Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №10 2013 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268358
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2013 .— №10 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268358 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Первые самолеты по Государственной программе вооружения планируется передать заказчику в 2014 году. <...> Министерство обороны и Объединенная авиастроиРОССИЙСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ООН Минобороны РФ может сформировать ряд подразделений для участия в разрешении конфликтов за пределами РФ в рамках ООН, сообщил начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Валерий Герасимов. <...> Герасимов добавил, что такие подразделения по мере необходимости могут быть сформированы и направлены в район конфликта в соответминистра обороны Российской Федерации генерал армии Валерий ГЕРАСИМОВ. первый заместитель представителей офицерского корпуса и «оборонки». <...> На часть из них 14 февраля в ходе научно-практической конференции «Военная безопасность России: ХХI век» ответил начальник Генерального штаба ВС РФ – первый заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Валерий ГЕРАСИМОВ. <...> БУДУЩЕЕ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ СЕГОДНЯ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ СЕГОДНЯ ТЕНДЕНЦИИ Владимир ДВОРКИН, Владимир ДВОРКИН, доктор технических наук, профессор, генерал-майор доктор технических наук, профессор, генерал-майор В ОЖИДАНИИ ПЕРЕМЕН Читайте материал на стр. <...> Всего Ростех намерен перевести на баланс КРЭТ – крупнейшего российского центра приборостроения для ОПК и гражданских отраслей промышленности – 46 предприятий без учета дочерних и зависимых компаний. <...> Для этой цели концерн провел допэмиссию акций на сумму 50 миллиардов рублей. <...> Центральный аппарат корпорации займется формированием общей стратегии, привлечением инвестиций, развитием новых бизнес-направлений, будет оказывать содействие в выходе на новые рынки, обеспечивать взаимодействие с органами власти, контролировать выполнение ГОЗ». <...> Во всяком случае именно этот вывод можно сделать, основываясь на нек торых выступлениях нового р Вооруженных Сил России сегодня возникла тносительно благоприятная пауза. <...> Вооруженных Сил России сегодня <...>
Военно-промышленный_курьер_№10_2013.pdf
16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕЛИГИОЗНОЙ НОЧИ РЕЛИГИОЗНОЙ НОЧИ Власти страны отступают под натиском исламистов ТЕМА ТЕОРИЯ ТЕОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА ВООРУЖЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ДОЛЖНА СИЛ ДОЛЖНА МАКСИМАЛЬНО МАКСИМАЛЬНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ХАРАКТЕРУ СООТВЕТСТВОВАТЬ ХАРАКТЕР ГРЯДУЩИХ ВОЙН ГРЯДУЩИХ ВОЙН Что ждет армию и флот в ближайшей и среднесрочной перспективе? Что ждет армию и флот в ближайшей и среднесрочной перспективе? Будут ли вноситься коррективы в принятые ранее неоднозначные Будут ли вноситься коррективы в принятые ранее неоднозначные и сомнительные решения? Эти вопросы волнуют сейчас практически всех и сомнительные решения? Эти вопросы волнуют сейчас практически всех представителей офицерского корпуса и «оборонки». На часть из них 14 февраля в ходе научно-практической конференции «Военная безопасность России: ХХI век» ответил начальник Генерального штаба ВС РФ БУДУЩЕЕ Ил-476 К ИСПЫТАНИЯМ ГОТОВ 90А, также известный как Ил-476, приступит к летным испытаниям в середине марта по программе Минобороны. Новый военно-транспортный самолет Ил-76МДЖуковский, сейчас идет полным ходом подготовка к началу испытаний. Первые самолеты по Государственной программе вооружения планируется передать заказчику в 2014 году. В феврале машину перегнали в подмосковный город На Ил-476 проведены частотные испытания новой системы автоматического управления, смонтирован ряд других новых систем и в целом самолет к испытаниям готов. Первый этап государственных летных испытаний глубоко модернизированной версии тяжелого военнотранспортного самолета Ил-76 – Ил-76МД-90А предусматривает проведение около 50 полетов. В первом квартале 2013 года планируется провести в Жуковском 22 полета для апробации машины и проверки ее летно-технических характеристик. Затем начнутся государственные совместные испытания с заказчиком – около 28 полетов на аэродроме Чкаловский и в Жуковском. тельная корпорация подписали контракт на поставку 39 транспортных самолетов Ил-76МД-90А стоимостью 140 миллиардов рублей. Министерство обороны и Объединенная авиастроиРОССИЙСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ ООН Минобороны РФ может сформировать ряд подразделений для участия в разрешении конфликтов за пределами РФ в рамках ООН, сообщил начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Валерий Герасимов. «Что касается участия в рамках ООН, то здесь мы руководствуемся системой резервных соглашений. Ими предусмотрено, что Российская Федерация будет готова предоставить авиационную группу, госпиталь и инженерную роту», – сказал он на встрече с военными атташе зарубежных государств в Москве. Герасимов добавил, что такие подразделения по мере необходимости могут быть сформированы и направлены в район конфликта в соответминистра обороны Российской Федерации генерал армии Валерий ГЕРАСИМОВ. первый заместитель представителей офицерского корпуса и «оборонки». На часть из них 14 февраля в ходе научно-практической конференции «Военная безопасность России: ХХI век» ответил начальник Генерального штаба ВС РФ – первый заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Валерий ГЕРАСИМОВ. БУДУЩЕЕ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ СЕГОДНЯ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ СЕГОДНЯ ТЕНДЕНЦИИ Владимир ДВОРКИН, Владимир ДВОРКИН, доктор технических наук, профессор, генерал-майор доктор технических наук, профессор, генерал-майор В ОЖИДАНИИ ПЕРЕМЕН Читайте материал на стр. 06 Читайте материал на стр. 06 ствии с нормами российского законодательства. Миротворческая деятельность является одной из важных задач Минобороны. Создание 15-й отдельной мотострелковой бригады в Самаре, на которую возлагаются миротворческие функции, – прямое тому подтверждение. Основная направленность ее – участие в составе миротворческих подразделений в рамках ОДКБ. Военнослужащие данной бригады готовятся с учетом специфики выполнения миротворческих задач. Это и знание международного права, и специфика применения военной силы для разъединения противоборствующих сторон, другие навыки и умения, которыми должны обладать миротворцы. Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Будет ли продолжено военно-техническое сотрудничество с Венесуэлой 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% в прежних объемах после смерти Уго Чавеса? ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ го флота. Об этом заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. «В этом году нашими совместными усилиями открывается новая страница в истории военно-морского флота Республики Вьетнам – появляется подводный флот», – сказал Шойгу журналистам в Ханое после встречи с министром обороны Вьетнама Фуангом Куангом Тханем. По словам Сергея Шойгу, со своим вьетнамРоссия поможет Вьетнаму в создании подводноским коллегой он обсудил вопросы синхронизации подготовки подводных кораблей и экипажей. Также обсуждался вопрос, связанный с расширением круга специалистов, которых будут готовить в российских военных учебных заведениях. «Конечно, не остались без внимания и уже существующие, действующие проекты, в частности сотрудничество в сфере действий военно-морского флота», – отметил министр. Он назвал важным то, что делается сегодня по В Министерстве обороны и Генеральном штабе еще не до конца оценили сложившееся положение и, кажется, там готовы прислушаться к предложениям науки. Во всяком случае вывод можно сделать, основываясь оводства именно э на некоторых выступлениях нового руководства российского оборонного ведомства. СУБСИДИИ ДЛЯ АВИАЦИИ Объем бюджетного финансирования российской гражданской авиации вырастет в 2013 году почти на девять процентов и составит около 65 миллиардов рублей. Значительные средства направляются на пассажирские перевозки, в том числе 2,9 миллиарда рублей намечено выделить на субсидирование регионального сообщения на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, 3,55 миллиарда рублей – на субсидирование пассажирских перевозок из Центральной России в Дальневосточный регион. Продолжится финансирование программ развития аэропортов. В частности, в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое РОСТЕХ ПЕРЕДАЕТ АКТИВЫ Госкорпорация «Ростех» начала передачу активов своим холдинговым компаниям. Первым стал концерн «Радиоэтой части во Вьетнаме в сотрудничестве с ведущими компаниями России. Шойгу выразил надежду, что уже в этом году удастся приступить к строительству центра реабилитации для российских военнослужащих: «Хотели поблагодарить руководство Вьетнама, руководство Министерства обороны республики за активное участие в реализации этого проекта». Министр назвал важным предложение вьетнам62% 33% ДА НЕТ НЕТ ЗНАЮ ЗНАЮ НЕ НЕ 5% ской стороны по налаживанию постоянного диалога на уровне заместителей глав военных ведомств: «Поддерживаем это начинание, надеемся, что этот механизм начнет работать уже в текущем году». По словам министра обороны РФ, состоялся конструктивный диалог с главой военного ведомства Вьетнама, был обсужден комплекс важных для двустороннего сотрудничества вопросов. По ряду направлений страны договорились придать большую динамику и вовлечь более широкий круг специалистов в обсуждение. ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 электронные технологии» (КРЭТ), который получил пакеты акций 18 предприятий радиоэлектронной отрасли. Стоимость переданных активов оценивается в 10,2 миллиарда рублей. Всего Ростех намерен перевести на баланс КРЭТ – крупнейшего российского центра приборостроения для ОПК и гражданских отраслей промышленности – 46 предприятий без учета дочерних и зависимых компаний. Для этой цели концерн провел допэмиссию акций на сумму 50 миллиардов рублей. «Согласно стратегии Ростеха именно холдинги возьмут на себя операционное управление бизнесом и станут центрами формирования стоимости, поэтому им передаются акции предприятий, – заявил гендиректор Ростеха Сергей Чемезов. – Это необходимо для перестройки всей системы отношений холдинговых компаний и корпоративного центра и обеспечения большей самостоятельности холдингов. Центральный аппарат корпорации займется формированием общей стратегии, привлечением инвестиций, развитием новых бизнес-направлений, будет оказывать содействие в выходе на новые рынки, обеспечивать взаимодействие с органами власти, контролировать выполнение ГОЗ». Управляющие компании создароссийского оборонного ведомства. В Министерстве обороны и Генеральном штабе еще не до конца оценили сложившееся поло ение и, кажется, там готовы прислушаться к предло ениям науки. Во всяком случае именно этот вывод можно сделать, основываясь на нек торых выступлениях нового р Вооруженных Сил России сегодня возникла тносительно благоприятная пауза. Вооруженных Сил России сегодня возникла относительно благоприятная пауза. В ОЖИДАНИИ ПЕРЕМЕН НОВОМУ РУКОВОДСТВУ ВС РФ НАДО БЕЗ СПЕШКИ НОВОМУ РУКОВОДСТВУ ВС РФ НАДО БЕЗ СПЕШКИ РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ВОЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА Возможно, для осмысленного, РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА Возможно, для осмысленного, а не спонтанного реформирования а не спонтанного реформирования КОНТРАКТЫ ПРОКОНТРОЛИРУЕТ ПРОКУРАТУРА Военные прокуроры проведут комплекс мероприятий по проверке исполнения договоров на ремонт вооружения. Об этом заявил генпрокурор России Юрий Чайка на расширенной коллегии Генпрокуратуры РФ: «Во исполнение поручений, данных нам президентом страны, необходимо продолжить эту работу, осуществить комплекс надзорных мероприятий по проверке исполнения всех государственных контрактов, заключенных на ремонт вооружения и техники, строительства военных объектов и жилья для военнослужащих». По его словам, необходимо принять меры, чтобы обеспечить средствами надзора боеготовность войск, устранить нарушения при хранении вооружений, обеспечить неукоснительное соблюдение социальных гарантий военнослужащих и членов их семей. В минувшем году военные прокуроры выявили 270 тысяч нарушений закона при обеспечении прав и социальных гарантий военнослужащих, надзоре за деятельностью органов военного управления и отстаивании экономических интересов страны. В результате только военной прокуратурой был возмещен ущерб более чем на 2,5 миллиарда рублей, по материалам проверки возбуждено 5,5 тысячи уголовных дел. При этом, заметил Чайка, выявлены многочисленные нарушения в сфере государственных оборонных заказов. Продолжение на стр. 04 Продолжение на стр. 04 СОЗДАЮТСЯ СИЛЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ Минобороны РФ приступило к созданию сил специальных операций и уже сформировало соответствующее командование. «Изучив практику формирования, подготовки и применения сил специальных операций ведущих государств мира, руководство Минобороны также приступило к их созданию», – заявил начальник Генерального штаба Валерий Герасимов. По его словам, уже разработан комплект руководящих документов, определяющих направления развития, способы подготовки и применения этих сил. «В настоящее время создано соответствующее командование, которое занимается плановой работой и выполняет мероприятия плана подготовки Вооруженных Сил», – отметил глава российского Генштаба. Он добавил, что опыт войн и военных конфликтов XXI века показывает возрастающую роль сил специальных операций. КОРЫСТЬ КАК МОТИВ Ущерб от коррупции в российских войсках по итогам прошлого года превысил семь миллиардов рублей, практически каждое пятое преступление имело коррупционный характер, заявил главный военный прокурор Сергей Фридинский. «Более чем на треть возросло количество взяточничества, в два раза – присвоений и растрат, почти на 20 процентов – мошенничества», – сказал Фридинский, выступая на расширенной коллегии своего ведомства. По его данным, за коррупционные преступления осуждены три высших (генералы) и 210 старших офицеров, в том числе 64 командира воинских частей и начальника учреждений. Руководитель ГВП отметил, что доминирующим мотивом большинства зарегистрированных правонарушений была и остается корысть, а следовательно, ими причинен значительный материальный ущерб как государственной казне, так и бюджетам министерств и ведомств – размер его возрос в три раза и достиг 11 миллиардов рублей. развитие Курильских островов» 1,5 миллиарда рублей в 2013 году будет направлено на строительство аэропорта на острове Итуруп. В рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» предусмотрено финансирование пяти аэродромных комплексов (Горячинск, Петропаловск-Камчатский, Палана, Никольское и Чокурдах) в объеме 6,4 миллиарда рублей. По этой же ФЦП запланировано