времени остаётся высокая смертность от гриппа и других ОРВИ. Столь частая заболеваемость ОРВИ и летальность в детском возрасте выдвигает эту проблему в число наиболее актуальных в педиатрии. II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Научить студентов распознавать грипп по клиническим симптомам и лабораторным данным. Научить принципам диагностики, дифференциальной диагностики, выбору и обоснованию методов лечения, правилам выписки больных. Целевые задачи: 1. На основании данных анамнеза заболевания, объективных данных, полученных при осмотре больного, эпидемиологического анамнеза студент должен уметь распознавать грипп; 2. студент должен уметь на основании анамнестических, клинических и лабораторных данных сформулировать и обосновать диагноз гриппа; 3. студент должен уметь правильно оценить степень тяжести гриппа и диагностировать осложнения; 4. студент должен уметь обосновать свой план обследования больного при подозрении на грипп; 5. студент должен уметь назначить и обосновать лечение больных с различной степенью тяжести течения гриппа; 6. студент должен знать клинические и эпидемиологические показания для госпитализации и сроки выписки больных гриппом. III. ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕМЫ Студент должен знать: 1. Из курса микробиологии: возбудитель, его морфологические и антигенные свойства. 2. Из курса эпидемиологии: источник заражения, пути передачи и восприимчивость организма человека.
Стр.5
3. Режим постельный до нормализации температуры тела. а) Молочно-растительная диета, обогащенная витаминами. б) Оральная детоксикация, обильное питье в виде горячего чая, клюквенного или брусничного морса, щелочных минеральных вод (боржоми с молоком), в) Для борьбы с гипертермией: бруфен сироп, панадол, парацетамол, анальгин, антигриппин в возрастных дозировках. г) Гистаминные препараты: тавигил, супрастин, задитен, летизен, кларитин. д) Этиотропная терапия: ремантадин 50 мг 2 раза в день; противогриппозный иммуноглобулин 3 мл внутримышечно. е) Витаминотерапия: аскорбиновая кислота по 0,5х3 раза в сутки. Литература: 1.Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным болезням у детей – М.,1999. 2.Инфекционные болезни у детей. / под ред. В.Н. Тимченко и соавт. – СПб., 2001. с553. 3. Инфекционные болезни у детей./ под ред. В.В. Ивановой – М., 2002. с. 908. 4. Руководство по инфекционным болезням. / под ред. Проф. Ю.В. Лобзина – СПб., «Фолиант» 2000. с. 933. 5. Нисевич Н. Н. Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей – М., «Медицина», 1990. 6. Ющук Н.Д. Царегородцев А.Д. Лекции по инфекционным болезням – М., 1996. 490с. 7. Лекционный курс по теме «Грипп». МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ: «МЕНИНГОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ» I. МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ Несмотря на большое внимание к этой инфекции, практически больные нередко поздно госпитализируются, поздно устанавливается диагноз, а это порождает безуспешность терапии. Кроме того, многообразие форм ее затрудняет диагностику, оценку тяжести и выведение больных из тяжелого состояния. Встречаются трудности и в проведении дифференциальной диагностики с другими менингитами и менингоэнцефалитами. Поэтому педиатры независимо от их специальности должны иметь представление о данном заболевании. II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ Научить диагностировать менингококковую инфекцию у детей раннего возраста, выявлять стертые формы и дифференцировать менингококковый менингит с другими менингитами. Научить оказанию неотложной помощи больным на догоспитальном этапе и в стационаре. Целевые задачи: 1. Освоить методику клинического обследования больного, с помощью которой можно получить объективные данные для постановки предварительного диагноза. 2. Изучить характерные симптомы в зависимости от формы болезни. 3. Освоить основные методы лабораторной диагностики. 8
Стр.10
