Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №39 2013 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268387
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2013 .— №39 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268387 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА? их боеспособность пока вызывает вопросы ТЕМА ИНДИЯ ИНДИЯ НАРАЩИВАЕТ РАЗРАБОТКА СВЕРХТЯЖЕЛОЙ РН НАРАЩИВАЕТ МОРСКУЮ Виктор КОМАРДИН, заместитель генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт» ТЕНДЕНЦИИ К 2024 ГОДУ – ВОСЕМЬ ЭСКАДРИЛИЙ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ Су Министерство обороны Индонезии объявило о планах приобретения новой авиатехники и подготовки новых летчиков. <...> 10 КОНКУРС И ГОСКОНТРАКТ НА ПРОИЗВОДСТВО РАКЕТЫ «ВИХРЬ-1» ЗАКОННЫ 67% ДА 28% ЗНАЮ НЕ НЕТ НЕТ ЗНАЮ НЕ 5% сокоточные системы и технологии» (ВСТ) в удовлетворении иска о недействительности итогов закрытого конкурса Минобороны России на поставку в 2013–2015 годах управляемых ракет «Вихрь-1». <...> В исковом заявлении речь идет о признании недействительным размещения заказа Арбитражный суд Москвы отказал ЗАО «НПО «ВыПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 путем проведения закрытого конкурса на изготовление и поставку управляемых ракет «Вихрь-1» для нужд Минобороны в 2013–2015 годах. <...> Второе требование, обозначенное в исковом заявлении, – о признании недействительным госконтракта на изготовление и поставку управляемых ракет «Вихрь-1», заключенного между Минобороны и НПО «Ижмаш», и о применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции. <...> За период с 2013 по 2015 год ему предстоит изготовить управляемые ракеты общей стоимостью порядка 13 миллиардов рублей. <...> Роскосмос обсудит проект создания сверхтяжелой МБР С ГИПЕРЗВУКОВЫМИ БЛОКАМИ Испытываемая в РВСН межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) оснащается несколькими гиперзвуковыми боевыми блоками. <...> Главное отличие новой разработки от комплекса «Ярс» с межконтинентальной ракетой РС-24 в том, что первая оснащается маневрирующими по высоте и курсу гиперзвуковыми боевыми блоками. <...> Перспективные ракетные комплексы РВСН будут оснащаться высокоэффективными маневрирующими и управляемыми боевыми блоками и более совершенными средствами <...>
Военно-промышленный_курьер_№39_2013.pdf
16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА А ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА? А ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА? их боеспособность пока вызывает вопросы ТЕМА ИНДИЯ ИНДИЯ НАРАЩИВАЕТ РАЗРАБОТКА СВЕРХТЯЖЕЛОЙ РН НАРАЩИВАЕТ МОРСКУЮ Виктор КОМАРДИН, заместитель генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт» ТЕНДЕНЦИИ К 2024 ГОДУ – ВОСЕМЬ ЭСКАДРИЛИЙ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ Су Министерство обороны Индонезии объявило о планах приобретения новой авиатехники и подготовки новых летчиков. «Мы надеемся, что к 2024 году у нас будет восемь эскадрилий истребителей», – цитирует местная газета «Джакарта Глоб» заявление главного маршала авиации Ида Багуса Путу Дунья на церемонии передачи ВВС страны двух финальных российских истребителей Су30МК2 из шести заказанных в рамках контракта, подписанного в декабре 2011 года. По словам маршала, каждая эскадрилья будет состоять из 16 истребителей типа Су, которые являются мощными силами сдерживания и укрепят боевой потенциал ВВС Индонезии. В рамках российскоиндонезийского контракта на авиабазе «Султан Хасануддин» станет также вестись подготовка летчиков для 11-й эскадрильи ВВС Индонезии. Кроме того, предусмотрена регулярная модернизация поставленной авиатехники для обеспечения ее соответствия современным требованиям. По мнению главного маршала авиации страны, у Индонезии достаточное число летчиков для пилотирования этих истребителей. Индонезийские ВВС планируют заменить устаревшие американские истребители F-5 «Тайгер» (Tiger) на более современные с точки зрения технологий и вооружений. «Мы рассматриваем различные варианты, поскольку для нас важно найти наиболее продвинутую технику на замену устаревшей», – сказал маршал. Авиабаза «Султан Хасануддин» будет полностью оснащена новой авиатехникой, включая вооружение. Министр обороны Индонезии Пурномо Юсгианторо также подтвердил наличие планов правительства по замене старых истребителей F-5 и добавил, что помимо истребителей Су, военные также получили одну эскадрилью учебно-тренировочных самолетов T-50 «Голден Игл» южнокорейского производства, которые станут базироваться на авиабазе «Мадиун» (провинция Восточная Ява). Как сообщалось ранее, Министерство обороны Индонезии и Рособоронэкспорт подписали контракт стоимостью 470 миллионов долларов на закупку в России Су-30МК2. Первые два самолета ВВС Индонезии получили в феврале 2013 года. Вторая пара Су-30МК2 была поставлена в мае. Заключительная партия из двух российских многоцелевых истребителей Су-30МК2 доставлена в начале сентября этого года из России на авиабазу ВВС Индонезии «Султан Хасануддин» на острове Сулавеси. Тем самым контракт полностью выполнен. Истребители вошли в состав 11-й эскадрильи ВВС Индонезии, которая насчитывает пять боевых одноместных Су-27СКМ и 11 двухместных Су-30МК, в том числе два Су-30МКК и девять Су-30МК2. Всего на вооружении индонезийских ВВС имеется парк из 16 истребителей Су-27 и Су-30. Контракт 2003 года предусматривал поставку двух Су-27СК и двух Су-30МКК и был выполнен в 2004-м. Договор 2007 года на шесть истребителей (три Су-27СКМ и три Су-30МК2) осуществлен в 2008–2010-м. Контракт 2011 года на шесть Су-30МК2 исполнен в 2013-м. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Согласны ли вы с тем, что в то время как Россия отвлечена событиями на Ближнем Востоке, Китай постепенно ограничивает влияние Москвы в Центральной Азии? 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% КАК ОБЕСПЕЧИТЬ НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭПОХА ПОРОЖДАЕТ НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭПОХА ПОРОЖДАЕТ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ В ПЕРСПЕКТИВАХ В ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ РАЗВИТИЯ КАК САМОГО КАК САМОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ТАК И ВООРУЖЕНИЙ ТАК И ВООРУЖЕНИЙ И ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ВООРУЖЕННЫХ СИЛ Читайте материал на стр. 10 Читайте материал на стр. 10 КОНКУРС И ГОСКОНТРАКТ НА ПРОИЗВОДСТВО РАКЕТЫ «ВИХРЬ-1» ЗАКОННЫ 67% ДА 28% ЗНАЮ НЕ НЕТ НЕТ ЗНАЮ НЕ 5% сокоточные системы и технологии» (ВСТ) в удовлетворении иска о недействительности итогов закрытого конкурса Минобороны России на поставку в 2013–2015 годах управляемых ракет «Вихрь-1». Суд также отказал в требовании о признании недействительным госконтракта, заключенного по итогам конкурса, и принял уточненные исковые требования ВСТ. Выступая на заседании, представитель истца заявил, что торги являются недействительными, так как проведены с нарушением процедуры. Истцу было отказано в допуске к конкурсу, сказал юрист, поэтому и госконтракт недействителен. Представители Минобороны и концерна «Калашников» возразили истцу и сказали, что считают законными и конкурс, и госконтракт. Ранее сообщалось, что Арбитражный суд Москвы в августе объединил два иска ЗАО «НПО «ВСТ». Ответчиками по первому иску выступают ОАО «Научно-производственное объединение «Ижмаш» (12 августа 2013 года переименовано в ОАО «Концерн «Калашников») и Министерство обороны России. В качестве третьих лиц значатся Федеральная служба по оборонному заказу и ОАО «Научно-производственное объединение «Курганприбор». В исковом заявлении речь идет о признании недействительным размещения заказа Арбитражный суд Москвы отказал ЗАО «НПО «ВыПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 путем проведения закрытого конкурса на изготовление и поставку управляемых ракет «Вихрь-1» для нужд Минобороны в 2013–2015 годах. Второе требование, обозначенное в исковом заявлении, – о признании недействительным госконтракта на изготовление и поставку управляемых ракет «Вихрь-1», заключенного между Минобороны и НПО «Ижмаш», и о применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции. Суть второго иска заключается в признании незаконным действия, выразившегося в отказе в допуске ЗАО «НПО «Высокоточные системы и технологии» к участию в закрытом конкурсе, а также в признании недействительными протокола от 27 июня и протокола подведения итогов конкурса. Ответчиком по второму иску НПО «ВСТ» выступает Министерство обороны России, третьими лицами – ОАО «Научно-производственное объединение «Курганприбор» и ОАО «Научно-производственное объединение «Ижмаш». Прежде объявлялось, что суд 24 июля отказал НПО «ВСТ» в принятии обеспечительных мер «в виде приостановления исполнения государственного контракта от 18 июля 2013 года на изготовление и поставку управляемых ракет «Вихрь-1» для нужд Минобороны в 2013–2015 годах, заключенного по результатам закрытого конкурса, проведенного ведомством в июне 2013 года». Заместитель генерального директора НПО «ВСТ» Андрей Гоголев назвал надуманными основания исключения предприятия из числа участников конкурса. Пресс-служба НПО «Ижмаш» объявила, что предприятие победило в этом конкурсе Минобороны, заключив соответствующий контракт. За период с 2013 по 2015 год ему предстоит изготовить управляемые ракеты общей стоимостью порядка 13 миллиардов рублей. «Вихрь-1» – управляемая ракета, разработанная в Тульском конструкторском бюро приборостроения и принятая на вооружение в 1982 году. Предназначена для поражения бронированной техники, в том числе оснащенной активной броней, а также малоскоростных (до 800 км/ч) воздушных целей. Максимальная дальность стрельбы – 10 километров, высота пуска – до 4000 метров. КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ В БУДУЩЕМ? Василий БУРЕНОК, Василий БУРЕНОК, ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ В Б ДУЩЕМ? доктор технических наук, профессор доктор технических наук, профессор МОРСКУЮ МОЩЬ МОЩЬ Продолжение на стр. 08 Продолжение на стр. 08 ракеты-носителя (РН) до конца года. Определенного решения еще нет, научно-технический совет ФКА по планам создания РН данного класса пока не состоялся. Ракетно-космическая корпорация «Энергия» вместе с «ЦСКБ-Прогресс» и НПО «Энергомаш» могли бы за три – пять лет создать подобную сверхтяжелую РН грузоподъемностью 70 тонн и более на основе заделов по ракетам «Энергия» и «Русь-М». В настоящее время в отрасли продолжаются предварительные проектные исследования, которые выполняются и в РКК «Энергия». По их итогам, в том числе в части оценки стоимости и возможных сроков создания РН, ее востребованности для выведения полезных нагрузок в интересах решения различных перспективных задач, включая задачи обеспечения национальной безопасности, расширения космических исследований и прикладных работ в околоземном космическом пространстве и дальнем космосе, такая определенность может появиться в виде ответственного решения о путях и сроках создания РН сверхтяжелого класса. Возможно, это решение учтет предложения о международной кооперации по проекту и то, что аналогичный проект (SLS) активно реализуется в США. Роскосмос обсудит проект создания сверхтяжелой МБР С ГИПЕРЗВУКОВЫМИ БЛОКАМИ Испытываемая в РВСН межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) оснащается несколькими гиперзвуковыми боевыми блоками. Главное отличие новой разработки от комплекса «Ярс» с межконтинентальной ракетой РС-24 в том, что первая оснащается маневрирующими по высоте и курсу гиперзвуковыми боевыми блоками. Ранее это принципиально новое оснащение прошло серию успешных летных испытаний при пусках других ракет. Программа испытаний ракеты с новым боевым оснащением, которая получила наименование РС-26 «Рубеж», предусматривает проведение нескольких испытательных пусков в 2013–2014 годах. Возможности такого боевого оснащения были продемонстрированы техническим средствам контроля США. Для решения задачи прорыва ПРО новые ракеты обладают такими характеристиками, которые свидетельствуют о неуязвимости на всех участках их полета. Перспективные ракетные комплексы РВСН будут оснащаться высокоэффективными маневрирующими и управляемыми боевыми блоками и более совершенными средствами преодоления противоракетной обороны. Все это позволяет уверенно прогнозировать способность российских стратегических ядерных сил обеспечить безопасность страны при любом развитии международной обстановки. УВЕЛИЧЕНА ЧИСЛЕННОСТЬ ВОЕНПРЕДОВ роля качества на своих предприятиях, в частности существенно увеличена штатная численность военных представителей. Роскосмос реализует программу повышения контотрасли увеличено в 2,5 раза, а в космическом центре имени Хруничева – в пять. В настоящее время в состав Роскосмоса входят 93 организации, включая акционерные общества и федеральные государственноунитарные предприятия. В реализации космических программ также участвуют более 550 организаций смежных отраслей. На предприятиях Роскосмоса трудятся 236 тысяч человек, в том числе 114 тысяч – на производстве и 132 тысячи – в научных организациях. В 2012 году, по данным Роскосмоса, общий объем производства на предприятиях отрасли вырос на 15 процентов по сравнению с 2011-м. Число военных представителей на предприятиях их боеспособность пока вызывает вопросы Войска ВКО созданы, однако02 Войска ВКО созданы, однако02 БЕЗ ПЛАВУЧИХ АЭРОДРОМОВ ФЛОТА НЕТ БЕЗ ПЛАВУЧИХ АЭРОДРОМОВ ФЛОТА НЕТ Но наши авианосцы могут утонуть 04в бумажных волнах и дискуссиях 04 Но наши авианосцы могут утонуть в бумажных волнах и дискуссиях ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО ГОДА современное состояние российского ОПК К ИТОГАМ К ИТОГАМ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО ГОДА современное состояние российского ОПК Дмитрий Рогозин обрисовал 06 Дмитрий Рогозин обрисовал06 № 39 (507) № 39 (507) выходит по средам 9 –15 октября 2013 года выходит по средам АНКАРА АНКАРА ПРЕДПОЧИТАЕТ ПРЕДПОЧИТАЕТ ВТОРУЮ СВЕЖЕСТЬ ВТОРУЮ СВЕЖЕСТЬ Победителем турецкого тендера стала Победителем турецкого тендера стала китайская копия российского С-300П китайская копия российского С-300П 11 11 СПЕЦСЛУЖБЫ – ЗА ПИСТОЛЕТЫ ЯРЫГИНА Представители нескольких российских силовых ведомств выразили готовность приобрести данное оружие под усиленный патрон 9х21 миллиметр. нескольовых веРанее на выставке Russia Arms EXPO 2013 в Нижнем Тагиле прошли демонстрационные стрельбы из боевых пистолетов Ижевского механического завода, входящего в концерн «Калашников». По результатам выставки представители спецподразделений различных силовых ведомств России выразили готовность купить пистолет Ярыгина (ПЯ) калибра 9х21 миллиметр. В частности, специалисты ФСО заинтересовались ПЯ под усиленный патрон. По их отзывам, у сил спецназа высокая потребность в мощном и компактном оружии и данный комплекс полностью соответствует требованиям. Проведенная демонстрация боевых характеристик пистолета ижевского производства наглядно показала потенциал оружия в различных ситуациях с разными боеприпасами. Презентацию оружия на стрельбах провел лично конструктор ОАО «ИМЗ» Владимир Ярыгин. Кроме того, на стрельбах показали пистолет МР-472 «Винтук-Т», разработанный по заказу силовых структур под патроны травматического действия калибра 10х23Т, пистолет Макарова модернизированный (ПММ), пистолет ПБ для бесшумной и беспламенной стрельбы и другие образцы. Коллаж Андрея СЕДЫХ (фото Михаила ХОДАРЕНКА) Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 39 (507) 9–15 октября 2013 года АРМИЯ ЭКСПЕРТИЗА СЕГОДНЯ РОССИЙСКОМУ ВМФ НУЖНЫ ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ЧЕТЫРЕ СОВРЕМЕННЫХ КОРАБЛЯ С ПОЛНОЦЕННОЙ АВИАГРУППОЙ Спор о том, строить ли России авианосцы, не прекращается на протяжении всего периода существования этого класса кораблей. Беспристрастный анализ показывает: ВМФ в перспективе не сможет эффективно решать возлагаемые на него важные задачи в дальней морской и океанской зонах, если в составе его группировок не будет хотя бы одного авианосца, возможно, с атомной энергетической установкой, с 70–90 летательными аппаратами на борту. Оптимальное количество – не менее двух на каждый из океанских флотов. Константин СИВКОВ, первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук на этот вопрос был однозначный: одни, которые ориентировались на сухопутные войны, отказывались от таких кораблей, другие, стремящиеся к расширению сферы своего доминирования в мире, наращивали в составе своего флота количество авианосцев как основного военного инструмента проведения своей внешней политики. Практически во всех странах мира ответ А АВИАНОСЦЕВ И НЕ БЫЛО В составе Императорского флота России авианесущие корабли появились почти одновременно с другими странами мира – во время Первой мировой войны. На Черном и Балтийском морях в гидроавиатранспорты были переоборудованы два торговых судна. После Октябрьской революции в советском флоте была принята концепция малой войны, в которой места авианосцам не нашлось. Однако уже к концу 30-х годов понимание необходимости иметь в составе ВМФ СССР авианосцы имелось. В соответствии с кораблестроительной программой к концу 40-х годов в составе океанских флотов должны были быть авианосцы. Более того, в конце 30-х годов советским правительством предпринимались попытки купить в Германии недостроенный авианосец «Граф Цеппелин». Однако Берлин отказался от сделки. Тем не менее именно этот корабль стал первым советским авианосцем. В соответствии с договором о разделе флота Германии «Граф Цеппелин», находившийся в 92-процентной готовности к вводу в строй, был передан СССР и официально зачислен в состав флота. Его использование позволило бы начать формирование собственной авианосной школы. Большой интерес этот корабль представлял и с инженерной точки зрения, поскольку германское кораблестроение в тот период было одним из самых передовых в мире. Под влиянием различных подковерных течений вопреки мнению руководства ВМФ было принято политическое решение об уничтожении этого корабля. С тех пор и до середины 60-х годов к авианосцам в СССР отношение было негативное. Официально они считались оружием агрессии. С выходом советского Военно-морского флота в океан стало ясно, что без авианосцев обеспечить реализацию активной внешней политики в дальних районах мира весьма затруднительно. Да и группировкам флота на больших удалениях от своих баз выдержать массированные авиационные удары без авиационного истребительного прикрытия будет весьма проблематично. Началось проектирование полноценных авианосцев. Однако опять вмешались малокомпетентные, но США CVN 78, «Джеральд Р. Форд» 98 425–112 000 т 333 м 75–80 ЛА 333 весьма влиятельные люди, которые добились строительства неких гибридов – авианесущих крейсеров, сочетавших в себе качества ракетных крейсеров и носителей самолетов вертикального взлета и посадки. Это были корабли проекта 1143, которых построили четыре единицы. Причем последний существенно отличался от первых трех вооружением, особенно радиоэлектронным. Состав авиагруппы был одинаков – 36 летательных аппаратов. В том числе одна эскадрилья самолетов вертикального взлета и посадки Як-38 или Як-38М, эскадрилья противолодочных вертолетов Ка-27ПЛ и несколько поисково-спасательных вертолетов. Опыт их эксплуатации показал неэффективность таких самолетов в современной войне на море. Поэтому было запланировано строительство серии авианесущих кораблей с самолетами «нормального» взлета. Всего, судя по материалам открытой печати, их предполагалось построить как минимум четыре. Из них два с обычной энергетической установкой. Это «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и «Варяг». А два других – с атомной, первый из которых был заложен под названием «Ульяновск». «Кузнецов» в 1990 году принят в состав ВМФ СССР и направлен на Северный флот. А остальные достроены не были в связи с распадом страны. Начиная с перестройки против развития авианосцев в нашей стране была развернута кампания в прессе. Ряд малокомпетентных в военно-морских проблемах людей навязывал населению и политикам позицию о том, что авианосцы нашей стране не нужны. Одними из первых были уничтожены доставшиеся России от СССР авианесущие крейсеры. К 1993 году в составе нашего флота осталось только два из пяти кораблей этого класса. После продажи Индии авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в российском ВМФ всего один такой корабль – «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Сегодня, судя по материалам открытой печати и высказываниям видных военных и политических руководителей, однозначного мнения – нужны ли авианосцы в российском флоте – до сих пор не существует. Только за период с 2007 по 2012 год взгляды дважды менялись на противоположные. СЦЕНАРИИ МИРНОГО ВРЕМЕНИ Не вдаваясь в детали, все задачи ВМФ РФ можно свести к основным – защите государственных