провести реконструкцию 20 объектов на сумму 32,7 миллиарда. Кроме того, 2,8 миллиарда рублей в текущем году предназначены на субсидирование федеральных казенных предприятий, создаваемых на базе аэропортов регионального и местного значения. Объем финансирования программы обновления парка воздушных судов составит 2,15 миллиарда. Власти страны отступают02 02 НА ПОРОГЕ НА ПОРОГЕ ТУНИС ТУНИС НЕПРОЧНЫЙ ЩИТ БАШАРА АЛЬ-АСАДА НЕПРОЧНЫЙ ЩИТ БАШАРА АЛЬ-АСАДА высокотехнологичного противника высокотехнологичного противника ПВО Сирии не выдержит ударов 08 ПВО Сирии не выдержит ударов 08 УЖЕ НЕ СОЮЗНИК, ПОКА НЕ ПРОТИВНИК УЖЕ НЕ СОЮЗНИК, ПОКА НЕ ПРОТИВНИК компромисса ни по одному вопросу компромисса ни по одному вопросу Москва и Киев не могут достичь10 Москва и Киев не могут достичь10 № 10 (478) № 10 (478) выходит по средам 13 –19 марта 2013 года выходит по средам ВОЕННАЯ МОЩЬ БЕЗ БОЕПРИПАСОВ ВОЕННАЯ МОЩЬ НЕМЫСЛИМА НЕМЫСЛИМА БЕЗ БОЕПРИПАСОВ неудач русской армии в Первой мировой 11 «Патронный голод» – одна из причин неудач русской армии в Первой мировой 11 «Патронный голод» одна из причин вались Ростехом для консолидации предприятий различных отраслей промышленности, выработки единой научно-технической политики и стратегии развития, финансового оздоровления активов. Акции предприятий оставались на балансе корпорации. Теперь госкорпорация приступила к передаче активов холдингам в обмен на акции, которые те выпускают в рамках допэмиссии. Таким образом, управляющие компании Ростеха становятся полноценными холдингами – держателями ценных бумаг входящих в них предприятий. В состав корпорации «Ростех» входят 663 организации, из которых в настоящее время формируются 13 холдингов: восемь – в обороннопромышленном комплексе и пять – в гражданских отраслях, а также выделена 21 организация прямого управления. Коллаж Андрея СЕДЫХ Пресс-служба Ростеха
Стр.1
№ 10 (478) 13 –19 марта 2013 года АРМИЯ ТЕМА Начало на стр. 01 В последнее время существенно изменились подходы к применению военной силы при разрешении межгосударственных конфликтов. Основной акцент сейчас делается на политические, дипломатические, экономические и другие невоенные меры. Но они дают эффект только в увязке со сдерживающими действиями силового характера. Это означает, что Вооруженные Силы помимо своего прямого предназначения все больше становятся политическим инструментом для достижения государствами собственных национальных интересов в мирное время. В ОЖИДАНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ Наличие у России Вооруженных Сил, отвечающих современным требованиям, является важнейшим условием существования страны. Поэтому проблемы их строительства и развития – объект пристального внимания со стороны военнополитического руководства государства. Анализ военно-политической обстановки в мире показывает, что ее развитие в отдельных регионах приобретает неустойчивый характер. В среднесрочной перспективе до 2020 года следует ожидать расширения спектра глобальных вызовов и угроз, вызванных результатами формирования многополярной системы мироустройства. Сегодня становится нормой практика применения стратегии односторонних действий с нарушением международного права. Это дискредитирует существующую систему обеспечения безопасности в мире и стимулирует нарастание конфликтного потенциала в ряде регионов. Разрастаются масштабы международной террористической деятельности. Все это способствует эскалации существующих и возникновению новых вооруженных конфликтов, в которые может быть втянута и Российская Федерация. На период до 2030 года уровень существующих и потенциальных военных опасностей для России в значительной степени способен повыситься. Он определяется борьбой ведущих государств за топливно-энергетические и трудовые ресурсы, рынки сбыта товаров и жизненные пространства. Для обеспечения доступа к ним активно будет задействоваться и оборонный потенциал. Одновременно с трансформацией подхода к применению военной силы изменилось содержание форм и способов ведения вооруженной борьбы. Происходит переориентация от всеобщей ядерной и обычной войны на военные действия регионального и локального масштаба. Современные войны все больше носят коалиционный, блоковый характер, требуют объединения усилий и ресурсов всех союзных государств, четкой координации действий с распределением военнополитических и стратегических задач. Возросла роль невоенных спосоБУДУЩЕЕ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ СЕГОДНЯ кибернетических и специальных операций, высокоманевренными действиями войск. Изменения в характере вооруженной борьбы оказывают непосредственное влияние и определяют направление строительства и развития армий ведущих иностранных государств. Наблюдается общая тенденция сокращения численности личного состава и вооружений при одновременном повышении боевого потенциала войск за счет оптимизации органов управления, совершенствования организационно-штатной структуры боевых формирований, форм и способов их применения, а также оснащения качественно новыми системами высокоточного оружия, увязанного с системами разведки и управления, надежными системами связи и передачи данных. При этом сохраняются высокая готовность и потенциал ядерных сил. НЕИЗБЕЖНЫЙ КУРС РЕФОРМ Выводы из прогноза военнополитической обстановки, тенденций развития вооруженной борьбы и вооруженных сил иностранных государств легли в основу подхода к определению направлений строительства ВС России на среднесрочную и долгосрочную перспективу. При их разработке учитывалось также нынешнее состояние Вооруженных Сил и вероятные сценарии развития социально-экономической и демографической ситуации в стране. На основе этих данных военнобов достижения военно-политических и стратегических целей, которые в ряде случаев по своей эффективности значительно превзошли военные средства. Они дополняются силовыми мерами скрытого характера, в том числе мероприятиями информационного противоборства, действиями сил специальных операций с использованием протестного потенциала населения. В вооруженной борьбе центр военных действий перемещается с традиционных театров войны – суши и моря в воздушную, космическую и информационную сферу. По сути в настоящий момент осуществляется превращение пространства войны из трехмерного в четырехмерное. Это подтверждается событиями и в Северной Африке, и на Ближнем Востоке. Решающим фактором становится оперативность управления. Активно развиваются положения концепции так называемой сетецентрической войны. Происходит переход от строго вертикальных к глобальным сетевым автоматизированным системам управления. Единое информационное пространство интегрируется в перспективные средства разведки, управления, наведения, огневого поражения и радиоэлектронного подавления. В реальном масштабе времени обеспечиваются получение и обработка данных об обстановке и необходимое боевое воздействие на противника. Повышается зависимость хода и исхода войны от использования в военном деле высоких технологий. Основой военной мощи становятся роботизированные разведывательные ударные системы. Расширяется арсенал оружия на новых физических принципах и нелетального действия. Все больше задач решается силами специальных операций. НИТКУ ПРЕДЛАГАЮТ В АРЕНДУ Есть шансы, что Китай и Индия заинтересуются использованием авиационного наземного испытательно-тренировочного комплекса (НИТКА) для подготовки летчиков палубной авиации. Хотя сегодня Украина и не называет возможных потенциальных пользователей полигона и указанного комплекса кроме России, именно Пекин и Нью-Дели