При этом продажа
сырья истощает ресурсы, а туристская индустрия работает на «возобновляемых» туристско-рекреационных ресурсах. <...> Вклад туризма в доходную часть национальных бюджетов ряда
стран превышает 25%. <...> По прогнозам ЮНВТО к 2010 году число туристских прибытий
превысит 1 млрд человек, а к 2020 году достигнет 1,6 млрд. <...> Феноменизация туризма обусловлена его уникальными функциями, спецификой и особой ролью в социально-экономическом
1 декабря 2005 года Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации дано новое сокращение названия организации как ЮНВТО (до этого –
ВТО). <...> Несмотря на оптимистический прогноз развития туризма,
представленный ЮНВТО, темпы прироста основных показателей мирового туризма за последние пять лет замедлились. <...> Исчерпали, на наш взгляд, действующие десятилетиями принципы развития и методы управления туристской сферой. <...> В настоящее время туризм в России стал элитным, коэффициент доступности к туристским услугам снизился до 7–9%,
вместо 67% – в бывшем СССР, где туризм был признан ЮНВТО
как массовый (народный). <...> Реальной, на наш взгляд, «замещающей» национальной экономикой будущего является развитая экономика туризма, где
туристские ресурсы при их рациональном использовании возобновляемы и практически вечны. <...> По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО) общее число
международных туристских прибытий в 2006 году составило 846
млн, что на 5,3% превышает рекордный показатель 2005 года. <...> Благодаря такому подходу туризм может принести значительные экономические выгоды, не порождая при этом каких-либо
серьезных экологических или социальных проблем, а туристские
ресурсы будут сохраняться для постоянного использования в будущем. <...> Последний
проявляется в данных условиях все более масштабно, а последствия отрицательного воздействия туризма на окружающую среду
могут стать необратимыми. <...> Развитие туризма в экологически
неблагоприятных территориях – это не только потеря дохода <...>
Туризм__экономика,_управление,_устойчивое_развитие.pdf
РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ
АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА
Профессиональное туристское образование
В.Г. Гуляев,
И.А. Селиванов
ТУРИЗМ:
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ,
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
Рекомендовано научно-методическим советом РМАТ
в качестве междисциплинарного учебника для студентов
вузов по специальностям «Туризм», «Менеджмент
организаций» и «Экономика природопользования»,
а также для аспирантов по специальности
«Экономика сферы услуг»
Москва
«Советский спорт»
2008
Стр.1
ББК 65.433я73
Г94
Серия основана в 2004 году
Рецензент
В. Л. Абрамова, доктор экономических наук, профессор,
главный ученый секретарь Московской международной
высшей школы бизнеса «МИРБИС» (институт)
Гуляев В. Г.
Г94 Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие [Текст] :
учебник / В. Г. Гуляев, И. А. Селиванов ; Российская международная
академия туризма. – М. : Советский спорт, 2008. – 280 с. –
(Профессиональное туристское образование).
ISBN 978-5-9718-0282-2
Изложены основные принципы, механизмы и индикаторы устойчивого
развития туризма в Российской Федерации с учетом мирового опыта
и мультипликативного воздействия туризма на экономику, экологию и социальную
среду. Особое внимание уделено управлению туристскими ресурсами
как важному фактору развития туризма. Предлагается концепция
комплексной оценки и организационно-экономическая модель создания
Единого кадастра туристских ресурсов России.
Для студентов и аспирантов, а также для специалистов в области управления
туризмом и природными ресурсами, экономики природопользования.
