Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №6 2014 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268404
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2014 .— №6 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268404 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА «КОРНЕТ-ЭМ» МИР НЕ БУДЕТ ДОЛГИМ МИР НЕ БУДЕТ ДОЛГИМ Игроки украинского майдана03 рвут страну на части03 Игроки украинского майдана рвут страну на части ТЕМА ИСТРЕБИТЕЛЬ, ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ ИСТРЕБИТЕЛЬ, ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ УНИКАЛЬНЫЙ УНИКАЛЬНЫЙ ПЕРЕХВАТЧИК М ПЕРЕХВАТЧИК МиГ-31,-31, СПОСОБНЫЙ РЕШАТЬ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ ЗАДАЧИ ВКО,ЧИ ВКО, СПОСОБНЫЙ РЕШАТЬ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ ЗА Александр ТАРНАЕВ, член Комитета член Комитета Государственной думы по обороне осударственной думы по обороне Для России все большую актуальность приобретает вопрос обеспечения стратегической безопасности нашего государства на северном направлении и защиты интересов государства на северном направлении и защиты интересов страны в Арктическом регионе. <...> Борьба за Арктику носит НЕОБХ ДИМО СРОЧНО ВЕРНУТЬ В СТРОЙ НЕОБХОДИМО СРОЧНО ВЕРНУТЬ В СТРОЙ Александр ТАРНАЕВ, запасы нефти в Арктике составляют 90–100 миллиардов тонн. <...> 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 92% ДА 2% НЕТ НЕТ ЗНАЮ ЗНАЮ НЕ НЕ 6% ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Евгений СА АНОВСКИЙ, САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока нт Института го Востока ПОВТОРЕНИЕ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» НА ЮЖНЫХ ГРАНИЦАХ РОССИИ БОЛЕЕ ЧЕМ ВОЗМОЖНО «Арабская весна» стала возможной во многом вследствие отсутствия ая весна» зможной ом вследствие вия в странах Ближнего его Востока х Ближнего и Среднего Востока социально консервации правящей э и разрыва между пок но-политических лифтов, ации правящей элиты ва между поколениями. литических лифтов,, Читайте материал на стр. <...> Общая численность экипажей двух кораблей – около 500 человек. <...> СОБРАНИЕ НП «ВЭС ВКО» Состоится общее собрание членов некоммерческого партнерства «Вневедомственный экспертный совет по проблемам воздушно-космической обороны». <...> В соответствии с решением Президиума некоммерческого партнерства «Вневедомственный экспертный совет по проблемам воздушно-космической обороны» (НП «ВЭС ВКО») от 25 декабря <...>
Военно-промышленный_курьер_№6_2014.pdf
16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА «КОРНЕТ-ЭМ» МИР НЕ БУДЕТ ДОЛГИМ МИР НЕ БУДЕТ ДОЛГИМ Игроки украинского майдана03 рвут страну на части03 Игроки украинского майдана рвут страну на части ТЕМА ИСТРЕБИТЕЛЬ, ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ ИСТРЕБИТЕЛЬ, ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ УНИКАЛЬНЫЙ УНИКАЛЬНЫЙ ПЕРЕХВАТЧИК М ПЕРЕХВАТЧИК МиГ-31,-31, СПОСОБНЫЙ РЕШАТЬ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ ЗАДАЧИ ВКО,ЧИ ВКО, СПОСОБНЫЙ РЕШАТЬ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ ЗА Александр ТАРНАЕВ, член Комитета член Комитета Государственной думы по обороне осударственной думы по обороне Для России все большую актуальность приобретает вопрос обеспечения стратегической безопасности нашего государства на северном направлении и защиты интересов государства на северном направлении и защиты интересов страны в Арктическом регионе. Борьба за Арктику носит НЕОБХ ДИМО СРОЧНО ВЕРНУТЬ В СТРОЙ НЕОБХОДИМО СРОЧНО ВЕРНУТЬ В СТРОЙ Александр ТАРНАЕВ, запасы нефти в Арктике составляют 90–100 миллиардов тонн. Эта цифра превышает ресурсы России и Саудовской Аравии запасы нефти в Арктике составляют 90–100 миллиардов тонн. Эта цифра превышает ресурсы России и Саудовской Аравии вместе взятых и объясняет, почему в условиях климатических вместе взятых и объясняет, почему в условиях климатических изменений Арктика становится зоной столкновения интересов мировых держав. изменений Арктика становится зоной столкновения интересов мировых держав. страны в Арктическом регионе. Борьба за Арктику носит геополитический характер, поскольку защищать там действительно есть что: по данным ООН, геополитический характер, поскольку защищать там действительно есть что: по данным ООН, Для России все большую актуальность приобретает вопрос обеспечения стратегической безопасности нашего НОВЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК с компанией «Туполев» на разработку перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Заключение подобного контракта на эскизно-техничесМинистерство обороны РФ подписало контракт кое проектирование нового СБ расценивается как знаковое событие. Финансирование уже началось. ПАК ДА войдет в Государственную программу вооружения 2016–2025 годов. Это российский стратегический бомбардировщикракетоносец нового поколения. Он в перспективе должен заменить стоящие на вооружении российских ВВС самолеты дальней авиации Ту-95МС и Ту-160. НА БЛА – 320 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ На программу оснащения Вооруженных Сил России беспилотными летательными аппаратами (БЛА), рассчитанную до 2020 года, будет израсходовано почти 320 миллиардов рублей. В настоящее время Российская армия имеет почти 500 беспилотных летательных аппаратов, которые находятся в работоспособном состоянии. Российские БЛА выполняют задачи по разведке, связи, ретрансляции сигналов и боевому применению. ЭКИПАЖИ ДЛЯ «МИСТРАЛЕЙ» Продолжение на стр. 08 Продолжение на стр. 08 ТЕНДЕНЦИИ ЧЕТВЕРТЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ Самолет Ил-96-300ПУ с бортовым номером RA96021 – четвертый летающий пункт управления, построенный Воронежским авиазаводом для специального летного отряда (СЛО) «Россия» Управления делами президента РФ, совершил 30 января перелет из Воронежа на место постоянного базирования в московском аэропорту «Внуково». Первый Ил-96-300ПУ (RA96012) был создан для президента России Бориса Ельцина и введен в эксплуатацию в 1995 году, второй (RA-96016) поднялся в воздух в апреле 2003-го, третий (RA-96020) – в августе 2012-го. Все лайнеры данного типа оснащены двигателями ПС-90А разработки пермского конструкторского бюро «Авиадвигатель». На основании распоряжения президента РФ между Управлением делами президента России и Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) заключен контракт на поставку до 2015 года еще одного Ил-96-300ПУ. Правительственный летный отряд на протяжении всей истории своего существования эксплуатирует воздушные суда, оснащенные пермскими двигателями. В их числе межконтинентальный самолет Ил-62М, самый надежный в истории отечественной авиации ближнемагистральный авиалайнер Ту-134, самый популярный в конце 80-х годов ХХ века Ту154М, современные средне- и дальнемагистральные лайнеры Ту-204/214, Ил-96. На сегодня ФГБУ «СЛО «Россия» является лидером по числу находящихся в эксплуатации самолетов с пермскими двигателями. В парке авиаотряда находится 20 самолетов, оснащенных ПС-90А, из них восемь авиалайнеров типа Ил-96-300, десять Ту-214 и два Ту-204-300А. Двигатели разработки Пермского КБ обладают высоким уровнем топливной эффективности и полностью устраивают специальный летный отряд как эксплуатанта. ВЫЙДЕТ НА РЫНОК В 2023–2025 ГОДАХ ботки российских и китайских авиастроителей планируется к выходу на рынок в 2023–2025 годах. Технический облик новой широкофюзеляжной машины еще до конца не определен. В ближайшие месяцы должна завершиться работа специалистов обеих стран над технико-экономическим обоснованием проекта, после чего будет принято решение о возможности запуска совместной разработки нового самолета. Сейчас предполагается сотрудничество по всему циклу создания и сопровождения нового лайнера – от проектирования и разработки до серийного производства и послепродажной поддержки. Началом работы над проектом послужило подписание соответствующего меморандума в апреле 2012-го. Спрос на широкофюзеляжные самолеты до 2033 года может составить около восьми тысяч единиц, из них на пассажирские придется свыше семи тысяч машин. Широкофюзеляжный самолет совместной разраРезультаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Согласны ли вы с тем, что прозападная (проамериканская) Украина создаст колоссальные военно-политические и геостратегические проблемы для России? 