имеют на вооружении палубные самолеты российского производства или их клоны. Пока собственные комплексы не будут функционировать в полном объеме, КНР и Индия могут воспользоваться бывшим советским полигоном. При этом несколько лет назад Поднебесная получила свободный доступ к технологиям комплекса НИТКА. Объявлено, что вопрос более эффективного использования полигона прорабатывается в первую очередь с Российской Федерацией. Если вооруженные силы других стран будут заинтересованы в обучении своих пилотов на этом военном объекте, то планируется отработать механизм, который позволит эксплуатацию этого полигона и другими странами. НИТКА расположен на аэродроме Саки в Крыму, эксплуатируется с 1982 года, предназначен для отработки техники взлета и посадки самолета на авианосец. Полигон используется Россией на основании межправительственного соглашения от 1997 года, которое было ратифицировано Украиной в 2004-м. Однако в августе 2008 года МИД Украины выступил с заявлением о нецелесообразности дальнейших тренировок российских летчиков на полигоне в Крыму. Новые договоренности по полигону достигнуты в июне 2010-го. В сентябре того же года тренировки российских летчиков на нем были возобновлены. Главным партнером по эксплуатации этого полигона остается Россия. ГЕНШТАБ ПОДСЧИТАЛ УКЛОНИСТОВ Почти 250 тысяч граждан призывного возраста уклонились от военной службы в 2012 году, заявил замначальника Главного организационномобилизационного управления ГШ ВС РФ генерал-майор Евгений Бурдинский. «В прошлом году 235 тысяч 836 человек уклонились от выполнения воинской обязанности и не получили повестки – это грубое нарушение законодательства», – сказал Бурдинский на заседании комиссии Общественной палаты РФ по проблемам национальной безопасности, подчеркнув, что еще 8 тысяч 794 человека в 2012 году получили повестки, но не явились в военкоматы на призывные комиссии. «Во время призыва уклонисты уезжают на заработки и не снимаются с учета в военкомате, а также переезжают в другие регионы страны без постановки на учет в военкоматах», – уточнил генерал. Всего в 2012 году в Вооруженные Силы и другие войска отправлены служить 295 тысяч 375 человек. В прошлом году в ходе призыва в войска пришли более 21 процента новобранцев с высшим образованием. «Эту категорию призывников мы направляем для укомплектования учебных частей, а также для назначения на должности младшего командного состава», – отметил генерал. Почти треть призывников в прошлом году были признаны негодными к военной службе. По данным медицинских комиссий, только 69,5 процента призывников не имели серьезных проблем со здоровьем и прибыли в ВДВ, ВМФ и другие боевые части для прохождения службы. «В то же время в войска были направлены более 55 процентов новобранцев, имеющих ограничения по состоянию здоровья, что не позволило направить их на комплектование в воинские части, где предъявляются повышенные требования к военнослужащим», – пояснил Бурдинский. Коснувшись заболеваний юношей, которые освобождаются от призыва на военную службу по состоянию здоровья, он заметил, что впервые врачи отмечают преобладание болезней, связанных с психическими расстройствами, доля которых достигла в прошлом году 28 процентов. В 2012-м к уголовной ответственности привлечены 300 уклонистов почти из девяти тысяч. «Из них осуждены не более 20 человек», – подчеркнул генерал-майор. Возрастает значение и других асимметричных и непрямых действий. Они могут выражаться в политической изоляции, проведении экономических санкций, блокаде морских, воздушных и наземных путей сообщения, устрашении силой, а также в вводе международного миротворческого контингента под предлогом защиты прав человека и гуманитарных операций. Особое место в системе непрямых действий будут занимать информационные и специальные операции и акции. Возрастает значение постконфликтного регулирования. Как показывает опыт военных дейсвий в Ираке, Афганистане и Ливии, этот период является наиболее сложным, длительным и затратным. Проведение операций и разрешение проблем после окончания боевых действий становится невозможным без участия военно-гражданского компонента. С его помощью решаются разведывательные задачи, гуманитарные вопросы, ведутся восстановительные работы, поддерживается общественный порядок, воссоздаются лояльные местные органы власти. Можно констатировать, что вополитическим руководством государства в 2008 году приняты решения о проведении кардинальных преобразований в армии и на флоте, подготовлена вся нормативно-правовая база реформирования ВС РФ. Президент Российской Федерации 29 декабря 2008 года подписал указ, установивший штатную численность Вооруженных Сил один миллион военнослужащих и определивший их боевой состав. Кроме того, были утверждены Концепция строительства и развития Вооруженных Сил на период до 2020 года, План строительства и развития Вооруженных Сил на 2011–2015 годы и Государственная программа вооружения на 2011–2020 годы. Эти документы определили цели, задачи и основные направления совершенствования Российской армии, конкретные взаимоувязанные по срокам и ресурсному обеспечению мероприятия, реализация которых в том числе позволит увеличить долю современных образцов вооружения и военной техники (ВВТ) к 2015 году на 30 процентов, к 2020-му – до 70–100 процентов. В результате к исходу 2012 года в ВС РФ выполнены следующие мероприятия: – разделены оперативные и административные функции управления; – созданы межвидовые группировки войск и сил на стратегических направлениях; оруженные конфликты на ближайшую перспективу будут характеризоваться скоротечностью, глобальным поражением стратегически важных объектов средствами высокоточного оружия, широким применением сил ВЕРСИЯ – в войска начаты серийные поставки новых образцов ВВТ, их доля за это время увеличилась с 6 до 16 процентов; – принято решение по доведению численности военнослужащих рядового и сержантского состава по контракту к 2017 году до 425 тысяч (по 50 тысяч в год); – проведен ряд стратегических учений и маневров, таких как «Запад2009», «Восток-2010», «Центр-2011», «Кавказ-2012», в ходе которых апробированы возможности межвидовых группировок войск на стратегических направлениях, в военных действиях различного масштаба. В то же время существует ряд моментов, которые до конца не удалось воплотить в жизнь. Они известны. По каждому из этих вопросов проведен тщательный анализ и приняты соответствующие решения, а также развернута работа по их реализации. НАУКА ПОБЕЖДАТЬ В настоящее время Министерством обороны России определяются и научно обосновываются единые подходы в теории и практике строительства и применения Вооруженных Сил в современных условиях. В этих целях создается перспективный военно-научный комплекс, который будет структурирован с учетом следующих направлений. Академическая наука предназначена для фундаментальных исследований в различных областях с целью реализации их результатов в процессе военного строительства. Военная наука разделена на три основных уровня. Первый – системообразующие научно-исследовательские организации (НИО), решающие стратегические надвидовые задачи совершенствования ВС РФ. Второй – межвидовые НИО, осуществляющие комплексные межвидовые исследования. Третий – межвидовые НИО со специфическими задачами комплексных исследований в области специальных видов обеспечения Вооруженных Сил, а также осуществляющие практическую деятельность в интересах соответствующих органов военного управления. новки, изменившей содержание вооруженных конфликтов, роль государственных и негосударственных структур в их разрешении. Наработанные подходы будут закреплены в законодательстве и новых уставных документах. БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Сегодня развитие ВС РФ осуществлятся в соответствии с уточненным планом их строительства на период 2011–2015 годов. В качестве первоочередной задачи решаются вопросы оснащения войск современным и перспективным вооружением. Приоритет по-прежнему отдается стратегическим ядерным силам (СЯС) для поддержания их готовности, обеспечения стратегического ядерного сдерживания. Идет процесс их переоснащения на современные ракетные комплексы стратегического назначения «Тополь-М» и «Ярс». Продолжится оснащение Вооруженных Сил перспективными ракетными подводными крейсерами стратегического назначения, модернизированными самолетами Ту-160 и Ту-95МС. В Войска воздушно-космической обороны поступят космические системы различного назначения. Будут наращиваться возможности cистемы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Для этого введена в строй радиолокационная станция в Лехтуси, поставлены на опытно-боевое дежурство аналогичные комплексы в Армавире и Калининградской области. В этом году будут проведены испытания новой радиолокационной станции в районе Иркутска. В Военно-воздушные силы посту– управления военных округов наделены статусом стратегического межвидового органа военного управления. На них возложена вся полнота ответственности за обеспечение военной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации в установленных границах; Прикладная и практическая наука обеспечивает проведение испытаний образцов ВВТ, научное сопровождение в ходе их эксплуатации, модернизации и утилизации. Под руководством заместителя министра обороны генерал-полковника Олега Остапенко формируется целый блок подразделений по перспективным оборонным и научно-исследовательским разработкам, включая управление инновационных технологий и робототехники. Весь военно-научный потенциал подключается к выработке и обоснованию направлений дальнейшего развития Российской армии. В результате военная наука должна дать ответ на вопросы: какие Вооруженные Силы должны быть на рубеже 2020–2030-х годов, какова их структура, какое они должны иметь вооружение, какому виду и роду войск отдать приоритет, в каких формах и способах применять войска и силы? Все это должно быть проработано с учетом развития военно-политической обстапят большие серийные партии фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-34, многофункциональных истребителей Су-35С, боевых вертолетов Ми-28М и Ка-52, военнотранспортных самолетов Ил-76МД90А и Ил-476. А в соединения противовоздушной обороны – зенитные ракетные системы С-400, другие перспективные ЗРС. Военно-морской флот будет оснащаться новыми многоцелевыми надводными кораблями дальней морской зоны (фрегаты) и ближней морской зоны (корветы), большими подводными лодками. Таким образом, за счет реализации 04 04 Государственной программы вооружения доля современных и перспективных вооружений и военной техники к 2015 году будет доведена до 30 процентов. Для расширения масштабов миротворческой и гуманитарной деятельности мы создадим соответствующие структуры управления и увеличим количество специально подготовленных подразделений. Они будут укомплектовываться исключительно контрактниками. На новый качественный уровень планируется вывести систему подготовки войск. В этом году намечено проведение совместного стратегического учения «Запад-2013», на котором планируется отработать вопросы обеспечения безопасности союзного государства. УД УДАР «БУМЕРАНГА» «БУМЕРАНГА» МЕЖДУ МОСКВОЙ И КИЕВОМ ОБОСТРИЛАСЬ КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ БРОНЕТЕХНИКИ Не так давно в ряде информационных агентств появились сообщения о намерении Ирака отказаться от контракта с Украиной на поставку бронетранспортеров БТР-4. СМИ объявили возможную причину: поставщик к 2012 году не выполнил обязательств. Данный контракт был фактически навязан Багдаду после того, как Украина поддержала военную кампанию США в Ираке. Еще в 2007 году Пентагон извещал о предстоящей продаже Багдаду 336 украинских БТР-3Е1. Однако в итоге Ирак был вынужден заключить контракт на поставку более новых БТР-4. Ситуацию разъясняет эксперт по вопросам безопасности, заведующий отделом системного анализа проблем военной безопасности Днепропетровского филиала Национального института стратегических исследований Алексей ИЖАК. – На ваш взгляд, есть ли основания доверять подобной информации, учитывая сумму и характер контракта? – Можно заметить, все сообщения, которые прошли в СМИ по этому поводу, имеют один источник, который широко цитировался, часто без ссылки. Это создавало впечатление подтверждения из разных мест. Достаточно проверить любой из них доступными программами подсчета совпадений, чтобы обнаружить, что уникальность текста – порядка 10 процентов. Различаются только вводные слова и названия. Этот источник – блог в «Живом журнале» (ЖЖ) одного известного российского исследовательского центра, который занимается военными вопросами. Через некоторое время в украинских СМИ прошла контринформация, вброшенная Укрспецэкспортом. Она тоже была приведена в упомянутом блоге ЖЖ, но с замечанием, что якобы прямого опровержения нет. Однако достаточно почитать комментарии с двух сторон к обеим записям, чтобы прийти к выводу: опровергать особо нечего, обычный сетевой «холивар» на тему, чья бронетехника лучше – российская или украинская. Надо сказать, весь 2012 год в этом блоге проявлялся какой-то нездоровый негативный интерес к продвижению БТР-4Е на мировом рынке. Выглядело это как «джинса» (проплаченный сюжет. – Прим. ред.) в материалах во всех отношениях добротного исследовательского учреждения. Что касается сути вопроса, с выполнением контракта проблемы действительно есть: из 450 БТР-4 разных модификаций, которые к настоящему времени уже должны были быть поставлены в Ирак, отправлено только 88. Еще 40 машин приняты заказчиком в начале февраля 2012 года, и в настоящее время идет их отгрузка. Летом 2012-го данная тема с масштабным выбросом инсайдерской информации и утверждениями, что контракт фактически разорван, активно обсуждалась в украинских изданиях. Объектом критики был относительно недавно созданный Укроборонпром (концерн, объединивший большинство оборонных предприятий, выведенных из состава министерств, и спецэкспортеров) и руководство Министерства обороны. Еще годом ранее в украинской прессе прошла первая волна разоблачений, касавшаяся действий нового руководства Укрспецэкспорта по пересмотру соглашений с иностранными агентами, продвигающими экспортные контракты, в том числе в Ираке (само существование таких агентов – обычная мировая практика). Данный вопрос следует считать закрытым после комментариев, данных в сентябре 2012 года послом Ирака в Киеве, и недавнего подписания заказчиком актов приемки очередной партии БРТ-4Е. Условия контракта пересмотрены в некоторых аспектах, но его основные параметры остаются в силе. целом может привести расторжение данного контракта? – Если бы контракт расторгли в пользу другой техники, последствия для производителей были бы крайне тяжелыми. Но контракт остается в силе. Может быть, с оглядкой на значительное отставание от графика иракское руководство рассматривает варианты страховки с альтернативными поставщиками. Однако если это и делается, то для стимулирования дисциплины исполнения и, вероятно, для получения от Украины дополнительных бонусов. В 2012 году, как было заявлено на официальном уровне, прошли сложные переговоры и взаимные претензии были сняты. Возможно, Ираку было обещано, что станут поставлять не только базовую модель, но и модернизацию БТР-4МВ по мере ее доведения до серии. Вероятны и какие-то другие бонусы. Но это только мои предположения. – К каким последствиям для харьковского завода и ОПК Украины в Михаил ХОДАРЕНОК