интересов военными средствами в мирное время, в том числе поддержке российской дипломатии и собственных граждан, отражению агрессии с морских направлений – в военное. География интересов России, прежде всего 04 04 БЕЗ АВИАНОСЦЕВ НЕ ОБОЙТИСЬ экономических, весьма обширна и простирается на большую часть Мирового океана. Это CATOBAR* Великобритания «Куин Элизабет» 70 600 т 284 м 40–50 ЛА Франция R91, «Шарль де Голль» 42 000 т 261,5 м 40 ЛА Бразилия A12, «Сан-Пауло» 33 673 т 265 м 25–40 ЛА КНР 16, «Ляонин» 59 100 т 304,5 м 50 ЛА Россия «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» 59 000 т 306,45 м 50 ЛА развитие экономических отношений в рамках БРИКС, добыча морепродуктов, включая удаленные от наших берегов районы, добыча полезных ископаемых и энергоресурсов на морском и океанском дне, транспортировка грузов и многое другое. В числе основных задач, требующих привлечения для их эффективного решения авианосцев, следует отметить участие в миротворческих действиях, защиту граждан России в зонах военных конфликтов и их эвакуацию из них, а также из районов техногенных и природных катастроф. Выделяемые для решения этих задач, особенно в зонах военных конфликтов, группировки сил флота должны быть способны отражать ограниченные внезапные удары малых групп и отдельных катеров или малых боевых кораблей и подводных лодок, а также боевых самолетов и ракет. Это может потребоваться в интересах обороны корабельных соединений, защиты гражданских воздушных судов российской или иностранной принадлежности и различных наземных объектов, обеспечения безопасности граждан России от атак враждебных войсковых формирований (преимущественно иррегулярных) в процессе эвакуации. Последняя может осуществляться как непосредственно посадкой на корабли и суда в порту или с необорудованного побережья, так и воздушным путем – вертолетами и транспортными самолетами. Их безопасность также необходимо будет обеспечивать как от угроз наземных средств ПВО, так и от возможных атак истребителей. Без участия боевой авиации эти задачи в принципе не могут быть решены, особенно те, что связаны с противодействием авиации и наземным войсковым формированиям в глубине иностранной территории свыше нескольких километров. Для прикрытия эвакуации граждан России, обороны корабельных соединений, защиты гражданских воздушных судов российской или иностранной принадлежности и различных наземных объектов от внезапных атак отдельных боевых самолетов и ракет или малых групп потребуется патрулирование парами и звеньями истребителей обороняемого района совместно с одним-двумя самолетами ДРЛО и У. В зависимости от удаленности района патрулирования от авианосца необходимы круглосуточно от 12–15 до 24–30 самолетов истребительной авиации и от четырех до восьми самолетов ДРЛО и У. Нельзя исключить в неблагоприятных условиях и возможность атаки крупных групп авиации, главным образом против соединений надводных кораблей, особо важных объектов или скопления большой массы людей. Численность таких групп может достигать 30 единиц. Для их отражения потребуется выделять соответствующее количество истребительной авиации – 12–18 машин и, возможно, дополнительный самолет ДРЛО и У. Для контроля подводной среды в районе нахождения корабельной группы в интересах своевременного обнаружения подводных лодок до выхода их в атаку ракетами малой дальности или торпедным оружием потребуется на угрожаемых направлениях не менее двух – четырех вертолетов. Для этого необходимо будет иметь в составе авиагруппы авианосца не менее 12 вертолетов. Для противодействия группам наземных войск и иррегулярных формирований также необходима корабельная авиация. Действия малых групп иррегулярных формирований, наносящих внезапные удары, парируются только своевременным наведением на них групп авиации из положения дежурства в воздухе. Аналогичным образом отражаются внезапные атаки малых групп катеров, особенно ракетных. Поэтому как минимум одна ударная группа корабельной авиации численностью два – четыре самолета должна патрулировать воздушное пространство. Наряд сил – также от 12–15 до 24–30 самолетов. Экстренная эвакуация граждан из опасной зоны в глубине территории может потребовать привлечения для этого десятка и более транспортных вертолетов. При неблагоприятных условиях их обеспечивают группами истребительной и ударной авиации по четыре – восемь машин. Кроме этого, необходимы самолеты обеспечения – один-два – РЭБ и хотя бы один – ДРЛО и У. При отсутствии такого прикрытия решение этих задач может потребовать больших дипломатических усилий, сопровождаться значительными материальными и политическими потерями и даже, возможно, большими жертвами либо оказаться вообще неосуществимым. Таким образом, для безопасного осуществления внешнеполитической деятельности России в мирное время необходим достаточно мощный авианосец в составе нашего флота. ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ Одной из важнейших задач ВМФ России станет нанесение поражения ударным авианосным и ракетным группировкам противника. Основные районы боевых действий последних – участки дальней морской и океанской зон, удаленных от нашего побережья STOBAR** Индия «Викрамадитья» 45 500 т 283 м 24–30 ЛА 180,2 0 *Catapult Assisted Take-Off, Barrier Assisted Recovery, взлет с помощью катапульты и посадка с аэрофинишером **Short Take-Off, Barrier Assisted Recovery, взлет с укороченным разбегом (при помощи трамплина) и посадка с аэрофинишером метры Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.4