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 92% ДА 2% НЕТ НЕТ ЗНАЮ ЗНАЮ НЕ НЕ 6% ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Евгений СА АНОВСКИЙ, САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока нт Института го Востока ПОВТОРЕНИЕ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» НА ЮЖНЫХ ГРАНИЦАХ РОССИИ БОЛЕЕ ЧЕМ ВОЗМОЖНО «Арабская весна» стала возможной во многом вследствие отсутствия ая весна» зможной ом вследствие вия в странах Ближнего его Востока х Ближнего и Среднего Востока социально консервации правящей э и разрыва между пок но-политических лифтов, ации правящей элиты ва между поколениями. литических лифтов,, Читайте материал на стр. 02 Читайте материал на стр. 02 12 Як-130 – СОЗДАВАЕМОЙ ПИЛОТАЖНОЙ ГРУППЕ Корпорация «Иркут» подписала с Минобороны России контракт на поставку 12 учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130, которые предназначены для создаваемой Военновоздушными силами РФ новой пилотажной группы. Пять машин поставляется в этом году. Остальные – в 2015-м. Эта пилотажная группа будет создана на базе Борисоглебского летного училища. Як-130 отлично подходит для пилотажной группы, поскольку обладает уникальными летными характеристиками, может выполнять сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Во время демонстрационного полета на открытии авиасалона в Сингапуре в этом году Як-130, в частности, выполнил петлю на высоте 200 метров, так называемые развернутые бочки с использованием угла атаки порядка 30–35 градусов. Полет был с восьмикратными перегрузками. Кроме того, пилоты продемонстрировали здесь управляемый штопор. Главком ВВС России генераллейтенант Виктор Бондарев в конце прошлого года сообщил, что министр обороны генерал армии Сергей Шойгу утвердил решение о создании новой пилотажной группы на УБС Як-130. Главком уточнил, что это будет новая пилотажная группа в дополнение к имеющимся в ВВС России пилотажным группам «Русские витязи» на самолетах Су-27, «Стрижи» на истребителях МиГ-29, «Соколы России» и вертолетной группе «Беркуты». Двухместный реактивный УБС нового поколения Як-130 разработки и производства корпораПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 ции «Иркут» предназначен для обучения и подготовки летного состава, а также боевого применения в простых и сложных метеоусловиях по воздушным и наземным целям. По своим летно-техническим и маневренным характеристикам самолет близок к показателям современных истребителей на дозвуковой скорости полетов, что позволяет решать задачу обучения пилотов для машин поколений «4+» и «5». Кроме того, он неприхотлив к условиям базирования и способен садиться на неподготовленные площадки. Самолет оснащен двумя двигателями АИ-222-25 тягой 2,5 тонны каждый. Максимальная скорость полета – 1060 километров в час. Практический потолок – 12 500 метров. Дальность полета при максимальной заправке топливом – 2000 километров. Ресурс – 10 000 летных часов. Як-130 имеет девять точек подвески (шесть подкрыльевых, две концевые и одна подфюзеляжная), на которых может нести до 3000 килограммов боевой нагрузки, в том числе ракеты класса «воздухвоздух», «воздух-поверхность», а также авиабомбы калибра 250 и 500 килограммов, разовые бомбовые кассеты, другое авиационное вооружение. На самолет предусмотрена установка подвесных топливных баков, контейнеров с подвесной пушечной установкой (под фюзеляжем), разведывательной аппаратуры, средств радиоэлектронного противодействия. дидатов для прохождения службы на десантных вертолетоносных кораблях-доках «Владивосток» и «Севастополь» типа «Мистраль», которые пополнят боевой состав Тихоокеанского флота. Сформированные экипажи в настоящий момент проКомиссия Тихоокеанского флота отобрала 500 канходят переобучение в созданном в конце декабря прошлого года в Санкт-Петербурге Объединенном учебном центре ВМФ. Общая численность экипажей двух кораблей – около 500 человек. Они начали переподготовку в Объединенном учебном центре ВМФ в конце декабря прошлого года и завершат ее в конце декабря этого года. В строящемся пункте базирования в бухте Улисс во Владивостоке кроме двух вертолетоносцев будет дислоцироваться соединение десантных кораблей и других кораблей 1 и 2-го рангов океанской и морской зон, а также вспомогательные суда. СОБРАНИЕ НП «ВЭС ВКО» Состоится общее собрание членов некоммерческого партнерства «Вневедомственный экспертный совет по проблемам воздушно-космической обороны». В соответствии с решением Президиума некоммерческого партнерства «Вневедомственный экспертный совет по проблемам воздушно-космической обороны» (НП «ВЭС ВКО») от 25 декабря 2013 года планируется проведение общего собрания членов НП «ВЭС ВКО», посвященного 10-летию со дня образования и 105-летию со дня рождения А. А. Расплетина, в форме научно-технической конференции на тему «Итоги работы ВЭС ВКО за 10 лет. Актуальные проблемы организации воздушновоздушно-реактивного двигателя ПД-14 для перспективного самолета МС-21 начнутся в 2015 году. По двигателю подписан планграфик проведения сертификационных работ. Он утвержден в Минпромторге РФ. В соответствии с графиком сертификация будет проводиться в сжатые сроки и в 2015 году должны быть начаты первые испытания на летающей лаборатории. Двигатель ПД-14 разрабатывается Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК) для пассажирского самолета нового поколения МС-21. Непосредственное участие в разработке двигателя принимают ОАО «Авиадвигатель» (Пермь) и НПО «Сатурн» (Рыбинск), входящие в дивизион «Двигатели для гражданской авиации» ОДК. Основными преимуществами ПД-14 относительно совреС РОССИЙСКИМИ МОТОРАМИ ТВ7-117В Четвертый опытный транспортно-пассажирский вертолет Ми-38 с российскими двигателями ТВ7117В будет построен в текущем году. Эта машина станет финальной в опытной серии из четырех машин, сертификацию которых планируется завершить в 2015-м. Основные отличия прототипа ОП-4 от ОП-3 заключаются в установке ударопрочной топливной системы производства компании «Аэразур» (Aerazur) и увеличенных проемах иллюминаторов. С 2015 года Казанский вертолетный завод нашего холдинга должен начать серийное производство Ми-38. В настоящее время «Вертолеты России» ведут активный маркетинг Ми-38 в странах АзиатсДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ МС-21 Летные испытания российского космической обороны Российской Федерации». На собрание приглашены представители администрации президента, правительства РФ, Министерства обороны, Генерального штаба, ВПК, ведущие ученые вузов и научно-исследовательских