Стр.4
05 05 АКЦЕНТ С 2014 года предусматривается создать учебные центры Сухопутных войск (СВ), Воздушно-десантных войск (ВДВ) и береговых войск ВМФ нового поколения. Они обеспечат подготовку личного состава от батальона до бригады, а также органов управления к боевым действиям в любом регионе. В обучении будут использоваться тренажеры и лазерные имитаторы стрельбы и поражения. ЧТО ДАЛЬШЕ? за военно-политической обстановки и анализа состояния Вооруженных Сил предусматривается разработать и утвердить новый План обороны Российской Федерации на период 2016–2020 годов, Государственную программу вооружения на 2016–2025 годы, План строительства и развития Вооруженных Сил на 2016–2020 годы. В соответствии с ними будет осуществляться дальнейшее развитие ВС РФ до 2020 года. В этот период намечено завершить создание системы воздушно-космической обороны (ВКО). В целях защиты важных государственных и промышленных объектов, а также группировок войск планируется сформировать бригады ВКО, оснащенные мобильной зенитной ракетной системой С-500. ВозможВ дальнейшем на основе прогногоду увеличится до 70–100 процентов по различным направлениям. В подготовке войск мероприятия будут постепенно укрупняться. Основными станут стратегические учения с двумя военными округами. К ним подключатся все федеральные органы исполнительной власти, участвующие в обороне страны. Основной целью таких учений станет отработка вопросов обеспечения безопасности Российской Федерации различными методами, в том числе военными, политическими, дипломатическими и экономическими. На дальнейшую перспективу до 2030 года, по нашим оценкам, воздушное и космическое пространство объединится в единую воздушнокосмическую сферу применения перспективных средств поражения. Еще одной сферой военных дейстОпираясь на системный анализ и стратегическое планирование, можно определить, какие Вооруженные Силы мы должны иметь к 2030 и 2050 годам ности по обеспечению противовоздушной обороной межвидовых группировок войск повысятся за счет формирования зенитных ракетных бригад, оснащенных комплексами ряда С-300В и «Бук-М3». Все ракетные бригады будут переоснащены на комплекс «Искандер». вий станет информационное пространство. При определении перспективной структуры Вооруженных Сил рассматриваются различные варианты комплексного и функционального решения задач вооруженной борьбы. В части системы вооружения в этот период предполагается создание качественно новых разведывательно-информационных систем, автоматизированных систем управления войсками и оружием, средств информационного противоборства, роботизированных боевых средств нового поколения, высокоточного оружия большой дальности. Особая роль отводится освоению гиперзвуковых скоростей, повышению пространственных и временных показателей мобильности войск. Планируются создание боевых глубоководных морских систем нового поколения, развертывание в районах военно-морских баз роботизированных комплексов для выполнения противоПОРА СМОТРЕТЬ ЗА ГОРИЗОНТ Принципиальные изменения претерпит система управления. Завершатся развертывание Единой системы управления Вооруженных Сил и создание Единого разведывательноинформационного пространства. В СВ и ВДВ начнут поступать современные образцы бронетанковой техники, разработанные на базе унифицированных боевых платформ тяжелого класса («Армата»), среднего («Курганец») и легкого («Бумеранг»), а также новые системы реактивной и ствольной артиллерии с увеличенными дальностью и точностью поражения цели. На вооружение поступят беспилотные летательные аппараты различного назначения отечественного производства. Для повышения мобильности войск особое внимание будет уделено наращиванию возможности группировки военно-транспортной авиации. Планируется закупить и модернизировать более 200 военно-транспортных самолетов. В итоге доля современных и перспективных образцов ВВТ к 2020 Все эти направления и прогнозы развития Вооруженных Сил прорабатываются в рамках выполнения комплексной научно-исследовательской работы. К ней привлечен научный потенциал Министерства обороны, Академии военных наук, а также Российской академии наук и других научных организаций государства. В результате мы должны перейти на качественно новую систему анализа и стратегического планирования в области противодействия угрозе национальной безопасности, определить, какие Вооруженные Силы мы должны иметь к 2030 и 2050 годам. А исходя из этого – чем они должны быть оснащены. И уже сейчас следует создавать необходимый научнотехнический задел, который будет заложен в новой Государственной программе вооружения на 2016–2025 годы. Будущее создается и закладывается сегодня. Надо стремиться к тому, чтобы теория строительства Вооруженных Сил максимально соответствовала перспективам развития характера войн и вооруженной борьбы. Подготовил Олег ФАЛИЧЕВ – Как, по вашему мнению, отреагирует руководство США на расторжение инициированного ими соглашения и может ли шаг иракского правительства свидетельствовать об ухудшении сотрудничества с американской стороной? – Скорее всего контракт не может быть расторгнут без согласования с США. В нынешней ситуации вряд ли присутствует американский след на государственном уровне. Возможно, есть какие-то коммерческие противоречия, ведущие к информационным войнам. Но это корпоративный, а не государственный уровень. Проблема существовала год или более назад, когда изменился состав агентов, сопровождавших контракт. Сейчас эта проблема вряд ли присутствует. – Кроме того, информация о возможном расторжении контракта появилась через несколько дней после предъявления российским «Газпромом» украинскому «Нефтегазу» претензий за нарушение оговоренных в контракте объемов поставок газа. Есть ли связь между этими событиями? – Газовые противоречия, кажется, пронизывают все сферы украинско-российских отношений, но вряд ли они прямо касаются вопроса о БТР-4Е, кроме как общим фоном. Я бы связал нынешнюю информационную волну о поставках этой техники в Ирак с недавним арестом в Астане двух сотрудников Укрспецэкспорта и выполнением контракта на поставку и производство сотни БТР-4Е для Казахстана. По заключенному в мае 2012 года соглашению десять машин должны быть поставлены с Украины, основные – собраны в Казахстане. Это притом что в апреле 2012 года Казахстан заказал в России новую партию БТР-82A из девяноста машин с поставками в 2013–2014-м в дополнение к уже приобретенным в 2011–2012 годах ста машинам. Россия в дальнейшем могла бы рассчитывать на монополию, но появились украинцы с предложением БТР-4Е. – Если информация о расторжении многомиллионного контракта является недостоверной, кто, на ваш взгляд, может быть инициатором публикации подобных неподтвержденных слухов? И с какой целью данная информация могла быть опубликована? – Причиной появления этой информации является, по моему мнению, промышленная конкуренция, которая прямо не затрагивает государственный уровень. В начале февраля на вооружение Российской армии был принят БТР-82А. При этом Министерство обороны России собирается взыскать с производителя – Арзамасского машиностроительного завода неустойку за срыв гособоронзаказа на 200 бронемашин в 2011–2012 годах. Причиной срыва