05 05 ЕСТЬ МНЕНИЕ на 400–600 километров. Отсюда они будут наносить удары по объектам на территории нашей страны и кораблям в море и на базах. Общеизвестно, что превосходство на море невозможно без достижения господства в воздухе. Современное противоборство корабельных группировок осуществляется практически исключительно в воздушной среде. Удары противокорабельных ракет и ударной авиации отражаются истребителями и зенитными огневыми средствами кораблей. Малые группы и одиночные надводные корабли подвергаются атакам двух – четырех крылатых ракет или самолетов. В ударах по крупным соединениям надводных кораблей могут быть применены 30–40 и более ПКР с ракетных кораблей и подводных лодок или до 40–50 самолетов палубной или тактической авиации. Только корабельными средствами ПВО, сколь бы мощными они ни были, отразить такие удары практически невозможно. Особенно если средства воздушного нападения подходят практически одновременно, прикрываются самолетами РЭБ и удар противокорабельных ракет предваряется действиями самолетов огневого поражения средств ПВО. Истребительная авиация не только уничтове помимо ударных самолеты РЭБ, разведки, ДРЛО и У, а также истребители, способны с более высокой надежностью обеспечить выявление назначенных целей и их поразить. Успех прорыва к цели ударных самолетов и их ракет достигается подавлением системы ПВО противника и отражением атак его истребителей. ВМЕСТО РЕАЛЬНЫХ ДЕЛ Чрезвычайно важны корабельные истребители и для прикрытия действий ударных групп дальней (морской ракетоносной) авиации против авианосных и других крупных корабельных соединений противника в дальней морской и океанской зонах. Сопровождение их корабельными истребителями позволит если не устранить угрозу со стороны палубных и береговых истребителей противника, то по крайней мере минимизировать потери от их действий до приемлемого уровня. При этом эффективность действий нашей авиации существенно возрастет. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОБЛИК жает часть атакующих самолетов противника, но и дезорганизует их атаку. В итоге последняя растягивается по времени – средства воздушного нападения подходят относительно небольшими группами, которые корабельная ПВО успешно уничтожает. Нарушается целераспределение в ударной группе противника, срываются его попытки прикрыть свои средства воздушного нападения радиоэлектронными помехами и подавить противорадиолокационными ракетами корабельную ПВО. Именно дезорганизация групп атакующих самолетов является главным вкладом истребительной авиации в ПВО корабельных соединений при отражении ударов тактической и палубной авиации противника. Могут внести заметный вклад в ПВО корабельных соединений истребители и при отражении крылатых ракет, уничтожая наиболее опасные цели за пределами досягаемости корабельных средств ПВО. Для отражения крупных групп тактичеСовременное противоборство корабельных группировок осуществляется практически исключительно в воздушной среде ской авиации или палубной авиации потребуется выделить от 24 до 32 самолетов истребительной авиации, основная часть которых будет действовать из положения дежурства на аэродроме (на палубе) при обеспечении их управления с самолетов ДРЛО и У. За пределами 100–150 миль от берега это возможно только с авианосца. Кроме наиболее крупных корабельных групп в боевом порядке ударного соединения имеются малые группы и одиночные корабли, решающие различные обеспечивающие задачи. Для их прикрытия также необходима истребительная авиация, которая будет способна их прикрыть от внезапных ударов малых групп средств воздушного нападения, главным образом из положения дежурства в воздухе. Имеет ряд преимуществ по сравнению с крылатыми ракетами и использование корабельной авиации для ударов по соединениям крупных надводных кораблей противника. Превосходя крылатые ракеты по дальности действия (800 и более километров против 450–500 для ракет большой дальности), группы корабельной авиации, имея в своем состаSTOBAR** Индия «Викрант» 40 000 т 262 м 14–30 ЛА США LHA 6, «Америка» 45 700 т 257,3 м 40 ЛА Великобритания R06, «Илластриес» 20 600 т 209,1 м 14–22 ЛА Великобритания L12, «Оушэн» 21 500 т 203,4 м 20 ЛА Франция L9013, «Мистраль» 21 300 т 199 м 16–35 ЛА Италия 550, «Граф Кавур» 35 000 т 244 м 20 ЛА Группировкам ВМФ России предстоит решать задачи и в мирное, и в военное время далеко за пределами досягаемости самолетов истребительной и бомбардировочной авиации берегового базирования. Возможно ли решить эти задачи без поддержки авиации берегового базирования, прежде всего истребительной и штурмовой? С авианосцами – да. Они не блажь моряков, а насущная необходимость. Проведенный анализ показывает, что авиагруппа российских авианосцев должна быть достаточно многочисленна. Для выполнения всего круга задач в ее составе необходимо будет иметь не менее 40–60 самолетов, способных бороться с надводными и