учреждений Минобороны, РАН, ОПК, занимающиеся оборонными проблемами, а также СМИ. Собрание состоится в 15.00 28 февраля в Культурном центре Вооруженных Сил Российской Федерации по адресу: Москва, Суворовская площадь, дом 2 (проезд до станции метро «Достоевская», Культурный центр расположен рядом с Центральным академическим театром Российской армии). Начало регистрации участников – 14.00. ГОРЬКАЯ ПРАВДА О БЛОКАДЕ можно было избежать можно было избежать ГОРЬКАЯ ПРАВДА О БЛОКАДЕ Голода в Ленинграде 04 «КОРНЕТ-ЭМ» – ИСПЫТАНИЯ ПРОЙДЕНЫ, ПОСТАВКИ НАЧАЛИСЬ ИСПЫТАНИЯ ПРОЙДЕНЫ, ПОСТАВКИ НАЧАЛИСЬ Голода в Ленинграде 04 Тульского КБП развивают успехи РК «Корнет» Тульского КБП развивают успехи РК «Корнет» «Высокоточные комплексы» 05 «Высокоточные комплексы»05 № 6 (524) 19 –25 февраля 2014 года выходит по средам № 6 (524) выходит по средам АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ с лидерами вооруженной оппозиции 11 Тайные переговоры ГРУ с лидерами вооруженной оппозиции 11 Тайные переговоры ГРУ КАРУСЕЛЬ КАРУСЕЛЬ менных аналогов являются сокращение удельного расхода топлива на 10–15 процентов, снижение стоимости жизненного цикла на 15–20 процентов, уменьшение шума и уровня эмиссии. Разработкой самолета MC-21 занимается корпорация «Иркут». МС-21 будет способен перевозить 150–215 пассажиров на расстояние до 5,5 тысячи километров. Первый полет планируется в 2014 году. Сертификацию по российским нормам летной годности предполагается завершить в 2015-м, по международным – в 2016-м. Пассажирский самолет нового поколения МС-21 – основной перспективный проект авиационной промышленности России в сегменте гражданской авиации. Корпорация «Иркут» определена единственным исполнителем госзаказов на разработку и сертификацию машин семейства МС-21. ко-Тихоокеанского региона. При этом российский разработчик намерен поставлять Ми-38 в регион с российскими двигателями. Создание двигателя ТВ7117В является одним из приоритетных проектов. Новый двигатель отличается увеличенной мощностью и топливной экономичностью. В ближайшее время начнется изготовление опытной партии ТВ7-117В для проведения сертификации, которая запланирована на конец 2014 года.
Стр.1
№ 6 (524) 19 –25 февраля 2014 года ТРИБУНА ЦЕНА ВОПРОСА Марк СОЛОНИН Руководствуясь этим указанием, постараемся наметить общие рамки и направления для проверки и критики одного из самых трагичных моментов истории нашей страны – массовой гибели жителей Ленинграда в 1941–1942 годах. ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ ТОНН К началу Второй мировой войны численность населения Ленинграда составляла 3,19 миллиона человек, что чуть менее двух процентов от общей численности населения СССР в границах 1939 года. В городе было сосредоточено (по оценке Сталина) «процентов 30–35 оборонной промышленности нашей страны». Важнейший центр танковой, радиоэлектронной и судостроительной промышленности, крупный порт и железнодорожный узел, район базирования Балтфлота (главной базой флота с июля 1940-го официально считался Таллин), сосредоточие научно-исследовательских и конструкторских организаций – таким был предвоенный Ленинград. Летом-осенью 1941 года численность населения Ленинграда начала существенно меняться. Более 150 тысяч мужчин были призваны в армию (включая дивизии народного ополчения). Без малого полмиллиона человек эвакуированы из города до 27 августа (то есть пока действовало железнодорожное сообщение с «большой землей»), в том числе 220 тысяч детей*, 164 тысячи работников эвакуированных предприятий, 105 тысяч разного прочего населения. К сожалению, происходил и противоположный процесс: в город вливался поток беженцев с оккупированных немцами территорий Прибалтики, Псковской и Новгородской областей, официально было учтено 148 тысяч человек. В хаосе войны наиболее достоверной оценкой численности населения блокадного Ленинграда следует считать количество выдаваемых хлебных карточек. Карточки – это жизнь, и никто, кроме весьма малочисленных шпионов, не стал бы по доброй воле отказываться от регистрации в качестве получателя карточек. Это приводит нас к цифре – 2,54 миллиона гражданского населения, оставшегося (оставленного) в окруженном городе. Численность личного состава воинских частей Ленинградского фронта и Балтфлота, оказавшихся внутри кольца окружения, была величиной переменной, но сопоставляя количество выделяемого для нужд армии продовольствия с нормами выдачи на одного бойца, мы получаем ориентировочную цифру – 350 тысяч красноармейцев и краснофлотцев. Итого 2,9 миллиона человек. Округленно – три миллиона. Сколько еды надо человеку на один день? Если питаться по нормам и представлениям нашего времени, когда величайшей мировой проблемой является ожирение, то дневной рацион должен состоять главным образом из овощей, фруктов и обезжиренного кефира. Такой еды нужно более двух килограммов в день. При типичном для России первой половины XX века режиме питания (хлеб, молоко, каша из крупы, картошка, немного сала, мяса и рыбы) надо от одного до полутора килограммов в день. Для того чтобы обеспечить минимальные потребности организма, достаточно 800 граммов хлеба (два современных батона) в день. Именно таким был рабочий (то есть самый большой) паек в СССР во время войны. Это, конечно же, жизнь в состоянии постоянного недоедания, но о голодной смерти тут не может быть и речи. Для выпечки 800 граммов хорошего хлеба (а вовсе не той жуткой смеси из жмыха, отрубей, мучной пыли и целлюлозы, которую получали ленинградцы в декабре 1941-го) нужно 540 граммов муки. Для «военного хлеба» хватит и 500 граммов. Таким образом, для обеспечения жизни трех миллионов человек необходимо и достаточно 1,5 тысячи тонн муки в день. Запомним эту очень важную цифру. ИЗ ЛЕНИНГРАДА ВЫВОЗИЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ Накануне войны на складах и базах Ленинградского территориального управления государственных материальных резервов хранилось 146 тысяч тонн хлебофуража (мука, крупа и овес). Одни только эти запасы позволяли обеспечить войска Ленфронта и жителей города на три месяца полной блокады при нулевом завозе продовольствия с «большой земли». Однако одним хлебофуражом закрома Ленинградского управления госрезервов не ограничивались. Там было еще 37 тысяч тонн сахара – продукт по понятиям нынешнего времени вредный, но весьма калорийный и легкоусвояемый (что бывает критически важно для спасения жизни ослабленного голодом человека). И это еще не весь перечень. Кроме муки и крупы стоимостью 30,5 миллиона рублей и сахара стоимостью 43 миллиона были еще «продовольственные товары (консервы, масло, мясо, махорка, сухари и пр.)» совокупной стоимостью 195 миллионов рублей. В докладной записке начальника управления товарища Горчакова (от 5 января 1942 года, совершенно секретно) не указаны номенклатура и вес «продовольственных товаров» в их материальном выражении. Но даже принимая соотношения стоимости муки и высококалорийных продуктов как 1 к 10, мы получаем солидную прибавку в размере ориентировочно 15 тысяч тонн еды. Таким образом, общие запасы на складах системы госрезерва позволяли кормить полностью блокированЛадожское озеро Ладожское озеро Новая Ладога Новая Ладога Финский залив Финский залив Шлиссельбург Шлиссельбург Волхов Волхов Мга Мга Тихвин Тихвин Лодейное поле Лодейное поле ЦИФРЫ, ФАКТЫ, ВОПРОСЫ ЦИФРЫ, ФАКТЫ, ВОПРОСЫ нимались от имени Военного совета Ленинградского фронта, а не городских