называют экспортные поставки. То есть предприятие имеет такие же проблемы с выполнением заказов, как и украинские производители бронетехники (серийное производство испытывает трудности). Но в данном случае главный пострадавший – российское военное ведомство, которое не получило то, за что уплачены деньги. При этом на внешних рынках нарастает давление со стороны конкурентов с незалежной. Украина и Россия выбрали разные стратегии создания новой бронетехники. Первая создала небольшой плацдарм – БТР-4Е с пересмотренной компоновкой трансмиссии, позволяющей кормовое десантирование, но без претензии на общую революционность технических решений. С этого плацдарма начато наступление – заключены контракты с Ираком, Казахстаном, подписан меморандум с Индией, ведутся перспективные переговоры еще с несколькими странами. На недавней выставке в ОАЭ была представлена значительно улучшенная модель БТР-4МВ. Россия делает ставку на прорывное решение – БТР «Бумеранг». Эта машина еще АРМИЯ ЗА РАМКАМИ минного обеспечения, а также мониторинга подводной среды. В последнее время на страницах различных изданий, в том числе в №№ 4, 7 еженедельника «Военно-промышленный курьер», активизировалась дискуссия об актуальных вызовах, перспективных ВВТ, военном строительстве. Василий БУРЕНОК, президент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, доктор технических наук Данная тенденция представляется весьма конструктивной, поскольку позволяет сформировать некоторое обобщенное экспертное представление о путях решения чрезвычайно сложной проблемы – определения нового облика Вооруженных Сил, которая еще в недавнем прошлом решалась, мягко говоря, несколько по-другому и людьми с весьма специфическими представлениями о роли и месте Вооруженных Сил в государстве и его делах. Cправедливо отмечается, что войны будущего будут радикально отличаться от войн минувшего века и даже от войн совсем недавнего прошлого. Первые часто называют бесконтактными, сетецентрическими. При этом вполне справедливо делается вывод о том, что нынешняя система вооружения ВС России не соответствует характеру будущих войн, поэтому структуру и состав этой системы надо менять. Действительно, характер войны и состав технических средств, применяемых в ее ходе, – это две теснейшим образом связанные категории. ВВТ И ХАРАКТЕР ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ К сожалению, в процессе упомянутых рассуждене готова (опытный образец появится в лучшем случае летом 2013 года). При этом ни БТР-82А, ни забуксовавший БТР-90 не имеют обязательного на сегодня минимума – кормового десантирования (у них выход через боковые люки, ведущий к значительным потерям в условиях боя). Даже при лучших технических показателях по некоторым другим параметрам это очень серьезный фактор, выводящий БТР-4 вперед. Может так случиться, что когда «Бумеранг» будет готов, основные ниши на мировом рынке вооружений будут уже заняты украинской техникой. Отсюда нервозность. Да еще собственное Министерство обороны недовольно или того хуже – ставит в пример украинских производителей бронетехники. Поэтому желание уничтожить конкурента хотя бы информационно вполне объяснимо. В этом и следует искать источник предвзято негативной информации о БТР-4Е последнего времени. Подготовил Михаил СИМУТОВ ний у некоторых авторов происходит смешение понятий. Зачастую сферу межгосударственного противостояния путают со сферой военных действий и на этой основе начинают предъявлять к вооруженным силам и их системе вооружения такие требования, выполнение которых призвано то ли государство превратить в армию, то ли армию расширить до границ государства. И уже сложно понять, какие задачи должны выполнять в будущем вооруженные силы, а какие – экономические, политические, идеологические, культурно-воспитательные – органы и организации государства. А за этим частоколом рассуждений теряется способность обосновать требования к новому облику и Вооруженных Сил, и их технической составляющей. Поэтому, соглашаясь со многими авторами по большинству выводов, все же хотелось бы рассматриваемый вопрос перевести в прикладную плоскость, то есть определить, каким образом прогнозируемый характер войны повлияет на структуру и состав системы вооружения (или наоборот, как современные технические средства способны изменить характер войны). Для этого придется еще раз проанализировать само понятие «война». Классическое определение утверждает: это социально-политическое явление, связанное с применением военного насилия, является продолжением политики насильственными методами. В то же время в различных источниках упоминается огромное количество других видов войн: экономическая, дипломатическая, информационная, психологическая, кибернетическая, холодная, не говоря уже о таких экзотическиспецифических, как газовая, нефтяная и даже соляная или рисовая. Безусловно, никто и никогда не пытался предъявлять требования к системе вооружения ВС исходя из характера перечисленных войн. Как уже было сказано, всегда доминировало классическое правило, что вооруженные силы и их система вооружения предназначены для ведений войн с применением вооруженного насилия по отношению к противнику, предполагающего физическое разрушение, уничтожение, повреждение неких объектов, но не для психологического, экономического или иного вида давления на него (хотя эти самые другие виды давления как «побочный продукт» вооруженного насилия практически всегда имеют место). ОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯХ Представляется целесообразным разобраться (или по крайней мере прийти к единому мнению, договориться) с пониманием того, что такое война будущего, что включается в это понятие. Будем ли мы понимать по-прежнему, что война – это вооруженное насилие, или же согласимся с тем, что это более широкое понятие, включающее многие другие аспекты давления на противника (так наЗА РАМКАМИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА ЗДРАВОГО СМЫСЛА ОБЛИК ГРЯДУЩИХ ВОЙН И НОВЫХ СИСТЕМ ВООРУЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛИТ ТОЛЬКО НАУКА зываемую мягкую силу) для принуждения его к действиям, выгодным противостоящей стороне. При этом некоторые авторы иногда говорят о том, что война как метод достижения политических целей может и не предполагать собственно вооруженного насилия. Тогда, выходит, и вооруженные силы как элемент государства не нужны или необходимы совсем в другом виде. Что же тогда собой будут представлять вооруженные силы страны и их система вооружения новой эпохи? Явочным порядком расширение трактовки термина «война» уже происходит, как происходит и возложение на вооруженные силы новых задач, ранее несвойственных военной организации государств. В США и других странах мира созданы или создаются подразделения психологических операций, предназначенные для борьбы в сфере человеческого сознания, киберкомандования – для ведения войн в виртуальном пространстве. Автор ряда статей в «Военно-промышленном курьере» Константин Сивков говорит о новой сфере вооруженной борьбы – информационной, о психотронном воздействии, а вооруженную борьбу как разрушение и захват различных видов материи называет «вульгарным милитаризмом». воздействие на противника (его живую силу, вооружение, военную и специальную технику, инфраструктуру) посредством материальных объектов и генерируемых ими явлений, направленное на поражение (уничтожение, разрушение) и/или изменение характера действий противника для достижения определенных политических целей. Как видим, это определение очерчивает функциональную