наземными целями, а также с воздушным противником, включая и крылатые ракеты. Кроме них в составе авиагруппы необходимо иметь четыре – восемь самолетов ДРЛО и У, два – четыре самолета РЭБ и два – четыре самолета-разведчика, а также минимум 12 противолодочных и два поисковоспасательных вертолета. Всего от 70 до 90 летательных аппаратов. То есть это авианосец большого класса, полным водоизмещением 75–85 тысяч тонн, возможно, с атомной энергетической установкой. Его система ПВО должна включать средства самообороны, способные отражать малые группы СВН (до четырех единиц) в условиях помех. Для этого система ПВО на каждый борт должна иметь не менее восьми целевых каналов ЗРК малой дальности и два – четыре канала малокалиберной артиллерии. Помимо этого в комплексе средств самообоТОЛЬКО РАЗГОВОРЫ ВОПРОС НЕОБХОДИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА АВИАНОСЦЕВ В РОССИИ ОДНОЗНАЧНО РЕШЕН ВОЕННЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ЕЩЕ 40 ЛЕТ НАЗАД На протяжении по крайней мере последних пяти лет российские военные, руководители ОПК и члены экспертного сообщества ведут полемику по вопросу строительства отечественных авианосцев. Проблему серьезно усугубляет фактор времени: к гонке военноморских вооружений подключились новые игроки. Артем ИВАНОВСКИЙ Главные возражения против строительства авианосцев выглядят следующим образом: в России нет требуемой инфраструктуры, себестоимость кораблей такого класса слишком неподъемна для госбюджета. Кроме того, сами по себе авианосцы – инструмент агрессивной внешней политики, что якобы совершенно неприемлемо для нашей страны. ТАК ЛИ СУЩЕСТВЕННЫ ВОЗРАЖЕНИЯ роны корабля необходимо предусмотреть средства противоторпедной защиты и РЭБ, способные подавить ГСН противокорабельных ракет. БИУС и другое радиоэлектронное оборудование в качестве важнейшего требования должно обеспечивать возможность решения задач управления оперативным соединением, корабельной и взаимодействующей авиацией на всю глубину ее применения в интересах корабельного соединения. Таких кораблей необходимо иметь не менее двух на каждом из океанских флотов России. Это позволит с учетом проведения плановых ремонтов и иных мер поддержания этих кораблей в боеспособном состоянии всегда иметь не менее одного боеспособного авианосца на каждом из океанских ТВД. Некоторые эксперты договорились до того, что России авианосцы совершенно не нужны. Так, заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что авианосцы вполне реально заменить усовершенствованными ВВС и ПВО: «Единственным мыслимым вариантом использования авианосцев в случае большой войны (с НАТО или Китаем) становится отодвигание рубежа ПВО и ПДО на несколько сот миль от своих берегов. Такую задачу гораздо дешевле и эффективнее можно решить, развивая и совершенствуя ВВС, ПВО, береговые ПКРК и подводный флот. Особенно учитывая тот факт, что авианосцы при подобном варианте их использования окажутся «одноразовыми изделиями». Остается еще вариант использования авианосцев для «набеговых» операций в странах третьего мира. Достаточно сложно понять, зачем нам это надо. Нам ведь не нужно захватывать чужие ресурсы, свои бы удержать». Однако наиболее оригинальные аргументы в пользу полного замораживания программы создания авианосных группировок ВМФ России высказал аналитик Александр Самсонов: «В ситуации с постройкой авианосцев существует и моральный аспект. Обладание авианосцами ставит наше государство в разряд враждебных, занятых проведением военных спецопераций за рубежом. В качестве примера можно рассмотреть США, в состав ВМС которых входят 11 авианосцев, которые принимают активное участие в вооруженных конфликтах по всему земному шару, включая и войну в Ливии. Но Россия всегда заявляла о своей оборонной стратегии и от участия в военных операциях за пределами собственной территории воздерживается». Как тут не вспомнить знаменитую фразу маршала Григория Кулика, сказанную незадолго на начала Великой Отечественной войны: «Автоматы нам не нужны. Автомат – оружие гангстеров и полиции». При оценке реальной практичестратегических интересов нашей страны. Простой вопрос: Военноморской флот – инструмент обеспечения этих интересов или нет? Если США, Индия, Китай для обеспечения своих интересов в АТР предпринимают неотложные меры по наращиванию авианосных группировок в составе своих флотов, то каковы должны быть действия России? СОВЕТСКИЙ ОПЫТ ской значимости вышеперечисленных аргументов необходимо признать, что в отношении проблем производственно-технологического плана многое из сказанного оппонентами программы создания авианосного флота действительно справедливо. Тем не менее в истории России не раз и не два бывало, когда нам приходилось начинать строительство Военно-морского флота с чистого листа. И мы с этой задачей справлялись. Иначе говоря, опыт, производственные мощности, кадры специалистов, финансовые ресурсы – это все вопрос главным образом политической воли. Нам крайне необходимо преодолеть тот мертвящий скептицизм, который повсеместно стал нормой и вяжет нас по рукам и ногам. Почему Индия или Китай, в научном и технологическом отношении до сих пор существенно уступающие России, способны строить авианосцы, а мы