властей), для армии и флота выделялось 312 тонн, а для жителей Ленинграда (в семь раз более многочисленных!) – всего 587 тонн. Из самого минимального за время блокады лимита 510 тонн для армии и флота предназначалось 169 тонн, а для населения Ленинграда – всего 310 тонн. И это на два с половиной миллиона едоков. «Говорят, что победителей не судят, что их не следует критиковать, не следует проверять. Это неверно. Победителей можно и нужно судить, можно и нужно критиковать и проверять. Это полезно не только для дела, но и для самих победителей». Такие замечательные слова произнес 9 февраля 1946 года Сталин, выступая на встрече с избирателями Сталинского избирательного округа города Москвы. ный город в течение четырех-пяти месяцев. А если ограничить потребление минимальным физиологическим выживанием, то хватило бы и на полгода, если не больше. Так «мало» было накоплено к началу войны. За два с лишним месяца можно было завезти в город горы продовольствия. О масштабе возможностей Ленинградского железнодорожного узла говорят, в частности, такие цифры: 29 августа (по злой иронии судьбы – за день до того, как немцы заняли станцию Мга, перерезав последнюю железнодорожную магистраль, соединявшую Ленинград с «большой землей») специальной комиссией ГКО был установлен очередной план эвакуации ленинградских заводов, в соответствии с которым предполагалось за 10 дней отправить на восток 12 313 вагонов; на следующий день на путях стояло 2200 вагонов, загруженных промышленным оборудованием. 2200 вагонов, одномоментно скопившихся на товарных станциях Ленинграда, – это порядка 40 тысяч тонн грузоподъемности. Однако продовольствие в город не завозилось, а напротив, вывозилось. Упомянутая выше докладная записка начальника Ленинградского управления госрезерва заканчивается следующими фразами: «Весь хлебофураж, хранившийся на базах Управления, разбронирован и частично эвакуирован в течение первых трех месяцев войны... Накопленные резервы и текущие запасы могли бы обеспечить более длительный срок, если бы с начала военных действий было установлено строжайшее нормирование в отпуске продовольствия, материалов и топлива и задержана из Ленинграда эвакуация части фондов (подчеркнуто мной. – М. С.)». В результате после строжайшего поиска и учета всех наличных ресурсов (а не только складов системы госрезерва!) по состоянию на 26 сентября внутри кольца блокады находилось всего 36 тысяч тонн хлебофуража (включая отруби, жмых и солод). Нормальной муки было лишь 20 тысяч тонн. Этого могло хватить на две недели, максимум по голодным нормам – на месяц. Так прозвучал первый удар похоронноШвеции. Если кто забыл – именно так, с боем проводя каждый караван грузовых судов, без малого шесть лет провоевала Англия. Однако вариант снабжения Ленинграда через Балтику никогда даже не обсуждался – и это абсолютно разумно, так как существует еще и четвертая сторона света, восток. На востоке было 60 километров (не считая изгибы береговой линии) свободного берега Ладожского озера. Финские войска на Карельском перешейке в конце августа вышли на линию границы 1939 года и там остановились. 4 сентября Маннергейм отдал приказ о переходе к обороне, и без малого на три года над линией этого «фронта» повисла тишина. Если проложить маршрут транспортных караванов по кратчайшему расстоянию, через так называемую шлиссельбургскую губу, то до «большой земли» (портовый поселок Кобона) было не более 30 километров водного пространства. Если же идти в Новую Ладогу (город и порт у впадения реки Волхов в Ладожское озеро), то наберутся все 100 километров. В любом случае даже самая тихоходная баржа могла дойти от Новой Ладоги до западного, ленинградского берега озера за 10–12 часов. го колокола. Чтобы его печальный отзвук не долетел до потомков, был заботливо выращен и раздут до небес миф о Великом Пожаре. Якобы вся еда находилась на Бадаевских складах, каковые сгорели во время бомбежки. Пожар и бомбежка были в реальности. Драгоценное продовольствие не было рассредоточено и хранилось в деревянных складах. Сгорело 3 тысячи тонн муки и 2,5 тысячи тонн сахара. Сахар расплавился и превратился в карамель, которая в дальнейшем была переработана и использована. Фактические потери сахара составили не более 700 тонн. С учетом сгоревшей муки этого могло бы хватить на три-четыре дня снабжения города. Не более того. АРИФМЕТИКА И ГЕОГРАФИЯ Ленинград находится не на острове. И даже не на полуострове, соединенном с материком крошечной перемычкой (как Севастополь в Крыму). С юга и севера от Ленинграда – необъятные просторы суши, пересеченные «нитками» железных дорог. Северный транспортный коридор (железная дорога Петрозаводск – Сортавала – Ленинград, идущая в обход северного берега Ладожского озера) был потерян 14–15 июля в результате наступления финской армии, которая за четыре дня взломала оборону советских войск и продвинулась от границы до берега Ладоги. Южный коридор был потерян 30 августа, когда 20-я мотопехотная дивизия вермахта заняла станцию Мга. Неделю спустя, 8 сентября немцы силами одного пехотного полка заняли Шлиссельбург, окончательно перекрыв таким образом сухопутное сообщение Ленинграда с «большой землей». С запада от Ленинграда – воды Фин*Во многих публикациях ошибочно указана другая, большая цифра. Это недоразумение связано с тем, что в начале войны, когда появление немецких войск на южных подступах к Ленинграду представлялось немыслимым, 175 тысяч детей были вывезены из города в южные и юго-восточные сельские районы области, в дальнейшем по мере приближения фронта их пришлось возвратить в город ского залива, а на воде – краснознаменный Балтфлот. Заслуживающих упоминания сил немецкого флота в водах Финского залива не было вовсе, военно-морской флот Финляндии соотносился с КБФ как моська со слоном. В такой ситуации существовала вполне реальная возможность завоза продовольствия в Ленинград по морю, из портов нейтральной Плавсредств для транспортных перевозок было не много, а очень много. СевероЗападное речное пароходство, Ленинградское областное пароходство, Ладожская военная флотилия, трест «Ленрыба». Только первая из упомянутых структур к началу 1941 года имела в своем в составе 323 буксира и 960 несамоходных судов общей грузоподъемностью 420 тысяч тонн, в навигацию 1940-го суда СЗРП перевезли 3,4 миллиона тонн грузов. И если у речного флота еще могли быть проблемы с плаванием по бурным водам осенней Ладоги, то суда Ладожской военной флотилии и треста «Ленрыба» как раз для работы на Ладожском озере и были предназначены. Стоит также отметить, что после всех потерь 1941 года (главной составляющей которых была опять же эвакуация плавсредств из Ленинграда на восток) к открытию навигации 1942-го подготовленный к перевозкам по Ладоге грузовой флот все еще насчитывал 116 единиц самоходных и несамоходных судов общей грузоподъемностью 32,8 тысячи тонн. 30 августа 1941 года (то есть сразу после потери станции Мга) вышло Постановление ГКО № 604 о мерах по снабжению Ленинграда водным путем. Предполагалось использовать 25 буксиров и 75 озерных барж грузоподъемностью по одной тысячи тонн каждая, причем непрерывно должно было курсировать не менее 12 барж, для перевозки ГСМ предлагалось выделить один танкер и восемь нефтеналивных барж. На эту цифру (12 барж в день) можно взглянуть с двух сторон. В сравнении с наличным тоннажем это удивительно мало. С другой стороны, такой грузопоток позволил бы не только обеспечить снабжение