редко -прозрачная слизь. Частота - 3-5 раз в сутки. Длительность - 3-14 дней. 10. Рвота (частота, интенсивность, сроки появления, длительность) 11. Гемограмма К заданию № 2 1. На основании частого жидкого стула, рвоты связанной с приемом пищи, температуры. Предварительный диагноз: кишечная инфекция не ясной этиологии легкой степени тяжести. 2. Посев испражнений на кишечную группу, копрограмма, ионнограмма, КЩС, общий анализ крови, мочи. 3.Лечение в домашних условиях или в стационаре: - постельный режим; - диета: ограничение объема на 15-20%, на 1-2 дня; - оральная регидратация глюкозо-солевыми растворами (регидрон, Детский Лекарь, глюкосолан); - комплекс витаминов группы В1,В2, С; - ферментотерапия (хилак-форте 20-30 капель 3 раза в сутки); - антимикробная терапия: (фуразолидон, лидаприм, хлорхинальдон, эрцефурил); - энтеросорбенты (смекта, полифепан). Литература: 1.Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным болезням у детей – М.,1999. с 809. 2.Нисевич Н.И. Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей – М., 1990. с 623. 3.Воротынцева Н.В. Мазанкова Л.Н. Острые кишечные инфекции у детей – М., 2001. с 477. 4.Лекционный курс по кишечным инфекциям. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ: «БРЮШНОЙ ТИФ У ДЕТЕЙ» I. МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ В настоящее время брюшной тиф встречается главным образом в виде спорадических заболеваний, поражая людей всех возрастов, в том числе и детей раннего возраста. Однако, снижение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием внешней среды может привести и в наши дни к возникновению эпидемических вспышек брюшного тифа. В условиях спорадической заболеваемости своевременное выявление брюшного тифа у детей зачастую представляет большие трудности. Основными 23 Нечастая, но упорная. Длительность 3-7 дней. У детей первого года сохраняется более длительно. Лейкоцитоз, умеренно ускоренная СОЭ, при ЭПКП - сдвиг формулы влево. сутки. Длительность 2-7 дней. У большинства детей повторная многократная с первого дня болезни. Длительность 2-7 дней. Без изменений.
Стр.25
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ: «ВИРУСНЫЕ ГЕПАТИТЫ У ДЕТЕЙ» I. МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ Вирусные гепатиты - полиэтиологичное заболевание, занимает одно из первых мест в общей структуре инфекционных заболеваний. Данная инфекция встречается повсеместно. Характеризуется широким диапазоном клинических форм - от вирусоносительства до злокачественных форм. Вирусы гепатита В, С, D являются причиной развития хронического гепатита, цирроза печени, гепатоцеллюлярной карциномы. Диагностика вирусных гепатитов у детей представляет большие трудности в преджелтушном периоде, а также при атипичных формах заболевания. Именно эти больные и представляют наибольшую эпидемиологическую опасность. Особенно тяжело вирусные гепатиты протекают у детей первого года жизни. В этой возрастной группе часто отмечаются злокачественные формы гепатита. Своевременная диагностика вирусных гепатитов с этиологической расшифровкой способствует сокращению заболеваемости и предупреждает развитие неблагоприятных исходов. Наиболее часто вирусными гепатитами болеют дети, поэтому каждый педиатр должен тщательно изучить данное заболевание. II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ Научить распознавать вирусные гепатиты по клинико-параклиническим данным. Освоить принципы дифференциальной диагностики, лечения, критерии выписки из стационара и диспансеризацию реконвалесцентов вирусного гепатита. Целевые задачи: 1. Освоить методы клинического обследования больных, с помощью которых можно получить результаты, позволяющие судить о наличии у них вирусного гепатита. 2. Усвоить характерные симптомы заболевания. 3. Усвоить основные методы лабораторной диагностики, которые могут подтвердить окончательный диагноз вирусного гепатита. 4. Научиться правильно интерпретировать полученные анамнестические, объективные данные, а также показатели лабораторного обследования больного, позволяющие обоснованно сформулировать клинический диагноз вирусного гепатита. 5. Усвоить основные принципы лечения больных вирусными гепатитами, критерии выписки, а также методику диспансерного наблюдения реконвалесцентов. III. ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕМЫ Студент должен знать: 1. Основные современные достижения науки в изучении вирусных гепатитов. 43
Стр.45