область вооруженных сил, пределы их компетенции. Вооруженное насилие осуществляется вооруВ случае с кибервойнами с определенными оговорками можно согласиться, что это вооруженное насилие. Оружие – программные продукты, цель – разрушение различных систем управления посредством уничтожения используемых в этих системах программных продуктов. Что же касается подразделений психологических операций, то здесь очевиден факт выхода за традиционное понимание термина «вооруженное насилие». Единственным оправданием возложения подобного рода задач на военных является то, что действия таких подразделений распространяются, как правило, на военнослужащих противостоящей стороны. Но и здесь опыт войны западной коалиции в Ираке внес свои изменения в военные каноны, и таким подразделениям армии США вменена обязанность проводить психологические операции и по отношению к мирному населению. Можно, конечно, опять найти этому факту оправдание: война в Ираке сейчас партизанская, мирное население только условно является мирным, а в сущности это мобрезерв партизан и источник их ресурсного обеспечения. Следовательно, в таком случае психологические операции по отношению к мирному населению – это фактически борьба с партизанским движением. Но уж слишком много появляется оговорок и размывается строгость терминов и определений в военной области, многими десятилетиями остававшихся неизменными. ВМЕСТО МИСТИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ Возможно, пришло время изменить взгляд на войну как именно насильственные действия (подготовка к которым и их ведение – прерогатива органов военного управления) и уйти от «вульгарного милитаризма». Тогда необходимо трактовать понятие шире – как совокупность действий по принуждению одной стороны к выполнению воли другой. Но тогда мы получаем другую крайность: экономические, газовые, информационные и тому подобные невооруженные конфликты также станут относить к войнам с вытекающим из этого следствием (вытекающим из классических канонов). Речь пойдет о возложении управления подготовкой к таким войнам и организации действий государственных структур в процессе их ведения на военнополитическое руководство страны (Верховного главнокомандующего, его ставку, Генеральный штаб вооруженных сил или ему подобную структуру). Понятно, что это выходит за рамки здравого смысла. Значит, говорить о какой-либо войне вообще, распространяя суть рассуждений на принципы построения вооруженных сил и развития системы вооружения, нельзя. Как литературный прием это имеет право на жизнь, но как способ определения требований к военной организации страны, армии будущего такой подход вряд ли допустим. Скорее применение «мягкой силы» относится к сфере межгосударственного противостояния, но вряд ли стоит в этом случае рассуждать об «информационных войсках» и тому подобных новшествах. Вернее, назвать такие «войска» можно как угодно, но большой вопрос: стоит ли их относить к вооруженным силам? И в решении этого вопроса мистические рассуждения о единстве материального и информационного представления мира и неразделимости материи и сознания вряд ли помогут. Очевидно, что для разрешения этой проблемы целесообразно разделение понятия «война» на две составляющие: именно вооруженное насилие и совокупность невоенных действий, хотя направленность этих составляющих фактически одинакова или близка – достижение каких-либо политических целей. Определение вооруженного насилия может звучать следующим образом – непосредственное женными силами, применяя для этого систему вооружения, в которую входят организационно и функционально связанные образцы и комплексы вооружения, военной и специальной техники. Планирование актов военного насилия, управление их осуществлением – прерогатива военного ведомства. То есть такое определение не отвергает понятия войны как общественно-политического явления и направлено лишь на очерчивание границ, за которыми применяются (должны применяться) другие силы и средства, имеющиеся в распоряжении государства, эту войну ведущего. Как представляется, такое определение позволяет достаточно четко выделить требования к облику вооруженных сил и их системе вооружения. Попробуем показать это. НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ Итак, непосредственное воздействие на противника (его живую силу, вооружение, военную и специальную технику, инфраструктуру) означает, что в ходе войны объектом прямого воздействия вооруженных сил одной стороны являются вооруженные силы и инфраструктура театра войны другой. И не более того. Психотронная, информационная и тому подобная обработка населения страны-противника не должна входить в круг задач вооруженных сил. Они к этому не готовятся да и не могут быть подготовлены по ряду причин. По каким? Да хотя бы потому, что плохо это у военных получается: только что человек в форме, стрелявший, разрушавший и получавший в ответ дозы свинца, вдруг начинает говорить с населением страны-противника о любви к ближнему, демократии и толерантности. И даже если это не один и тот же человек, все равно восприятие и у него, и у его противников провозглашаемых на информационном поприще сентенций будет не самое лучшее. Как такие метаморфозы воспринимает, например, население Афганистана и Ирака, хорошо известно. Это задачи других ведомств и структур (по крайней мере опыт, в том числе и недавний достаточно горький отечественный, это подтверждает). И информационное противоборство не может быть сферой военных действий – это противоборство идеологий, облаченное в специфически подготовленную информацию и программные продукты, то есть это сфера межгосударственного противостояния. Радиоэлектронная борьба, кибервойна в системах военного управления – это задача вооруженных сил, а информационное противоборство – вряд ли, «великовата эта шапка для Сеньки». Но с другой стороны, многие авторы правы, говоря о новых видах невоенного (несилового) межгосударственного противоборства. К таким видам следует отнести информационное, экономическое, идеологическое, психологическое и даже культурное и религиозное. Для несилового воздействия на противника государство может и должно привлекать все имеющиеся в его распоряжении органы, организации и формирования, а также создавать их на период противоборства. Тогда необходимо определиться с тем, кто же должен заниматься этими видами воздействия, системно и компетентно решать массу проблем, начиная от организации теоретических исследований по формам и способам его осуществления, вариантам применяемых технических средств и заканчивая подготовкой специалистов. Об одной из таких структур, в частности, говорил Леонид Ивашов. Возможно, эту обязанность должен взять на себя Совет безопасности России за счет расширения круга решаемых им задач, ответственности и полномочий. Может быть, это будет некий другой аналитико-административный центр. Его задача – системное планирование и скоординированное управление невоенным воздействием на противника, которое должно представлять собой комплекс взаимоувязанных по целям, месту и времени мероприятий, осуществляемых различными органами, организациями и формированиями в интересах решения политических задач. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что острота проблем прогнозирования характера будущих войн нарастает и не замечать этого на государственном уровне недальновидно. Но при этом их решение должно основываться на результатах строгого научного анализа и теоретических проработок – в этом сомневаться не приходится. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.5