жителей Ленинграда по общесоюзным нормам, но и достаточно быстро накопить многомесячные запасы. В частности, было принято решение к 1 октября отгрузить 143 тысячи тонн муки и крупы, 28 тысяч тонн мяса и рыбы, три тысячи тонн масла, то есть всего 174 тысячи тонн продовольствия. ГОРА РОДИЛА МЫШЬ Ничего этого в реальности не произошло. Гора родила мышь. За первые 30 дней навигации на западный берег Ладожского озера было доставлено всего 9,8 тысячи тонн продовольствия – в среднем по 330 тонн в день! И хотя в дальнейшем грузопоток увеличился, с 1 октября до середины ноября (когда судоходство по Ладоге пришлось в условиях ранней и очень холодной зимы прекратить) по воде перевезли лишь 45 тысяч тонн продовольствия (44 тысячи тонн зерна, муки, крупы и сухарей, примерно 400 тонн сгущенного молока и порядка 600 тонн мяса, рыбы, жиров). Такие поставки не только не позволили БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА дейное поле была потеряна еще раньше, после того как финская армия вышла на реку Свирь и создала плацдарм на ее южном берегу). Теперь грузы для Ленинграда приходилось везти с дальних станций кружными лесными дорогами длиной в сотни километров. 70 транспортных «Дугласов», выделенных для организации «воздушного моста», решить проблему продовольственного снабжения огромного города, конечно же, не могли. Впрочем, у них и задачи были другие: из города самолетами вывозили квалифицированных специалистов, оптическое и электронное оборудование. В город по воздуху завозили продукты, едва ли предназначенные для простых людей: 346 тонн мясокопченостей, 257 тысяч банок мясных и рыбных консервов, 52 тонны шоколада, 18 тонн сливочного масла, 9 тонн сыра... 9 декабря в ходе начавшегося контрнаступления Красной армии немцев удалось выбить из Тихвина, и через десять дней весь участок железной дороги от Тихвина до Волхова был очищен от неприятеля. Намертво замерзло к тому времени и Ладожское озеро, превратившееся в огромную «дорогу с твердым покрытием» (фактически первые машины по льду Ладоги прошли уже 22 ноября). И тем не менее снабжение Ленинграда происходило в режиме «в час по чайной ложке», что с учетом численности едоков внутри кольца блокады и тоннажа поставляемого продовольствия даже не было метафорой. За первые девять дней работы Дороги жизни было перевезено всего 800 тонн муки, то есть значительно меньше минимальной однодневной потребности. В первой декаде декабря перевезено 2282 тонны и только в третьей декаде вышли на уровень 600–750 тонн в день. В первые дни в составе 17-й автотранспортной бригады было всего лишь 120 грузовиков, к концу декабря это число выросло до 2,8 тысячи автомашин, из которых ежедневно на линии было менее одной тысячи, остальные простаивали из-за отсутствия бензина или технических неисправностей. Чтобы оценить смысл этих цифр, надо вспомнить, что к началу войны (то есть до начала мобилизации транспорта из народного хозяйства) в войсках ЛенВО числилось 20,5 тысячи грузовых автомашин и 4,2 тысячи тракторов (в условиях зимы трактор с санями-волокушами на ледовой дороге был бы гораздо лучше дряхлой полуторки); в соседнем Прибалтийском ОВО, войска которого в июле отошли на территорию ЛенВО, – 13,5 тысячи грузовиков и три тысячи тракторов. После объявления открытой мобилизации (плановые мероприятия которой в Ленинградском округе были выполнены полностью) количество автотранспорта в армии увеличилось примерно вдвое. Кроме того, гигантские военные предприятия Ленинграда имели тысячи автомашин, никакой мобилизации не подлежащих. Известно, что потери автотранспорта при отступлении летом-осенью 1941-го были незаурядно низкими и в целом за весь 41-й год они составили порядка 33 процентов. Другими словами, внутри кольца блокады находились десятки тысяч грузовиков и многие тысячи тракторов, промышленность Ленинграда могла обеспечить любой мыслимый ремонт и изготовление запчастей. Где же были эти машины, что они делали, чем были заняты? Какая другая задача, кроме доставки в умирающий город продовольствия и горючего, могла быть более приоритетной? ГОЛОД И СМЕРТЬ накопить запасы продовольствия, но и не обеспечили снабжение блокадного города по минимально допустимым нормам. 8 ноября, ровно через два месяца после захвата Шлиссельбурга, немцы заняли Тихвин. Это означало, что последняя железнодорожная магистраль, позволявшая подвозить грузы непосредственно к юго-восточному берегу Ладожского озера, перерезана (возможность подвоза северным путем – через станцию Лодовольствия заставляла непрерывно снижать нормы расхода. 6 октября суточный лимит расхода муки был установлен в размере 1000 тонн, с 1 ноября его пришлось снизить до 735 тонн, с 13 ноября – 622 тонны, с 20 ноября – 510 тонн (причем в эти тонны уже были включены и все условно-съедобные примеси, из которых пекли жуткий «блокадный хлеб»). Тут еще надо учесть, что в условиях войны Критическая ситуация с подвозом проглавным приоритетом было снабжение армии, мизерные запасы приходилось делить между бойцами на фронте и горожанами отнюдь не поровну. Так, из лимита 1000 тонн муки, установленного 6 октября (что характерно, сами решения прикарточкам были снижены до 400 граммов для работающих и 200 граммов для иждивенцев. Даже большая из этих цифр не обеспечивает те 1700 ккал, которые необходимы человеку, который лежит без движения в теплом помещении. Но помещения не были теплыми: аномально ранняя и холодная зима, отключенное отопление, затем – замерзший водопровод и необходимость носить воду ведрами из прорубей на Неве. 20 ноября были установлены следующие нормы: 250 граммов хлеба для работающих, 125 – для иждивенцев (в таковых к тому моменту вынужденно в связи с остановкой заводов превратилось две трети населения Ленинграда). Уже в ноябре смертность в Ленинграде С октября 1941-го нормы выдачи хлеба по 04 04 более чем вдвое превысила довоенные показатели. В декабре начался смертный голод. Люди падали без сознания на улицах, неубранные трупы замерзали в домах. В декабре в городе умерли 53 тысячи человек, в январе – 102 тысячи, в феврале – 108 тысяч. Убирать покойников стало некому, люди вымирали целыми семьями. С 19 декабря по 1 марта командами МПВО были собраны на улицах города 9207 живых дистрофиков и захоронена 261 тысяча трупов. По состоянию на 21 февраля за «убийство с целью поедания мяса убитых» арестованы 886 человек. «В ГОРОДЕ НАСТОЯЩИЙ ПРАЗДНИК...» В конце декабря постепенно нарастающий «ручеек» продовольствия, завозимого в город автомашинами по льду Ладожского озера, позволил повысить лимиты расхода муки с 510 до 560 тонн в день, в том числе для населения Ленинграда – с 310 до 395 тонн. С 25 декабря 1941 года были установлены новые нормы выдачи хлеба: 350 граммов по рабочей карточке и 200 граммов для служащих и иждивенцев. С точки зрения арифметики – разница бесспорная, с точки зрения физиологии – не изменилось ничего: ничтожное количество еды по-прежнему не обеспечивало выживания человека да еще и на декабрьском морозе (что, к несчастью, явно подтверждается двукратным ростом смертности в январе). Тем не менее товарищ Жданов в тот же день, 25 декабря доложил в Москву, что «в городе настоящий праздник». Оставив соответствующим депутатам Госдумы РФ выяснить вопрос – не является ли такое заявление кощунством и оскорблением чувств блокадников, обратимся снова к Постановлению Военного совета Ленфронта № 00320 от 6 октября (других мне просто не удалось найти), которым