МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ <...> Т.С. Базарова
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия по направлению подготовки
040400.68 Социальная работа
Улан-Удэ
2013
УДК 303.4
ББК 60.504
Б 173
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты <...> Н.С. Антонова
канд. социол. наук, доц. кафедры
теории социальной работы БГУ
Б 173
Базарова Т.С. <...> Пособие адресовано магистрантам направления «Социальная работа», преподавателям, практическим социальным работникам. <...> УДК 303.4
ББК 60.504
© Бурятский госуниверситет, 2013
ВВЕДЕНИЕ
При составлении настоящего учебно-методического пособия за
основу приняты основные положения федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «социальная работа», квалификация – магистр. <...> Курс «Методология научного исследования в социальной работе» является вариативным, направленным на углубление фундаментальных концепций познания и исследования социальных явлений и
процессов, входящих в проблемное поле социальной работы. <...> Данный курс ориентирован на формирование научноисследовательской позиции магистрантов, способности осваивать
новые теории, модели, методы исследования, формирование навыков разработки новых методологических и методических подходов
с учетом целей и задач исследования теории и практики социальной
работы, способности к самостоятельному применению методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности. <...> Место дисциплины в структуре магистерской программы
Курс "Методология научного исследования в социальной работе" входит в общенаучный цикл ООП, является вариативным, направленным на углубление фундаментальных концепций познания
и исследования <...>
Методология_научного_исследования_в_социальной_работе.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Т.С. Базарова
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия по направлению подготовки
040400.68 Социальная работа
Улан-Удэ
2013
Стр.1
УДК 303.4
ББК 60.504
Б 173
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты
С.П. Ангаева
д-р ист. наук, проф., декан экологогуманитарного
факультета ВСГУТУ
Н.С. Антонова
канд. социол. наук, доц. кафедры
теории социальной работы БГУ
Базарова Т.С.
Б 173
Методология научного исследования в социальной
работе: учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ: Издательство
Бурятского госуниверситета, 2013. – 60 с.
В данном учебно-методическом пособии раскрываются основы исследования
проблем социальной работы. Пособие адресовано магистрантам
направления «Социальная работа», преподавателям, практическим
социальным работникам.
УДК 303.4
ББК 60.504
© Бурятский госуниверситет, 2013
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
При составлении настоящего учебно-методического пособия за
основу приняты основные положения федерального государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования
по направлению «социальная работа», квалификация – магистр.
Курс
«Методология научного исследования в социальной работе»
является вариативным, направленным на углубление фундаментальных
концепций познания и исследования социальных явлений и
процессов, входящих в проблемное поле социальной работы.
Данный курс ориентирован на формирование научноисследовательской
позиции магистрантов, способности осваивать
новые теории, модели, методы исследования, формирование навыков
разработки новых методологических и методических подходов
с учетом целей и задач исследования теории и практики социальной
работы, способности к самостоятельному применению методов исследования,
изменению научного и научно-производственного профиля
своей профессиональной деятельности.
Цель изучения дисциплины: способствовать формированию
концептуальной (научной) компетентности магистрантов.
Место дисциплины в структуре магистерской программы
Курс "Методология научного исследования в социальной работе"
входит в общенаучный цикл ООП, является вариативным, направленным
на углубление фундаментальных концепций познания
и исследования социальных явлений и процессов, входящих в проблемное
поле социальной работы.
Данный курс взаимосвязан с учебными дисциплинами «Современная
философия и методология науки», «Методика подготовки
магистерской диссертации», а также с исследовательской практикой
магистрантов.
Основные требования к «входным» знаниям, умениям, готовности
обучающихся исходят из содержания высшего образования,
имеющегося у магистрантов (бакалавриат, специалитет).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины (модуля)
В результате освоения данного курса магистрант должен обладать
такими компетенциями, как способность:
3
Стр.3
- к самостоятельному обучению новым методам исследования,
изменению научного и научно-производственного профиля своей
профессиональной деятельности (ОК-2);
- использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских
и научных работ, в управлении коллективом (ОК-4);
- самостоятельно использовать знания и навыки по направлениям
современной теории, методологии и методов социальных наук
применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования
теории и практики социальной работы (ПК-1);
- самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи
научных исследований в фундаментальных и прикладных областях
социальной работы и решать их с помощью современных исследовательских
методов с использованием отечественного и зарубежного
опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования,
информационных технологий (ПК-2);
- осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки
разработки новых методологических и методических подходов с
учетом целей и задач исследования теории и практики социальной
работы (ПК-3).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
• концептуальные положения различных научных школ теории
и практики психосоциальной, структурной и комплексноориентированной
социальной работы в России и за рубежом;
• методологические основы познания социальной реальности в
контексте проблем, составляющих содержание социальной работы;
Уметь:
• воспринимать новые знания в сфере социальных исследований;
• углублять знания по методологии теории и практике социальной
работы.
Владеть:
• методологией социального познания;
• умением применять на практике результаты научных исследований
в области психосоциальной, структурной и комплексноориентированной
социальной работы.
4
Стр.4