ББК
65.433я73
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .........................................................................................5
Глава 1. Анализ основных подходов к мировому
устойчивому развитию ........................................................9
1.1. Модель устойчивого развития – основная
концепция мирового развития в XXI веке .......................9
1.2. Концепция устойчивого
социально-экономического развития
Российской Федерации ...................................................15
1.3. Концепция устойчивого развития туризма
в мире и в России .............................................................19
Контрольные вопросы к главе 1 ........................................................30
Глава 2. Некоторые вопросы теоретического
обоснования устойчивого развития туризма .....................31
2.1. Специфика туризма как интегрированной
социально-экономической системы ..............................31
2.2. Экономико-математическое моделирование
устойчивого развития туризма как сложной
социально-экономической системы ..............................36
Контрольные вопросы к главе 2 ........................................................43
Глава 3. Социальные факторы, определяющие
устойчивое развитие туризма ............................................44
3.1. Место и роль социальных факторов
в устойчивом развитии туризма ......................................44
© Гуляев В. Г., Селиванов И. А., 2008
© Российская международная академия
туризма, 2008
ISBN 978-5-9718-0282-2
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2008
3.2. Социальный туризм как приоритетное
направление устойчивого развития
туристской сферы ............................................................67
Контрольные вопросы к главе 3 ........................................................84
3
Стр.2
Глава 4. Экономические проблемы устойчивого
развития туризма ...............................................................85
4.1. Состояние, проблемы и задачи
экономической туристской статистики .........................85
4.2. Сравнительный экономический анализ
развития туризма .............................................................86
4.3. Экономический и социальный «портрет»
отечественного туризма ................................................. 103
4.4. Анализ структуры туристских потоков
на отечественном и мировом рынках ........................... 114
4.5. Косвенное влияние туризма на экономику
и социальную сферу через туристский
мультипликатор ............................................................. 136
4.6. Финансово-экономическое состояние
российского туристского бизнеса ................................. 172
Контрольные вопросы к главе 4 ...................................................... 183
Глава 5. Экологические проблемы устойчивого
развития туризма ............................................................. 184
5.1. Роль экологических проблем
в современной экономике ............................................. 184
5.2. Экологические ограничения развития туризма
в рамках Концепции устойчивого развития ................ 195
5.3. Экологический туризм как инструмент
устойчивого развития .................................................... 204
Контрольные вопросы к главе 5 ...................................................... 212
Глава 6. Туристские ресурсы – важный фактор
устойчивого развития туризма ........................................ 213
6.1. Характеристика состояния и потенциала
туристских ресурсов России ......................................... 213
6.2. Комплексная оценка и районирование
туристских ресурсов ...................................................... 228
6.3. Разработка модели комплексной оценки
туристских ресурсов ...................................................... 248
6.4. Методические подходы к разработке
Единого кадастра туристских ресурсов
Российской Федерации .................................................264
Контрольные вопросы к главе 6 ...................................................... 276
Заключение .................................................................................... 277
Литература ..................................................................................... 278
ВВЕДЕНИЕ
В структуре мировой экономики роль туризма неуклонно возрастает.
Данная отрасль относится к числу наиболее динамично
развивающихся и высокодоходных. По объему дохода туризм уже
более десяти лет занимает лидирующее место в первой пятерке самых
высокоэффективных отраслей. Темпы развития туризма превышают
темпы роста мировой экономики.
По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО1
)
туризм обеспечивает десятую часть валового национального продукта,
11% международных инвестиций, 8% от мирового экспорта
и 37% от экспорта в сфере услуг.
Для получения доходов, эквивалентных тем, которые приносит
один иностранный турист в течение десятидневного тура, надо
вывозить на мировой рынок 9 тонн каменного угля или 15 тонн
нефти или 2 тонны высокосортной пшеницы. При этом продажа
сырья истощает ресурсы, а туристская индустрия работает на «возобновляемых»
туристско-рекреационных ресурсах.
Вклад туризма в доходную часть национальных бюджетов ряда
стран превышает 25%.
По прогнозам ЮНВТО к 2010 году число туристских прибытий
превысит 1 млрд человек, а к 2020 году достигнет 1,6 млрд. При
этом объем доходов от туризма на данный период возрастет до
2 трлн долларов.
Наибольшие темпы развития туристской отрасли в мире были
достигнуты в 1990–2000 годах, когда туризм был назван феноменом
XX века.
Феноменизация туризма обусловлена его уникальными функциями,
спецификой и особой ролью в социально-экономическом
1
1 декабря 2005 года Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации
дано новое сокращение названия организации как ЮНВТО (до этого –
ВТО).
5
Стр.3