лимитировался расход продовольствия. Кроме двух упомянутых выше категорий потребителей (личный состав фронта и Балтфлота, население Ленинграда) в постановлении есть еще одна строка: «Для закрытых учреждений и общественного питания». Что примечательно – эта загадочная категория ни хлеба, ни сахара не потребляет, для нее указаны лишь лимиты по мясу и жирам, причем лимиты очень жирные: 49 тонн мяса (при этом на 2,5 миллиона населения города выделено всего 72 тонны) и 19,6 тонны жиров (для населения – 51,5 тонна). Да и 346 тонн мясокопченостей, завезенных в ноябре-декабре по «воздушному мосту», в воспоминаниях рядовых ленинградцев, переживших блокаду, почему-то не обнаруживаются... Но есть и другие свидетельства. В 1998 году профессор РГГУ Н. Н. Козлова опубликовала дневник некого Н. А. Рибковского, который тот вел во время Ленинградской блокады. Рибковский родился в 1903 году, окончил Московскую высшую партшколу в 1940-м, был назначен секретарем райкома в Выборг, затем после занятия города финскими войсками в августе 41-го прибыл в Ленинград, где после трехмесячного ожидания был назначен на более чем скромную должность инструктора отдела кадров горкома партии. Всего лишь. 9 декабря он записывает в своем дневнике: «С питанием теперь особой нужды не чувствую. Утром завтрак – макароны, или лапша, или каша с маслом и два стакана сладкого чая. Днем обед – первое щи или суп, второе мясное каждый день. Вчера, например, я скушал на первое зеленые щи со сметаной, на второе котлету с вермишелью, а сегодня на первое суп с вермишелью, на второе свинина с тушеной капустой». В начале марта 1942 года (в тот месяц в Ленинграде умерли 99 тысяч человек) ответственного работника направляют в так называемый стационар горкома партии, где про грубую мужицкую еду вроде свинины с тушеной капустой и говорить-то неприлично: «Питание здесь словно в мирное время в хорошем доме отдыха... Каждый день мясное – баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное – лещ, салака, корюшка и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, 300 грамм белого и столько же черного хлеба на день, 30 грамм сливочного масла и ко всему этому по 50 грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину...» Эта запись (от 5 марта 1942-го) заканчивается восхитительной фразой: «Да. Такой отдых в условиях фронта, длительной блокады города возможен лишь у большевиков, лишь при Советской власти». Окончание в следующем номере р. Луга р. Луга р. Волхов р. Волхов р. Свирь р. Свирь Коллаж Андрея СЕДЫХ Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 05 ПРИОРИТЕТЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ И СВЕРХТОЧНЫЙ На прошлогодней осенней международной выставке вооружения RAE 2013 в Нижнем Тагиле и на недавно прошедшей в индийском Нью-Дели DEFEXPO 2014 многофункциональный ракетный комплекс «Корнет» вызвал большой интерес у международных покупателей. Согласно данным ежегодного издания британского международного института стратегических исследований MilitaryBalance не менее 12 стран мира имеют на вооружении российские «Корнеты». Примечательно, что в этот список входят Турция и Иордания, ориентирующиеся в своих закупках больше на западные образцы вооружения и военной техники. Алексей РАММ За пять лет холдинговая компания «ОАО «Высокоточные комплексы» заняла достойное место на международных и отечественном рынках вооружения и военной техники. Такие изделия промышленного объединения, как зенитный ракетнопушечный комплекс «Панцирь», огнемет «Шмель», и другие заняли прочное место в арсеналах многих стран мира, а также Вооруженных Сил Российской Федерации. Таким образом, к своему юбилею сотрудники холдинговой компании достигли высоких результатов. Будем надеяться, что в ближайшем будущем «Высокоточные комплексы» добьются еще большего успеха в разработке, производстве и экспорте новейших образцов вооружения и военной техники. За последние 15 лет ракетный комплекс Тульского КБП успел поучаствовать в нескольких войнах и военных конфликтах. В ходе второй ливанской войны в июле-августе 2006 года «Корнеты» успешно применялись ливанскими боевиками из движения «Хезболла» против Армии обороны Израиля. Целями для операторов комплексов стали не только танки семейства «Меркава», но и переделанные из «Центурионов» тяжелые бронетранспортеры «Пума» и даже бронированные бульдозеры, использовавшиеся израильскими военными для борьбы с укреплениями при зачистке городов. По мнению многих зарубежных экспертов, анализирующих опыт применения израильской бронетехники во второй ливанской войне, именно активное применение противотанковых ракетных комплексов «Корнет» и их неожиданная для израильской армии эффективность заставили командование Армии обороны Израиля в кратчайшие сроки оснастить танки «Меркава» комплексом активной защиты «Трофи». По неподтвержденным сведениям, вооружение Российской армии. Создавался ПТРК на базе комплекса управляемого танкового оружия «Рефлекс», входящего в боекомплект основных российских и советских боевых танков семейств Т-72, Т-64, Т-80, а также самоходных противотанковых установок «Спрут-С» и «Спрут-СД». «Противотанковые ракетные комплексы предыдущего поколения управлялись либо по проводам, разматывающимся за ракетой, либо радиокомандами, – пояснил газете «ВПК» главный редактор интернет-проекта «Отвага-2004» Виталий Моисеев. В то же время управление «Коржилых домах и промышленных по 0 лет такитаких ем до о в стройках. За последние 30 лет таких лее че ле енных лятивная боевая часть не сто эффективна против живой силы сенапротивника. Поэтому в арсенатерю, ле «Корнета» есть ракеты с тер тью о позволяющей эффективно и, уничтожать огневые точки, инженерные сооружения, а также укрывшегося в них противника. я, х нета» схоже с высокоточными авиационными средствами поражения. На пусковой установке смонтирован лазерный излучатель, подсвечивающий цель ракете. Отразившийся луч воспринимается фотоприемником лазерного излучения, установленным на ракете, а система наведения, используя четыре тонких раскладных крыла, корректирует полет, ориентируясь на показания фотоприемника. «В ПТУР прошлого поколения точность попадания зависела от оператора, его глазомера и координации движений. Ориентируясь по свету трассера, установленного в хвостовой части ракеты, он корректировал ее полет по радиоуправлению или по проводам, используя джойстик или, как говорят военные, кнюппель. Чуть ошибся в расчете траектории, чуть дернул в сторону – и ракета пройдет мимо цели, – рассказал нашему корреспонденту офицер службы ракетноартиллерийского вооружения Минобороны. По словам собеседника издания, «Корнеты» использовались иракскими военнослужащими против армии США в ходе вторжения в Ирак в 2003 году – в так называемой первой части операции «Свобода Ираку». Такие сведения содержатся на американском сайте GlobalSecurity, в частности в статье указывается, что два основных боевых танка М-1 «Абрамс» и одна БМП «Брэдли» стали жертвами «Корнетов». Правда, официального подтверждения от Пентагона не поступало, но в мемуарах командира танковой роты 3-й пехотной дивизии капитана Джейсона Конроя «Тяжелый метал. Танковая рота в битве за Багдад» указывается, что «Корнет» воспринимался американскими танкистами как одна из самых опасных угроз на их пути к Багдаду. В воюющей Сирии «Корнеты» применяют не только правительственные войска, выбивая боевиков из зданий и укреплений, но и повстанцы, уничтожая танки и