Важнов СООТНОШЕНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН С ИНСТИТУТАМИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В статье проводится анализ существующих моделей нормативного закрепления института правотворческой инициативы граждан, каждая из которых по-своему определяет его место в системе непосредственной демократии. <...> Автором отмечается тенденция распространения норм, регулирующих институт референдума, на порядок регламентации права граждан на внесение проектов правовых актов. <...> Чтобы понять роль института правотворческой инициативы граждан в современном конституционализме, необходимо проанализировать, какое место отводит законодатель основному автору инициативы – гражданам [1]. <...> Руководствуясь этим критерием, в правотворческой практике современных государств можно выделить как минимум четыре варианта института инициативы. <...> К первой модели отнесем варианты, основанные на решающей роли граждан (инициатива как институт прямой демократии). <...> Ко второй – варианты, основанные на ведущей роли представительного органа власти (инициатива как смешанный институт прямой и представительной демократии). <...> Инициатива как институт прямой демократии Вариант 1. <...> Инициативные предложения граждан в соответствии с процедурой, предусмотренной законодательством, выносятся на народное голосование, минуя представительный орган государственной власти. <...> Процедура инициативы в этом случае практически не отличается от процедуры референдума. <...> В представленном варианте институт народной правотворческой инициативы – совокупность правовых норм, регулирующих единый правотворческий процесс, осуществляемый гражданами вне представительного органа государственной власти. <...> Он включает в себя нормы, регулирующие отношения по созданию гражданами правовых актов на разных стадиях правотворческого процесса. <...> Можно выделить несколько таких стадий: стадия инициативы (направление петиции о выдвижении инициативы); публичное <...>