Экономика Т. Г. Соловьев, О. А. Кочетова ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ ВУЗА С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Аннотация. <...> В статье рассмотрены подходы к оценке эффективности системы управления взаимоотношениями вуза с потребителями образовательных услуг и даны методические рекомендации по оценке прямых и косвенных социально-экономических эффектов, которые могут быть достигнуты при внедрении в вузе системы управления взаимоотношениями с потребителями образовательных услуг. <...> Ключевые слова: CRM-система, управление, взаимоотношения с потребителями, высшее учебное заведение, образовательные услуги, эффективность. <...> Достижение данной цели обеспечит вузу увеличение доли лояльных потребителей, что, безусловно, экономически выгодно для него. <...> В условиях сокращающегося бюджетного финансирования наблюдается тенденция все большей коммерциализации деятельности государственных вузов, хотя они не являются коммерческими организациями. <...> Их основной целью была и остается подготовка высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи как в производственной сфере, так и в сфере услуг, т.е. создание общественного блага. <...> Использование системы управления взаимоотношениями с потребителями образовательных услуг в деятельности высшего учебного заведения позволит существенно повысить эффективность функционирования вуза в области взаимодействия с потребителями. <...> Важность таких эффектов, как рост удовлетворенности потребителей образовательными услугами, развитие их лояльного отношения к вузу и вследствие этого удержание существующих клиентов и привлечение потенциальных потребителей образовательных услуг, очевидна. <...> Повышение лояльности клиента посредством его мотивации к неоднократному и длительному пользованию услугами данного высшего учебного заведения обеспечивает как государственному, так и негосударственному вузу конкурентные преимущества <...>