бронемашины правительственных сил. Судя по фото и видеохронике, ракетные комплексы одинаково эффективны как против сооружений, так и против бронеобъектов. При этом надо учитывать, что уровень подготовки сирийских операторов по сравнению с их коллегами из «Хезболлы» не самый высокий. Эффективно применяют ПТРК и в Вооруженных Силах РФ. Если в Сухопутных войсках используют переносные варианты ПТРК, то в Воздушнодесантных есть мобильная версия противотанкового ракетного комплекса на шасси бронетранспортера БТР-Д. Что же делает «Корнет» таким привлекательным для покупателей и какие новые модели ракетного комплекса мы увидим? ГРОЗА ТАНКОВ И УКРЕПЛЕНИЙ Работы по противотанковому «Корнету» начались в Тульском КБП еще в начале 90-х годов, а в 1994-м первые партии начали поступать на МНОГОЦЕЛЕВОЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС По мнению Виталия Моисеева, сейчас в мире отказываются от управляемых операторами противотанк вых ракетных комплексов: «Им на смену пришли ПТРК с ракетами, оснащенными головками самонаведения. К примеру, американские «Джаия от ТРК ым коов: ых я. К Джами К У «Корнета» большой экспортный потенциал, что и доказывают его покупатели. По критерию «стоимость-эффективность» в своем классе сейчас ему нет равных «Корнет» таких недостатков лишен. «Провод мог оборваться, зацепившись за препятствие или в результате неудачного маневра. Радиоуправление можно заглушить помехами. Лазер теоретически можно тоже подавить, поставив с танка дым и закрыв «картинку» оператору, но, как показывает опыт, при достаточно высокой скорости штатной ракеты «Корнета» она все равно успевает поразить цель», – отметил представитель Минобороны. Конструкторы Тульского КБП, создавая «Корнет», сразу ориентировались на борьбу с танками, оснащенными динамической защитой, ставшей обязательным атрибутом большинства современных боевых машин еще в середине 80-х годов. Поэтому ракета 9М133 получила тандемную боевую часть, где первый заряд уничтожался элементами динамической защиты – железные коробки со взрывчаткой, при подрыве которой противотанковый боеприпас отбрасывается в сторону или уничтожается, а второй заряд поражает непосредственно танк. Примечательно, что для создания эффективной кумулятивной струи второй, он же основной, заряд ракеты находится в хвостовой части, двигатель, оборудованный косонаправленными соплами, – в средней, а система управления расположена в хвостовой части ракеты. Как показывает опыт современных войн и военных конфликтов, противотанковые управляемые ракеты все чаще становятся средством борьбы с укреплениями и засевшим в зданиях противником. Эффективно применялись ПТУР «Милан» против укреплений аргентинских военных британскими морскими пехотинцами и парашютистами в ходе короткого конфликта за острова Фолкленды в 1982 году. Советские спецназовцы противотанковыми «Фаготами» выбивали укрепленные пещеры «духов» в Афганистане, а 21-я софринская бригада оперативного назначения ВВ МВД, штурмуя Грозный зимой 1999–2000 годов, эффективно выбивала огневые точки боевиков в велины» и израильские «Спайки», действующие по принципу «пустил и забыл». Такие комплексы еще называют третьим поколением. Ракеты американских и израильских противотанковых ракетных комплексов третьего поколения обнаруживают и берут на сопровождение бронеобъекты, используя заложенное в систему наведения эталонное изображение и тепло, исходящее от целей. «Главная проблема «Джавелина» – высокая стоимость ракеты, доходящая до 120–130 тысяч долларов за штуку. Это очень дорогое удовольствие, которое могут позволить себе не все страны мира. Сейчас в Индии разрабатывают перспективную боевую машину пехоты, вооруженную «Джавелином», оценочная стоимость ее боекомплекта приближается к цене самого БМП», – пояснил изданию Моисеев. Также эксперт заметил, что по сравнению с ПТРК второго поколения эффективная дальность ракетных комплексов третьего поколения гораздо меньше. «Ракета «Джавелин» летит на дальность порядка 4700 метров, но ее самонаводящаяся головная часть эффективно работает только на 2500 метров, а дальше эффективность падает в разы. К примеру, уже упомянутая перспективная индийская БМП пока доедет до эффективной дальности запуска «Джавелина», будет уничтожена», – сообщил Виталий Моисеев. Также собеседник издания отметил, что современные боевые танки поражают цели на расстоянии 3–3,5 тысячи метров. Есть проблемы и с применением комплексов третьего поколения в городских условиях. в 2003 году на открытой местности «Джавелины» эффективно уничтожали иракские танки, БТР и БМП. Но вот в населенных пунктах случаи их использования мне неизвестны. Американцы сейчас оснастили свои ПТРК ручным управлением. Также поступили и израильтяне со своим «Спайком», – рассказал нашему корреспонденту независимый военный эксперт, один из авторов книги «Чужие войны» Вячеслав Целуйко. «Во время активных боев в Ираке конце 90-х годов противотанковые ракетные комплексы второго поколения «Тоу-2», установленные на БМП «Брэдли», бронетранспортерах «Страйкер» и автомобилях повышенной проходимости «Хаммер». Корпус морской пехоты США в городских боях активно использовали модернизированные в Кроме того, по словам эксперта, Армия и только выпустил выпустил лько по мобарической боевой частью, вно примеров накопилось более чем до ват статочно. Но надо учитывать, что в в кумумуотличие от бронеобъектов кумустоль си ыилы ть, что х подооНОВЕЙШИЙ РОССИЙСКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «КОРНЕТ» ЛЕГКО СПРАВЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО С ТАНКАМИ, НО И С ВЕРТОЛЕТАМИ И ДАЖЕ БЕСПИЛОТНИКАМИ НОВЕЙШИЙ РОССИЙСКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «КОРНЕТ» ЛЕГКО СПРАВЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО С ТАНКАМИ, НО И С ВЕРТОЛЕТАМИ И ДАЖЕ БЕСПИЛОТНИКАМИ «ОБОРОНКА» «То -2» Целу Тоу-2», – пояснил Ц л йко Целуйко. другим пут м осна тив наводит на нее пусковую установку и ставит метку. Дальше ПУ сама корректирует полет ракеты к цели, без участия человека. Точность системы наведения и сопровождения цели позволяет эффективно поражать сложные цели, даже такие, как вертолет и беспилотный летательный аппарат», – говорит офицер службы РАВ Минобороны. По словам собеседника издания, другим путем, оснастив ПТРК «Корнет» автоматом сопровождения цели. «Оператор обнаруживает визуально цель, у-2», – пояснил Вячеслав В Ту ьВ Тульском КБ льском КБП пошли у ем ояснил Вячесла БП пошлишл ячеслав такое решение не только удешевляет сам комплекс, но и делает его более многофункциональным, без потери тактико-технических характеристик. «С новыми ракетами «Корнет» «Корне у», – по аст вПТРК По его словам, дальность поражения целей ракетами «Корнета» гораздо больше, чем автоматическими пушками «Панциря»: «БПЛА – сложная и малозаметная цель. В принципе его можно сбить и штатной зенитной ракетой «Панциря», но она на порядок дороже «корнетовской». Надо учитывать, что дрон, не всегда хорошо заметный для головки самонаведения зенитной ракеты, может эффективно уклониться, сорвав захват. Но визуально БПЛА для оптики и тепловизора «Корнета» хорошо виден, а высокоточный автомат сопровождения доведет ракету точно до цели». – пояснил газете офицер ВВС России, зн кнакомый Корнету» а тот же ничто ае знакомый с новейшим комплексом.