нет? Оставим этот вопрос открытым. Более пристального внимания заслуживают возражения против формирования авианосных группировок как таковых. А вот в данном случае подлинно значимые аргументы де-факто отсутствуют. Тот же Храмчихин наперекор собственному же мнению утверждает: «Сам факт, что Китай ввел в строй корабль, который не является полноценным авианосцем и не может служить прототипом для новых кораблей, однозначно свидетельствует о том, что Китай придает исключительно большое значение развитию своих ВМС и собирается строить авианосный флот. В противном случае учебный авианосец ему бы не понадобился». И Верховный главнокомандующий РФ Владимир Путин, и курирующий ОПК вице-премьер Дмитрий Рогозин неоднократно подчеркивали – Азиатско-Тихоокеанский регион является сферой важнейших STOVL*** Италия 551, «Джузеппе Гарибальди» 13 850 т 180,2 м 18 ЛА Испания L61, «Хуан Карлос I» 27 079 т 230,82 м 30 ЛА Таиланд 911, «Чакри Нарубет» 11 485 т 182,6 м 14 ЛА Республика Корея LPH 6111, «Докдо» 18 800 т 199 м 10–15 ЛА Япония**** 181, «Хьюга» 20 000 т 197 м 18 ЛА Отечественная военная наука в свое время дала однозначный ответ на вопрос о том, строить ли авианосцы. Так, профессор кафедры истории военно-морского искусства Военно-морской академии капитан 1-го ранга Виталий Доценко в своем труде «История военно-морского искусства» написал: «В 1972 году была выполнена научно-исследовательская работа под шифром «Ордер», вывод которой звучал так: «Авиационное обеспечение ВМФ является первостепенной, неотложной задачей, поскольку оно затрагивает вопросы морских стратегических ядерных сил; без авиационного прикрытия в условиях господства противолодочной авиации вероятного противника мы не сможем обеспечить не только боевую устойчивость, но и развертывание наших подводных лодок как с баллистическими ракетами, так и многоцелевых, являющихся главной ударной силой ВМФ; без истребительного прикрытия невозможна успешная деятельность морской ракетоносной, разведывательной и противолодочной авиации берегового базирования – второго по значению ударного компонента ВМФ; без истребительного прикрытия невозможна более или менее приемлемая боевая устойчивость надводных кораблей». Таким образом, еще четыре десятилетия назад наши военноморские теоретики сформулировали аксиому: противодействие авианосному флоту без собственной авиации морского базирования бесперспективно. Результатом данной научно-исследовательской работы стало решение руководства страны о постройке серии тяжелых авианесущих крейсеров. В настоящее время уровень технологий ведения морской войны стал на порядок выше. Количество и качество авианосных сил ведущих флотов мира только увеличивается. Развитием авианосных программ занимаются страны, до сих пор не обладавшие не только авианосцами, но и значительными военноморскими силами вообще. Вопреки распространенному мнению оппонентов программы формирования авианосных группировок, которые считают, что представление об авианосце как основном средстве боевых действий на море сложилось в период Второй мировой войны, роль кораблей данного класса не становится менее значительной. Прежде всего это видно по тенденциям развития военно-морского потенциала господствующей в Мировом океане державы – США. Американский флот обладает способностью совершать более 3000 самолетовылетов в сутки и продолжает повышать эффективность своих авианосных сил. Можно уверенно предполагать, что война на море в XXI веке будет столкновением авианосных группировок. ВЫВОДЫ ОДНОЗНАЧНЫ Конечно, специфика российской морской доктрины имеет отличия от американской. Именно на данный факт особо упирают противники формирования авианосных группировок ВМФ РФ. Но при этом они забывают, что Россия – страна с самой значительной протяженностью морских границ. Даже неспециалисту очевидно, что флот, лишенный авианосцев, оказывается прижатым к линии побережья, так как прикрытие с воздуха он может получать только от авиации берегового базирования. Соответственно при наличии береговой линии большой протяженности преимущество будет на стороне авианосной морской группировки противника. Находясь на оперативном просторе, противник будет иметь возможность свободного выбора целей для нанесения ударов, причем без вхождения в зону поражения береговых средств и прибрежного флота, оставаясь под защитой своей авиации и подводных сил. Еще один существенный момент: вынос линии обороны морских рубежей дальше от берега с помощью собственных авианосных сил гораздо дешевле и эффективнее, чем равнозначное по возможностям укрепление береговой обороны и прибрежного флота. Простая задача: сколько финансовых средств потребуется на создание линии обороны, скажем, арктического побережья России, протяженность которого составляет 22,6 тысячи километров? Таким образом, для обеспечения стратегического присутствия в Мировом океане и надежной защиты морской границы России необходимо создание мощных авианосных группировок. В противном случае наш флот окажется заведомо слабее и уязвимее флота потенциального противника. АРМИЯ ***Short Take-Off and Vertical Landing, взлет с укороченным разбегом и вертикальная посадка ****В составе флота также DDH 183 «Идзумо», 27 000 т, 248 м, 9–14 ЛА
Стр.5