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ: «КОРЬ» I. МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ Корь - вирусное и очень контагиозное инфекционное заболевание (индекс восприимчивости приближается к 1,0). В последние годы отмечается резкое снижение заболеваемости после введения обязательной активной иммунизации. Уменьшилось число очагов, изменилась возрастная структура больных. Тем не менее, корь сохраняет свою типичную клиническую характеристику и угрозу развития тяжелых осложнений со стороны органов дыхания, центральной нервной системы и др. Всё сказанное диктует необходимость педиатру знать данное заболевание. III. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ Научить диагностировать корь на основании клинических симптомов. Освоить тактику ведения больных на догоспитальном этапе, принципы лечения в стационаре, а также противоэпидемические мероприятия в очаге. Целевые задачи: 1. Освоить наиболее характерные клинические симптомы кори, с помощью которых можно своевременно поставить диагноз. 2. Обратить внимание на стадийность болезни и характер сыпи. 3. Научить правильно интерпретировать анамнестические, объективные и лабораторные данные, позволяющие обосновать диагноз. 4. Усвоить принципы лечения больных корью, правила и сроки выписки. IV.ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕМЫ Студент должен знать: 1. Основные достижения отечественных ученых в изучении кори. 2. Из курса микробиологии: основные свойства возбудителя кори, его морфологические и антигенные свойства. 3. Из курса эпидемиологии: особенности коревой инфекции (индекс контагиозности, распространенность заболевания, возрастной состав больных, источник и пути передачи инфекции, иммунитет). 4. Основные звенья патогенеза. 5. Клинические симптомы катарального периода для ранней диагностики (выраженные катаральные явления, изменения слизистой рта - энантема, пятна Бельского-Филатова). 6. Клинические симптомы периода высыпания (характер сыпи, этапность распространения). 7. Клиническую классификацию кори (типичные и атипичные формы, показатели тяжести, течение). 8. Клиническую симптоматику митигированной кори. 9. Осложнения кори (пневмония, круп, менингоэнцефалит). 59
Стр.61
К заданию № 3 1. Экстренное извещение в СЭС; 2. Бактериологическое обследование контактных; 3. Карантин на 14 дней. Литература: 1. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. – М.: Медицина, 1990. 2. Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным болезням у детей. – М., 1999. 3. Инфекционные болезни у детей./под ред. В.В. Ивановой – М., 2002. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ: «ИНФЕКЦИОННЫЙ МОНОНУКЛЕОЗ» I. МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ Инфекционный мононуклеоз встречается во всех странах мира. В последние годы интерес ученых и практических врачей к этой проблеме значительно повысился, что в известной мере связано с ростом заболеваемости. При инфекционном ретикулоэндотелиальная мононуклеозе системы, поражается что лимфатическая обусловливает многообразие клинических проявлений болезни, делает его сходным с такими заболеваниями, как лейкоз, лимфогрануломатоз, дифтерия зева и др. Это существенно затрудняет его диагностику. Особенно трудна диагностика инфекционного мононуклеоза у детей раннего возраста, а также в случаях легких и атипичных форм болезни. Все это диктует необходимость каждому педиатру знать инфекционный мононуклеоз II. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ Научиться распознавать инфекционный мононуклеоз по клиническим симптомам и лабораторным данным. Научиться принципам дифференциальной диагностики инфекционного мононуклеоза, выбору обоснованных методов лечения и правилам ведения больных. Целевые задачи: 1. Освоить методы клинического исследования больного, с помощью которых можно получить объективные данные, позволяющие судить о наличии у больного инфекционного мононуклеоза. 2. Усвоить характерные симптомы, наиболее часто встречающиеся у больных инфекционным мононуклеозом. 3. Усвоить основные методы лабораторной диагностики, которые позволяют подтвердить окончательный диагноз инфекционного мононуклеоза. 4. Научиться правильно интерпретировать полученные анамнестические, объективные данные, а также показатели лабораторного исследования больного, позволяющие сформулировать и обосновать диагноз инфекционного мононуклеоза. 5.Усвоить основные принципы лечения инфекционного мононуклеоза, а также правила и сроки выписки больных. 74 и
Стр.76
Отпечатано редакционно-издательским отделом Кемеровской государственной медицинской академии 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. Тел./факс. +7(3842)734856 epd@kemsma.ru Подписано в печать 21.01.2004 Гарнитура таймс. Тираж 250 экз. Усл. печ. листов – 4,9. Отпечатано с готового оригинал-макета Лицензия ЛР №21244 от 22.09.97 90
Стр.92

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.