ексом По его словам дальност пор жени орнету», а тот уже уничтожает ее», оясни газете фице ВВ ил газ т оф ц р ВВС Ро сии ый с но ейшиове ш м к мкомплекс м. сть от уж ун чтожает ее»ее», России, раж ния может поражать цели на дальности до 8 тысяч, а в некоторых случаях и до 10 тысяч метров. При этом эффективность системы наведения сохраняется на всем расстоянии полета ракеты», – пояснил собеседник издания. Модернизированная версия ПТРК поставляется Вооруженным Силам России под индексом «Корнет-Д», а на экспорт – как «Корнет-ЭМ». Примечательно, что новейшие ПТРК пересели на шасси бронеавтомобиля повышенной проходимости «Тигр». Презентация обновленной версии «Корнета» состоялась на прошлогодней международной выставке вооружения в Нижнем Тагиле. Высоко оценили «Корнет» и в Воздушно-десантных войсках, располагающих не только переносной версией ПТРК, но и на шасси десантируемого бронетранспортера БТР-Д. «Особенность применения воздушПравда, наш собеседник отказался разъяснить, на каком этапе находятся работы по принятию на вооружение многофункционального ракетного комплекса «Корнет» для ВВС России. Рассматривается «Корнет» и как вооружение для новейших катеров, закупаемых для подразделений специального назначения Военно-морского флота, а также патрульных кораблей. Почти за 20 лет с момента своего создания «Корнет» прошел путь от продвинутого, но узкоспециализированного противотанкового ракетного комплекса до многофункциональной системы, способной бороться с противником не только на суше, но и на море и даже в воздухе. «КОРНЕТ» И ЭКСПОРТ По мнению Виталия Моисеева, у но-десантных и десантно-штурмовых подразделений Воздушно-десантных войск – это действие в отрыве от своих основных сил, зачастую в тылу противника. Поэтому рассчитывать на поддержку своей артиллерии и танков не приходится. «Корнет» может не только эффективно бороться с вражеской бронетехникой, но и уничтожать его укрепления. При относительно небольшом весе пусковой установки ПТРК и его боекомплекта «Корнет» не снижает мобильность выполняющих боевую задачу десантников», – утверждает офицер-артиллерист одной из дивизий Воздушно-десантных войск. Также собеседник издания отметил, что ПТРК в несколько раз повышает огневую мощь десантников. «ПТРК на БТР-Д можно десантировать с парашютом, как и обычные БМД. Машина эта плавающая, достаточно проходимая. В любой момент поддержит десантников своим огнем», – подчеркнул офицер-десантник. Нашли свое место «Корнеты» и в «Спецназовцы «Дельты» пошли на штурм здания, в котором засели сыновья Саддама Хусейна, только после того, как по зданию выпустили полтора десятка ракет Военно-воздушных силах, и в Войсках воздушно-космической обороны. «Сейчас «Корнет» рассматривается как дополнение к новейшим зенитным ракетно-пушечным комплексам «Панцирь». Благодаря высоким характеристикам прицельного комплекса, а также энерговооруженности и маневренности ракет ПТРК легко может сбить БПЛА или вертолет противника. «Панцирь» обнаруживает цель, передает ее координаты «Корнета» большой экспортный потенциал, что и доказывают его покупатели: «По критерию «стоимостьэффективность» в своем классе сейчас ему нет равных». С этим трудно не согласиться. «Корнет» занял нишу между комплексами третьего поколения, которые он превосходит по стоимости, дальности поражения целей и универсальности, и комплексами второго поколения, уступающими «Корнету» в автономности. «Не все страны готовы выкладывать по 120–130 тысяч долларов за одну ракету для «Джавелина», – отметил Моисеев. Правда, у «Корнета» есть сильный конкурент в лице израильского «Спайка» фирмы «Рафаэл», который гораздо дешевле американского аналога, но уступает ему по тактико-техническим характеристикам. Сейчас израильский комплекс стоит на вооружении почти в 20 странах мира, включая Италию, Финляндию, ФРГ. Примечательно, что английские вооруженные силы, закупающие у американцев «Джавелины», активно применяют и «Спайк», получивший британское наименование «Экзектор». Даже Пентагон провел ряд испытаний израильского противотанкового комплекса еще в середине 90-х годов. самонавед самонаведения.ия. Приц ль и р и ьско израильском «Спайке», не уступая последнему по характеристикам. В ряде зарубежных справочников указывается, что эффективная дальность израильского ПТРК – почти 25 тысяч метров, что, мягко говоря, вызывает недоумение, учитывая габариты самой ракеты. Правда, на последних выставках вооружения на стенде фирмы-производителя «Рафаэл» и в ряде публикаций указывается уже более скромная цифра – восемь тысяч метров. Боевая часть ракеты российского «Корнета» массой почти пять килограммов тяжелее трехкилограммовой израильской, а с учетом разнесенной конструкции зарядов тульская ракета будет гораздо эффективнее. Но главное в многофункциональности российского ракетного комплекса то, что покупатель получает систему, способную не только поражать бронеобъекты, укрепления противника, но и сбивать его вертолеты и даже беспилотные летательные аппараты. Применим «Корнет» для морских и речных операций. Израильский «Спайк», остающийся продвинутым противотанковым ракетным комплексом, такими возможностями не обладает. На современном рынке вооружения подобные многофункциональные системы поставляет лишь российская холдинговая компания «Высокоточные комплексы». Более того, «Корнет-ЭМ» – это не опытная перспективная машина, работы по которой только ведутся, не технический концепт, а полноценная ракетная система, прошедшая испытания и поставляющаяся в Вооруженные Силы России. самонаведения. Прицельный комплекс с автомато н с автоматом сопрово дения «Ко нета» на поря на порядок дешевле используемого впо ь уем го в израил автоматом сопров ждения «Корнета» ядок деш к м «С опровождени Корне а шевле Спайке рицельный ко пл е использ мого туп омплекс е» не усту ая по Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский сделал прогноз о возможных покупателях новейшего многофункционального ракетного комплекса «Корнет-ЭМ»: «Если провести оценку военных угроз разных стран мира, то «Корнет-ЭМ» будет интересен странам – соседям Китая, имеющего большой танковый парк и значительные силы армейской авиации, и соседям Пакистана, также располагающего достаточно сильными бронетанковыми силами». Востоке «Корнет» должен заинтересовать Алжир и Сирию. «Будет комплекс интересен и По словам эксперта, на Ближнем Но у новейшего многофункционального ракетного комплекса «Корнет-ЭМ» очень хороший экспортный потенциал и возможность значительно потеснить израильский «Спайк» с международного рынка вооружений. Пример израильтян доказывает, что спрос на ПТРК третьего поколения в мире огромный, но даже богатые развитые страны мира не готовы переплачивать за сложные головные части Египту, тем более что сейчас объем военного сотрудничества с этой страной опять увеличивается», – пояснил Виктор Мураховский. Также главный редактор журнала «Арсенал Отечества» высказал мнение, что «Корнет» заинтересует и вооруженные силы стран, закупивших зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь». За несколько лет входящее в холдинговую компанию «Высокоточные комплексы» Тульское конструкторское бюро приборостроения добилось поразительных результатов, создав уникальную ракетную систему «Корнет», способную уничтожать противника как на земле, так и в небе и на море. У многофункционального ракетного комплекса большой экспортный потенциал, востребован он и российскими военными. Остается только поздравить создателей «Корнета» с юбилеем и пожелать не останавливаться на достигнутом. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.5